Лабораторные. Паскаль.
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) на тему
Задачи для написания на языке программирования Паскаль по основным разделам школьного курса программирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_pascal.doc | 661 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1
Создание линейной программы на языке Pascal
Задание 1.1
Составьте и отладьте программу для вычисления по формуле (значения переменных, указанных в правой части, вводятся с клавиатуры; результат необходимо вывести на экран).
1. ; 2. ; 3. ;
4. ; 5.; 6. ;
7. ; 8. ; 9. ;
10. ; 11. ; 12. ;
13. ; 14. ; 15. ;
16. ; 17. ; 18. ;
19. ; 20. .
Задание 1.2
Составьте и отладьте программу для пооперационного вычисления по формуле (значения переменных, указанных в правой части, вводятся с клавиатуры; результат необходимо вывести на экран).
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. .
Задание 1.3
Составьте и отладьте программу для вычисления по формуле (значения переменных, указанных в правой части, вводятся с клавиатуры; результат необходимо вывести на экран).
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. .
Задание 1.4
Составьте и отладьте программу для выполнения следующего задания. Результат выведите на экран.
- Даны длины трёх рёбер параллелепипеда, имеющих общую вершину. Найти объем параллелепипеда и площадь его боковой поверхности.
- Дана длина ребра куба. Найти объем куба и площадь его боковой поверхности.
- Дан радиус окружности. Найти длину окружности и площадь круга.
- Даны два числа. Найти их среднее арифметическое и среднее геометрическое.
- Даны радиус основания и высота цилиндра. Вычислить его объём и площадь боковой поверхности.
- Составить программу для решения линейного уравнения ax+b=0 (a<>0).
- Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.
- Найти площадь кольца по заданным внешнему и внутреннему радиусам.
- Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его периметр.
- Даны основания и высота трапеции. Найти ее среднюю линию и площадь.
- Даны два числа. Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое их модулей.
- Даны два числа. Найти их произведение, сумму, разность, а также частное от деления первого числа на второе.
- Даны длины сторон треугольника. Вычислить его периметр и площадь.
- Дан радиус шара. Найти его объём и площадь поверхности.
- Определить координаты вершины параболы по заданным коэффициентам .
- Определить расстояние в пространстве между двумя точками с заданными координатами.
- Даны высота и образующая конуса, а также радиус круга, лежащего в его основании. Найти объём конуса и площадь боковой поверхности.
- Заданы длина ребра основания и высота правильной треугольной пирамиды. Найти её объём.
- Заданы длина ребра основания и высота правильной четырёхугольной пирамиды. Найти её объём.
- Заданы длина ребра основания и высота правильной прямой треугольной призмы. Найти её объём и площадь боковой поверхности.
Задание 1.5
Составьте и отладьте программу для выполнения следующего задания. Результат выведите на экран.
- Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.
- Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных километров в нем.
- Дано расстояние в метрах. Найти число полных километров в нем.
- Дана масса в килограммах. Найти число полных центнеров в ней.
- Дана масса в килограммах. Найти число полных тонн в ней.
- Дана масса в граммах. Найти число полных килограммов в ней.
- Дана масса в граммах. Найти число полных центнеров в ней.
- Дано натуральное двухзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.
- Дано натуральное трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа.
- Дано натуральное трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке второй и третьей цифр заданного числа.
- Дано натуральное трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и третьей цифр заданного числа.
- Дано натуральное четырёхзначное число. Найти число единиц в нем.
- Дано натуральное четырёхзначное число. Найти число десятков в нем.
- Дано натуральное четырёхзначное число. Найти число сотен в нем.
- Дано натуральное четырёхзначное число. Найти число тысяч в нем.
- Дано натуральное трёхзначное число. Найти число единиц в нем.
- Дано натуральное трёхзначное число. Найти число десятков в нем.
- Дано натуральное трёхзначное число. Найти число сотен в нем.
- Дано натуральное двухзначное число. Найти число единиц в нем.
- Дано натуральное двухзначное число. Найти число десятков в нем.
Задание 1.6
Составьте программу для определения указанных ниже параметров треугольника. Выполните программу для конкретных значений аргументов. Результаты выполнения программы проверьте по соответствующему чертежу.
- По заданным координатам вершин треугольника найти стороны и площадь.
- По заданным координатам вершин треугольника найти высоты.
- По заданным координатам вершин треугольника найти медианы.
- По заданным координатам вершин треугольника найти биссектрисы.
- По заданным координатам вершин треугольника найти радиусы вписанной и описанной окружностей.
- Заданы две стороны треугольника и угол между ними. Найти углы и стороны.
- Заданы две стороны треугольника и угол между ними. Найти высоты.
- 3аданы две стороны треугольника и угол между ними. Найти медианы.
- 3аданы две стороны треугольника и угол между ними. Найти биссектрисы.
- Заданы две стороны треугольника и угол между ними. Найти радиусы
вписанной и описанной окружностей. - Заданы сторона треугольника и два прилежащих к ней угла. Найти углы и стороны.
- 3аданы сторона треугольника и два прилежащих к ней угла. Найти высоты.
- Заданы сторона треугольника и два прилежащих к ней угла. Найти медианы.
- Заданы сторона треугольника и два прилежащих к ней угла. Найти биссектрисы.
- 3аданы сторона треугольника и два прилежащих к ней угла. Найти радиусы вписанной и описанной окружностей.
- 3аданы длины трех сторон треугольника. Найти углы и площадь.
- 3аданы длины трех сторон треугольника. Найти высоты.
- 3аданы длины трех сторон треугольника. Найти медианы.
- 3аданы длины трех сторон треугольника. Найти биссектрисы.
- Заданы длины трех сторон треугольника. Найти радиусы вписанной и описанной окружностей.
Лабораторная работа № 2
Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры
Задание 2.1
Составьте и отладьте программу для выполнения следующего задания. Результат выведите на экран.
- Дано целое число. Оканчивается ли оно цифрой 7?
- Дано целое число. Оканчивается ли оно четной цифрой?
- Дано натуральное двухзначное число. Какая из его цифр меньше, первая или вторая?
- Дано натуральное трёхзначное число. Какая из его цифр больше, третья или первая?
- Даны числа А, В. Удвоить эти числа, если А>B, заменить их абсолютными значениями, если это не так.
