Методическая разработка урока "Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО)"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Методическая разработка урока по информатике для 6 класса с презентацией и технологической картой (по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_logo.docx | 120.19 КБ |
logo_urok_2.pptx | 361.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 12.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Урок информатики
«Думаем и исследуем на ЛОГО»
(программирование в среде ЛОГО)
методическая разработка
Автор:
Коровина Наталия Валерьевна,
учитель информатики и ИКТ,
МАОУ «СОШ № 45»
I квалификационная категория
Новоуральский городской округ
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Методическая разработка урока информатики по теме «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО) для учащихся 6 класса.
Цель урока: создать условия для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Знания и умения учащихся на момент урока: понятие исполнитель; назначение программы Game Logo; основные команды исполнителя Черепашка.
Характеристика класса
В классе 24 учащихся (6 девочек, 18 мальчиков). Психологические особенности младшего подросткового возраста проявляются в данном классе в полной мере. Дети активны, подвижны, любознательны, но в силу возрастных особенностей чаще отвлекаются, их настроение изменчиво. Происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности. Теоретическое мышление учащихся в этом возрасте находится лишь на начальном этапе своего развития, поэтому новые научные термины вводятся постепенно, материал вводится через практические занятия, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Стремление экспериментировать, склонность к фантазированию и чувство взрослости присутствуют у учащихся, эти особенности класса были учтены при подготовке урока.
Педагогические методы и приемы
Урок подготовлен в рамках системно-деятельностного подхода к обучению, который концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Для достижения результатов используются элементы следующих методов:
- проблемно-диалогический метод (учитель сначала посредством диалога и выполнения несложного задания помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками);
- деятельностный метод (ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, активно участвует в работе, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений).
Формы работы
Порядок организации учебной деятельности представлен на уроке в виде фронтальной и групповой форм.
Средства обучения
- наглядные пособия (презентация, задания для работы учащихся);
- компьютеры учащихся и учителя;
- проектор;
- программа Game Logo, Net Control 2 Classroom.
При проведении урока соблюдались основные принципы обучения:
- принцип деятельности (учащиеся в группах выполняют задания);
- принцип непрерывности (материал и деятельность учащихся подобраны с учетом возрастных психологических особенностей развития детей);
- принцип целостности (в процессе выполнения работы у учащихся формируется обобщенное системное представление о возможностях программы; кроме этого, материал, демонстрируемый учащимся с использование современных информационных технологий, подобран так, чтобы вызывал интерес, прослеживалась связь с учебными предметами, социализировал учащихся);
- принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера на уроке, работа в группах, возможность участвовать в общем обсуждении дают ученикам возможность самореализоваться и раскрыться, провести саморефлексию);
- принцип творчества (учащиеся, самостоятельно открывая новые возможности программы, приобретают собственный опыт творческой деятельности).
Технологическая карта урока
Тема урока: «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО).
Цель урока: создание условий для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Задачи
1. Сформировать понятие алгоритм.
2. Выработать навыки записывать и редактировать текст алгоритма.
3. Выработать навыки оформления алгоритма в виде программы.
4. Развивать творческие способности.
5. Развивать коммуникативные умения учеников в совместной деятельности.
6. Приблизить к самостоятельному решению творческих задач.
7. Воспитать и развить социальные и личностные качества.
Оборудование:
- план работы на уроке;
- задания для каждой группы;
- ПК с программой Game Logo;
- презентация;
- мультимедиа – проектор;
- доска StarBoard;
- программа Net Control 2 Classroom
Планируемы результаты
Личностные: внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику; осознание ответственности за общее дело, трудолюбие.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: анализ, классификация, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации, синтез, сравнение, обобщение. Аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в группе, формулирование собственного мнения и позиции.
