Концепция "Сетевая культура личности через создание web-сайта"
статья по информатике и икт на тему

Шестопалова Ольга Александровна

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни. И перед нами встает вопрос “что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kontseptsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ "СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА"

О.А.Шестопалова,

г. Нижневартовск, МСОШ №34

Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным- вот задача первоначального обучения. Всякий здоровый ребёнок требует деятельности, и притом серьёзной деятельности….

К.Д.Ушинский.

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является – подготовка ребенка к жизни. И перед нами встает вопрос “что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?”.

Актуальность своей концепции я вижу в следующем:

В использовании возможностей виртуального мира в расширении интеллектуального и творческого развития школьников. В наши дни почти в каждой семье есть компьютеры и использование компьютера только в игровых целях можно направить на нужное русло, на создание ВЕБ-сайта, тем самым ограничивая детей от времяпровождения на улице, развивая детей таким образом, чтобы они шли в ногу со временем и были всесторонне подготовлены к своей будущей жизни.

Таким образом, цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество – развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной, мобильной личности, достойного гражданина своей страны.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Воспитывать в детях высоконравственные черты характера
  • Развивать в детях творческие способности, поддержать талант и инициативу у детей (самореализация)
  • Способствовать развитию у детей художественного вкуса, помочь в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению.
  • Развивать умения критически оценивать свои поступки (самоанализ).
  • Научить процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не экстремальных условиях (самоорганизации и самореабилитации). Создание в классе условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка.

Содержанием воспитательного процесса являются совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества. Принципиально новый вопрос поставлен перед учителем-участником процесса педагогического творчества: “Каким должно быть содержание воспитания, чтобы ребенок плодотворно развивался?”.

Решение вышеизложенных задач воспитания основываются на следующих принципах:

  • Принцип ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
  • Принцип гуманизма (все дети талантливы).
  • Принцип личностно-ориентированного подхода.
  • Единство учебного и воспитательного процессов
  • Принцип креативности творчества, готовность учителя воспринимать новое, творческое.

Сейчас уже есть школы, где созданы и активно используются базы данных для учителей, родителей и школьников. Почти каждая школа имеет собственный ВЕБ – сайт, размещенный в Интернете. Сайт является визитной карточкой, лицом школы, источником информации о школе. Из страниц сайта посетитель может получить следующую информацию о школе:

  • об истории и традиции школы
  • о школьном педагогическом коллективе
  • об учениках (конференциях, конкурсах, возможностях для самовыражения и т.д.)
  • об учебных материалах (предметах, курсах, программах, методических разработках и т.д.)
  • об образовательной политике (программных документах, уставе, нормативных документах)
  • о дополнительном образовании
  • об условиях приема и обучения

Школьный сайт не должен представлять собой отсканированную печатную брошюру. Это живой организм, по существу - виртуальная школа. Отражая на сайте школьную жизнь - интересные мероприятия, проекты, праздники, вы сделаете его интересным, красочным и привлекательным. Родителям школьный сайт будет экономить массу времени: заглянув на сайт, они будут всегда в курсе дел школы, где учится их ребёнок. На сайте могут быть расписание уроков, виртуальные родительские собрания, классные часы и журналы- всё, вплоть до оценок и посещаемости, причем увидеть эту информацию родители смогут, используя доступ по индивидуальным паролям.

Школьники смогут посещать занятия дистанционно, учителя - узнавать о предстоящих педсоветах, размещать информацию. Школьный сайт сможет облегчить выбор школы для будущего первоклассника: родителям не надо будет ездить по городу в поисках школы, а лишь познакомиться со школьным сервером и просмотреть сетевые рейтинговые службы различных школ, лицеев и гимназий. Также школьные сайты - это прекрасная возможность показать творческие способности детей.

Работа над школьным сайтом будет полезна и ребятам, и педагогам. Так или иначе, дети сейчас проводят всё больше и больше времени за компьютером. Взрослые, как правило, считают, что дети используют компьютер и Интернет лишь для развлечения, играя в компьютерные игры. Так почему бы не направить энергию ребят в нужное русло? Дети беспечно относятся к Интернету только в начале работы, а потом им самим становится жалко тратить время зря. Работа над сайтом улучшает грамотность, помогает решать медиаобразовательные задачи, критически осмыслить и интерпретировать информацию, вырабатывает навыки работы в коллективе, формирует художественный вкус.

Результативность работы по данной концепции я вижу в следующем:

  • Дети будут использовать компьютер не только в целях игры, а также работы, причем серьёзной работы
  • Расширится их кругозор, интеллектуальный уровень, улучшится грамотность.
  • Как бы играя, дети будут вовлечены в серьёзную деятельность.
  • Расширится их общение, они будут общаться не только меж собой, а также других школ, городов и стран.
  • Дети будут конкурентоспособными, так как при устройстве на работу, конечно же, учитывается навык работы на компьютере.

Большое влияние на формирование сетевой культуры школьников имеет учебная мотивация. Задача учителя создать условия обучения, в которых четко определена система выполнения учебных задач и поощрений за их качественное выполнение. Система поощрений должно быть нематериальной, ценностной, личностно значимой для ученика, способной повысить его общественный статус. С этой целью каждый год обучения заканчивается фестивалем личных достижений, к которому ученики заранее тщательно готовятся.

Таким образом, школьники знакомятся с языком гипертекстовой разметки HTML и создают индивидуальные проекты Web-сайтов о себе, в которых они упоминают не только о личных анкетных данных, но так же описывают свои увлечения, достижения в учебе, приводят фотогаллерею, любимые видеоролики, музыкальные композиции. Завершает выпускной год обучения выполнением корпоративного проекта – Web-сайт класса, объединяющий индивидуальные Web-сайты. Учебная деятельность в рамках дисциплины информатика позволяет сформировать сетевую культуру школьников на достаточно высоком уровне.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

К сетевой культуре через создание сайтов

В статье автор актуализирует необходимость формирования сетевой культуры старшеклассников посредством обучения создания сайтов. Также рассматриваются различные подходы к определению «сетевая культура»...

Формирование личности школьника через создание лингвистических этюдов

Данная статья предназначена для чтения учителям среднего звена и показывает важность варьирования тем в форме этюдов в конкретных учебных условиях с целью закрепить и развить как учебные знания, так и...

Доклад "Развитие личности и создание основ творческого потенциала через проектную деятельность"

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентировать...