Урок "Циклический алгоритм. 9 класс"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Иванова Елена Петровна

В материале представлен конспект урока и презентация урока в 9 классе по теме "Циклический алгоритм". Учащиеся легко "входят в тему", благодаря жизненным ситуациям, которые рассмотрены на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tsiklicheskiy_algoritm.zip223.23 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока информатики в 9 классе.

Тема: Циклический алгоритм.

Цели:

  • Общеобразовательные:

- проверить знания по теме «разветвляющийся алгоритм»;

- познакомиться с понятием цикла;

- рассмотреть виды циклов;

- применить изученный материал на практике при решении задач.

  • Развивающая:

- развитие логического мышления учащихся.

  • Воспитательные:

- формирование информационной культуры учащихся.

Тип урока: Комбинированный.

Коммуникативная задача: взаимообмен информацией между учителем и учащимися.

Программное обеспечение:

  • система подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.
  • текстовый процессор  Microsoft Word
  • Система программирования TURBO PASCAL.

Аппаратное обеспечение: рабочее место учителя, ученика, видеопроектор.

План урока.

Этап урока

время

1

Организационный момент.

2-3 мин.

2

Опрос по теме

«Разветвляющиеся алгоритмы»

10-15 мин.

3

Изучение нового материала «Циклические алгоритмы»

 3.1 Теория.

 3.2  Практика. Решение задач.

10 мин.

15 мин.

4

Зарядка для глаз

2 мин

5

Итог урока, домашнее задание.

5 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Приветствие, объявление темы, постановка целей.

  1. Опрос по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».                                            Учащиеся работают в парах, отвечая на вопросы, сформулированные в электронной презентации, подготовленной к уроку.

Вопросы для повторения

  • Разветвляющийся алгоритм –  …

   алгоритм, в котором действие может идти по одному из нескольких заранее предусмотренных путей.

  • При однократном выполнении разветвляющегося алгоритма существуют действия,…

   которые не выполняются.

  • Виды ветвлений:…

   полное, неполное, вложенное

  • Синтаксис условного оператора:

   If <условие> Then <действие 1>       [Else <действие 2>];

  • Другие операторы:

        Readln(a,b); Writeln(‘мне ’,s, ‘лет’)

  • Запишите условный оператор, в котором значения переменной С вычисляется по формуле

   А+В,    если А- чётное и

   А*В,     если А- нёчетное.

IF A mod 2 = 0 Then C:=A+B

                           Else C:=A*B;

  • Имеется условный оператор

   IF d<>10 THEN Writeln(‘УРА!’)

                   ELSE Writeln(‘ЖАЛЬ!’);сделайте замену

1. IF d=10 THEN Writeln(‘УРА!’)

                  ELSE Writeln(‘ЖАЛЬ!’);

2. IF not (d=10) THEN Writeln(‘УРА!’)

                          ELSE Writeln(‘ЖАЛЬ!’);

3. IF not (d=10) THEN Writeln(‘ЖАЛЬ!’)

                          ELSE Writeln(‘УРА!’);

4. IF not (d<>10) THEN Writeln(‘ЖАЛЬ!’)

                            ELSE Writeln(‘УРА!’);

  • Какими будут значения переменных j и k

  после выполнения условного оператора

  IF j>k THEN j:=k-2 ELSE k:=k-2;

  если исходные значения переменных равны

  1. j=3, k=5;            j=3, k=3
  2. j=3, k=3;            j=3, k=1
  3. j=3, k=2;            j=1, k=2

  • Чему равны значения переменных А и В

после выполнения последовательности

действий

A:= 15 div (16 mod 7)

B:=34 mod A * 5 – 29 mod 5 *2

А = 7,  В = 22

     3. Изучение нового материала «Циклические алгоритмы»

         3.1 Теория.

          На этом этапе ведется беседа учителя с учащимися, которая сопровождается  

          электронной презентацией «Циклический алгоритм».

          У учащихся имеется раздаточный материал «Циклические алгоритмы»

  1. Практика. Решение задач.

Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм решения следующей задачи: найти сумму всех двузначных чисел.

     

Далее учащимся предлагается самостоятельно составить программу.

Program zadacha1;

Var j:integer; s:longint;

Begin

S:=0;

 FOR J:=10 TO 99 DO

 S:=S+J;

 Writeln(‘Сумма всех двузначных чисел:’, S);

 Readln;

 End.

     

На следующем шаге учащиеся модифицируют программу так, чтобы  

     выводилась сумма четных двузначных чисел.

Program zadacha2;

Var j:integer; s:longint;

Begin

S:=0;

 FOR J:=10 TO 99 DO

 IF J MOD 2 = 0 THEN S:=S+J;

 Writeln(‘Сумма всех четных двузначных чисел:’, S);

 Readln;

 End.

После  вновь предлагается изменить программу, используя цикл с предусловием WHILE

Program zadacha3;

Var j:integer; s:longint;

Begin

 S:=0; J:=10;

 WHILE J<>100  DO

 Begin

 S:=S+J; J:=J+1

 End;

 Writeln(‘Сумма всех двузначных чисел:’, S);

 Readln;

 End.

     

В тетради фиксируются алгоритмы и программы решения задач.

     6. Итог урока.

          На этом этапе подводятся итоги, выставляются оценки, задается домашнее

          задание.


Циклические алгоритмы

Алгоритм, в котором некоторая последовательность действий может повторяться неоднократно, называется циклическим.

Последовательность действий, которая может выполняться в цикле неоднократно, называется телом цикла.

Виды циклов

 Цикл с предусловием

Синтаксис оператора

While <условие> do

<блок операторов>;

   Блок операторов выполняется пока условие принимает значение истина

 Цикл с постусловием.

 Цикл с параметром.

Синтаксис оператора

Repeat

<блок операторов>;

Until <условие>;

   Блок операторов выполняется до тех пор, пока условие принимает значение ложь

Синтаксис оператора

For J:=Nz to Kz do

<блок операторов>;

или

For J:= Kz dowto Nz do

<блок операторов>;

Блок операторов выполняется

            |Kz-Nz+1| раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»

«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся  5–7 классов)...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация к уроку по теме "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов" 4 класс УМК Плаксин М.А.

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Алгоритмы" в 4 классе.  УМК М.А. Плаксин. Включает вопросы и задания на повторение по темам "Черный ящик", "Исследование черного ящик...

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...