Ход урока
Этап урока | Цель Предполагаемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Номер слайда |
Организационный этап | Ц - Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу Р - Доброжелательный настрой учителя и обучающихся | - Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на урок, мотивирует их к уроку через загадку. - Прежде чем мы продолжим нашу работу оцените, пожалуйста свое настроение по шкале, которая находится у вас на рабочем столе. | Приветствуют, настраиваются на урок, отгадывают загадку. - Оценивают свое настроение | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | Слайд 1 |
Актуализация опорных знаний | Ц - На основе знаний учащихся подвести к раскрытию темы урока Р - Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности | - Подскажите, пожалуйста, с чем мы познакомились на предыдущем занятии - Правильно мы с вами начали знакомство с Черепашкой и ее основными командами - Напомните мне их, пожалуйста | Отвечают на вопросы учителя предполагаемые ответы детей - Познакомились с Черепашкой - Писали программы - Рисовали в ЛОГО предполагаемые ответы детей - вперед - налево - направо - назад | Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П) Подведение под понятие (П) Выполнение пробного учебного действия (Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) | Слайд 2 Слайд 3 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности | Ц - На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить тему урока Р - Активныедействия обучающихся с объёмом изучения | - Молодцы! А тему сегодняшнего занятия я зашифровала в основных командах Черепашки. Чтобы ее разгадать вам необходимо разделиться на группы по три человека и получить задания. - Напомните правила работы в группах: - Представитель от каждой группы получите задание (приложение 1) (Время работы в группах 5 минут) Результат работы в группах вывешивается на доску и получается слово «Алгоритм» - Какая тема сегодняшнего на урока? - А что такое алгоритм вы мне скажите в конце сегодняшнего занятия | - Делятся на группы и выполняют задания в группах 1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте. 2. Вы уважаете мнение каждого участника. 3. Шум может быть только рабочим. - Формулируют тему урока «Алгоритм» | Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П) Постановка и формулирование проблемы (П) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) | Слайд 4 Слайд 5 |
Первичное закрепление | Ц - Научить, самостоятельно выделять необходимую информацию Р - Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации | - Давайте заглянем немного в историю - Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами. Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль-Хорезми привел такие методы счета, которые усваивает даже ребенок. С развитием науки и техники человечество осознало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбить на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, не относящийся к арифметике. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П) Извлечение необходимой информации (П) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) | Слайд 6 | |
Применение знаний и умений | Ц - Закрепить навыки работы с программой Game Logo Р - Совместное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | - Хорошо. Давайте продолжим нашу работу - Предлагаю подойти по одному представителю от группы и взять конверт с заданием (на работу в группе отводится 15 минут) - После выполнения задания возьмите эталон и сравните со своей работой Физкультминутка | Работа в группах. Сравнивают с эталоном | Выполнение действий (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Доказательство (П) Контроль (Р) Волеваясаморегуляция в ситуации затруднений (Р) | Слайд 7 Слайд 8 |
Обобщение и систематизация знаний | Ц – Сформулировать понятие «алгоритм» Р - Классификация и систематизация, внутрипредметных связей | - Давайте посмотрим на результаты вашей практической работы. - Где у вас возникли затруднения? - Знания каких учебных предметов вам сегодня пригодились? - Скажите пожалуйста можете ли вы сказать что такое «Алгоритм» - Молодцы. Давайте запишем это понятие в тетрадь | - На доску проецируются результаты работы групп. - Ответы детей предполагаемые ответы детей - математика - история - русский язык предполагаемые ответы детей - определенная последовательность действий - четкие шаги Записывают определение | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Контроль (Р) | Слайд 9 |
Домашнее задание | - Я предлагаю вам два домашних задания. Для всех 1. Написать алгоритм рисования забора для исполнителя Черепашка По выбору 1. Подготовить презентацию на тему «Алгоритм и исполнители» (5 слайдов) 2. Написать алгоритм рисования круга для исполнителя Черепашка | Записывают домашнее задание | Слайд 10 | ||
Рефлексия | Ц - Проверка способности самооценки, как личностный результат. Р - Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. | - Мне интересно мнение каждого из вас о нашем уроке. Сформулируйте его, используя начало фраз - Я узнал… - Я понял… - Мне было интересно…. - Я научился… - Оцените свое настроение в конце урока - Спасибо всем за урок. | Ответы детей Ставят отметки на шкале | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе критерия успешности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) | Слайд 11 Слайд 12 |
Приложение 1
Задание для групп
1. Распределите роли в группе
2. Определить какую фигуру нарисует Черепашка, выполнив этот набор команд
Результат перенести на листок – 1 клетка 10 шагов Черепашки
3. Правильность выполнения проверить в программе Game Logo
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте алгоритмы рисования фигур, приведенных на рисунке. Для выполнения этого задания подготовьте в тетради рисунки, с учетом начального положения Черепашки и промежуточные цели. Числа на рисунках указывают размер отмеченных углов в градусах. Размеры других углов рассчитайте или подберите сами. Размеры отрезков произвольны.