- Даны два действительных числа. Заменить первое на 0, если оно меньше или равно второму и оставить числа без изменений в противном случае.
- Даны числа x, y, xy. Меньшее из этих двух чисел заменить на (x+y)/2, а большее на 2*y.
- Даны три числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны.
- Даны х и у. Если х<0 и у<0, то каждое значение заменить его модулем; если х>0 и у>0, то значения уменьшить в 10 раз. В остальных случаях х и у оставить без изменений.
- Даны два числа. Вычесть из большего меньшее.
- Даны два числа. Поделить большее на меньшее.
- Определить, имеет ли квадратное уравнение действительные корни.
- Определить, какая из двух фигур (круг или квадрат) имеет большую площадь. Известно, что сторона квадрата равна а, радиус круга r. Вывести на экран название и значение площади большей фигуры.
- Даны длины трёх отрезков. Могут ли они являться сторонами треугольника?
- Узнать, делится ли данное натуральное число на 4.
- Написать программу, которая вычисляет частное от деления двух чисел. Программа должна проверять правильность введённых данных и, если они не верные (делитель равен нулю), выдавать сообщение об ошибке.
- Написать программу проверки знания даты начала второй мировой войны. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ.
- Даны два числа. Найти остаток от деления большего из них на меньшее.
- Даны числа А, В. Заменить эти числа на им противоположные, если А>B, утроить их, если А=В.
- Определить, делится ли данное натуральное число на 7.
Задание 2.2
Составьте и отладьте программу для выполнения следующего задания. Результат выведите на экран.
- Написать программу решения квадратного уравнения. Программа должна проверять правильность исходных данных и в случае, когда коэффициент при второй степени неизвестного равен нулю, выводить соответствующее сообщение.
- Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 10% предоставляется, если сумма покупки больше 1000 руб.
- Написать программу проверки знания даты основания Санкт-Петербурга. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ (Санкт-Петербург был основан в 1703 году).
- Написать программу проверки знания истории архитектуры. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Архитектор Исаакиевского собора:
1. Доменико Трезини
2. Огюст Монферран
3. Карл Росси
Введите номер правильного ответа и нажмите
2
Вы ошиблись. Архитектор Исаакиевского собора - Огюст Монферран.
- Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 3% предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 500 руб., в 5% — если сумма больше 1000 руб.
- Написать программу проверки знания истории архитектуры.
Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа, а
пользователь - выбрать правильный ответ и ввести его номер.
Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы
программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Невский проспект получил свое название:
1. По имени реки, на берегах которой расположен Санкт-Петербург
2. По имени близко расположенного монастыря Александро-Невской лавры
3. В память о знаменитом полководце Александре Невском
Введите номер правильного ответа и нажмите
2
Вы ошиблись. Правильный ответ: 2.
- Написать программу, которая сравнивает два числа, введенных с клавиатуры. Программа должна указать, какое число больше, или, если числа равны, вывести соответствующее сообщение.
- Написать программу, которая выводит пример на умножение двух однозначных чисел, запрашивает ответ пользователя, проверяет его и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные, пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Сколько будет ?
Введите ответ и нажмите
56
Вы.ошиблись. .
- Написать программу, которая выводит пример на вычитание
(в пределах 100), запрашивает ответ пользователя, проверяет его
и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат. Рекомендуемый вид экрана аналогичен варианту 8. - Написать программу определения стоимости разговора по телефону с учетом скидки 20%, предоставляемой по субботам и воскресеньям. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана программы во время ее работы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Вычисление стоимости разговора по телефону. Введите исходные данные:
Длительность разговора (целое количество минут)
3
День недели (1 - понедельник, ... 7 - воскресенье)
6
Предоставляется скидка 20%. Стоимость разговора: 5.52 руб.
- Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендацию о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле: рост (в сантиметрах)—100. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Введите в одной строке через пробел рост (см) и вес (кг) затем нажмите
170 68
Вам желательно поправиться на 2 кг.
- Написать программу, которая выводит пример на сложение
(в пределах 100), запрашивает ответ пользователя, проверяет его
и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат. Рекомендуемый вид экрана аналогичен варианту 8. - Написать программу проверки знания истории музыки. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Автор балета «Спящая красавица»:
1. П.И. Чайковский
2. М.П. Мусоргский
3. А.П. Бородин
Введите номер правильного ответа и нажмите
2
Вы ошиблись. Автор балета «Спящая красавица» П.И. Чайковский.
- Написать программу, которая выводит пример на деление
(в пределах 100), запрашивает ответ пользователя, проверяет его
и выводит сообщение "Правильно!" или "Вы ошиблись" и правильный результат. Рекомендуемый вид экрана аналогичен варианту 8. - Написать программу вычисления площади кольца. Программа должна проверять правильность введённых данных (радиус внешней окружности должен быть больше радиуса внутренней).
- Написать программу проверки знания истории музыки. Программа должна вывести вопрос и три варианта ответа. Пользователь должен выбрать правильный ответ и ввести его номер. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).
Какой композитор был назван «Королём вальса»:
1. В. Моцарт
2. И. Бах
3. И. Штраус
Введите номер правильного ответа и нажмите
2
Вы ошиблись.«Королём вальса» был назван И. Штраус.
- Написать программу решения биквадратного уравнения. Программа должна проверять правильность исходных данных и в случае, когда коэффициент при четвёртой степени неизвестного равен нулю, выводить соответствующее сообщение.
- Написать программу проверки знания даты рождения А.С. Пушкина. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ (А.С. Пушкин родился в 1799 году).
- Написать программу вычисления стоимости покупки с учетом скидки. Скидка в 4% предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 400 руб., в 8% — если сумма больше 1000 руб.
- Написать программу проверки знания даты рождения Фёдора Тютчева. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ (Ф. Тютчев родился в 1803 году).
Задание 2.3
Составьте и отладьте программу для вычисления значений функции .
1. 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.
13. 14.
15. 16.
17. 18.
19. 20.
Задание 2.4
Вычислите результат, используя условный оператор (исходные данные вводятся с клавиатуры, результат необходимо вывести на экран).
1. ; 2. ; 3. ;
4. ; 5. ; 6. ;
7. ; 8. ; 9. ;
10. ; 11. ; 12. ;
13. ; 14. ; 15. ;
16. ; 17. ; 18. ;
19. ; 20. .
Задание 2.5
Составьте программу для выполнения указанного ниже задания, используя оператор множественного ветвления.
- По номеру месяца выдать его название.
- По номеру дня недели выдать название дня недели.
- По номеру месяца выдать название времени года.
- Выдать последнюю цифру куба натурального числа от 1 до 9.
- Выдать последнюю цифру квадрата натурального числа от 1 до 9.
- По числу ног выдать название животного (птица, паук, жук, черепаха).
- По номеру класса выдать название школьной ступени.
- По номеру дня недели выдать одно из сообщений: «Рабочий день» или «Выходной день».
- Написать программу, которая после введённого с клавиатуры числа от 1 до 20, обозначающего денежную единицу, дописывает слово «рубль» в правильной форме (1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, …).
- Написать программу, которая после введённого с клавиатуры числа от 1 до 20, обозначающего денежную единицу, дописывает слово «копейка» в правильной форме (1 копейка, 2 копейки, 5 копеек, …).
- По номеру месяца выдать количество праздничных и воскресных дней.
- По номеру месяца выдать день недели, на который приходится 15-е число.
- По введённому количественному числительному от 1 до 20 выдать соответствующее порядковое (1 – первый, 2 – второй, …) .
- По номеру месяца выдать число рабочих дней в нем.
- По номеру этажа главного корпуса выдать название размещённых на нем факультетов.
- По номеру компьютера выдать фамилию студента, работающего на нём.
- По номеру месяца выдать числа и названия праздничных дней в нём.
- По номеру растения (1 подснежник, 2 ландыш, 3 тюльпан, 4 роза, 5 нарцисс, 6 одуванчик) выдать цвет цветка.
- По номеру в журнале выдать фамилию студента.
- По номеру дня недели выдать число пар в этот день.
Лабораторная работа № 3
Программирование алгоритмов циклической структуры
Задание 3.1
Дано действительной число а, натуральное число n. Вычислить:
1. ; 2. ; 3. ;
4. ; 5. ; 6. ;
7. ; 8. ; 9. ;
10.; 11. ;
12. ; 13.;
14.; 15. ;
16.; 17.;
18.; 19.;
20. .
Задание необходимо выполнить тремя способами (с использованием различных операторов цикла).
Задание 3.2
Составьте программу вычисления суммы произведений. Проверьте правильность работы программы, взяв верхние пределы для суммы и произведения: (1,1); (1,2); (2,1); (2,2).
1.; 2.; 3.; 4.;
5.; 6.; 7.; 8.;
9.; 10.; 11.; 12.;
13.; 14.; 15. ; 16. ;
17. ; 18. ; 19. ; 20. .
Задание 3.3
Протабулируйте функцию y(x) и функцию g(x) на отрезке [a;b] с шагом
h=(b-a)/n. Функцию y(x) необходимо взять из задания 2.3., результат получить в виде таблицы:
x | y(x) | g(x) |
| | |
1.; 2.;
3.; 4.;
5.; 6.;
7.; 8.;
9.; 10.;
11.; 12.;
13.; 14.;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. .
Задание 3.4
Вычислите сумму. Суммирование необходимо производить до тех пор, пока очередное слагаемое по модулю не станет меньше наперёд заданного .
1. ; 2. ; 3. ; 4. ;
5. ; 6. ; 7. ; 8. ;
9. ; 10. ; 11. ; 12. ;
13. ; 14. ; 15. ; 16. ;
17. ; 18. ; 19. ; 20. .
Лабораторная работа № 4
Массивы
Задание 4.1
Составить программу определения значений указанных ниже параметров линейного массива. Выполнить программу для длины массива N=8 (количество элементов массива и их значения должны быть введены с клавиатуры).
- Сумма всех элементов массива.
- Сумма всех квадратов элементов массива.
- Сумма всех абсолютных значений элементов массива.
- Максимальный элемент массива.
- Минимальный элемент массива
- Сумма кубов отрицательных элементов массива.
- Сумма обратных величин ненулевых элементов массива.
- Сумма обратных величин абсолютных значений ненулевых элементов массива.
- Разность максимального и минимального элементов массива.
- Сумма положительных элементов массива.
- Сумма отрицательных элементов массива.
- Номер максимального элемента массива.
- Номер минимального элемента массива.
- Количество нулей среди элементов массива.
- Количество единиц среди элементов массива.
- Количество отрицательных чисел в массиве.
- Количество положительных чисел в массиве.
- Количество элементов массива, превышающих первый элемент массива.
- Сумма элементов массива, имеющих нечетные номера.
- Сумма элементов массива, имеющих четные номера.
Задание 4.2
Составить программу определения значений указанных ниже параметров матрицы размерности . В программе предусмотреть ввод, вывод матрицы и результата (размерность массива и значения элементов должны быть введены с клавиатуры). Выполнить программу для N=3.
- Определить номер строки, содержащей наибольший элемент матрицы.
- Определить номер строки, содержащей наименьший элемент матрицы.
- Определить номер столбца, содержащего наибольший элемент матрицы.
- Определить номер столбца, содержащего наименьший элемент матрицы.
- Определить положение наименьшего элемента в матрице.
- Определить положение наибольшего элемента в матрице.
- Заменить положительные элементы матрицы нулями.
- Заменить отрицательные элементы матрицы нулями.
- Определить номер строки с наибольшей суммой элементов.
- Определить номер строки с наименьшей суммой элементов.
- Определить номер столбца с наибольшей суммой элементов.
- Определить номер столбца с наименьшей суммой элементов.
- Определить сумму диагональных элементов матрицы.
- Определить, имеются ли равные столбцы в матрице.
- Определить, имеются ли равные строки в матрице.
- Определить номер строки с наименьшим из положительных элементов.
- Определить номер столбца с наибольшим из отрицательных элементов.
- Определить номер столбца с наименьшим из положительных элементов.
- Определить номер строки с наибольшим из отрицательных элементов.
- Определить номер строки с наибольшим произведением элементов.
Задание 4.3
Составить программу обработки матрицы. В программе предусмотреть вывод исходной матрицы и полученной (размерность массива и значения элементов должны быть введены с клавиатуры).
