Конспект урока по теме "Компьютерные сети. Адресация в Интернете" (базовый курс)
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
В содержание урока включено рассмотрение задания №12 (базовый уровень) КИМ итоговой аттестации по информатике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternye_seti._adresatsiya_v_internete.docx | 180.33 КБ |
eor_adrestsiya_v_internete.pptx | 709.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Адресация в Интернете"
(базовый курс)
Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать представление об IP-адресе компьютера;
- Ввести понятие маски сети и маски подсети;
- Рассмотреть задачи на построение IP-адреса и определение количества компьютеров в сети.
- Рассмотреть типовые задания, входящие в КИМ ЕГЭ (задание №12).
Воспитательные:
- Повышение положительной мотивации учащихся в изучении информатики
- Активизация познавательной деятельности
- Воспитание аккуратности, добросовестности.
Развивающие:
Формирование умений анализировать, выделять главное, использовать на практике.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Изучаемые вопросы:
- Что такое IP-адрес.
- Правила построения IP-адреса.
- Использование маски сети.
- Решение задач по теме, в том числе, из КИМ ЕГЭ.
Ход урока
1. Актуализация знаний на основе ранее изученного материала.
Фронтальная беседа по ранее изученным вопросам:
- Что такое компьютерная сеть?
- Назовите виды компьютерных сетей?
- Как устроена локальная сеть и какие функции она выполняет?
- Какие сети называют глобальными?
- Что такое сервер?
- Что такое Интернет?
- Какие услуги сети вы знаете?
Как компьютеры находят друг друга в сети? (постановка проблемы)
2. Новый материал.
Объяснение нового материала происходит с использованием ЭОР – Презентация к уроку (Приложение слайд №№1-10)
3. Закрепление материала
При закреплении нового материала используется ЭОР – Презентация к уроку (Приложение слайд №№11-12). Решения записываются на доске и в тетрадях учащихся.
Практическое задание №2[1]
Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
Решение:
- самое главное – вспомнить, что каждое из 4-х чисел в IP-адресе должно быть в интервале от 0 до 255
- поэтому сразу определяем, что фрагмент А – самый последний, так как в противном случае одно из чисел получается больше 255 (643 или 6420)
- фрагмент Г (число 20) может быть только первым, поскольку варианты 3.1320 и 3.13320 дают число, большее 255
- из фрагментов Б и В первым должен быть Б, иначе получим 3.1333.13 (1333 > 255)
- таким образом, верный ответ – ГБВА.
Практическое задание №3
Если маска подсети 255.255.255.224 и IP-адрес компьютера в сети 162.198.0.157, то номер компьютера в сети равен_____
Решение:
- нужно помнить, что каждая часть в IP-адресе (и в маске) – восьмибитное двоичное число, то есть десятичное число от 0 до 255
- поскольку 255 = 111111112, все части IP-адреса узла, для которых маска равна 255, входят в IP-адрес сети без изменений (они полностью относятся к адресу сети), это 162.198.0.__
- заметим, что в маске сначала идет цепочка единиц, а потом до конца – цепочка нулей; это правильно, число где цепочка единиц начинается не с левого края (не со старшего, 8-ого бита) или внутри встречаются нули, не может быть маской; поэтому есть всего несколько допустимых чисел для последней части маски (все предыдущие должны быть равны 255):
100000002 = 128
110000002 = 192
111000002 = 224
111100002 = 240
111110002 = 248
111111002 = 252
111111102 = 254
111111112 = 255
- переведем в двоичную систему четвертую часть IP-адреса и маски
Адрес: 157 = 100111012
Маска: 224 = 111000002
- выделенная часть адреса относится к адресу сети, номер компьютера в сети определяется последними пятью двоичными цифрами 111012=29
- ответ: 29.
Практическое задание №4
В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети:
IP-адрес: 217.8.244.3 Маска: 255.255.252.0
При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.
A | B | C | D | E | F | G | H |
0 | 3 | 8 | 217 | 224 | 244 | 252 | 255 |
Пример. Пусть искомый адрес сети 192.168.128.0 и дана таблица
A | B | C | D | E | F | G | H |
128 | 168 | 255 | 8 | 127 | 0 | 17 | 192 |
В этом случае правильный ответ будет HBAF.
Решение: (логическое «И» маски и адреса узла):
- нужно помнить, что каждая часть в IP-адресе (и в маске) – восьмибитное двоичное число, то есть десятичное число от 0 до 255 (поэтому каждую часть адреса и маски называют октетом)
- поскольку 255 = 111111112, все части IP-адреса узла, для которых маска равна 255, входят в IP-адрес сети без изменений (они полностью относятся к адресу сети)
- поскольку 0 = 000000002, все части IP-адреса узла, для которых маска равна 0, в IP-адресе сети заменяются нулями (они полностью относятся к адресу узла в сети)
- таким образом, мы почти определили адрес сети, он равен 217.8.X.0, где X придется определять дополнительно
- переведем в двоичную систему третью часть IP-адреса и маски
- адрес: 244 = 111101002
маска: 252 = 111111002
- выполним между этими числами поразрядную конъюнкцию – логическую операцию «И»; маска 252 = 11111100 говорит о том, что первые 6 битов соответствующего числа в IP-адресе относятся к адресу сети, а оставшиеся 2 – к адресу узла:
244 = 111101002
252 = 111111002
поэтому часть адреса сети – это 244 = 111101002.
- таким образом, полный адрес сети – 217.8.244.0
- по таблице находим ответ: DCFA (D=217, C=8, F=244, A=0)
- Контроль знаний.
В качестве контроля полученных знаний предлагается компьютерный тест, включающий вопросы с выбором ответа и задачи из КИМ ЕГЭ. Используется в приложение «Конструктор тестов». Вопросы и ответы теста выдаются программой в случайном порядке, ответы в предлагаемых задачах необходимо ввести в поле ответа.
Тест
Как называется 32-битный идентификатор, которым характеризуется каждый узел в сети TCP/IP?
- IP-адрес
- IPX-адрес
- MAC-адрес
Какой (или какие) параметры являются обязательными в настройках протокола TCP/IP в OC Windows?
- IP-адрес
- маска подсети
- основной шлюз
- адрес DNS-сервера
- адрес WINS-сервера
Какой (или какие) параметры в настройках протокола TCP/IP следует настроить, чтобы ваш компьютер мог взаимодействовать с другими сетями? Выберите нужные ответы.
- IP-адрес
- маска подсети
- основной шлюз
- адрес DNS-сервера
- адрес WINS-сервера
Какой (или какие) идентификаторы выделяются в IP-адресе с помощью маски подсети? Выберите нужные ответы.
- сети
- сетевого адаптера
- узла
- компьютера
Компьютер, подключенный к Интернету, обязательно имеет:
- IP-адрес
- Web-сервер
- домашнюю Web-страничку
- доменное имя
Задача1. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
Задача2. Если маска подсети 255.255.224.0 и IP-адрес компьютера в сети 206.158.124.67, то номер компьютера в сети равен_____
Задача3. В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети:
IP-адрес: 140.37.235.224 Маска: 255.255.240.0
При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.
A | B | C | D | E | F | G | H |
255 | 140 | 252 | 235 | 224 | 37 | 8 | 0 |
Пример. Пусть искомый адрес сети 192.168.128.0 и дана таблица
A | B | C | D | E | F | G | H |
128 | 168 | 255 | 8 | 127 | 0 | 17 | 192 |
В этом случае правильный ответ будет HBAF.
После прохождения тестирования учащиеся получают оценку и имеют возможность проверить свои ответы в приложении Конструктор тестов.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Информационные ресурсы
- Информатики и ИКТ. Учебник. Н.Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.
- Основы компьютерных сетей. Учебное пособие. Microsoft Партнерство в образовании. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006г.
