Самостоятельная работа на уроках информатики и ИКТ
статья по информатике и икт (10 класс)
Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Преподаватель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_almond_a.m_1.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»
Самостоятельная работа на уроках информатики и ИКТ
преподаватель
Алмонд А.М.
Санкт-Петербург
2021г.
Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Преподаватель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта.
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении ученики сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов. Одним из важнейших умений учащихся должно быть умение работать с учебником, с книгой. Учащиеся при работе с учебником должны уметь выделять в тексте, рисунке, таблице самое главное; делать обобщение; сравнивать; составлять схемы, таблицы.
Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.
В современном мире ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся обще учебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.
При изучении литературы по теме самообразования я поставила перед собой ряд вопросов:
- из каких элементов складывается данная форма работы;
- как правильно организовать индивидуально-групповую работу на уроках информатики;
- какова степень самостоятельности при индивидуальной работе обучающихся.
Исходя из этого, я поставила цель: создать благоприятные условия для усвоения учебного материала через организацию индивидуально-групповой работы на уроках информатики. Достижение цели предусматриваю в выполнении следующих учебных задач:
- сформировать навыки коммуникативных отношений при работе в парах и группах;
- сформировать умения выполнять практические работы, грамотно выстраивать логические цепочки;
- научить обучающихся выполнять письменные работы;
- научить каждого обучающегося четко планировать свою учебную деятельность;
- развивать умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.
На основе анализа программы я составила тематическое планирование, в которое включила основные элементы индивидуально-групповой работы на уроках информатики, что позволяет вести систематический контроль за усвоением учебного материала, учитывая при этом индивидуальные особенности.
Ведущими моими принципами по данной теме являются:
- практическая направленность в изучении информатики;
- научности;
- гуманности;
- сотрудничества;
- коллективной помощи;
- связи уроков информатики с другими предметами (математики, истории, физики и др.).
Эти принципы я положила в основу своей работы по руководству учебной деятельностью обучающихся на уроках информатики. Активизация деятельности каждого обучающегося на уроке – это активизация разнообразных форм и методов обучения и стимуляция творческой самостоятельности обучающихся.
Добиться поставленной цели и задач позволяет использование наряду с традиционными, новых форм организации обучения – уроков-зачетов, семинарских занятий, включение в уроки коллективной и групповой деятельности обучающихся, применение игровых форм, а также формы индивидуально-групповой работы на уроках, призванные помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, развить умения анализировать научные данные, способствовать дифференциации и индивидуализации обучающихся информатики в зависимости от подготовки обучающихся.
Разрабатывая методику организации индивидуально-групповой познавательной деятельности обучающихся, я познакомилась с работами ряда учителей информатики, а также экспериментально апробировала несколько вариантов организации групповой работы на уроках информатики и выявила определенные положения, которые оказали существенную помощь в дальнейшее работе:
- для успешной работы группы необходимо, чтобы каждый ученик обладал элементарными умениями самостоятельно познавательной деятельности;
- перед началом организации групповой работы преподаватель достаточно четко должен представлять уровень познавательной самостоятельности как отдельного обучающегося, так и класса в целом.
Необходимо:
- проведение преподавателем подробного инструктажа, раскрывающего последовательность действий обучающихся при выполнении работы;
- давать консультации отдельным группам;
- значительная часть успеха определяется составом группы.
Мой опыт показал, что на начальных этапах работы, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, быстро появляется свой лидер, и им может быть не обязательно сильный ученик. "Слабые" ученики, как правило, тоже проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.
Состав группы я изменяю и не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, то состав оставляю прежним.
При организации индивидуально-групповой работы я стараюсь придерживаться определенных требований:
- нейтрализовать негативные явления;
- группы не должны знать о разделении в разрезе замысла преподавателя;
- распределять по группам, сообщая, что это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнить задания;
- чтобы не развить индивидуалистические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
- создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.
Индивидуально-групповую деятельность на уроке информатики складываю из следующих элементов:
- Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.
- Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.
- Работа по выполнению учебного задания.
- Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
- Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
- Сообщение учащихся по вызову преподавателя о полученных результатах, общая дискуссия в группе под руководством преподавателя, добавление и исправление, дополнительная информация преподавателя и формирование окончательных выводов.
- Индивидуальная оценка работы групп и общей работы в целом.
Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности.
Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.
Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.
Групповая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде помощи сильных учеников более слабым.
Индивидуально-групповая форма учебной работы – не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Данную форму работы применяю во всех группах, положительный результат особенно заметен в тех группах, где четко проявляются индивидуальные различия обучающихся.
В разных звеньях процесса обучения применяю:
- Формирование знаний:
- объяснение всем учебного материала;
- самостоятельная работа по заданиям (высокие, средние, низкие учебные возможности);
- работа преподавателя с каждым учеником по теме урока индивидуально;
- итоги.
- Закрепление и совершенствование знаний.
Вся группа решает познавательные задачи. Два-три обучающихся с высокими учебными возможностями подбирают по теме дополнительный материал из других источников.
- Проверка знаний
- Если группе давалось несложное задание, то проверяю выполнение задания только у слабых.
- Обучающимся с высокими учебными возможностями даю общее задание.
Я организовываю работу класса с помощью наиболее активных учеников, которые подают личный пример, способствуют более широкому анализу учебного материала (каждый в соответствии со своими способностями, интересами, фондом действенных знаний может вносить свой вклад в общее дело обучения). Совместная деятельность разрешается усилиями всего коллектива. При затруднении, более слабые обучающиеся могут прибегнуть к помощи товарищей.
При выборе формы учебной работы учитываю:
- наличие разнообразного дидактического материла
- содержание материала (новизна, трудность)
- как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика (защита своего мнения, умения доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма, помогать в затруднениях, планировать работу, способность к самоконтролю).
- организация деятельности должна способствовать формированию положительных мотивов, формированию познавательного интереса, познавательных потребностей.
- следует искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп обучающихся.
Группы динамичны, их состав определяется характером учебных задач и изменяется на основе анализа контрольных и творческих работ, опроса, зачетов, наблюдений.
Наличие в учебной группе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания.
Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.
Иной вариант – деление обучающихся на три группы, каждая из которых включает только сильных, средних или слабых обучающихся (по успеваемости).
Успеху индивидуальности обучения способствует групповые и индивидуальные консультации и зачеты.
Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма дает результаты.
Групповая форма работы не является универсальной и не может быть применима на каждом уроке, но плодотворность ее для меня несомненна.
Домашняя учебная работа так же является самостоятельной деятельностью, дополняющей урок.
Её особые функции:
- умении самостоятельно учиться;
- определять задачи и средства работы;
- планировать учение.
Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение:
- закреплении знаний и умений;
- полученных на уроке;
- отработке навыков;
- усвоении нового материала.
В конце урока предлагаю ученикам ознакомиться с заданиями для домашней работы, предупреждаю о возможных затруднениях, даю рекомендации по их преодолению, сообщаются требования к оформлению домашней работы.
Вывод
Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Руководство преподавателя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если преподаватель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ"
В данном учебном материале представлен фрагмент сборника: обоснована актуальность применения внеаудиторной самостоятельной работы, даны методические рекомендации для студентов, характеристика одного з...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для 1 курса
по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика" специальности Технологии машиностроения 2 курс 4 семестр....
Самостоятельные работы по курсу "Информатика и ИКТ"
для общеобразовательных дисциплин...
Самостоятельная работа к уроку информатики 10 класс на тема "Алгоритмы, блок - схемы"
Самостоятельная работа разработана к уроку "Алгоритмы". Цели данной работы провести контроль знаний и уровень усвоения знаний учениками....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
...
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...