Методическая разработка урока по информатике: "Электронная почта.Работа с электронной почтой"
план-конспект занятия по информатике и икт (11 класс) на тему
Тема: «Электронная почта. Работа с электронной почтой»
Цели урока:
· Сформировать у учащихся представление об электронной почте, как важнейшем средстве общения в современном обществе, её возможностях, функционировании (принципов передачи электронных сообщений, технологий подключения и др.); познакомить с работой почтовых клиентов, научить регистрировать новый электронный ящик, отправлять, получать сообщения по электронной почте.
· Развивать познавательные интересы, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет.
· Воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ; познакомить ребят с правилами этикета при написании писем электронной почты.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование и используемое ПО:
Компьютерный класс с выходом в Internet, ПК для обучающихся, ПК для учителя, презентация «Электронная почта».
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
Изучение нового материала. Демонстрация мультимедийной презентации «электронная почта».
Закрепление (использование вопросов из презентации).
Практическая работа.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Д/З.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учится можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!».
Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Тема нашего урока «Электронная почта». Какова цель нашего урока?
3. Фронтальный опрос. И для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные понятия, изученные нами на ранее. Работа с учебником. Ответы на вопросы к параграфам.
Два человека работают по карточкам.
Ответы на тест:1д, 2в, 3б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_elektron.pochta.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Электронная почта. Работа с электронной почтой»
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление об электронной почте, как важнейшем средстве общения в современном обществе, её возможностях, функционировании (принципов передачи электронных сообщений, технологий подключения и др.); познакомить с работой почтовых клиентов, научить регистрировать новый электронный ящик, отправлять, получать сообщения по электронной почте.
- Развивать познавательные интересы, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет.
- Воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ; познакомить ребят с правилами этикета при написании писем электронной почты.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование и используемое ПО:
Компьютерный класс с выходом в Internet, ПК для обучающихся, ПК для учителя, презентация «Электронная почта».
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
Изучение нового материала. Демонстрация мультимедийной презентации «электронная почта».
Закрепление (использование вопросов из презентации).
Практическая работа.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Д/З.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учится можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!».
Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Тема нашего урока «Электронная почта». Какова цель нашего урока?
3. Фронтальный опрос. И для того, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные понятия, изученные нами на ранее. Работа с учебником. Ответы на вопросы к параграфам.
Два человека работают по карточкам.
Ответы на тест:1д, 2в, 3б.
4. Изучение нового материала.
Современный мир без электронной почты представить уже невозможно. Сотни миллионов почтовых ящиков, триллионы сообщений ежегодно, терабайты данных ежедневно. Адрес электронной почты стал для современного общения столь же обязательным, как домашний адрес и номер телефона.
E-mail - (Electronic mail, Электронная почта) - программное обеспечение для передачи текстовых сообщений и вложенных файлов через компьютерную сеть. По принципу действия напоминает обычную почту.
Электронная почта является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи. Когда-то именно ею ограничивался набор услуг российской сети.
Электронная почта — сервис Интернета, позволяющий обмениваться через компьютерную сеть электронными сообщениями.
Основная особенность электронной почты заключается в том, что информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.
Электронная почта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределённой компьютерной сети.
Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения, что многие не представляют, как без неё жить. Это особенно актуально для нашей страны, в которой низкое качество обычной почтовой связи, а тарифы на междугородные телефонные разговоры слишком высоки. В этой ситуации на выручку приходит электронная почта.
С самого начала развития сети Internet электронная почта была наиболее популярным сервисом Всемирной сети.
А сейчас мы с вами послушаем сообщение о том, когда же впервые появилась электронная почта, и кто был инициатором её создания.
Создание электронной почты является переломным моментом в истории развития сети Интернет. Благодаря электронной почте сначала тысячи, а потом и миллионы людей с охотой приобщались к Интернету. Электронная почта совершенно неожиданно для многих возродила эпистолярный жанр, которому после изобретения телефона предрекали скорую смерть. Можно ли было предположить, что современный человек будет каждый день писать и получать десятки и сотни писем, а общее ежедневное число посланий перевалит через миллиард? Сегодня в электронный конверт можно вложить не просто текст, но и фотографию, звук и даже видео, а для того чтобы завести бесплатный почтовый ящик, необходимо только иметь выход в Интернет.
Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ.
Отсюда возникает вопрос: как зарегистрировать свой почтовый ящик и осуществить отправку сообщения?
Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.
Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name.
Первая часть почтового адреса (user _name — имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server_name — имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.
А вот откуда пришел на компьютерную клавиатуру знак @ , который мы называем собакой нам расскажет … /сообщение учащегося/.
Для того, чтобы ваш почтовый ящик работал, необходимо пройти регистрацию.