- Энциклопедия школьной информатики Под редакцией Семакина И.Г. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
- http://www.5byte.ru/11/0022.php
- http://kom-seti.narod.ru/index.files/13.htm
- http://kpolyakov.spb.ru (раздел ЕГЭ)
[1] Практические задания №№ 2,3,4 взяты из источника http://kpolyakov.spb.ru (раздел ЕГЭ, задание 12)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИПЫ АДРЕСОВ СТЕКА TCP / IP В стеке TCP / IP используется три типа адресов: 1. Локальные (аппаратные адреса) – тип адреса, который используется средствами базовой технологии для доставки данных в пределах подсети, которая является элементом составной интерсети. Адрес имеет формат 6 байт и назначается производителем оборудования и является уникальным 2. IP -адрес – представляет собой основной тип адресов, на основании которых сетевой уровень передаёт пакеты между сетями. Эти адреса состоят из 4 байт. Назначаются администратором во время конфигурирования компьютеров и маршрутизатора. Он состоит из двух частей: а) Номер сети – выбирается администратором произвольно или назначается службой InterNic ; б) Номер узла в сети – назначается независимо от локального адреса узла. 3 . Символьно -доменное имя ( uslugi.mosreg.ru ). Символьные и мена разделяются точками. В Интернете нет центра управления, но существует международная неправительственная организация Internet Society (ISOC) , которая утверждает сетевые стандарты (протоколы) и следит за адресной дисциплиной в сети.
IP-адрес. Для того чтобы в процессе обмена информацией компьютеры могли найти друг друга, в Интернете существует единая система адресации, основанная на использовании IP-адреса. Каждый компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный 32-битный (в двоичной системе) IP-адрес , с помощью которого компьютер однозначно идентифицируется Для программно-аппаратных устройств IP-адрес это просто целое число для хранения которого выделяется ровно 4 байта памяти. Т.е. число в диапазоне от 0 до 4294967295 . Человеку запоминать такие громоздкие числа сложно. Поэтому для наглядности, IP-адрес записывается в виде последовательность четырех чисел разделенных точками в диапазоне от 0.0.0.0 до 255.255.255.255. Каждое из этих четырех чисел соответствует значению отдельно каждого байта из тех четырех, в котором хранится все число. .
Различные представления IP -адреса IP -адрес в 32-разрядном виде 11000000 10101000 00000101 11001000 IP -адрес, разбитый на октеты 11000000 10101000 00000101 11001000 Октеты в десятичном представлении 192 168 5 200 IP -адрес в виде десятичных чисел, разделенных точками 192.168.5.200
IP-адрес содержит адрес сети и адрес компьютера в данной сети (адрес сети и адрес подсети)
Класс Первые биты Наименьший номер сети Наибольший номер сети Максимальное число узлов в сети A 0 1.0.0.0 126.0.0.0 2 24 B 10 128.0.0.0 191.255.0.0 2 16 C 110 192.0.1.0 223.255.255.0 2 8 D 1110 224.0.0.0 239.255.255.255 Multicast (групповой адрес) E 11110 240.0.0.0 247.255.555.555 Зарезервирован Для обеспечения максимальной гибкости в процессе распределения IP-адресов, в зависимости от количества компьютеров в сети, адреса разделяются на классы А, В, С, D, E . Первые биты адреса отводятся для идентификации класса, а остальные разделяются на адрес сети и адрес компьютера в сети. Причем IP-адреса могут группироваться в сети и подсети только по строго определенным правилам. Количество IP-адресов (размер) в любой подсети всегда должно быть кратно степени числа 2. То есть – 4, 8, 16, 32 и т.д. Других размеров подсетей быть не может. Причем, первым адресом подсети должен быть такой адрес, последнее (из четырех) чисел которого должно делиться без остатка на размер сети.
7 IP- адреса 193.162.230.115 0..255 0..255 0..255 0..255 IP- адрес: w . x . y . z номер сети + номер компьютера в сети Класс сети w Номер сети Номер компьютера Число сетей Число компьютеров A 1..126 w x.y.z 126 16777214 B 128-191 w.x y.z 16384 65534 C 192-223 w.x.y z 2097151 254 Классы D и E используются для служебных целей.
