Урок на тему «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Конспект открытого урока по информатике в 7 классе на тему "Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защита компьютера от вирусов | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема программы: «Компьютер и его программное обеспечение»
Тема урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов»
Цели урока:
∙ образовательная: познакомиться с видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации от вирусов, получить практические навыки работы с антивирусной программой.
∙ развивающая: развивать интеллектуальные умения: выделять главное анализировать, сравнивать, делать выводы, расширить кругозор.
∙ воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к компьютерной технике и информационным ресурсам; коммуникативные навыки, умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ, поддерживать интерес к предмету через практическое применение полученных знаний.
Вид урока: комбинированный
Класс: 7
Оборудование: проектор, компьютеры, сеть интернет;
Программное обеспечение урока:
∙ антивирусная программа Kaspersky Antivirus 6.0
∙ стандартное приложение Windows – Internet Explorer
∙ программа Microsoft Power Point
Методическое обеспечение урока:
∙ презентация к уроку
∙ раздаточный материал (для каждого ученика) – лист с текстом «Инструкция по защите от компьютерных вирусов», электронный тест, практическая работа.
Виды работы: беседа, фронтальный опрос, игра, работа с раздаточным материалом, работа в группах, работа за компьютером.
Литература, используемая при подготовке уроку:
Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ Учебник для 7 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ Учебник для 10-11 классов – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие. – М:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2006.
http://sq.ro
Этапы урока:
∙ Организационный момент.
∙ Разминка
∙ Актуализация знаний:
o игра
o проверка творческого задания
∙ Постановка цели урока.
∙ Изучение нового материала:
o Антивирусные программы
o Физкультминутка
o Работа в группах
∙ Закрепление
o Компьютерный тест
∙ Гимнастика для глаз
∙ Практическая работа за компьютером
- Изучение антивирусной программы
- Обновление антивирусных баз
- Проверка носителей на вирусы
∙ Постановка домашнего задания.
∙ Подведение итогов урока.
o что нового сегодня узнали?
o как планируете применять полученные знания?
o оценка знаний и умений учащихся по теме урока
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка явки учащихся и их готовности к занятию.
Эпиграф урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же
происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!»
Льюис Керрол. "Алиса в стране чудес"
1. Разминка.
Кто в компьютер к нам попал,
Хоть его никто не звал?
Логин и пароль украл,
Файлы все нам переврал,
Доступ он закрыл на диск, -
И компьютер вмиг завис.
Для работы сплошной минус.
Подозрение на …
- Вирус!
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята, кто такой этот коварный компьютерный вирус?
- Это программа, способная скрытно внедрять свои копии, размножаться и наносить компьютеру вредное воздействие.
- Сегодня на уроке мы должны научиться защищать компьютер от вирусов, а для этого необходимо уметь распознавать врага.
- Есть желающие побыть в роли компьютерных вирусов?
Правила игры: на доске прикрепленные листы с изображениями различных компьютерных объектов. Приложение 1. Ученики-вирусы выходят к доске и захватывают объекты. По картинке в руках ученика-вируса вы должны определить, какой это вирус. Правильно названный ученик-вирус должен рассказать все, что он знает об этом вирусе. При необходимости берет «Помощь зала». Затем, при помощи карточек находящихся на партах определяете степень опасности этого вируса. Очень опасный – поднимаете красную карточку, опасный - желтую, неопасный – зеленую. Распознанный вирус возвращается на место.
За каждый правильный устный ответ получаете 1 бит.
Ответы учащихся:
- Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при их запуске. После запуска находятся в оперативной памяти и могут заражать другие файлы.
- Макровирусы заражают файлы документов, например текстовых. После загрузки текстового документа в текстовый редактор могут заражать другие документы.
- Сетевые вирусы могут передаваться по компьютерным сетям свой программный код и запускать его на компьютерах, подключенных к сети. Наибольшую опасность представляют почтовые вирусы, которые распространяются во вложенных с почтовое сообщение файлах.
- Загрузочные вирусы записываю себя в загрузочных секторах дисков. При загрузке операционной системы вирусы внедряются в оперативную память.
- Вирусы-шутки вызывают звуковые или визуальные эффекты.
- Троянская программа имеет своего хозяина, для которого похищает логины, пароли, коды доступа. Полученными сведениями могут воспользоваться злоумышленники.
- Итак, составим рейтинг вирусов по степени воздействия.
- Сетевой почтовый вирус, троянская программа – очень опасные.
- Файловый, загрузочный, макровирус – опасные.
- Вирус-шутка – не опасен.