- Дана матрица . Образовать новую матрицу вставкой после строки с номером данной матрицы новой строки с элементами 1, 2,... М.
- Дана матрица . Образовать новую матрицу удалением столбца с номером данной матрицы.
- Даны числа и матрица . Заменить нулями в матрице те элементы с четной суммой индексов, для которых имеются равные среди .
- Дана матрица . Найти матрицу, получающуюся из данной перестановкой столбцов - первого с последним, второго с предпоследним и т.д.
- Дана матрица . Преобразовать матрицу по правилу: строку с номером N сделать столбцом с номером N, а столбец с номером N сделать строкой с номером N.
- Даны две матрицы . Получить новую матрицу умножением элементов каждой строки первой матрицы на сумму элементов соответствующих строк второй матрицы.
- Даны две матрицы . Получить новую матрицу прибавлением к элементам каждого столбца первой матрицы произведения элементов соответствующих строк второй матрицы.
- Дана матрица , целые числа К, L (). Преобразовать матрицу так, чтобы строка с исходным номером К непосредственно следовала за строкой с исходным номером L, сохранив порядок следования остальных строк.
- Дана матрица . Получить новую матрицу удалением строки и столбца, на пересечении которых расположен наибольший по модулю элемент.
- Дана матрица . Получить новую матрицу удалением строки и столбца на пересечении которых расположен наименьший положительный элемент.
- Поменять местами строки матрицы, расположив их в обратном порядке.
- Поменять местами столбцы матрицы, расположив их в порядке возрастания суммы элементов столбцов.
- Дана матрица . Образовать новую матрицу вставкой после столбца с номером данной матрицы нового столбца с элементами .
- Дана матрица . Образовать новую матрицу удалением строки с номером данной матрицы.
- Дана матрица . Найти матрицу, получающуюся из данной перестановкой строк - первой с последней, второй с предпоследней и т.д.
- Поменять местами столбцы матрицы, расположив их в обратном порядке.
- Поменять местами строки матрицы, расположив их в порядке возрастания суммы элементов строк.
- Даны две матрицы . Получить новую матрицу умножением элементов каждого столбца первой матрицы на сумму элементов соответствующего столбца второй матрицы.
- Даны две матрицы . Получить новую матрицу прибавлением к элементам каждой строки первой матрицы произведения элементов соответствующих столбцов второй матрицы.
- Дана матрица . Получить новую матрицу удалением строки и столбца, на пересечении которых расположен наибольший по модулю отрицательный элемент.
Лабораторная работа № 5
Процедуры и функции
Задание 5.1
Составить программы, используя указанные в скобках вспомогательные алгоритмы (вспомогательные алгоритмы оформить процедурами).
- Найти сумму цифр четырехзначного числа (остаток от деления целых чисел).
- Найти НОД четырех чисел (НОД двух чисел).
- Найти максимум из десяти чисел (максимум из трех (максимум из двух)).
- Найти произведение цифр четырехзначного числа (остаток от деления целых чисел).
- Даны координаты четырех точек х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4. Найти наименьший из периметров треугольников, вершины которых находятся в заданных точках (расстояние, минимум из двух).
- Вычислить площадь выпуклого четырехугольника по заданным координатам х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4 его вершин (Герон, расстояние).
- Найти минимум из восьми чисел (минимум из четырех (минимум из двух)).
- Определить, делится ли четырехзначное число на три (остаток от деления целых чисел).
- Найти НОД пяти чисел (НОД двух чисел).
- Вычислить площадь выпуклого пятиугольника по заданным координатам х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4 , х5, у5 его вершин (Герон, расстояние).
- Определить, делится ли пятизначное число на девять (остаток от деления целых чисел).
- Найти НОД шести чисел (НОД трех чисел (НОД двух чисел)).
- Даны координаты пяти точек х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4 , х5, у5. Найти наименьшее расстояние между ними (расстояние, минимум из двух).
- Даны координаты четырех точек х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4. Найти наибольшее расстояние между ними (расстояние, максимум из двух).
- Найти минимальную из цифр четырехзначного числа (остаток от деления целых чисел, минимум из двух).
- Найти первые десять простых чисел (подпрограмма, определяющая, является ли число простым).
- Определить, является ли трехзначное число простым (остаток от деления целых чисел).
- Даны координаты четырех точек х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4. Найти наибольшую из площадей треугольников, вершины которых находятся в заданных точках (Герон, максимум из двух).
- Найти максимальную из цифр четырехзначного числа (остаток от деления целых чисел, максимум из двух).
- Вычислить площадь выпуклого шестиугольника по заданным координатам х1, у1, х2, у2, х3, у3, х4, у4 , х5, у5, х6, у6 его вершин (Герон, расстояние).
Задание 5.2
Составить программы, используя указанные в скобках вспомогательные алгоритмы (вспомогательные алгоритмы оформить функциями).
Задания - смотри задание 5.1.
Задание 5.3
Протабулировать функцию y(x) и функцию g(x) на отрезке [a;b] с шагом h=(b-a)/n, результат получить в виде таблицы:
x | y(x) | g(x) |
| | |
| | |
Значения a, b, h, g(x) взять из задания 3.3, значения у(х) из задания 2.3.
Вычисление у(х) оформить в виде процедуры, вычисление g(x) - в виде функции.
Вывод таблицы на экран оформить в виде процедуры.
Задание 5.4
Выполнить задание 4.2.
Ввод, вывод и обработку матрицы оформить в виде процедур или функций.
Задание 5.5
Выполнить задание с использованием рекурсивных процедур или функций.
- Ежедневно Незнайка учит половину от суммы выученных за два предыдущих дня иностранных слов и ещё два слова. Знайка считает, что силы незнайки иссякнут, когда нужно будет выучить 50 слов в день. Написать программу, определяющую, через сколько дней иссякнут силы у Незнайки, если в первые два дня он выучил по одному слову.
- Царевна-лягушка съедает ежедневно на 20% комаров больше, чем в предыдущий день, и ещё два комара. Написать программу, определяющую, через сколько дней количество съеденных комаров превысит 100, если в первый день было съедено 12 комаров.
