Универсальные учебные действия в свете ФГОС
статья по информатике и икт на тему
В ФГОС ООО в разделе Требования к результатам освоения ООП ООО прописано:
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnye_uchebnye_deystviya_v_svete_fgos.docx | 26.88 КБ |
uud_krasnova_sv.pptx | 300.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Универсальные учебные действия в свете ФГОС»
Краснова С.В., учитель информатики МОУ «Алгатуйская СОШ»
В ФГОС ООО в разделе Требования к результатам освоения ООП ООО прописано:
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
В фундаментальном ядре содержания общего образования дается понятие УУД:
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Каждая группа УУД представляет собой пречень умений необходимых для присвоения того или иного УУД
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать пути достижения целей.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
- общеучебные УУД в их числе знаково-символические
- логические УУД
- постановка и решение проблемы
Присвоение выше указанных УУД предполагает овладение обучающимися следующими умениями
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Формирование и развитие логического мышления.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД представляют собой перечень следующих умений:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей для выражения своих чувств, мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Для того чтобы обучающиеся овладели указанными УУД в структуре ООП НОО в содержательном разделе разрабатывается «Программа формирования УУД», а в ООП ООО «Программа развития УУД».
Цель программы: создать комплекс организационно-управленческих,
методических, педагогических условий, способствующих достижению учащимися метапредметных образовательных результатов, обеспечивающих способность к сотрудничеству и коммуникации, готовность самостоятельно пополнять, переносить и интегрировать знания, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
В ПООП ООО под редакцией Савинова, на основании которой разработана наша ООП в целевом разделе представлены планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные. Все представленные результаты имеют уровневый характер. Базовый уровень отражен в разделе «Выпускник научится», а повышенный уровень в разделе «Выпускник получит возможность научиться».
В ПООП (новой), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) метапредметные результаты не имеют уровневого характера, а даётся детализация каждого УУД.
Прежде чем создавать определенные условия для формирования УУД (НОО), а затем для развития УУД на уровне ООО необходимо эти УУД присвоить самому педагогу
Практическая работа: Составить классификацию УУД.
(Раздаточный материал на 4 группы)
В структуре Программы развития УУД на уровне ООО, кроме информации о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности содержится описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции
и инструментов их использования
Обращение с устройствами ИКТ. Соединение устройств ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий; включение и выключение устройств ИКТ; получение информации о характеристиках компьютера; осуществление информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, и т.д.
Фиксация и обработка изображений и звуков. Выбор технических средств ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; осуществление фиксации изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксации хода и результатов проектной деятельности; создание презентаций.
Поиск и организация хранения информации. Использование приемов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в образовательном пространстве; использование различных приемов поиска информации в сети Интернет.
Создание письменных сообщений. Создание текстовых документов на русском, родном и иностранном языках посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; осуществление редактирования и структурирования текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
Создание графических объектов. Создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора.
Создание музыкальных и звуковых объектов. Использование звуковых и музыкальных редакторов.
Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов. «Чтение» таблиц, графиков, диаграмм, схем и т. д., самостоятельное перекодирование информации из одной знаковой системы в другую.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании. Проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование, проектирование и управление. Построение с помощью компьютерных инструментов разнообразных информационных структур для описания объектов; построение математических моделей изучаемых объектов и процессов; разработка алгоритмов по управлению учебным исполнителем; конструирование и моделирование.
Коммуникация и социальное взаимодействие. Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве образовательной организации.
Информационная безопасность. Осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно.
Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
Представленные планируемые результаты развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ учитывают существующие знания и компетенции, полученные обучающимися вне образовательной организации.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт, М: Просвещение, 2011.
- Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Фундаментальное ядро содержания общего образования, М: Просвещение, 2011.
- Е.С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа), М: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО: личностным, метапредметным , предметным. В фундаментальном ядре содержания общего образования дается понятие УУД: «универсальные учебные действия» означает умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия
Группы универсальных учебных действий:
Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи планирование — определение последовательности промежуточных целей прогнозирование — предвосхищение результата контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план оценка — оценка результатов работы саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные общеучебные УУД в их числе знаково-символические самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение постановка и формулирование проблемы, знаково-символические действия: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель; преобразование модели с целью выявления общих законов логические УУД анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов — выявление, проблемы, поиск способов разрешения конфликта умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Цель программы : создать комплекс организационно-управленческих, методических, педагогических условий, способствующих достижению учащимися метапредметных образовательных результатов, обеспечивающих способность к сотрудничеству и коммуникации, готовность самостоятельно пополнять, переносить и интегрировать знания, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В Примерной ООП ООО в целевом разделе представлены Планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные . Все представленные результаты имеют уровневый характер. Базовый уровень отражен в разделе «Выпускник научится», повышенный уровень в разделе «Выпускник получит возможность научиться» .
Практическая работа Составить классификацию УУД
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, выбирать, строить и использовать информационную модель для передачи своих мыслей выделять информационный аспект задачи, оперировать данными; использовать компьютерные технологии; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требования ФГОС основного общего образования
Доклад на ГМО учителей экономики на тему : Осоенности формирования универсальных учебных действий по экономике в свете требований ФГОС основного общего образования...
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»
Мастер – класс: «Универсальные учебные действия на основе ФГОС»...
«Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС»
Доклад на педагогическом совете...
"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"
В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...
Формирование универсальных учебных действий в свете требований федерального государственного образовательного стандарта на уроках иностранного языка
Государство ставит перед школой задачу -максимально раскрыть способности каждого ученика, а задача учителя – помочь ему стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком...