Информатика для малышей. Внеурочная деятельность. Опыт работы
статья по информатике и икт на тему

Борисова Ольга Викторовна

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Ольга Викторовна,

учитель информатики

МБОУ «Алексеевская СОШ»

с. Алексеевка

borol7@rambler.ru

                                  «ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется

образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.  Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития личности  (спортивно-оздоровительное,  духовно-нравственное,  социальное, общеинтеллектуальное,  общекультурное).

Виды внеурочной деятельности :

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово - развлекательная деятельность
  •  Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

 Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

В нашей школе новые стандарты были   введены с 2011 года. Перед нами стала задача выбора только пяти направлений внеурочной деятельности, так как наша школа сельская и малокомплектная. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в школе. Дети с большим удовольствием воспринимают внеурочные занятия по информатике, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал в дальнейшем.

 Мной, как учителем информатики было предложено одно из направлений как общеинтеллектуальное, связанное  с информационными технологиями и  видом деятельности - игровой.  По мнению психологов, логическое мышление детей, не развитое в определенные сроки до 12 лет таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни необходимо как можно раньше развивать логические структуры мышления: способность к синтезу и анализу, формировать алгоритмический стиль мышления. Умение в любой предметной области выделять систему понятий, представить в виде совокупности действий, описать алгоритмы – улучшает ориентацию человека в окружающем мире.

Для этого  была разработана программа, которая включает в себя занятия для развития логического, алгоритмического и системного мышления, что дает возможность для  создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Целью организации данных занятий является формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мир; развитие логического и алгоритмического мышления. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 280 часов,   35 часов практических и теоретических занятий в год. Теоретическая часть основана на играх, заданиях, упражнениях направленных на развитие логического, комбинаторного мышления, вопросов, расширяющих кругозор учащихся в области информатики. Практическая часть реализуется на компьютерах. Состоит из логических, обучающих игр, текстовых и графических редакторов, моделирующих программ. Практическая часть преследует цель: освоение способов работы с компьютерами и различным программным обеспечением.

 Родители нередко обращаются к учителям информатики с вопросами:
- Для чего нужны компьютерные игры, и в каких случаях они не представляют угрозы здоровью ребенка?
- Почему спортивные, образовательные игры – это хорошо, а компьютерные игры вызывают столько нареканий?

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель. Игры – это не значит сидеть у компьютера и играть. Нет! Играть – это значит использовать все возможные компьютерные технологии.

И тут на помощь к нам приходят  лего - конструкторы. Когда в нашей школе появился конструктор ПервоРобот, а он появился совсем недавно, а именно в сентябре 2012 года, мы    задумались, что же с ним делать, как правильно применить данный конструктор  для уже созданной программы.  На мой взгляд, оптимальное использование Лего-технологий на занятиях по внеурочной деятельности  возможно при изучении развитие логического и алгоритмического мышления.

Но прежде чем начать работать с конструктором и внедрять его в деятельность, в начале прошло  знакомство с ПервоРоботом. Ребята изучили все детали, которые позволяют сделать модель более маневренной и « умной»: это USB ЛЕГО - коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния. Самым интересным оказалось, что мотор и датчики робота будут работать при помощи специально составленной программы. Ребята с большим интересом начали осваивать работу мотора, датчиков расстояния и наклона, воспроизведение различных звуков.  Работа над каждой моделью начиналась  с просмотра анимированной презентации с участием фигурок героев Маши и Макса.

Первая собранная модель - «Голодный аллигатор» Ребята  огромным интересом изучали назначение шестеренок и шкивов, ременной передачи. Составляя программу для этой модели, узнали, как меняется движение в зависимости от прямой или перекрестной ременной передачи. Работая с моделью «Умная вертушка»,   экспериментировали с датчиком расстояния. «Рычащий лев»   и «Порхающая птица», экспериментировали с датчиком наклона. После того, как ребята собирали модель, им хотелось продолжать работу с моделью. Цель работы была поиск интересной информации о созданной модели в сети Интернет (например, как питаются крокодилы, какие птицы зимуют в нашем крае). На этапе испытания моделей ребята учились совместной работе и обмену идеями.  

Результатом выполнения программы, ребята должны

- определять последовательность действий;

- определять истинные и ложные высказывания;

- находить закономерности в расположении фигур;

- находить решение методом исключения;

- находить лишний предмет в группе однородных;

- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

- освоить конструктор ПервоРобот;

-  научиться проектировать и программировать различные модели;

Наши планы:

- начать снимать собственные видеоролики с собранными моделями;

- искать новые возможности конструктора ПервоРобот;

- пройти обучение курса на дистанционных курсах по робототехнике при АлтГПА;

- приобрести конструктор Lego Mindstorms 2.0, начать его изучение.

Список использованной литературы:

1.Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая катего-

рия [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Элек-

тронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

3.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современ-

ной школе.– М., 2009

4.Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых техноло-

гий.

5.Интернет ресурсы:

· http://lego-rks-74.ru/

· http://www/lego.com/education/

· http://www.prorodot.ru

· http://lego.rkc-74.ru/

· http://www.lego.com/education/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для участия во II Всероссийских чтений, посвященных 72-ой годовщине контрнаступления советских войск под Сталинградом. Секция 2. «Вопросы исторического краеведения на уроках и во внеурочной деятельности: опыт и перспективы». Единство народов стран

Каждая нация, чтобы правильно определить свое место в историческом пространстве и времени, сориентироваться в выборе пути дальнейшего развития, нуждается в неприукрашенной и неочерненной правде о свое...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....

Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).

Здоровьесберегающие  технологии  в   школе  на  уроках  и  внеурочной  деятельности (опыт  работы)....

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...