- На каждом следующем дне рождения Винни-Пух съедает столько же мёда, что и на двух предыдущих. На двух первых днях рождения у Пятачка и Кролика он съел по 100 г мёда. Написать программу, определяющую, сколько килограммов мёда Винни-Пух съест на пятнадцатом дне рождения.
- Одноклеточная амеба каждые три часа делится на две клетки. Написать программу, определяющую, сколько клеток будет через 3, 6, 9, ... 24 часа.
- Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% от нормы предыдущего дня. Написать программу, определяющую, какой суммарный путь он пробежит за 7 дней.
- Богатый дядюшка подарил племяннику 1$ к первому дню рождения. В каждый следующий день рождения он удваивал свой подарок и прибавлял к нему столько долларов, сколько исполнилось лет. Написать программу, определяющую, к какому дню рождения сумма подарка превысит 100$.
- С 25 лет штангист каждые полгода увеличивает вес штанги на 10% от предыдущего веса, начав со 120 кг. Написать программу, определяющую, во сколько лет он может стать чемпионом мира, подняв свыше 210 кг.
- Каждый раз, когда Буратино солжет, его нос вырастает на 1/20 от предыдущей длины. Мудрый сверчок предупредил, что с носом длиной более 45 см его ждут большие неприятности. Написать программу, определяющую, через сколько дней это может произойти, если Буратино лжет через день, а первоначально длина носа была 10 см.
- Мачеха приказала Золушке перебрать мешок зерна (40 кг). Начав в 6 часов вечера, Золушка каждый час перебирала на 15% больше, чем в предыдущий час. Написать программу, определяющую, успеет ли она на бал (и сколько часов там пробудет, если успеет), если бал заканчивается в 2 часа ночи, а с 6 до 7 часов Золушка перебрала 6 кг зерна?
- Долг Сайда хану составляет 900 золотых. За хорошую работу хан каждый год сокращает долг в 3 раза, но добавляет количество золотых, равное удвоенному числу пройденных лет. Последние 20 золотых хан готов простить. Написать программу, определяющую, через сколько лет Сайд отработает свой долг.
- Садовник в первый день посадил 2 розы, во второй день - 4 розы. В каждый следующий день количество посаженных роз должно быть равно сумме посаженных роз за два предыдущих дня минус 2 розы. Написать программу, определяющую, сколько роз должен посадить садовник на 13 день.
- Турист на своем маршруте встречает отметки пройденного пути каждые 15 км. Складывая последовательно все числа, он после 5 дней пути получил число, равное 825. Написать программу, определяющую, сколько километров прошел турист.
- Поток студентов сдавал один и тот же зачет в течение 5 дней. Студенты, не сдавшие зачет, приходили на следующий день. Каждый день успешно сдавали зачет 1/3 всех студентов и еще 1 студент. Написать программу, определяющую, каково наименьшее количество студентов, так и не сдавших зачет.
- Числа Фибоначчи определяются следующим образом:
Написать программу вычисления первого числа Фибоначчи, большего m (m>1).
- Найти (в выражении присутствуют ровно n радикалов): .
- Снежная королева подарила Каю 9 льдинок. В каждый последующий день она дарила на 1/3 льдинок больше, чем в предыдущий день, плюс ещё две льдинки. Написать программу, определяющую, через сколько дней количество льдинок превысит 50.
- Каждые два часа Шрек проходит на 5% километров больше, чем за предыдущие два часа, плюс 0.5 км. Написать программу, определяющую, за какое время он достигнет замка принцессы, если за первые два часа пути Шрек прошёл 5 км, а длина дороги 30 км.
- Найти (в выражении присутствуют ровно n радикалов): .
- Лыжник на своем маршруте встречает отметки пройденного пути каждые 5 км. Складывая последовательно все числа, он после 7 часов тренировки получил число, равное 155. Написать программу, определяющую, сколько километров прошел лыжник.
- На бал к графу Дракуле приглашено 666 гостей. Каждые 10 минут прибывает на 25% гостей больше, чем предыдущие 10 минут, плюс 5. Написать программу, определяющую, через какое время все гости соберутся, если в первые 10 минут прибыло 66 приглашённых.
Лабораторная работа № 6
Строковые переменные
Задание 6.1
Составьте программу, выполняющую следующее задание: дана строка символов.
- Определить количество букв в строке.
- Определить количество символов, предшествующих первому восклицательному знаку.
- Определить количество символов, заключенных между двумя апострофами.
- Подсчитать, какой процент составляет количество символов “a” от количества символов “б”.
- Определить количество цифр в строке.
- Подсчитать, каких символов “+” или “-” больше и на сколько.
- Определить количество символов, расположенных после первого “:”.
- Подсчитать количество латинских букв в строке.
- Найти номер позиции последней “,” в строке.
- Выяснить, входит ли в строку буква “ж”.
- Найти символ, встречающийся только один раз.
- Подсчитать количество гласных букв в строке.
- Найти номер позиции первой цифры в строке.
- Определить, входят ли в строку символы, отличные от букв латинского алфавита.
- Определить, входят ли в строку цифры.
- Найти символ, встречающийся больше двух раз.
- Найти номер позиции последней цифры в строке.
- Найти номер позиции первой буквы в строке.
- Найти номер позиции последней буквы в строке.
- Найти номер позиции первой “.” в строке.
Задание 6.2
Составьте программу, которая
- Запрашивает имя пользователя и здоровается с ним.
- Выдает код символа, введенного пользователем. Программа должна завершать работу после ввода, например, точки.
- Выводит на экран первую часть таблицы кодировки символов (символы, имеющие коды от 0 до 127). Таблица должна состоять из восьми колонок и шестнадцати строк. В первой колонке должны быть символы, имеющие код от 0 до 15, во второй — от 16 до 31 и т. д.
- Удаляет начальные пробелы из введенной с клавиатуры строки.
- Проверяет, является ли введенная с клавиатуры строка целым числом.
- Во введенной с клавиатуры строке преобразует прописные буквы русского алфавита в строчные.
- Проверяет, является ли введенная с клавиатуры строка двоичным числом.
- Проверяет, является ли введенная с клавиатуры строка шестнадцатеричным числом.
- Заменяет конечные пробелы введенной с клавиатуры строки символами «_».
- Проверяет, является ли введенная с клавиатуры строка дробным числом.
