Стремительный прорыв: от детской логической машинки к робототехнике.
статья по информатике и икт ( класс) по теме
За 30 лет преподавания информатики в школе пройден огромный, но очень интересный путь от первого учебника к информатизации образования. В статье описываются информационные технологии, которые применялись в образовательном процессе в разный период времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_dlm_k_robototehnike.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Наталья Петровна,
старший методист ГБОУ ДПО ЦПК «Красноярский Ресурсный центр Самарской области»
Стремительный прорыв: от детской логической машинки к робототехнике.
За 30 лет преподавания информатики в школе пройден огромный, но очень интересный путь от первого учебника к информатизации образования. В статье описываются информационные технологии, которые применялись в образовательном процессе в разный период времени.
Ключевые слова: информатика; сеть интернет; операционная система; цифровые технологии; робототехника.
Мы живем в уникальное и удивительное время: на наших глазах происходит стремительное развитие новых технологий, что заставляет нас постоянно обучаться.
Моё первое знакомство с информационными технологиями началось более 30 лет назад с детской логической машинки. Она представляла собой упрощенную аналоговую вычислительную машину, работающую в двоичной системе счисления. Программирование осуществлялось при помощи штекеров программирования, ввод данных - с помощью переключателей. Машина была способна "отвечать" на вопросы, решать поставленные перед ней логические задачи, знакомила с основами математической логики и двоичной системы счисления. Так в возрасте 7-8 лет я научилась переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и решать простые логические задачи.
В старших классах школы моим классным руководителем была учительница математики и нового, только что появившегося предмета, информатики. На ее рабочем столе мы видели учебник А.П.Ершова, В.М. Монахова «Основы информатики и вычислительной техники». В нём давались первоначальные сведения об ЭВМ, их устройстве и применении, и подготовке решения задач на ЭВМ с помощью алгоритмов. Когда подошёл наш черед изучать информатику, в школе появились первые ЭВМ. Перед тем, как приступить к работе на них, нужно было загрузить с дискеты в память компьютера язык программирования Бейсик, а потом составлять программу. Уроки информатики проходили интересно, этому способствовал и новый учебник «В.А. Каймин, А.Г. Щеголев, Е.А. Ерохина, Д.П. Федюшин Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для 10-11 классов средней школы». Он был более яркий и красочный в отличие от предыдущего, большое внимание уделялось формированию информационной культуры - культуры обмена информацией в общении друг с другом, при работе с книгой и с ЭВМ.
По окончании 10 класса (1992 г.) мне предложили принять участие в районном конкурсе профессионального мастерства по информатике. Готовясь к конкурсу, я узнала о существовании текстовых редакторов (и совершенно не понимала в тот момент, зачем они нужны) и о том, что на Западе есть сеть Интернет, с помощью которой люди могут оплачивать свои коммунальные услуги, покупать билеты, товары не выходя из дома (эта информация вызвала у меня полное недоумение). Возможно, именно участие в данном конкурсе определило в дальнейшем выбор профессии – программист.
На первом курсе Поволжского института информатики радиотехники и связи происходит знакомство с персональными компьютерами на основе процессора Intel 80386, операционной системой MS DOS, файловым менеджером Norton Commander, текстовым редактором Lexicon, языком программирования TurboPascal, первой графической операционной системой Windows 3.1 и первым пакетом программ Microsoft Office. Ежегодно появляются новые программные продукты, изучаем их с интересом, к окончанию ВУЗа уже появляется Windows’98, Delphi, подключается сеть Интернет.
Дальше события развиваются более стремительно: большое распространение получают компьютеры на базе Pentium, на смену коаксиальным сетям приходит витая пара, становится доступным подключение к сети Интернет не только юридических, но и физических лиц (но пока еще с лимитированным доступом). Программное обеспечение постоянно обновляется, и теперь уже в программу школьного курса входит изучение операционной системы Windows и пакета программ Microsoft Office, а учителя-предметники массово проходят курсы повышения квалификации по применению информационных технологий. В 2006-2007 году для педагогов было непонятно, зачем учиться составлять презентации и для чего нужен Интернет, если в школе он в ограниченном количестве и много информации не скачаешь. Ответы на эти вопросы появятся немного позже и уже спустя 3-4 года Интернет и Microsoft PowerPoint станут привычными и незаменимыми.