- Дома вы хорошо поработали и подготовили рисунки на тему «Как я представляю компьютерный вирус». Посмотрим, что у вас получилось. Демонстрация рисунков. За рисунок получаете по 1 биту.
( Во время перемены рисунки в электронном виде переписаны на компьютер учителя, выполненные в бумажном варианте размещены на стенде).
- Румынский программист Алекс Драгулеску составил программу, которая по коду вируса получает его трехмерное изображение.
Просмотр http://sq.ro с переводом названий вирусов.
- Кого напоминают ваши вирусы?
- Героев мультфильмов, инопланетян...
- На что похожи вирусы, нарисованные программой?
- Цветы, кораллы, снежинки…
- Какую особенность в изображениях ваших вирусов вы заметили?
- Наши вирусы больше похожи на живых существ.
- Итак, враг изучен, можно переходить в наступление. А в этом нам поможет антивирусная программа.
3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: «Антивирусные программы. Защита компьютера от вирусов».
(Слайд 2).
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
(Слайд 3)
- Сегодня на уроке мы узнаем:
∙ Что такое антивирусная программа;
∙ Виды антивирусных программ;
∙ Как защитить компьютер от вирусов.
3.1 Антивирусная программа
- Отступите пять клеточек вниз, запишите определение: (Слайд 4)
Антивирус – Это программа, способная
Распознавать и уничтожать известные вирусы.
- Как действует компьютерный вирус? (Слайд 5)
- Компьютерный вирус скрытно записывает свой код в код файла. Файл заражается.
- Рассмотрим основной принцип действия антивирусных программ. (Слайд 6). В их состав входят списки известных вирусов, которые содержат название вируса и его код. Эти списки называются антивирусные базы. Причем, коды этих вирусов заблокированы особым образом и не могут оказывать вредное воздействие на компьютер. Как только программа антивирус обнаружит, что фрагмент кода в каком-либо файле совпадает с кодом вируса в базе, файл считается зараженным и подлежит лечению, т.е. из него удаляется программный код вируса. Если кода какого-то нового вируса в базе нет, то его не всегда удается обнаружить. Базы необходимо поддерживать в актуальном состоянии.
- Как это можно сделать?
- Обновить или скачать из Интернет.
- Задача на размышление: для того, чтобы лучше защитить компьютер, Саша поставил сразу две антивирусные программы, но компьютер стал работать гораздо хуже, а антивирусные программы постоянно с чем-то боролись. Поможем Саше разобраться, в чем же дело?
- Программы занимают много оперативной памяти?
- Вирусная атака.
- Охотятся за одним и тем же вирусом.
- Давайте вспомним, что входит в состав антивирусных программ?
- Антивирусные базы.
- А теперь представьте, что эти программы обнаружили друг у друга в базах коды вирусов… Их дальнейшие действия?
- Будут друг с другом бороться.
- Какой совет дадим Саше?
- Устанавить только одну антивирусную программу.
- По принципу обнаружения вирусов различают несколько видов антивирусных программ (Слайд 7). Дорисовываем схему.
Антивирус – это программа, способная распознавать и уничтожать известные вирусы.
|
Мониторы
|
Ревизоры
|
Блокировщики
|
Сканеры
|
Доктора
|
(Слайд 8,9) Сканеры. Используются для периодической проверки компьютера. После запуска проверяют файлы и оперативную память на наличие вирусов и обеспечивают их нейтрализацию. Программы-сканеры нужно регулярно обновлять, так как они быстро устаревают и не могут выявлять новые виды вирусов. Следует отметить, что программы-сканеры могут обнаружить только те вирусы, которые ей известны AVP (Antiviral Toolkit Pro, автор - Е.Касперский), Aidstest (автор - Д.Лозинский) и Doctor Web (авторы - И.Данилов, В.Лутовинов, .Белоусов).
(Слайд 10) Мониторы - это программы (сторожа), которые постоянно находятся в оперативной памяти и оповещают пользователя обо всех попытках какой-либо программы выполнить подозрительные действия. В качестве примера такой антивирусной программы можно назвать VSafe. Заметим, что она не способна обезвредить даже известные вирусы. Для "лечения" обнаруженных фильтром вирусов нужно использовать программы-доктора.
(Слайд 11) Программы – ревизоры - это программы, которые анализируют текущее состояние файлов и системных областей диска и сравнивают с информацией, сохраненной ранее в одном из файлов ревизора. При этом проверяется длина файлов, их время создания, атрибуты, контрольные суммы.
(Слайд 12) Антивирусные блокировщики — это программы, перехватывающие «вирусоопасные» ситуации на ранней стадии до его размножения и сообщающие об этом пользователю.
