Проектное обучение на уроках информатики как средство развития творческой личности
статья по информатике и икт ( класс) на тему

Быстрое развитие информационных технологий влияет на постановку целей и задач школьного курса информатики, заставляет вносить коррективы в содержание дисциплины “Информатика”.
Проектная деятельность в обучении способствует достижению основных целей курса информатики: формирование информационной культуры школьника, обучению системному подходу к познанию окружающего мира, развитие логического мышления, познавательного потенциала ребенка, его творческих способностей. Метод проектов в информационных технологиях позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ребенка в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.
Информационные технологии применяются при выполнении всех типов школьных учебных проектов: исследовательских, игровых, информационных, практико-ориентированных и др. Однако чаще других по курсу информатики и информационных технологий выполняются образовательные, исследовательские и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверенном и удобном для просмотра и получения знаний виде. Большую роль здесь играет применение различных пакетов прикладных программ. Для создания и общего оформления используются редакторы web-страниц или программы создания компьютерных презентаций, для отбора материалов – программы сканирования и обработки отсканированных объектов, для набора и форматирования текстов – текстовые редакторы, для работы с изображениями – графические редакторы. Для создания таблиц и графиков, проведения требуемых расчетов используются электронные таблицы и специальные статистические и математические пакеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектное обучение на уроках информатики как средство развития творческой личности»

Тремасова Наталья Владимировна, учитель информатики

Самара 2015 г.

Введение

Быстрое развитие информационных технологий влияет на постановку целей и задач школьного курса информатики, заставляет вносить коррективы в содержание дисциплины “Информатика”.

Проектная деятельность в обучении способствует достижению основных целей курса информатики: формирование информационной культуры школьника, обучению системному подходу к познанию окружающего мира, развитие логического мышления, познавательного потенциала ребенка, его творческих способностей. Метод проектов в информационных технологиях позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ребенка в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.

 Информационные технологии применяются при выполнении всех типов школьных учебных проектов: исследовательских, игровых, информационных, практико-ориентированных и др. Однако чаще других по курсу информатики и информационных технологий выполняются образовательные, исследовательские и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверенном и удобном для просмотра и получения знаний виде. Большую роль здесь играет применение различных пакетов прикладных программ. Для создания и общего оформления используются редакторы web-страниц или программы создания компьютерных презентаций, для отбора материалов – программы сканирования и обработки отсканированных объектов, для набора и форматирования текстов – текстовые редакторы, для работы с изображениями – графические редакторы. Для создания таблиц и графиков, проведения требуемых расчетов используются электронные таблицы и специальные статистические и математические пакеты.

Проект «Мой сайт»

В качестве примера реализации метода проектов средствами компьютерных технологий в системе базового обучения рассмотрим конкурс-проект «Мой сайт».

Цель конкурса-проекта:

Создание каждым участником проекта своего сайта или своей персональной веб-страницы, в которой сочетаются индивидуальное содержание, графическое оформление и интерактивность для посетителей.

Задачи конкурса-проекта:

•  Научиться создавать веб-страницы, в которых отражены личные цели и особенности автора, посетителям предоставляется возможность интерактивности (гостевые книги, конкурсы автора и т.п.).

•   Усовершенствовать  навыки  владения  графическими  и  html-редакторами, инструментарием для создания веб-страниц.

• Научиться вести тематические дискуссии на веб-форуме.

Главная цель учителя - организовать учебную деятельность старшеклассников. В этом случае учителю приходится выполнять функции координатора (тьютора).

Проект выполняется на протяжении какой—либо четверти и включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету, так и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания уроков.

Примерное планирование конкурса-проекта «Мой сайт»

Номера урока (занятия)

Темы уроков

Количество уроков

1-6

Коммуникации в глобальной сети Интернет

6

7-8

Стандартные средства мультимедиа

2

9-14

Основы языка HTML

6

15-19

Работа над проектом

5

20

Защита проекта

1

ИТОГО: 20 часов

Проведение конкурса-проекта:

•  Зарегистрированные участники проекта получают инструкции и   рекомендации    по    созданию    своих   персональных   веб-сайтов (страниц).

•  Организуется    телеконференция    или    веб-форум    среди участников    конкурса   по    обсуждению    вопросов    веб-дизайна   и содержания веб-сайтов (страниц).

•   Конкурсные    веб-сайты    (страницы)    могут    создаваться участниками на основе уже существующих собственных веб-сайтов (страниц), которые будут усовершенствованы авторами в ходе проекта.

•   Участники   размещают   свои   работы   в   сети   Интернет   на собственных или доступных им сайтах и сообщают в оргкомитет адрес своей титульной страницы.  Работа может состоять  из  одной или нескольких связанных гиперссылками страниц. • Проводятся чат-дискуссии или веб-форум по тематике проекта. Формулируются правила создания веб-сайтов (страниц).

•   Рефлексивный    анализ    участниками    своей    творческой деятельности по выявлению достигнутых успехов и проблем.

•  Жюри конкурса оценивает работу участников и публикует ссылки на лучшие творческие работы.

Более подробно остановимся на этапе «Защита проекта».

Данное занятие проводится в виде семинара, на котором учащиеся показывают свои проекты и рассказывают о них.

1 этап. Выполнить тест.

Данный тест проверяет знание теоретического материала по теме «Сеть Интернет. Основы языка HTML»

2 этап. Выступления учащихся.

При   подведении   итогов   использовать   следующие   критерии, сведенные в таблицу.

