рабочая программа Семакин 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Белова Ольга Владимировна

Рабочая программа по информатике к учебнику Семакина 9 класс 2010 года. к ней адаптивная программа для учащегося с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_9_klass.doc392 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

Рассмотрен на заседании МО

Протокол № __

от «___» ______________2015г.

руководитель Круглова Н.В.

Согласовано

Зам. директора по УР

 Белова О.В.

«Утверждаю» ___________

Директор А.А.Мамаев

от «___»__________2015г.

Белова Ольга Владимировна

учителя информатики и ИКТ

(Ф.И.О.)

по предмету

     

    класс

Авторы программы

Семакин И.Г., Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Программа курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы (8–9 классы)»  / Семакин И.Г.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Учебник

Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 341 с.: ил.

Количество часов

35

Елизово

2015-2016 учебный год


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс на  обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Настоящая рабочая программа  курса «Информатика и ИКТ» для 7-9 классов II ступени обучения составлена на основе:

Рабочая программа составлена на основе:

-  Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень);

-        базисного учебного плана 2004 года;

-        федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;

-        с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

-        программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

- Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения)

Данная рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, их умений и навыков,  определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.)  

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 7, 8 и 9 класса.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Реализация целей потребует решения следующих задач:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Basic, обучить навыкам работы с системой программирования;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

В основу представляемого курса информатики для 7-9 классов положены такие принципы, как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным самостоятельным звеном в изучении курса, но и важным  звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени  осуществляется  вводное, ознакомительное обучение школьников, с одной стороны дающее базовые самостоятельные знания по курсу, с другой стороны  предваряющие  обучение в 10-12  классах.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Место предмета в учебном плане.

Согласно  требований стандартов второго поколения информатика изучается в 7—9 классах основной школы по одному часу в неделю в 7 и 8 классах и по 2 часа в 9 классе, всего 130 ч.  Распределение часов может быть следующим:

  • 7 класс – 36 часов (1 час в неделю);
  • 8 класс – 36 часов (1 часа в неделю);
  • 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Но базисный учебный план вечерней школы не предусматривает изучение данного предмета. За счет часов вариативной части в учебный план 2013-2014 учебного года внесены часы на изучение данного курса: 7 класс – 1 час (36 часов), 8 класс -1 час (36 часов), 9-й класс -1 час (35часов).

Особенности построения программы курса

Численный состав учащихся неоднороден. Ежегодно обновляется на 65%. Многие желающие обучаться приходят в школу с большим перерывом последнего обучения (от 3 до 10 лет), возрастной предел не ограничен. Приходящие в 7- 9 классы несовершеннолетние имеют также не один год повторного обучения, низкую мотивацию к учебе, слабейшие знания по предметам, отсутствие навыков работы на уроке.  

95% учащихся, заканчивающих 9 класс, поступают в учебные заведения начальной профессиональной подготовки (до 20%) или идут работать (75%), ограничиваясь данным уровнем образования.  

Отсутствие информатики в базисном плане вечерней школы как основного предмета не дает возможности изучения данной дисциплины по возрастающей, начиная с  пропедевтического курса (5-6 кл), развития знаний (7-9 кл),  углубления  и отработки навыков (10-12 кл).  

Все эти факты требуют продуманного построения курса изучения информатики, как самостоятельного и законченного звена, позволяющего дать все необходимые знания для полного представления о предмете и его объектах.

Изучение курса преследует две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная цель  в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

Обязательного минимум  предполагает изучение курса при наличии в школе компьютерного класса.

  1. Информация и информационные процессы
  2. Представление информации
  3. Системы счисления и основы логики

4 .Компьютер

5. Алгоритмизация и программирование

6. Информационные технологии

Технологии обработки текстовой информации:

Технологии обработки графической информации:

Технологии обработки числовой информации:

Технологии хранения, поиска и сортировки информации:

Компьютерные коммуникации:

Разработанный в данной программе курс для 7-9 класса охватывает все  разделы информатики с целью  получения    обязательного минимума  предполагает за 2 года.

Содержание дисциплины

9 класс (35 часов)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 6 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование – 3 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  •  что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  •  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 6 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  что такое логическая величина, логическое выражение;
  •  что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД,
  •  сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1.  Табличные вычисления на компьютере – 7 час.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  1.  Управление и алгоритмы – 5 час.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  •  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1.  Программное управление работой компьютера – 5 час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Бейсик. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Бейсик; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Бейсике;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • Учащиеся должны уметь:
  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество 2 час.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

9 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Передача информации в компьютерных сетях

6

3

3

1

2

Информационное моделирование

3

2

1

-

3

Хранение и обработка информации в базах данных

6

3

3

1

4

Табличные вычисления на компьютере

7

3

3

1

-

5

Управление и алгоритмы

5

5

1

6

Программное управление работой компьютера

6

2

3

1

-

7

Информационные технологии и общество

2

1

1

Итого

35

19

14

2

4


Календарно-тематический план

9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

количество часов

Из них работ, ч.