(Слайд 13) Доктора - не только находят файлы, зараженные вирусами, но и лечат их, удаляя из файла тело программы-вируса. Программы-доктора, которые позволяют лечить большое число вирусов, называются полифагами.
- Как правильно выбрать антивирусную программу? (Слайд 14)
Рассмотрим критерии выбора антивирусных программ:
∙ Надежность и удобство в работе
∙ Качество обнаружения вирусов
∙ Существование версий под все популярные платформы
∙ Скорость работы
∙ Наличие дополнительных функций и возможностей
- Какие антивирусные программы установлены у вас дома? (Слайд 15)
- Касперский, Dr. Web, Avast…
- Посмотрим результаты опроса пользователей ПК. (Слайд 16)
Далее краткий визуальный обзор антивирусных программ. (Слайды 17-22)
Более подробно Антивирус Касперского: (Слайд 33)
Kaspersky Anti-Virus – продукт «Лаборатории Касперского» – самого известного в России производителя системы защиты от вредоносных программ, спама и хакерских атак, крупнейшая антивирусная компания в Европе. Лаборатории Касперского 13 лет. Основатель - Евгений Касперский, наш отечественный программист
Программный комплекс позволяет организовать полномасштабную систему антивирусной защиты персонального компьютера. Он охватывает все возможные источники проникновения вирусной угрозы - съемные и постоянные файловые носители, электронную почту и Интернет. (Слайд 24)
Лабораторией Касперского создана вирусная энциклопедия, в которой можно подробно узнать об интересующем вас вирусе и о наиболее распространенных в последнее время. Адрес энциклопедии: http://www.viruslist.com/index.html) (Слайд 25)
- Какой же можно сделать вывод относительно видов рассмотренных здесь программ?(Слайд 26)
- Различают антивирусные программы: сканеры, мониторы, ревизоры, блокировщики, доктора.
- Антивирус Касперского является одной из самых популярных и надежных антивирусных программ.
Наиболее активные учащиеся получают 1 бит.
3.2 Физкультминутка. (Слайд 27).
А сейчас снять накопленную усталость нам поможет физкультминутка.
- Наша физкультминутка на тему программное обеспечение. Я буду перечислять различные программы. Если программа относится к системному ПО, вы встаете, если к прикладному – садитесь.
Перечисляю системные и прикладные программы:
- Операционная система, текстовый редактор, компьютерная игра, драйвер, Paint, Антивирус Касперского, файловый менеджер, Win Amp,Linux, система компьютерного черчения.
- Молодцы!
3.3 Защита компьютера от вирусов.
- Пословица гласит: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Это высказывание справедливо и к компьютерным вирусам.
-Важный момент защиты - не дать вирусам проникнуть в компьютер.
-Методы по защите информации разделяются на организационные и программные (технические).
-Организационные подразумевают, что вы грамотно организуете свою работу на компьютере, соблюдая основные правила безопасности.
-Программные отвечают за эффективное использование антивирусных программ.
- У каждого на столе есть текст «Методические рекомендации по защите информации».
Приложение 2
- Сейчас вам предстоит изучить рекомендации и выделить основные методы защиты.
- Разбейтесь в группы по 3 человека. В группе каждый отвечает за одно из направлений: (Записываю на доске)
Направления:
1. Пути проникновения вирусов (отмечаем V)
2. Организационные методы защиты информации (отмечаем +)
3. Программные (технические) методы защиты информации (отмечаем *)
- Распределите направления между собой в группах.
- А теперь объединитесь в 3 группы по направлениям, согласно расставленным на партах табличкам.
Учащиеся пересаживаются по направлениям.
- Каждая новая проблемная группа должна в течение 5 минут совместными усилиями выбрать и отметить в тексте правила, относящиеся к ее направлению зарезервированным знаком.
Учащиеся работают с текстом, обсуждают, отмечают. Учитель консультирует, помогает при затруднении, делает целевые обходы.
- Теперь, ребята возвращайтесь в свои группы и каждый поделитесь полученной информацией с товарищами по группе, придите к общему мнению. Время – 5 минут.
Идет обсуждение в группах. Коррекция результатов.
- Проверьте, как вы справились с данной задачей. Внимание – на экран (Слайды 28, 29).
Если у вас правильно распределено большинство правил поднимите зеленую карточку,
Примерно половина – желтую карточку, меньше половины – красную карточку.
Зеленая карточка - 2 бита, желтая – 1 бит.
- Какое направление на ваш взгляд наиболее значимое?
- Важны все направления.
- Вложите памятки в свои рабочие тетради, соблюдайте данные там рекомендации и тогда вы сможете противостоять любым коварным вирусам и сохранить ценную информацию.