Адрес электронной почты
Условное разделение адресов электронной почты:
провайдерские (почтовый ящик на сервере провайдера — организации-поставщика сетевых услуг);
корпоративные (ящик на сервере по месту работы);
коммерческие (ящик на сервере платной почтовой службы);
бесплатные (ящик на сервере бесплатной почтовой службы, например: mail.ru, yahoo.com, yandex.ru, rambler.ru, hotmail.com).
Почтовый ящик, что это?
Почтовый ящик представляет собой часть дискового пространства на сервере с определенным именем (адресом), где может храниться почтовая информация для пользователя сети Интернет.
Работать с электронной почтой можно при помощи почтовой программы (почтового клиента), установленной на компьютере пользователя или при помощи браузера, с помощью web-интерфейса.
Почтовая программа (клиент электронной почты, почтовый клиент) — программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя, предназначенное для получения, написания, отправки, хранения и обработки сообщений электронной почты пользователя.
В системе пересылки электронной почты еще необходим почтовый сервер (сервер электронной почты). Почтовый сервер - это компьютерная программа, которая передаёт сообщения от одного компьютера к другому. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета, а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя e-mail.
Почтовые программы обычно предоставляют пользователю также многочисленные дополнительные сервисы по работе с почтой (выбор
адресов из адресной книги, автоматическую рассылку сообщений по указанным адресам и др.
Программа Microsoft Outlook Express - простейший почтовый клиент. Она входит в стандартный пакет Windows 98, XP, Vista.
На каждом компьютере, работающем в этой операционной системе имеется в наличии.
Широкой популярностью у пользователей пользуются: The Bat! и бесплатные почтовые клиенты Mozilla Thunderbird, Crawler Email, Incredimail.
Каждое сообщение, попадающее на почтовый сервер, автоматически получает свой уникальный идентификационный номер, записываемый также в log-файл сервера. Это сделано для того, чтобы в случае возникновения проблем можно было путем анализа log-файлов установить причину сбоя. Кроме того, с помощью идентификационных номеров выслеживают спамеров и электронных террористов.
У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. Он определяет порядок взаимодействия клиентской и серверной программ. От него зависит, что может запросить та или иная сторона, а что — не может; на что может ответить сторона, а на что — не должна. Он же определяет, в какой форме должен быть сделан запрос и как должен быть представлен ответ.
В электронной почте e-mail используют не один прикладной протокол, как в других службах Интернета, а два. По одному протоколу происходит отправка почты, а по другому — ее прием. Необходимость в двух протоколах связана с требованиями безопасности. Так, например, при отправке сообщений можно не проверять личность отправителя — это аналогично тому, что письмо брошено в уличный почтовый ящик. Другое дело — получение сообщений. Здесь надо предъявить свои права и пройти идентификацию. Так, например, при получении заказных писем в почтовом отделении всегда необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ. Кому попало чужую почту в руки не отдадут.
Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности.
Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени.
Протоколы SMTP и POP3 являются прикладными протоколами, т.е. они надстроены над базовыми протоколами Интернета TCP/IP.
Как работает электронная почта?
Электронная почта основана на принципе эстафеты. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. Затем, после подключения Интернет, оно передается на почтовый сервер, а далее
движется по цепочке почтовых серверов, пока не достигнет сервера адресата. Как только адресат подключится к своему почтовому серверу, он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике».
Отправитель | Интернет | Получатель |
К электронному письму могут быть подсоединены самые разнообразные файлы: с графикой, звуком, программами и пр. Адресат их получит вместе с текстом письма (это похоже на вкладывание фотографии в конверт с письмом).
За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за другие «бесплатные» ресурсы Интернет, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами, которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик.
Забавно, что свое название почтовый мусор унаследовал... от обычных мясных консервов компании Hormel Foods, выпускавшихся в США еще с 20-х гг. прошлого столетия! В послевоенные годы компании пришлось «стимулировать» спрос с помощью крикливой рекламы: «спам» царил везде — на страницах газет, на экранах телевизоров, не говоря уже о специализированных кулинарных книгах, посвященных блюдам из тушенки!
Понятие же «почтового спама» появилось на свет благодаря активной деятельности супружеской четы американских адвокатов Лоренса Кантера и Марты Сигел: в начале 1978 г. их компания года буквально потопила немногочисленных тогда пользователей Сети в массе рекламных писем.
Увы, никакой коммерческой выгоды первооткрыватели «спама» так и не получили: возмущенные адресаты их писем добились того, что оба первых «спамера» были лишены адвокатской лицензии, а их компания была закрыта. Впрочем, это не мешало Кантеру и Сигел в дальнейшем зарабатывать на жизнь написанием руководств на тему «Как правильно рекламировать ваш бизнес в Интернете»...
Чтобы попасть в список к спамерам иногда достаточно всего один раз «засветить» свой электронный адрес в Интернет, оставив сообщение в гостевой книге, зарегистрировавшись на каком-либо форуме... Но как же спастись от спама? Необходимо знать уловки спамеров и соблюдать несколько правил.