В 2008 году в нашем округе (включает 3 района Самарской области) начинается введение электронного журнала. Как и всё новое, со стороны педагогов изначально это вызывает негодование и непонимание. Теперь я, уже в качестве методиста Ресурсного центра, провожу обучающие семинары, помогаю справиться с трудностями в заполнении. Слышу постоянно о том, что все это бесполезно, потому что в школах нет компьютеров, что к интернету подключен всего один и т.п. Но время идёт, и в рамках проекта модернизации образования, школы получают ноутбуки для учеников и учителей, появляются локальные сети и теперь выход в интернет осуществляется с любого компьютера. В отдельных школах появляются интерактивные доски.
В 2011 году начинается новый этап в развитии современного образования: введение ФГОС. Для кабинетов начальных классов поступает совершенно новое, ранее не используемое в образовательном процессе, оборудование: модульная система экспериментов PROLog, система мониторинга и контроля качества знаний PROClass, документ-камера и цифровой микроскоп. Возникает необходимость обучения педагогов работе с новым оборудованием, а для этого необходимо самой научиться работать с ним. Снова изучение нового, снова движение вперед.
Два года назад в нескольких школах округа появились первые комплекты по робототехнике. В марте 2015 года состоялся первый окружной фестиваль по робототехнике. Сколько азарта, интереса было в глазах мальчишек-участников фестиваля! Каждый из них переживал и хотел победы для своего робота. В октябре 2015 года проводилось анкетирование учащихся школ округа о работе с учебно-лабораторным оборудованием. Из 555 участников опроса 262 (47,2%) хотели бы работать на уроках или занятиях внеурочной деятельности с набором для робототехники.
Благодаря развитию информационных технологий современные школьники с увлечением создают собственные сайты, трехмерные игры в лаборатории Kodu, работают с облачными технологиями, активно общаются в социальных сетях, проводят эксперименты, используя цифровое оборудование.
Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и изменили её. Изменился и образовательный процесс в школе. За 30 лет преподавания информатики в школе пройден огромный, но очень интересный путь от первого учебника к информатизации образования. Что нас ждет впереди? Думаю, что ещё много интересного и неизведанного: 3D-технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, цифровые гаджеты. Они обязательно придут в школу, прочно войдут в нашу жизнь, а значит мы снова будем учиться новому.
Borisova Natalya Petrovna
Rapid breakthrough: from the children's logical machine to robotics.
In 30 years of teaching science at the school passed a long, but very interesting way from the first tutorial to the Informatization of education. The paper describes the information technologies applied in educational process at different time period.
Keywords: computers; the Internet; operating system; digital technology; robotics.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий детского праздника "День рождения Маши" (по сюжету мультфильма "Маша и Медведь")
сценарий веселого праздника...
ПРИДЕТ РОБОТОТЕХНИКА И В ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
IV Областной грантовый конкурс в системе дополнительного образования на лучший инновационный образовательный проект.С 10 по 13 ноября 2015 года в Курском институте развития образования (КИРО) состоялс...
Опыт работы "Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 1
Представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Опыт работы: Робототехника и лего - конструирование в образовательном пространстве детского сада и начальной школы" часть 2
В презентации представлен опыт работы по робототехнике и лего - конструированию...
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 1. Fritzing - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учрежденияхЧасть 1. Программы для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники...
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 2. KiCAD - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники
Наигравшись вдоволь с макетными платами наступает время сделать серьёзный проект на настоящей печатной плате и поработать с паяльником. Встаёт проблема как создать и изготовить плату для проект...