- Преобразует введенное с клавиатуры восьмиразрядное двоичное число в десятичное.
- Выдает символ, код которого введён пользователем. Программа должна завершать работу после ввода, например, точки.
- Во введенной с клавиатуры строке преобразует строчные буквы английского алфавита в прописные.
- Заменяет начальные пробелы во введенной с клавиатуры строке символами «!».
- Проверяет, является ли введенная с клавиатуры строка числом.
- Во введенной с клавиатуры строке преобразует прописные буквы английского алфавита в строчные.
- Удаляет конечные пробелы во введенной с клавиатуры строке.
- Во введенной с клавиатуры строке преобразует строчные буквы русского алфавита в прописные.
- Заменяет цифры их названиями.
- Заменяет несколько подряд идущих пробелов одним.
Задание 6.3
Составьте программу, заменяющую во введенном строковом выражении указанную подстроку нужным числовым значением в строковом представлении.
1. Сумма двух чисел. 11. ехр(х), где х - число.
2. Разность двух чисел. 12. а^х, где х и а - числа.
3. Произведение двух чисел. 13. log(x), где х - число.
4. Частное двух чисел. 14. mах(х,у), где х и у - числа
5. Квадрат числа. 15. min(х,у), где х и у - числа.
6. Куб числа. 16. sqr(x), где х - число.
7. sin(x), где х - число. 17. sqrt(x), где х – число.
8. cos(x), где х - число. 18. abs(x), где х - число.
9. tg(x), где х - число. 19. [х], где х - число.
10. arctg(x), где х - число. 20. {х}, где х - число.
Задание 6.4
Дана строка символов. Группа символов, разделенная пробелами и не содержащая пробелов внутри себя, называется словом. Составьте программу, выполняющую следующее задание.
- Подсчитать количество букв «е» в последнем слове строки.
- Найти количество слов, у которых первый и последний символы совпадают.
- Подсчитать процент букв «а» в первом слове строки от общего количества букв «а» в тексте.
- Найти количество слов, начинающихся на букву «б».
- Найти количество слов, заканчивающихся на букву «я».
- Найти букву, на которую начинается большинство слов в тексте.
- Найти букву, на которую заканчивается большинство слов в тексте.
- Подсчитать наибольшее количество идущих подряд пробелов.
- Поменять порядок слов в тексте на противоположный.
- Найти количество слов, имеющих четное количество букв.
- Найти количество слов, имеющих нечетное количество букв.
- Определить, какой процент от общего количества слов составляют слова, имеющие более шести букв.
- Определить, какой процент от общего количества слов составляют слова, имеющие менее трех букв.
- Определить, какой процент от общего количества слов составляют слова, состоящие из пяти букв.
- Подсчитать количество букв «о» в третьем слове строки.
- Подсчитать процент букв «с» во втором слове строки от общего количества букв «с» в тексте.
- Подсчитать количество букв в самом длинном слове строки.
- Поменять местами первое и последнее слова в тексте.
- Найти количество слов, состоящих из четырёх буквы.
- Подсчитать количество букв в самом коротком слове строки.
Лабораторная работа № 7
Множества
Задание 7.1
Составьте программу, выполняющую следующее задание.
Необходимо сформировать множества X1, X2, (X3), содержащих целые числа из диапазона 1…100. Мощность каждого множества равна 5. Значения элементов исходных множеств вводятся с клавиатуры.
- Из X1 сформировать подмножество Y1 чисел, делящихся на 3 без остатка, а из X2 - подмножество Y2 чисел, делящихся на 5 без остатка. Вывести на экран мощность и значения элементов множества Y1∪Y2.
- Сформировать новое множество Y=(X1∪X2)∩(X2\X3), из которого выделить подмножество нечетных чисел. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Из X1 сформировать подмножество Y1 чисел, делящихся на 4 без остатка, а из X2 - подмножество Y2 чисел, делящихся на 2 без остатка. Вывести на экран мощность и значения элементов множества Y1∩Y2.
- Сформировать новое множество Y=((X2∩X3)\(X1∩X2))∪(X1∩X3), из которого выделить подмножество чисел, превышающих число 12. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Из X1 сформировать подмножество Y1 чисел, оканчивающихся на 3, а из X2 - подмножество Y2 чисел, оканчивающихся на 0. Вывести на экран мощность и значения элементов множества Y1∪Y2.
- Сформировать новое множество Y=(X2∩X3)\((X1∩X2)∪(X1∩X3)), проверить принадлежность множеству чисел 10, 20, 30. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=((X2∪X3)\(X1∩X2))∪(X1∩X3), из которого выделить подмножество чисел, не превышающих число 9. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1∩X2)\(X2∩X3), из которого выделить подмножество чисел, оканчивающихся цифрой 3. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1∪X3)∩((X1∩X2)\(X1∩X3)), из которого выделить подмножество четных чисел. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Из X1 сформировать подмножество Y1 чисел, кратных 10, а из X2 - подмножество Y2 чисел, кратных 8. Вывести на экран мощность и значения элементов множества Y1\Y2.
- Сформировать новое множество Y=((X2∪X3)\(X1∩X2))\(X1∩X3), из которого выделить подмножество чисел, превышающих число 4. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1∪X2)\(X2∩X3), из которого выделить подмножество чисел, оканчивающихся цифрой 5. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1∪X2)∩(X2∪X3), из которого выделить подмножество простых чисел. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=((X2∩X3)∪(X1∩X2))∪(X1∩X3), проверить принадлежность множеству чисел 2, 3, 5. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=((X1∪X2)\(X1∩X2))\(X1∩X3), из которого выделить подмножество чисел, не превышающих число 5. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1\X2)∪(X2∩X3), из которого выделить подмножество чисел, не являющихся простыми. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=((X1∪X3)\(X1∩X2))∪(X1∩X3), из которого выделить подмножество чисел, кратных 7. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1∪X2)\(X2∩X3), из которого выделить подмножество чисел, делящихся на 6 без остатка. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1\X2)\(X2∩X3), из которого выделить подмножество чисел, оканчивающихся цифрой 2. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
- Сформировать новое множество Y=(X1\X2)∩(X2\X3), из которого выделить подмножество простых чисел. Определить мощность полученного множества и вывести его на экран.