Прибегают спамеры к хитростям, например, если к вам приходит электронное письмо с рекламой какой-либо услуги и предложением в случае вашего отклонения написать по указанному в письме адресу девяносто девять шансов из ста, что это — работа спамера. Ответьте на это: письмо вежливым отказом, и спамер поймет, что адрес работает, и хозяин его по- читает. И уж тогда — держитесь!
5. Релаксация
Предлагаю упражнение, которое поможет вам сбалансировать деятельность левого и правого полушарий вашей интеллектуальной деятельности. Сядьте поудобнее на стульях, запрокиньте ногу на колено, придержите её руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком “бесконечности”. Знак находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение одной минуты. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье как об одном из важных факторов своего долголетия.
Время вышло, вернитесь в свое обычное состояние и обратите внимание на доску.
6. Первичное закрепление новых знаний и способов действий.
То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить, следует делать с
великой настойчивостью.
Конфуций
Для доказательства данной гипотезы разобьёмся на пары, создадим и зарегистрируем свои почтовые ящики. Поможет вам в этом предложенный алгоритм и задания.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1
1. Используя отечественные поисковые системы (например, www.mail.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru) создать свой почтовый адрес.
2. Переслать сообщение об окончании работы на адрес slg05@mail.ru.
При отправке сообщений соблюдайте правила этикета. Мы с вами не раз уже говорили о них и чтобы вы их не забыли – у вас на столах лежат «Правила телекоммуникационного этикета», пользуйтесь ими при отправке сообщений.
7. Итог урока
Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки (особенно, если адресат от нас очень далеко), достаточно на несколько секунд подключится к Интернет.
Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для того чтобы этого не происходило, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых.
Кроме того, электронная почта позволяет:
• посылать сообщение сразу нескольким абонентам;
• пересылать письма на другие адреса;
• включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;
• создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.
Перечислите преимущества электронной почты.
Подумай и ответь:
- Что такое электронная почта?
- Что такое почтовый клиент?
- Что такое почтовый сервер?
- Как записывается почтовый адрес?
- Что такое спам?
- Что нужно делать со спамовыми письмами?
Сегодня информационные и Интернет - технологии проникли во все сферы жизни и деятельности общества. Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения, что многие не представляют, как без неё жить.
С самого начала развития сети Internet электронная почта была наиболее популярным сервисом Всемирной сети. Результаты опросов пользователей подтверждают:
- свыше 90 % из них обмениваются почтовыми сообщениями по всемирной сети;
- 75 % пользователей прибегают к услугам электронной почты чаще, чем к услугам междугородней телефонной связи;
- 34 % чаще, чем к услугам местной телефонной.
В настоящее время к Internet подключено более 154,6 млн. человек и практически все применяют электронную почту. Итак, электронная почта – это удобное и надёжное средство общения, при котором письмо в любой конец света доходит за несколько секунд.
8. Домашнее задание.
❍ § 2.5 Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М., Бином. Лаборатория знаний, 2008
❑Заполнить таблицу «преимущества и недостатки электронной почты в сравнении с обычной почтой» и прислать мне на почтовый ящик slg05@mail.ru.
✴Прислать на адрес slg05@mail.ru. Поздравительную открытку с 8 марта
9. Используемые источники.
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М., Бином. Лаборатория знаний, 2008
3. Кузнецов А.А. и др., Информатика. Тестовые задания, М.6 Бином. Лаборатория знаний. 2003
4. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. Ростов на Дону, Феникс. 2003
5. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на Дону. Феникс.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 11 классе по теме: "Электронная почта"
Тема урока: «Работа с электронной почтой»Цель:научить учащихся регистрировать новый электронный ящик, отправлять, получать сообщения по электронной почте.Развивать познавательные интересы, навык...
методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Электронные таблицы
В методической разработке представлен план проведения занятия по теме "Электронные таблицы" и презентация к уроку....
Конспект урока по информатике "Электронная коммерция в Интернете" 10 класс
Цель: Ввести понятия хостинг, реклама, доска объявлений, интернет-аукционы, интернет-магазины, цифровые деньги; рассмотреть различные примеры применения коммерции в Интернете....
Методическая разработка урока информатики "Электронные таблицы", 9 класс
Материал содержит методическую разработку урока, презентацию к уроку, практическую работу...
Урок по Информатике «Электронная почта», 5 класс
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУДПредмет: ИнформатикаКласс: 5Автор УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.Тема урока: Электронная почтаТип урока: комбинированныйЦель урока: Научиться ра...
Урок по информатике "Электронный таблицы"
Урок информатики на тему "Электронные таблицы"Цели урока:помочь учащимся усвоить назначение электронных таблиц, научить основам работы в программе электронные таблицы Excel.воспитание информ...