Рабочая программа по информатике и ИКТ. 9 класс. 2015-16 учебный год. (Угринович Н.Д.)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 9 класс. 2015-16 учебный год. (Угринович Н.Д.) 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_i_ikt_9_klass_2015-16_uch.g.kuzovova_e.n.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 9 класс. Кузовова Е.Н. 2015-16 учебный год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тумская средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________________ Н.И. Корнева | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Тумская СОШ №3» _________________ О.И. Кузовова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина: информатика и ИКТ Класс: 9
| |
Учитель КУЗОВОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА | |
Принято на заседании творческой группы учителей физико-математического цикла Протокол №1 от 27.08.2015г.
|
Р.п. Тума -2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и информационных технологий основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Рабочая программа по информатике и ИКТ (8-9 кл.) составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,
- примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
- учебного плана на 2015-2016 учебный год,
- авторской программы Угриновича Н.Д.,
- кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревья-ми; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме интегрированных практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы, индивидуального проекта.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы, тестирования или зачета.
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.
Логические основы построения компьютера
Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.
Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера. Решение логических задач.
Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Хранение, поиск и обработка информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
- Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы и дополнительная литература.
- Комплект цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/uroki1/index.htm Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе.
- А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. Информатика. Контрольные и самостоятельные работы по программированию. Волгоград: Учитель, 2011 г.
- А.Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное издание. М.:Вако,2009 г.
- Н.Е. Астафьева и др. Информатика в схемах. М.: Бином, 2009 г.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер.
- Проектор.
- Принтер.
- Сканер.
- Модем.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
- Интерактивная доска.
- Система голосования.
- Документ-камера.
Программные средства
- Операционная система Windows XP.
- Пакет офисных приложений MS Office – 2007(2010).
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wев-страниц.
Программа рассчитана на 100 часа (34 часа в 8 классе и 66 часов в 9 классе).
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 15 (в 8 классе), 33 (в 9 классе);
- контрольных работ – 3 (в 8 классе), 7 (в 9 классе).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | 8 класс | 9 класс | ||
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 |
|
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 |
|
3 | Кодирование и обработка текстовой информации | 8 | 8 | |
4 | Кодирование и обработка числовой информации | 8 | 8 | |
5 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 |
| 15 |
6 | Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование | 15 | 15 | |
7 | Логические основы построения компьютера | 7 | 7 | |
8 | Моделирование и формализация | 9 |
| 9 |
9 | Коммуникационные технологии | 16 | 16 |
|
10 | Информационное общество | 4 |
| 4 |
| Повторение, резерв времени | 2 | 2 | - |
| ВСЕГО: | 100 | 34 | 66 |
Тематические и итоговые контрольные работы
№ | Тематика | Класс | Вид |
1 | Количество информации | 8 | Тематический контроль |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 8 | Тематический контроль |
3 | Коммуникационные технологии | 8 | Тематический контроль |
1 | Кодирование графической информации | 9 | Тематический контроль |
2 | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | Тематический контроль |
3 | Кодирование и обработка числовой информации | 9 | Тематический контроль |
4 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 9 | Тематический контроль |
5 | Логические основы построения компьютера | 9 | Тематический контроль |
6 | Моделирование и формализация | 9 | Тематический контроль |
7 | Итоговая | Итоговый контроль |
8 класс
- Информация и информационные процессы
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».
- Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
- Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «”География” Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».
9 класс
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
1.1 Логические основы построения компьютера
Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции.
Построение таблиц истинности для сложных логических выражений. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 по теме «Логические основы построения компьютера».
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4.1 «Создание GIF-анимации».
Практическая работа № 4.2 «Создание flash-анимации».
Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование графической информации».
- Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
- Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2008.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 21 «Проект “Переменные”».
Практическая работа № 22 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 23 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 24 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 25 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 26 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 27 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 28 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 29 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
5. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 30 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 31 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 32 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 33 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 6 по теме «Моделирование и формализация».
6. Информатизация общества
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 7 (итоговая).
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
8 класс
знать/понимать
- виды информационных процессов;
- примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
- проверять свойства объектов;
- пользоваться персональным компьютером
- выполнять и строить простые алгоритмы
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов):
- в базах данных,
- в компьютерных сетях,
- в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
- создания личных коллекций информационных объектов;
- организации индивидуального информационного пространства,
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
- выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам
- для оформления результатов учебной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
9 класс
знать/понимать
- программный принцип работы компьютера;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
- создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
- переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
- уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
- уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
- приводить примеры моделирования и формализации;
- приводить примеры систем и их моделей;
- уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя или работа не выполнена.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер. Проектор. Принтер. Сканер. Модем.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
- Интерактивная доска. Система голосования. Документ-камера.
Программные средства
- Операционная система Windows XP.
- Пакет офисных приложений MS Office -2007.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wев-страниц.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока | Тема урока, практическое занятие | Глава, параграф, страницы (д/з) | Подготовка к ГИА | Дата проведения |
Логические основы построения компьютера (7 часов) | ||||
Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование. | §1.1.1 стр. 10 | Отработка заданий части 1 | 05.09 | |
Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Кодирование графической информации. | §1.1.2. стр. 14-15 | 05.09 | ||
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Самостоятельная работа. | §1.3 стр. 15-20 | Отработка заданий части 1 | 12.09 | |
Растровые изображения, векторные изображения. | §1.2-1.4 стр. 21-24 | Отработка заданий части 1 | 12.09 | |
Кодирование и обработка звуковой информации. | §1.5 стр. 40-45 | 19.09 | ||
Цифровое фото и видео. | §1.6 стр. 45-49 | 19.09 | ||
Основы логики. Логические выражения и логические операции. | Задание в тетради | Отработка заданий части 2 | 26.09 | |
Составление таблиц истинности по логической формуле. Решение логических выражений. | Задание в тетради | Отработка заданий части 2 | 26.09 | |
Преобразование логических выражений. | Задание в тетради | Отработка заданий части 2 | 03.10 | |
Решение задач алгебры логики. | Задание в тетради | Отработка заданий части 2 | 03.10 | |
Логические элементы и основные логические устройства компьютера. | Задание в тетради | Отработка заданий части 2 | 10.10 | |
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера. | Подготовка к к\р | 10.10 | ||
Контрольная работа №1 по теме «Логические основы построения компьютера» | 17.10 | |||
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | стр. 175-177 | Комп. практикум | 17.10 | |
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | стр. 179-183 | Комп. практикум | 24.10 | |
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». | стр.177-179 | Комп. практикум | 24.10 | |
Практическая работа №4.1«Создание GIF - анимации». | стр. 183-188 | Комп. практикум | 31.10 | |
Практическая работа №4.2 «Создание flash-анимации». | стр. 183-188 | Комп. практикум | 31.10 | |
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации». | стр. 188-191 | Комп. практикум | 07.11 | |
Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | стр. 191-193 | Комп. практикум | 07.11 | |
Практическая работа №7 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | стр. 193-196 | Комп. практикум | 14.11 | |
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование графической информации». | 14.11 | |||
2. Кодирование и обработка текстовой информации (8 часов) | ||||
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации». | §2.1 стр. 49-52, стр.196-199 | Отработка заданий части 1 | 21.11 | |
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | §2.2, 2.4 стр. 52-54, 59-61 | Отработка заданий части 1,2 | 21.11 | |
Ввод и редактирование документа. Практическая работа №9 «Вставка в документ формул». | §2.3 стр.54-59, стр. 199-201 | Отработка заданий части 1,2 | 28.11 | |
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа №10 «Форматирование символов и абзацев». Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа №11 «Создание и форматирование списков». | §2.5.1, 2.5.2, 2.5.3 стр. 61-67, стр. 201-207 | Отработка заданий части 1 | 28.11 | |
Таблицы. Практическая работа №12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | § 2.6 стр. 67-70, стр. 207-211 | Отработка заданий части 2 | 05.12 | |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа №13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | §2.7 стр. 70-71 стр. 211-212 | Комп.практикум | 05.12 | |
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа №14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | §2.8 стр. 71-74 стр. 212-213 | Комп.практикум | 12.12 | |
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 12.12 | |||
3. Кодирование и обработка числовой информации (8 часов) | ||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | §3.1.1 стр. 75-80 стр. 214-215 | Отработка заданий части 1 | 19.12 | |
Арифметические операции в позиционных системах счисления. | §3.1.2, 3.1.3 стр. 80-82-84 | Отработка заданий части 1 | 19.12 | |
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | §3.2.1 стр. 84-87 | Отработка заданий части 1 | 26.12 | |
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | §3.2.2, 3.2.3 стр. 87-91 стр. 216-218 | Отработка заданий части 2 | 26.12 | |
Встроенные функции. Практическая работа №17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | §3.2.4 стр. 91-93 стр. 218-220 | Отработка заданий части 2 | 16.01 | |
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов». | §3.3 стр. 93-97 стр. 220-228 | Отработка заданий части 2 | 16.01 | |
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа №19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | §3.4.1, 3.4.2 стр. 97-100 стр. 100-105 стр. 228-232 | Отработка заданий части 2 | 23.01 | |
Контрольная работа № 4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | 23.01 | |||
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (15 часов) | ||||
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | §4.1.1-4.1.3 стр.105-113 | Отработка заданий части 1 | 30.01 | |
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». | §4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 стр. 113-119 | Отработка заданий части 2 | 30.01 | |
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | §4..3, 4.4 стр. 119-124 | Отработка заданий части 2 | 06.02 | |
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | §4.5 стр. 124-128 | Отработка заданий части 2 | 06.02 | |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа №20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | §4.6 стр. 128-133, стр. 233-239 | Отработка заданий части 2 | 13.02 | |
Практическая работа №21 «Проект «Переменные». | стр. 239-242 | Отработка заданий части 2 | 13.02 | |
Практическая работа №22 «Проект «Калькулятор». | стр. 242-246 | Отработка заданий части 1,2 | 20.02 | |
Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор». | стр. 246-249 | Отработка заданий части 2 | 20.02 | |
Практическая работа №24 Проект «Даты и время». | стр. 249-252 | Отработка заданий части 3 | 27.02 | |
Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов». | стр. 252-255 | Отработка заданий части 3 | 27.02 | |
Практическая работа №26 Проект «Отметка». | стр. 255-257 | Отработка заданий части 2 | 06.03 | |
Практическая работа №27 Проект «Коды символов». | стр. 258-260 | Отработка заданий части 3 | 06.03 | |
Практическая работа №28 Проект «Слово-перевертыш». | стр. 261-263 | Отработка заданий части 2 | 13.03 | |
Практическая работа №29 Проект «Анимация». | стр. 270-272 | 13.03 | ||
Контрольная работа №5 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | 20.03 | |||
6. Моделирование и формализация (9 часов) | ||||
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. | §5.1,5.2.1 стр. 138-145 | Отработка заданий части 1 | 20.03 | |
Материальные и информационные модели. | §5.2.2 стр. 145-148 | Отработка заданий части 2 | 03.04 | |
Формализация и визуализация моделей. | § 5.2.3 стр. 148-152 | Отработка заданий части 2 | 03.04 | |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | §5.3 стр. 152-154 | 10.04 | ||
Построение и исследование физических моделей. Практическая работа №30. Проект «Бросание мячика в площадку» | §5.4 стр. 154-157 стр. 273-279 | Отработка заданий части 3 | 10.04 | |
Приближенное решение уравнений. Практическая работа №31. Проект «Графическое решение уравнений» | §5.5 стр. 157 стр. 279-283 | Отработка заданий части 2 | 17.04 | |
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №32. Проект «Распознавание удобрений» | §5.6 стр. 157-161, стр. 283-285 | Отработка заданий части 3 | 17.04 | |
Информационные модели управления объектами. Практическая работа №33. Проект «Модели систем управления» | §5.7 стр. 161-164 стр. 286-291 | 24.04 | ||
Контрольная работа №6 по теме «Моделирование и формализация» | 24.04 | |||
7. Информационное общество (4 часа) | ||||
Информационное общество. | §6.1 стр. 164-169 | Отработка заданий части 1,2 | 08.05 | |
Информационная культура. | §6.2 стр. 169-171 | Отработка заданий части 3 | 08.05 | |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | §6.3 стр. 171-174 | 15.05 | ||
Контрольная работа №7 (итоговая). | 15.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 - 11 класс Угринович Н.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подгото...
Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.
Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....
Рабочая программа по информатике 10-11 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
Рабочая программа по информатике для 8 класса. Учебник Н.Д. Угринович.
Рабочая программа по информатике составлена на основе учебника: Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович – 2 изд., испр. – М.: - БИН...