Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).
опыты и эксперименты по физкультуре (7 класс)
Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы). | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в школе на уроках и внеурочной деятельности (опыт работы).
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности современного общества. Данное положение точно определяет высказывание: «Здоровье - всё, но всё без здоровья ничто». Факторами,обуславливающими формирование здоровья и/или нездоровья, являются окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека, внутренний мир человека. Актуальность темы здоровья и здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: по данным Минздрава в настоящий момент физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, 25-35 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки, только 5 % выпускников образовательных учреждений являются здоровыми,80 % детей больны хронически, 70 % страдают нервно-психическими расстройствами, ежегодно 300 тысяч юношей (35%) комиссованы военкоматом. Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государств, оценивали их по 5-ти бальной системе. Жизнеспособность России была оценена в 1,4 балла. Эта страшная статистика, к сожалению, доказывает, что образовательные учреждения не добавляют здоровья нашим детям, а потому первостепенной задачей каждого образовательного учреждения должно стать складывание эффективной, целенаправленной работы в области здоровьесбережения, активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Центральным положением, определяющим работу МБОУ «Куракинская СОШ», является следующее: здоровье есть критерий образования.Конечно же, деятельность школы не подменяет деятельность медицинской службы, а работает в той части, где возможно эффективно не только выявлять или предупреждать отклонения в здоровье, но и развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. В нашей школе используется следующее понимание термина «здоровьесберегающая технология» - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье, а потому цель школы - подготовка детей к жизни рассматривается с позиций здоровьесберегающей педагогики. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, это возможно с применением технологий здоровьесберегающей педагогики - совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.В Куракинской средней школе рассматриваются 2 группы причин ухудшения здоровья:- объективные (не педагогического характера, связанные, в основном, с экономическими факторами: недостаточный температурный режим, недофинансирование на организацию горячего питания и т.д.)- субъективные (связанные с неправильными действиями педагогов или их бездействием в отношении сохранения здоровья ребенка в процессе образования). В связи с этим в школе поставлена задача: каждый педагог в рамках своих должностных обязанностей должен заниматься здоровьесбережением, чтобы минимализировать влияние субъективных факторов. В нашей школе разработан план мероприятий по реализации требований в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, в котором соблюдаются следующие аспекты: - целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, - соответствие инфраструктуры школы условиям здоровьесбережения, - рациональная организация образовательного процесса, - организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися всех групп здоровья, - проведение просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, профилактики злоупотребления ПАВ.Я как учитель физической культуры огромное внимание в своей деятельности уделяю не только методически правильному проведению здоровьесберегающих уроков и мероприятий, но и организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися всех групп здоровья, а также просветительской и методической работы по формированию ценности здорового образа жизни. Получив информацию от классного руководителя о результатах медицинского осмотра детей, веду четкий контроль учащихся по группам здоровья, организуя занятия и мероприятия в соответствии с медицинскими показателями. Однако дети подготовительной группы не лишены возможности участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях, выполняя облегченные конкурсные задания двигательного характера, а освобождённые от занятий физической культурой учащиеся с удовольствием участвуют в творческих конкурсах для болельщиков, оказывают помощь в судействе, а также участвуют в конкурсах стихотворений, рисунков, проектов по формированию здорового образа жизни. В режим школы введена утренняя зарядка, проводимая с учащимися всех групп здоровья, для усиления эмоционального воздействия используется музыка. Здание школы располагает большими просторными рекреациями, поэтому на большой перемене учащиеся старших классов с младшим и средним звеном организуют подвижные игры, способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. В воспитательном плане школы целый раздел посвящен формированию здорового образа жизни, включающий:- Дни здоровья, спортивно-оздоровительные мероприятия «Весёлые старты», «Вперед, мальчишки», «А ну-ка, девочки!», спортивные праздники «Тропа к генералу», «Богатырские потешки», спортивные акции «Я, ты, он, она – спортивная семья», конкурсы рисунков «Здоровый я- здоровая страна», цикл игр по валеологии, походы, олимпиады по физической культуре, шахматно-шашечные турниры, конкурсы знатоков истории российского спорта. Таким образом, в нашей школе дети всех групп здоровья охвачены физкультурно-оздоровительной работой. Мною разработаны программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Сила и грация» (гимнастическая направленность), «Крепыш» (силовая направленность – гиревой спорт), целью которых является сохранение здоровья обучающихся и их физическое совершенство.Важно не только рационально организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность в школе, но и проводить просветительскую и методическую работу по здоровьесбережению. С коллективом школы провожу работу по изучению нормативно-правовой базы, методической литературы в области формирования навыков на ЗОЖ, «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», утвержденной Приказом №619 от 28.02.2000 г. В целях просвещения используется и другая литература воспитательного характера, но она должна быть строго регламентирована по возрастам. В рамкахпросветительско- воспитательной работы, направленной на формирование ценности здоровья и навыка ЗОЖ, в школе применяю различные формы: лекции, беседы, консультации, диспуты – в старших классах. При использовании наглядности: конкурсы стенгазет, плакатов на тему по формированию здорового образа жизни стараюсь уводить детей от профилактики с отрицательной мотивацией ( негативные изображения крови, смерти и т.п), на положительную мотивацию (устремления в жизнь). Такую установку получают учащиеся и классные руководители перед проведением подобных мероприятий. Родители - особая и трудная категория, но тема здоровья для них - единственная, которая конкурирует с темой обучения детей, поэтому обязательно обозначаю поднимаемую проблему в ходе общешкольных родительских собраний, по различным вопросам здоровья и развития ребёнка, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Стараюсь организовать совместную работу педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка - это те задачи, которые успешно решаемы в нашей школе при правильной организации здоровьесберегающих технологий.В заключении, хотелось бы отметить, что в современном мире проблема ухудшающегося здоровья подрастающего поколения, очевидна. Здоровье детей не может быть ведомственной проблемой только Министерства здравоохранения, всем образовательным учреждениям необходимо активно включиться в процесс здоровьесбережения, организуя щадящую организацию образовательного процесса. Содержание и формы организации учебной деятельности сами по себе оказывают серьезнейшее влияние на состояние здоровья. Педагогические работники должны выбирать методические принципы преподавания, исходя из требований здоровьесбережения.