Задание 7.2
Дана непустая последовательность символов. Необходимо построить и напечатать множество, элементами которого являются встречающиеся в последовательности
- буквы oт 'F' до 'Н' и все цифры, кроме '8' и '5'.
- буквы от 'А' до 'G' и от 'х' до 'z'.
- цифры от '2' до '7' и буквы от 'а' до 'h', кроме 'd', 'j', 'l' .
- знаки препинания и буквы от 'n' до 't'.
- знаки препинания и знаки арифметических операций.
- цифры от '3' до '9', знаки арифметических операций и буквы от 'G' до 'К'.
- буквы от 'F до 'J' и нечетные цифры.
- знаки препинания и цифры, делящиеся на 3.
- знаки препинания и операций отношения.
- все цифры, все большие и маленькие латинские буквы.
- буквы от 'F' до 'Т' и четные цифры.
- цифры от '0' до '5', знаки арифметических операций, кроме сложения, знаки операций отношения.
- цифры от '5' до '9', знаки арифметических операций и все маленькие латинские буквы.
- цифры от '3' до '6', знаки арифметических операций и знаки препинания.
- цифры от '4' до '8', знаки арифметических операций и знаки операций отношения.
- цифры от '1' до '8' и буквы от 'Е' до 'N'.
- цифры от '0' до '9' и знаки операций отношения.
- буквы от 's' до 'z' и четные цифры.
- знаки препинания и все виды скобок.
- все большие латинские буквы, за исключением букв от 'А' до 'F' и все цифры, кроме '4', '5', '6' и '7'.
Задание 7.3
Составьте программу, выполняющую следующее задание.
Даны множества А, В, (С). Проверить (на примерах), верно ли равенство:
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- , где -пустое множество.
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
Лабораторная работа № 8
Записи
Задание 8.1
Составить программу с использованием записей для выполнения указанного ниже задания.
- Даны две простые дроби. Найти их разность. Сократить полученную дробь, если это возможно.
- Даны две простые дроби. Найти их произведение. Сократить полученную дробь, если это возможно.
- Даны две простые дроби. Найти их частное. Сократить полученную дробь, если это возможно.
- Заданы координаты начала и конца вектора. Найти его модуль.
- Заданы координаты начала и конца двух векторов. Найти вектор суммы.
- Заданы координаты начала и конца двух векторов. Найти вектор разности.
- Заданы координаты начала и конца двух векторов. Найти их скалярное произведение.
- Заданы проекции вектора на оси координат X и Y. Найти его модуль.
- Заданы проекции двух векторов на оси координат X и Y. Найти модуль вектора суммы.
- Заданы проекции двух векторов на оси координат X и Y. Найти модуль вектора разности.
- Заданы проекции двух векторов на оси координат X и Y. Найти скалярное произведение векторов.
- Задано время начала и конца телевизионной передачи. Определить продолжительность передачи в секундах.
- Описать переменную "круг", в которой содержатся все данные для построения круга в декартовой системе координат. Определить площадь и длину окружности круга.
- Заданы два комплексных числа. Умножить одно число на другое.
- Заданы два комплексных числа. Необходимо сложить их.
- Заданы два комплексных числа. Вычесть из одного числа другое.
- Найти корни линейного уравнения с заданными коэффициентами.
- Найти корни квадратного трехчлена с заданными коэффициентами.
- Определить расстояние в пространстве между двумя точками с заданными координатами.
- Даны две простые дроби. Найти их сумму. Сократить полученную дробь, если это возможно.
Задание 8.2
Составить программу с использованием записей для выполнения указанного ниже задания. Исходные списки в программе описать в виде массивов записей.
- Дана ведомость абитуриентов, сдавших вступительные экзамены в
институт. В каждой строке данной ведомости записана фамилия абитуриента,
его постоянное местожительство и полученные им оценки по отдельным
дисциплинам (например, физике, математике, литературе). Необходимо
определить количество абитуриентов, проживающих в городе Брянске и
сдавших экзамены со средним баллом не ниже 4, распечатать их фамилии. - В справочной аэропорта хранится расписание вылета самолетов на
следующие сутки. Для каждого рейса указаны его номер, пункт назначения,
время вылета. Определить все номера рейсов и времена их вылета на Mоскву. - У администратора железнодорожных касс хранится информация о свободных местах в поездах по всем направлениям на ближайшую неделю. Данная информация представлена в следующем виде: дата выезда, конечный
пункт назначения, время отправления, число свободных купейных мест, число
свободных плацкартных мест. Оргкомитет международной конференции
обращается к администратору с просьбой зарезервировать 3 купейных места
до Берлина на субботу. При этом время отправления поезда должно быть не
позднее 10 часов вечера. Выдать на печать время отправления или сообщение
о невозможности выполнить заказ в полном объеме. - Дана ведомость абитуриентов, сдавших вступительные экзамены в
институт. В каждой строке данной ведомости записана фамилия абитуриента и
полученные им отметки по отдельным дисциплинам (например, физике
математике, литературе). Необходимо определить средний балл по институту
и распечатать список абитуриентов, средний балл которых выше среднего
балла по институту. - В радиоателье хранятся квитанции о сданной в ремонт радиоаппаратуре. Каждая квитанция содержит следующую информацию: наименование группы изделий (телевизор, радиоприемник и т.п.), марка изделия, дата приемки в ремонт, состояние готовности заказа (выполнен, не выполнен). Необходимо выдать информацию начальнику ателье о состоянии заказов на текущие сутки по группам изделий.
- Написать программу формирования ведомости об успеваемости студентов. Каждая запись этой ведомости должна содержать номер группы, фамилию студента, средний балл за последнюю сессию. Необходимо распечатать списки студентов по группам.
- В больнице имеется общий список больных, каждый из которых характеризуется записью: фамилия и инициалы больного, номер палаты, диагноз. Требуется вывести на печать перечень больных по каждой палате и отдельно по каждому диагнозу. Разместить больных по палатам так, чтобы больные с одинаковым диагнозом располагались по возможности вместе.
- Имеется список сотрудников, в котором записаны: фамилия сотрудника, год рождения, месяц и день рождения. Определить сотрудников, которые родились в год быка (1901 – год быка). Определить, кто из сотрудников родился осенью.