4. Компьютерный тест по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».
- Проверим, как вы усвоили данную тему.
- Пересаживайтесь за компьютеры. Выполните тест «Вирусы» на рабочем столе.
За тест каждый получит количество бит по количеству набранных баллов. Максимум 5. Затем самостоятельно выполните упражнение для глаз.
5. Упражнения для глаз (Инструкции с описанием упражнений закреплены на компьютерных столах).
Упражнения выполняются стоя или сидя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании.
1. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами проделать круговые движения по часовой и против часовой стрелки по 5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.
4. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.
6. Повторить 4-5 раз.
6. Компьютерный практикум.
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов. Обнаружение и лечение»
Цель работы : «Научиться использовать антивирусные программы для проверки носителей на наличие вирусов и лечения, изучить состав компонентов защиты».
Задача1. Обновить антивирусные базы
Задача 2. Познакомиться с возможностями программы
Задача 3. Проверить флешку (дискету) на наличие вирусов.
Знакомство с интерфейсом программы. Демонстрация на экране.
- В нашем классе установлена антивирусная программа Kaspersky Anti-Virus 6.0.
В левой части окна программы имеются четыре вкладки:
∙ Защита – позволяет настраивать основные компоненты защиты;
∙ Поиск вирусов – служит для выбора объектов проверки и уровня защиты;
∙ Сервис включает: Обновление антивирусных баз, настройку параметров обновления (пункт меню настройка), файла данных с отчетами по работе приложения,
∙ Аварийный диск, поддержка специалистов Лаборатории Касперского.
∙ Информация – инструкции по работе с программой.
Инструкция по выполнению практической работы находится на компьютерных столах.
Приложение 3.
- После выполнение работы возвращаемся за парты и подводим итоги практикума (Слайд 31).
7. Домашнее задание по выбору учащихся:
o Используя изученный на уроке материал, подготовить интересные вопросы для викторины.
o Защитить домашний компьютер от вирусов
8. Подведение итогов:
- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!».
-Что произойдет особенного, если вирус попадет в компьютер с установленной антивирусной программой?
- Программа найдет вирус, сообщит о его появлении и обезвредит.
-А что же может произойти «интересного» при попадании вируса в компьютер, где такой программы нет?
- Вирус попадет в компьютер, размножится, может украсть пароли, удалить файлы, компьютер будет зависать, медленно работать.
Вопросы учащимся:
∙ Что нового узнали на уроке?
- Что такое антивирусная программа, как она находит вирусы. Виды антивирусных программ: мониторы, сканеры, ревизоры, блокировщики, доктора.
∙ Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
∙ Обновлять антивирусные базы, не устанавливать две антивирусные программы, проверять внешние носители на вирусы, периодически сканировать компьютер , копировать ценную информацию на диски, пользоваться лицензионными программами, не открывать подозрительные электронные письма…
∙ Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с антивирусными программами?
∙ Очень полезные.
Выставление оценок: подсчитайте количество набранных битов. Набравшие более 10 битов получают оценку «5», 7-10 оценку «4», 5-7 оценку «3».
- Трудно встретить человека, пользующегося компьютером и не столкнувшегося с компьютерными вирусами. Вред, причиняемый ими, огромен. Вооружившись знаниями и соблюдая основные правила защиты от вирусов этих неприятностей можно избежать, чтобы не получилось как у героя известного фильма. Просмотр ролика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Вирусы и антивирусные программы. Защита информации"
Презентация «Вирусы и антивирусные программы. Защита информации»8 классАвтор: Горина В. С., учитель информатикиУчебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ, учебник для 8 класса, М.: "БИНОМ. Лаборатория...
Флипчарт к уроку информатики "Данные и программа. Устройство компьютера"
Дидактический материал по теме "Данные и программа. Устройство компьютера" предназначен для уроков информатики с использованием интерактивной доски Promethean....
Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Устройство и компоненты компьютера" в 5 классе....
Конструкт урока по теме «Создание текстов на компьютере» 4 класс
Учебный предмет: Информатика и ИКТ.Учебная тема: Создание текстов на компьютере.Класс: 4.УМК: учебник «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. 4 класс», автор Горячев А.В.,ОС «Школа 210...
Схема конспекта урока по теме: «Средства индивидуальной защиты»
Цели данного занятия: организовать деятельность обучающихся по изучению понятия «средств индивидуальной защиты», «защита человека от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ, бактериальных средс...
Конспект урока на тему:"Информационное моделирование на компьютере".
Материал направлен на изучение и обобщение темы "Информационное моделирование на компьютере"....
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...