Методическая разработка урока информатики в 6 классе "Построение диаграмм"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) на тему

Крюкова Юлия Евгеньевна

технологическая карта урока информатики в 6 классе "Построение диаграмм" по учебнику Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_postroenie_diagramm_6_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Построение диаграмм.

Класс:  6

Учитель: Крюкова Ю.Е.

Тип урока: изучение  нового материала.

Форма организации учебной работы: фронтальная и индивидуальная.

Цель: формирование умения читать и  строить диаграммы.

Задачи: 

-познакомить обучающихся с понятием «диаграмма», видами диаграмм;  

-формировать умение грамотно читать диаграммы и  представлять информацию с помощью диаграмм;

-развивать логическое  мышление;

-способствовать осознанию зависимости здоровья человека от образа его жизни.

Оборудование: учебник, компьютер, карточки с заданиями, мультимедийный проектор,  презентация, магниты, доска.

Планируемые результаты:

предметные:

отработать умения и навыки строить диаграммы

личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности;

 метапредметные (универсальные учебные действия):

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использовать компьютер как  средство для построения диаграмм;
  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Этап урока и цель.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1.Организационный этап.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

-Здравствуйте. Садитесь. Напомнить технику безопасности при работе за компьютером.

Сегодня я хочу заверить  вас в том, что к концу урока каждый из вас сможет решить задание, которое встречается на ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

- Об этом немного позже.  

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2. Актуализация знаний, определение темы и задач урока

Цель: повторение изученного материала.

-Существует выражение «Его нельзя купить за деньги». Как  вы думаете, о чем идет речь? Ребята, от каких факторов зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит от различных факторов.  Ученые считают, что 20% всех воздействий на здоровье человека оказывают экологические факторы, 20 %  - биологические (наследственность), 10 % -здравоохранение (качество медицинского обслуживания) и 50 %  –   образ жизни человека.

-Я вам сообщила  информацию, но далеко не все могут воспринимать ее на слух.

-Посмотрите на эту же информацию на слайде в виде текста. (показать текст информации на слайде)

- Эту же информацию я могу предложить вам  в виде таблицы (на слайде таблица).

- А можно еще эту информацию представить в виде рисунка. Для этого существует специальная компьютерная программа. Посмотрите, как это можно  сделать (показать создание круговой и столбчатой диаграммы).

По данным наглядно видно, что больший процент влияющих факторов риска приходится на образ жизни – 50%. А значит, многое зависит от самого человека, от того какой образ жизни он ведет.

-В информатике такие рисунки получили специальное название. Их называют….. (вывести детей на определение понятия).  

- Итак, тема нашего урока «Построение диаграмм». Диаграмма  -  в переводе с греческого языка означает «план, рисунок». (поместить на доске тему урока).  Диаграммы помогают человеку быстрее воспринимать информацию.

- Сегодня на уроке мы (узнаем виды диаграмм, научимся из них получать информацию,  строить диаграммы).

-Для изучения нового материала проведем устную разминку.

Внимание на экран.

 

 Поиграем в  «Морской бой».

Задача 1. На координатной плоскости выстроены все однопалубные корабли. Определите их координаты. (учитель показывает точки)  дети называют)

Задача 2. По заданным координатам определите в какой координатной четверти нужно искать  пиратские корабли. (учитель показывает карточки с точками и их координатами)

             А(1;10), В(2;5),  С(3;2),  Д(4;2), Е(5;1).  

-Сегодня на уроке мы будем работать только с точками первой четверти.

- О здоровье.

-Диаграммы.

 

Обуч-ся определяют координаты указанных точек, расставляют магниты с названиями точек.  

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Формулировка темы урока.

 3.Работа над новым материалом

Цель: мотивация к учебному действию, организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

-Откройте тетради, запишите дату, «классная работа», тему урока.

-У нас с вами уже построены точки в системе координат. Если соединить эти точки отрезками, то получится ломаная, которую называют графиком,  а диаграмму -  графической.  

-Мы с вами на уроке начали говорить о здоровьесбережении.  Чтобы быть здоровым нужно соблюдать режим дня. Для вашего возраста есть определенные рекомендации, которые нужно соблюдать.  На их основе, составлена таблица из распорядка дня школьника 6 класса.  

- Числа, которыми заданы  координаты этих точек, взяты из таблицы.

- По оси х  отметим виды деятельности.

- По оси у будем отмечать время в часах.

Таблица 1.

Деятельность в течение суток

час

1

 Сон                                              

10

2

Учебные занятия                    

5

3

Пребывание на  воздухе        

2

4

Подготовка к урокам              

2

5

Компьютер                                  

1

Если из каждой точки опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то получим новый рисунок,  столбчатую диаграмму. (Получила название т.к. похожа на столбики) Для наглядности такую диаграмму можно представлять в виде столбцов одинаковой ширины.  Чтобы ваша диаграмма была более яркой и красочной, столбцы  можно закрасить разным цветом. Посмотрите на  слайд.

-Какую информацию можно получить из данной диаграммы?

Сравните столбики диаграммы.

- Предлагаю сделать паузу.

 - Встаньте пожалуйста.

Физминутка.  Повторяйте за мной.

Руки  кверху поднимаем, а потом их опускаем.

А потом их развернем и к себе скорей прижмём.

Повернулись влево,  вправо, тихо сели, вновь за дело.