2. Рисунки сохраните под номером группы (например, группа 0_треугольник, группа 0_дом, группа 0_парусник).
1 1
1
Оценка своего настроения
Оцените свое настроение по данной шкале от -5 до +5 начало урока конец урока
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные команды Вперед Назад Налево Направо Поднять перо Опустить перо Цвет Перо
Правила работы в группах Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте . Вы уважаете мнение каждого участника. Шум может быть только рабочим.
АЛГОРИТМ
По страничкам истории … Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми , который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами.
Основные углы
Физкультминутка
Алгори́тм это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи.
Я узнал … Я понял … Мне было интересно … Я научился …
Домашнее задание Для всех 1. Написать алгоритм рисования забора для исполнителя Черепашка По выбору 1. Подготовить презентацию на тему «Алгоритм и исполнители» (5 слайдов) 2. Написать алгоритм рисования круга для исполнителя Черепашка
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО).
Цель урока: создание условий для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Знания и умения учащихся на момент урока:
- понятие исполнитель;
- назначение программы Game Logo;
- основные команды исполнителя Черепашка.
Задачи
1. Сформировать понятие алгоритм.
2. Выработать навыки записывать и редактировать текст алгоритма.
3. Выработать навыки оформления алгоритма в виде программы.
4. Развивать творческие способности.
5. Развивать коммуникативные умения учеников в совместной деятельности.
6. Приблизить к самостоятельному решению творческих задач.
7. Воспитать и развить социальные и личностные качества.
Планируемы результаты
Личностные: внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику; осознание ответственности за общее дело, трудолюбие.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: анализ, классификация, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации, синтез, сравнение, обобщение. Аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в группе, формулирование собственного мнения и позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка направленного на развитие толерантности среди молодежи на тему: ”What is tolerance? How to be tolerant?”
Данный урок способствует совершенствованию лексических навыков по теме «Толерантность», развитию навыков чтения, аудирования и диалогической речи.Способствует развитию стремления быть терпимым в общес...
Методическая разработка урока по теме "Алгоритмизация и программирование. Повторение" 11 класс
Работа представляет собой метод.разработку урока по теме "Алгоритмизация и программирование. Повторение" 11 класс. В архиве находятся конспект урока и файл notebook....
Методическая разработка зачёта на тему : «Алгоритмизация и программирование» 11 класс.
Методическая разработка зачёта на тему : «Алгоритмизация и программирование» 11 класс....
Тест по теме « Программирование в среде Лого Миры 2.0»
Предлагаю Вашему вниманию разработку теста по информатике для 6 класса по теме «Программирование в среде Лого Миры 2.0». При составлении теста использован учебник Н.В Макаровой «Информатика. 5-6 класс...
Методическая разработка «Исследовательская деятельность старшеклассников как метод познания окружающей среды»
Одной из эффективных форм работы по изучению биологии и экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навык...
Программирование в среде Лого. Циклический алгоритм
Тема сегодняшнего урока – «Циклические алгоритмы».Что такое циклические алгоритмы? Обсуждаем, вырабатываем определение, записываем в тетрадь. Приводим и записываем примеры циклически...
Программирование в среде Лого. Циклический алгоритм – продолжение
Продолжение работы с циклическими алгоритмами....