Критерии оценивания веб-сайта

Баллы

2 полностью

1

частично

0

нет

Структура сайта

Отражены цели, ход, результаты исследования

Сформулированы выводы

Описаны использованные информационные ресурсы

Содержание представленной информации

Представленная    информация    является    ценной    и интересной

Стилистически текст построен грамотно

Орфографические ошибки отсутствуют

Текст написан понятным языком

Дизайн сайта

Дизайн соответствует тематике сайта

Текст на выбранном фоне хорошо читается

Иллюстрации хорошего качества

Навигация по сайту

Представлен широкий спектр средств навигации

Все гиперссылки работают корректно

Всегда можно вернуться на исходную страницу

ИТОГО баллов:

Оценка творческих работ происходит по следующим критериям:

•  Нестандартность идей, выраженных участником в своих веб-страницах.

• Увлекательность содержания веб-страниц. Количество и качество

интерактивных элементов.

•  Оригинальность графических и иных мультимедийных средств, использованных в веб-сайте.

•   Технические   параметры   (время   загрузки   страниц,   средства навигации, скрипты и др.).

В зависимости от того, сколько подготовлено проектов, столько же готовится и выступлений для защиты. Если проект объединил работу нескольких групп, то выступающий от каждой группы сообщает о своей части проекта.

Примерный план выступления:

•  Название проекта. Обоснование выбора темы.

•  Авторы и руководители проекта.

•  Основные идеи, затронутые в проекте.

•  Используемые программы, информационные технологии.

•  Применяемые    возможности    HTML,    наиболее    интересные моменты.

•  Использование музыкального сопровождения.

•  Включение анимации, переходы между страницами.

•  Информационные источники.

•  Назначение сайта, сфера использования.

•  Индивидуальные особенности (если они есть).

•  Вывод о целях проекта.

Требования к выступлению:

•  Высокое качество выступления (связанный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения).

•  Демонстрация    страницы    должна    соответствовать    устному выступлению.

•  Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения.

•  Участие в дискуссии с другими группами.

Формы обсуждения:

•  Перечислить три наиболее сильные стороны представленной страницы.

•  Перечислить моменты, требующие доработки.

•  Внести свои предложения по усовершенствованию проекта.

•  Сделать    итоговый    вывод    и    выставить    общий    балл    за выступление на основе оценочной таблицы.

Участие всех учащихся в обсуждении обязательно. Это поможет научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих одноклассников, кроме этого позволит конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта.

После обсуждения оценочный лист для каждого проекта сдается учителю, который выполняет подсчет среднего балла за каждый проект.

Рефлексия по проекту.

Заполняется на отдельных листах или присылается по электронной почте.

•  Фамилия, имя:_______________

•  Класс:______________________

1. Опишите кратко свои чувства и ощущения при выполнении заданий.

2.Как вы осуществляли поиск в Интернет и что интересного нашли?

3.Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?

4.Что нового вы узнали при работе над проектом?

5.Оцените свою работу на занятии:

•  по пятибалльной системе: ...

•  по принципу «много - мало» поработал: ...

•  по принципу «интересно - не интересно»: ...

6.Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения следующих проектов:

•  себе -...

•  своему учителю - ...

3 этап. Подведение итогов.

Предоставляется слово гостям, если таковые имеются. Преподаватель говорит, в общем, о созданных презентациях, благодарит всех за работу, выделяет наиболее отличившихся. Выставляются и объявляются оценки.

Наиболее удачные проекты-сайты можно поместить в Интернет. Для этих целей лучше использовать сайт своего образовательного учреждения. Если такового нет, то бесплатный хостинг. Например, www.narod.ru. Очень удобный портал для размещения небольших сайтов. Там следует зарегистрироваться, получить имя и логин, и затем перекачать содержимое своего сайта. На сайте представлены понятные пояснительные материалы. Очень важно обратить внимание слушателей на существующие ограничения:

• объем каждого файла, размещаемого на сайте, не более 5 Мбайт;

• общий объем сайта не более 100 Мбайт;

•  страницы сайта и файлы, на которые организованы ссылки, должны иметь имена, написанные только латинскими буквами, и не содержать недопустимых символов (пробелов, точек и др.).

Следует обратить внимание слушателей на то, что размещение сайта в Интернет - очень ответственная операция, и выполнять ее нужно после того, как сайт проверен на работоспособность, выверен на грамматические и орфографические ошибки.

Заключение

проект «Мой веб-сайт», как и любой другой проект позволяет:

•    раскрыть творческий потенциал учеников;

•  самореализоваться ученикам и учителю в интересной для них предметной области школьного курса;

•    выяснить    интересы    учащихся    средствами    компьютерных телекоммуникаций в последующем профильном обучении;

•      повысить     образовательную     компетенцию     учеников     и компетенции       учителей       в       новых       информационных       и телекоммуникационных технологиях, оценить их эффективность для обеспечения образовательной деятельности;

•   оценить  качество  и  количество  образовательной  продукции субъектов образовательной деятельности;

•   выявить   противоречия,   возникающие   в   связи   с   усилением образовательной        деятельности        средствами        компьютерных телекоммуникаций   в   учебном   процессе,   отыскать   пути   решения обнаруженных проблем;

•   организовать  учебную  деятельность  школьников  средствами компьютерных телекоммуникаций;

•  по разработанным методическим рекомендациям организовать профильный элективный курс по веб-мастерству и др.

Список использованных источников

Литература:

  1. М.Г.Гилярова. Информатика. 9 класс. Проектная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей».- 2010, 112с.

Интернет-ресурсы

  1. Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся  [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/02/01/ispolzovanie-metoda-proektov-na-urokakh-informatiki-dlya

  1. Использование проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся  [Электронный ресурс]. URL:https://open-lesson.net/900/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии.

Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...