- Имеется список учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Каждая запись этого списка содержит фамилию, имя, отчество и дату постановки на учет. Известно число квартир, выделяемых по данному списку в течение года. Рассчитать, какое количество лет в среднем необходимо ожидать получения квартиры и вывести весь список с указанием ожидаемого года получения квартиры.
- В предвыборной кампании проводится регистрация кандидатов в депутаты. Каждый кандидат, подавая заявление на регистрацию, указывает номер округа, в котором он собирается баллотироваться, наименование партии, которую он представляет, свой возраст и профессию. Пресс-служба центральной избирательной комиссии выдает информационный бюллетень, в котором приводит следующую информацию: число поданных заявлений на регистрацию кандидатов каждой политической партии; средний возраст кандидатов от каждой политической партии.
- В библиотеке имеется список книг. Каждая запись этого списка содержит фамилии авторов, название книги, год издания. Определить, имеются ли в данном списке книги, в названии которых встречается некоторое ключевое
слово (например, «Информатика»). Если имеются, то выдать на печать
фамилии авторов, название и год издания всех таких книг. Ключевое слово
ввести с клавиатуры. - Имеется список авиапассажиров, в котором записаны: фамилия пассажира, количество вещей багажа, общий вес багажа, номер рейса. Определить, кто из пассажиров, имеет багаж весом более 35 кг и какими рейсами они летят
- В магазине имеется список поступивших в продажу автомобилей. Каждая запись этого списка содержит марку автомобиля и его параметры: стоимость, расход бензина на 100 км, надежность (число лет безотказной работы), комфортность (отличная, хорошая, удовлетворительная). Покупатель, в свою очередь, имеет ряд требований по каждому из этих параметров. Эти требования задаются в виде некоторого интервала (например, стоимость- 10..30 тыс. $; расход бензина-4..10 л на 100 км). Вывести на печать перечень автомобилей, удовлетворяющих требованиям покупателя. Требования покупателя ввести с клавиатуры.
- В бюро по занятости населения (трудовой бирже) ведется список вакантных рабочих мест на предприятиях города. Каждая запись такого списка содержит следующую информацию: наименование организации, местоположение организации (расстояние в км от центра города), наименование должности, требуемая квалификация (разряд или образование), требуемый стаж работы по специальности, заработная плата в месяц, наличие социального страхования (да или нет), продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска. Клиент бюро вводит информацию о своей квалификации и требованиях (например, максимальная удаленность от центра города). Написать программу, которая бы распечатывала для каждого клиента список рабочих мест в соответствии с его требованиями.
- В технической службе аэропорта имеется справочник, содержащий записи следующей структуры: тип самолета, год выпуска, расход горючего на 1000 км. Для определения потребности в горючем техническая служба запрашивает расписание полетов. Каждая запись расписания содержит следующую информацию: номер рейса, пункт назначения, дальность полета. Рассчитать суммарное количество горючего, необходимое для обеспечения полетов на следующие сутки и вывести его на печать. Справочники расхода горючего и расписания на следующие сутки хранить в виде массивов записей.
- Имеется список авиапассажиров, в котором записаны: фамилия пассажира, количество вещей багажа, общий вес багажа, номер рейса. Определить фамилии пассажиров, летящих указанным рейсом и суммарный вес багажа этих пассажиров.
- Имеется список сотрудников, в котором записаны: фамилия сотрудника, год рождения, месяц и день рождения. Определить самого молодого и самого старого сотрудника. Определить, кто из сотрудников родился зимой.
- Имеется список сотрудников, в котором записаны: фамилия сотрудника, домашний адрес (отдельно улица, номер дома, номер квартиры) и телефон. Определить фамилии сотрудников, которые являются абонентами указанной телефонной станции и проживают на указанной улице (номер станции и название улицы вводятся с клавиатуры).
- Имеется список автомашин, в котором записаны: марка автомашины, фамилия владельца, год выпуска, регистрационный номер, отметка о прохождении техосмотра. Определить автомашины и их владельцев, не прошедших техосмотр (учесть, что автомашины старше 10 лет должны проходить техосмотр каждый год, остальные – 1 раз в 2 года).
- Имеется список студенческой группы, в котором записаны: фамилия студента, результаты экзаменов по математике, физике, информатике и истории. Определить для каждого студента средний балл по экзаменам. Перераспределить список студентов в соответствии с набранными баллами.
Лабораторная работа №9
Файлы
Задание 9.1
Протабулировать функцию y(x) и функцию g(x) на отрезке [a;b] с шагом
h=(b-a)/n. Вычисление y(x) оформить в виде процедуры, вычисление g(x) - в виде функции. Значения a, b, h, g(x) взять из задания 3.3, значения у(х) из задания 2.3. Записать в файлы Y.DAT G.DAT значения y(x) и g(x). Составить программу с использованием данных из файла.
- Найти средние значения y(x) и g(x).
- Найти наибольшие значения y(x) и g(x).
- Найти наименьшие значения y(x) и g(x).
- Найти все отрицательные значения y(x) и g(x).
- Определить количество положительных значений y(x) и g(x).
- Определить количество отрицательных значений y(x) и g(x).
- Найти разности соответствующих значений y(x) и g(x).
- Найти суммы соответствующих значений y(x) и g(x).
- Найти произведения соответствующих значений y(x) и g(x).
- Найти все значения y(x) больше среднего в таблице g(x).
- Найти все значения y(x) меньше среднего в таблице g(x).
- Найти все значения g(x) больше среднего в таблице y(x).
- Найти все значения g(x) меньше среднего в таблице y(x).
- Найти количество нулевых значений y(x) и g(x).
- Найти количество ненулевых значений y(x) и g(x).
- Найти количество целых значений y(x) и g(x).
- Найти количество дробных значений y(x) и g(x).
- Найти средние геометрические положительных значений y(x) и g(x).
- Найти средние геометрические модулей отрицательных значений y(x) и g(x).
- Найти все положительные значения y(x) и g(x).
Задание 9.2
Занести в текстовый файл данные, согласно заданию 8.2 (5 записей). Выполнить задание 8.2 с использованием данных из файла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"
Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль
Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...
Паскаль.Основы языка Паскаль.
Основы языка Паскаль....