Провайдеры часто предоставляют пользователям доступ в Интернет не с постоянным, а с динамическим IP-адресом, который может меняться при каждом подключении к сети. В процессе сеанса работы в Интернете можно определить свой текущий IP-адрес. Определение IP-адреса компьютера Однако только IP -адреса компьютеру для работы в сети TCP/IP недостаточно. Вторым обязательным параметром, без которого протокол TCP/IP работать не будет, является маска подсети.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСОК В IP- АДРЕСАЦИИ Маска – число, которое используется в паре с IP адресом, двоичная запись маски содержит единицы в тех разделах, которые должны в IP адресе интерпретироваться как номер сети . Маска представляет собой число, в котором вначале идут единицы, а затем нули. Для стандартных классов сетей маски имеют след. значения: 1) Класс А – 11111111 . 00000000 . 00000000 . 00000000 ( 255.0.0.0) 2) Класс В – 11111111 . 11111111 . 00000000 . 00000000 ( 255.255.0.0) Размер сети Длинная маска Двоичное представление последнего байта маски сети 4 255.255.255.252 111111 00 8 255.255.255.248 11111 000 16 255.255.255.240 1111 0000 32 255.255.255.224 111 00000 64 255.255.255.192 11 000000 128 255.255.255.128 1 0000000 256 255.255.255.0 00000000
Маска подсети производит разделение любого IP -адреса на две части: идентификатор сети и идентификатор узла сети. Такое разделение делается очень просто: там, где в маске подсети стоят единицы, находится идентификатор сети, а где стоят нули – идентификатор узла, поэтому есть всего несколько допустимых чисел для последней части маски (все предыдущие должны быть равны 255): 10000000 2 = 128 11000000 2 = 192 11100000 2 = 224 11110000 2 = 240 11111000 2 = 248 11111100 2 = 252 11111110 2 = 254 11111111 2 = 255
Пример: В IP -адресе 192.168.5.200 при использовании маски подсети 255.255.255.0 идентификатором сети будет 192.168.5.0, а идентификатором узла – число 200. Стоит поменять маску подсети на 255.255.0.0 как идентификатором сети будет 192.168.0.0 а идентификатором узла – число 5.200. При этом иначе будет вести себя компьютер при посылке IP -пакетов.
Практическое задание № 1 Подсчитайте максимальное количество сетей класса В и максимальное количество адресов компьютеров в сети класса С . Определите , к какому классу адресов относится IP-адрес вашего компьютера после подключения к Интернету. Практическое задание № 2 (из материалов ЕГЭ) Практическое задание № 3 (из материалов ЕГЭ) Если маска подсети 255.255.255.224 и IP-адрес компьютера в сети 162.198.0.157, то номер компьютера в сети равен_____ Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.
Практическое задание №4 (из материалов ЕГЭ) В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP -адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске. По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети: IP -адрес: 217.8.244.3 Маска: 255.255.252.0 При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел 4 фрагмента четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек. Пример. Пусть искомый адрес сети 192.168.128.0 и дана таблица В этом случае правильный ответ будет HBAF. A B C D E F G H 0 3 8 2 17 224 244 2 52 255 A B C D E F G H 128 1 68 255 8 127 0 17 1 92
http :// www .5 byte . ru /11/0022. php http://kom-seti.narod.ru/index.files/13.htm http://kpolyakov. spb .ru (раздел ЕГЭ) Информационные ресурсы Основы компьютерных сетей. Учебное пособие. Microsoft Партнерство в образовании. М.:Бином . Лаборатория знаний, 2006г. Энциклопедия школьной информатики Под редакцией Семакина И.Г. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка
Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,...
План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"
Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....
Конспект урока "Безопасность в сети Интернет"
Конспект урока "Безопасность в сети Интернет" - классный час для 8 класса...
КОНСПЕКТ УРОКА «УСЛУГИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ»
Урок в 7 классе.Цели урока:- дать представление о методах поиска, сохранения и обработки информации;- отработать с учащимися навыки получения и отправки файлов через электронную почту;- развития...
Конспект урока по английскому языку "Мой рабочий день" (1 курс)
Материалы урока направлены на : развитие коммуникативной компетенции студентов 1 курса на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Мой рабочий день» ...
Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической и общей химии"
Урок в игровой форме под названием «Своя игра». Такая форма урока является аналогом телевизионной игры «Своя игра». Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, зак...
Конспект урока "Безопасность в сети Интернет"
Конспект урока "Безопасность в сети Интернет"...