Информатика для малышей. Внеурочная деятельность. Опыт работы
статья по информатике и икт на тему
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Ольга Викторовна,
учитель информатики
МБОУ «Алексеевская СОШ»
с. Алексеевка
«ИНФОРМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Виды внеурочной деятельности :
- Познавательная
- Игровая
- Трудовая (производственная) деятельность
- Досугово - развлекательная деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
- Проблемно-ценностное общение
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
В нашей школе новые стандарты были введены с 2011 года. Перед нами стала задача выбора только пяти направлений внеурочной деятельности, так как наша школа сельская и малокомплектная. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в школе. Дети с большим удовольствием воспринимают внеурочные занятия по информатике, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал в дальнейшем.
Мной, как учителем информатики было предложено одно из направлений как общеинтеллектуальное, связанное с информационными технологиями и видом деятельности - игровой. По мнению психологов, логическое мышление детей, не развитое в определенные сроки до 12 лет таковым и останется. Поэтому для подготовки детей к жизни необходимо как можно раньше развивать логические структуры мышления: способность к синтезу и анализу, формировать алгоритмический стиль мышления. Умение в любой предметной области выделять систему понятий, представить в виде совокупности действий, описать алгоритмы – улучшает ориентацию человека в окружающем мире.
Для этого была разработана программа, которая включает в себя занятия для развития логического, алгоритмического и системного мышления, что дает возможность для создания предпосылок успешного освоения учащимися знаний и умений в областях, связанных с информатикой. Целью организации данных занятий является формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мир; развитие логического и алгоритмического мышления. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 280 часов, 35 часов практических и теоретических занятий в год. Теоретическая часть основана на играх, заданиях, упражнениях направленных на развитие логического, комбинаторного мышления, вопросов, расширяющих кругозор учащихся в области информатики. Практическая часть реализуется на компьютерах. Состоит из логических, обучающих игр, текстовых и графических редакторов, моделирующих программ. Практическая часть преследует цель: освоение способов работы с компьютерами и различным программным обеспечением.
Родители нередко обращаются к учителям информатики с вопросами:
- Для чего нужны компьютерные игры, и в каких случаях они не представляют угрозы здоровью ребенка?
- Почему спортивные, образовательные игры – это хорошо, а компьютерные игры вызывают столько нареканий?
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель. Игры – это не значит сидеть у компьютера и играть. Нет! Играть – это значит использовать все возможные компьютерные технологии.
И тут на помощь к нам приходят лего - конструкторы. Когда в нашей школе появился конструктор ПервоРобот, а он появился совсем недавно, а именно в сентябре 2012 года, мы задумались, что же с ним делать, как правильно применить данный конструктор для уже созданной программы. На мой взгляд, оптимальное использование Лего-технологий на занятиях по внеурочной деятельности возможно при изучении развитие логического и алгоритмического мышления.
Но прежде чем начать работать с конструктором и внедрять его в деятельность, в начале прошло знакомство с ПервоРоботом. Ребята изучили все детали, которые позволяют сделать модель более маневренной и « умной»: это USB ЛЕГО - коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния. Самым интересным оказалось, что мотор и датчики робота будут работать при помощи специально составленной программы. Ребята с большим интересом начали осваивать работу мотора, датчиков расстояния и наклона, воспроизведение различных звуков. Работа над каждой моделью начиналась с просмотра анимированной презентации с участием фигурок героев Маши и Макса.
Первая собранная модель - «Голодный аллигатор» Ребята огромным интересом изучали назначение шестеренок и шкивов, ременной передачи. Составляя программу для этой модели, узнали, как меняется движение в зависимости от прямой или перекрестной ременной передачи. Работая с моделью «Умная вертушка», экспериментировали с датчиком расстояния. «Рычащий лев» и «Порхающая птица», экспериментировали с датчиком наклона. После того, как ребята собирали модель, им хотелось продолжать работу с моделью. Цель работы была поиск интересной информации о созданной модели в сети Интернет (например, как питаются крокодилы, какие птицы зимуют в нашем крае). На этапе испытания моделей ребята учились совместной работе и обмену идеями.
Результатом выполнения программы, ребята должны
- определять последовательность действий;
- определять истинные и ложные высказывания;
- находить закономерности в расположении фигур;
- находить решение методом исключения;
- находить лишний предмет в группе однородных;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- освоить конструктор ПервоРобот;
- научиться проектировать и программировать различные модели;
Наши планы:
- начать снимать собственные видеоролики с собранными моделями;
- искать новые возможности конструктора ПервоРобот;
- пройти обучение курса на дистанционных курсах по робототехнике при АлтГПА;
- приобрести конструктор Lego Mindstorms 2.0, начать его изучение.
Список использованной литературы:
1.Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая катего-
рия [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru
2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Элек-
тронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.
3.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современ-
ной школе.– М., 2009
4.Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых техноло-
гий.
5.Интернет ресурсы:
· http://lego-rks-74.ru/
· http://www/lego.com/education/
· http://www.prorodot.ru
· http://lego.rkc-74.ru/
· http://www.lego.com/education/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для участия во II Всероссийских чтений, посвященных 72-ой годовщине контрнаступления советских войск под Сталинградом. Секция 2. «Вопросы исторического краеведения на уроках и во внеурочной деятельности: опыт и перспективы». Единство народов стран
Каждая нация, чтобы правильно определить свое место в историческом пространстве и времени, сориентироваться в выборе пути дальнейшего развития, нуждается в неприукрашенной и неочерненной правде о свое...
Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Организация проектной внеурочной деятельности при работе с одаренными детьми на уроках информатики
Выступление на ШМО...
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....
Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).
Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы)....
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...