- Мы с вами познакомились с графической и  столбчатой диаграммой. Посмотрите как на компьютере с помощью программы Microsoft  Excel построить диаграмму. Внимание на экран. Учитель показывает, как на компьютере построить столбчатую диаграммую.

Алгоритм выполнения.  Повторяйте за мной.

1.Запустить программу Microsoft  Excel.

2. Занести данные Таблицы 1 в таблицу программы Microsoft  Excel.

3. Выделить заполненные ячейки.

4. В меню выбрать Вставка, Диаграммы и выбрать вид диаграммы.

5. Выполнить команду Диаграмма – Параметры диаграммы.

6. Вкладку Заготовки и введите название диаграммы.

7. На вкладке Легенда установите флажок  Добавить легенду.

8.  Щелкните по кнопке ОК.

9. Сохраните файл в собственной папке, под именем Диаграмма.

На компьютере можно быстро поменять вид диаграммы и из столбчатой сделать круговую и т.д.

Работа в тетрадях.

Графиком.

- По диаграмме видно, что большую часть суток человек спит, так как это необходимо для востановления сил и работоспособности организма. А работе на компьютере нужно уделять не более 1 часа в день.

Практическая работа за компьютером.

Выполненное задание.

- Сейчас весна. Надо укрепляет иммунитет, для этого надо употреблять продукты, содержащие витамин С.

- Ребята, а вы знаете в каких продуктах содержится витамин С?

- В каком продукте содержится много витамина  С?

Посмотрите на таблицу в которой показано содержание витамина С в мг в 100 г. (слайд )

Плоды

Лимоны

Перец красный

Апельсины

Черная смородина

Шиповник

Содержание витамина С (мг в 100 г)

40

250

60

200

1200

-В чем больше всего содержится витамина С?

 -Из таблицы вы наглядно видите, что в шиповнике.

-Где растет шиповник?

- Внимательно посмотрите на экран. По данной задаче построены разные виды диаграммы. (Почему получили такие названия, похожи на фигуры) (Смотри слайды виды диаграмм)

- Существует   более 90 видов диаграмм.

-В лимоне, апельсине и т.д.

-В лимоне.

- В шиповнике.

В наших лесах.

4.Первичное закрепление нового способа действия

Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие

- Ребята, вы помните, в начале урока я вам обещала, что  каждый из вас сможет решить задание, которое встречается на ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. 

- Посмотрите. На экране задание  из  ГИА и ЕГЭ.

1.Внимательно прочитайте условие и ответьте на вопрос.

2. На рисунке показаны четыре круговые диаграммы, отражающие содержание питательных веществ в четырех разных продуктах. Определите, в каком из этих продуктов процентное содержание жира наименьшее.

1)Арахис  2)Пирожное   3)Шоколад   4)Сгущенное молоко

- Кто согласен с этим ответом поднимите руку?

- Молодцы. Вы справились, заработали по 1 баллу.

Ответ: 5

Ответ: 4

Зафиксированное учебное действие.

Оценка собственной деятельности

7. Итог урока. Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

- Мы живем в век информационных технологий. Приходится сталкиваться с большим объемом информации. Одним из видов быстрого и наглядного получения информации является диаграмма. - Сегодня на уроке мы рассмотрели разные виды диаграмм. Какие из них вы запомнили? В  реальности чаще  других встречаются столбчатые и  круговые  диаграммы.

- Где в жизни вы можете встретиться с диаграммами?

-Ребята для тех, кто желает д/з.  Нужно придумать задачу и составить на компьютере любую диаграмму (распечатать и принести на следующий урок) Инструкция в учебнике страница  140 - 141.

-Ребята,  оцените свою работу на уроке. Продолжите одну из фраз.

Сегодня на уроке:

  • я научился…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • больше всего мне понравилось…
  • мне показалось важным…
  • для меня было открытием то, что…

-Ребята, а у кого другое мнение?    Я бы хотела услышать от вас?

Спасибо вам, ребята, за урок.  Мне с вами было очень приятно общаться.  Желаю вам успехов.

Виды диаграмм: столбчатая, конусная, цилиндрическая, линейная, круговая, круговая объёмная, графическая, пузырьковая, точечная и т.д.  

Игра как стать миллионером. На рекламных шитах. Итоги выборов президента. В Интернете.

Литература

  1. Босова Л.Л.  Учебник информатика и ИКТ 6 класс. – Москва:  Бином, 2011.
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 6 класс. Методическое пособие для учителя. – Москва:  Бином, 2011.
  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ 6 класс. Рабочая тетрадь – Москва:  Бином, 2011.
  4. Тесты ГИА и ЕГЭ.
  5. Сайт. http://www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel

Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Методическая разработка урока 5 класса "Круговые диаграммы"

Разработка урока по теме "Круговые диаграммы"  5 класс и презентация...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 1.

В методическую  разработку включены:Конспект, план урока, интеррактивная презентация, практическая работа №1по теме "Электронные таблицы. Адресация ячеек Урок №1"...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 2.

В методическую разработку включены:план урока, конспект урока и разбор задач, мультимедийная презентация...

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 3.

Методическая разработка урока информатики по теме "Электронные таблицы" Урок 3.В методическую разработку входят:План урока, конспект урока, интеррактивная презентация...

Методическая разработка урока информатики. Конспект урока. "Электронные таблицы. Диаграммы." Урок 5.

Методическая разработка. План-конспект урока по информатике. По теме Диаграммы в электронных таблицах....