Дата проведения занятия

Лабораторные и практические

Контрольная

Самостоятельная

план

факт

1

Передача информации в компьютерных сетях

6

3

1

1

1.1

Техника безопасности. Компьютерные сети

1

1.2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

1

1

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

1.3

Работа с электронной почтой

1

1

1.4

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

1

1.5

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

1

1.6

Итоговая работа по теме «Интернет»

1

1

2

Информационное моделирование

3

1

2.1

Понятие модели. Графические информационные модели

1

2.2

Информационное моделирование на компьютере

1

2.3

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

1

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

6

3

1

3.1

Базы данных. Назначение СУБД

1

3.2

Работа с готовой базой данных

1

1

3.3

Создание и заполнение базы данных

1

3.4

Формирование простых запросов к готовой базе данных

1

1

3.5

Сортировка, удаление и добавление записей

1

1

3.6

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

1

4

Табличные вычисления на компьютере

7

3

1

4.1

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

1

4.2

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

1

4.3

Работа с готовой электронной таблицей

1

1

4.4

Понятие диапазона. Относительная адресация

1

4.5

Использование встроенных математических и статистических функций

1

1

4.6

Построение графиков и диаграмм

1

1

4.7

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

1

5

Управление и алгоритмы

5

5.1

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

1

5.2

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1

1

5.3

Циклические алгоритмы

1

5.4

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

1

5.5

Зачётное задание по алгоритмизации

1

1

6

Программное управление работой компьютера

6

3

1

6.1

Знакомство с языком Бейсик. Линейные вычислительные алгоритмы

1

6.2

Разработка линейных алгоритмов

1

1

6.3

Программирование ветвлений. Программирование циклов

1

6.4

Разработка программ c использованием цикла, ветвлений.

1

1

6.5

Одномерные массивы в Бейсике Разработка программ обработки одномерных массивов

1

1

6.6

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

1

7

Информационные технологии и общество

4

1

7.17.2

История ЭВМ и ИКТ

2

7.3

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

1

Итого

35

14

2

4


Требования к уровню подготовки выпускников

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны знать/понимать

- правила техники безопасности при работе на ПК;

- принципы кодирования информации;

- особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

- периферийные и внутренние устройства компьютера;

- архивацию файлов;

- антивирусные программы;

- назначение и основные функции текстовых редакторов;

- основные объекты в электронных таблицах;

- типы и формат данных;

- сущность понятия «информация», ее основные виды;

-  вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:  особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

-  единицы измерения количества и скорости передачи информации;

-  программный принцип работы компьютера;

-  основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

-  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны уметь

- определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

-  оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

-  оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

- работать с файлами, с носителями информации;

-  создавать информационные объекты, в том числе:

  • -  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • -  создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • -  создавать презентации на основе шаблонов;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

-  следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет информатики оснащен оборудованием ИКТ и учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение обеспечивает, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован вне курса информатики, и во внеурочное время для многих видов информационной деятельности, осуществляемых участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработка информации, подготовка и демонстрация мультимедиа презентаций, подготовки номера школьной газеты и др.

В кабинете наличие одного рабочего места преподавателя (компьютера, в котором предусмотрена конфигурация, необходимая для деятельности преподавателя) и 6 компьютерных мест учащихся, снабженных стандартным комплектом:  системным блоком, монитором, клавиатурой и мышью, при этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

 Кроме того:

  1. На всех компьютерах кабинета информатики установлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, таблицы, графику, презентации, создавать интерактивные анимации и т.п.;
  2. В составе операционной системы файловый менеджер; антивирусная программа; программа-архиватор; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы, система управления базами данных; система оптического распознавания текста; звуковой редактор; мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика используются специальные программные средства.
  3. В образовательном учреждении есть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть  включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором проводятся компьютерные уроки имеет точку доступа к сети, обеспечивающая одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
  4. Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем, таблиц.
  5. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (интерактивная доска и медиапроектор).


Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Наушники (рабочее место ученика).
  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  4. Колонки (рабочее место учителя).
  5. Микрофон (рабочее место учителя).
  6. Проектор.
  7. Лазерный принтер черно-белый.
  8. Лазерный принтер цветной.
  9. Сканер.
  10. Цифровая фотокамера.
  11. Цифровая видеокамера.
  12. Модем ADSL
  13. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  9. Антивирусная программа.
  10. Программа-архиватор WinRar.
  11. Клавиатурный тренажер «Стамина».
  12. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
  14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  15. Система программирования TurboPascal.
  16. Программа интерактивного общения ICQ.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.


Дополнение к пояснительной записке

 «Рабочей программы по «Информатике и ИКТ» в 9 классе».

В нашей школе в 9б классе обучается учащихся с задержкой психического развития, обусловленной ранним органическим поражением головного мозга, ОНР 3 уровня, дисграфией, дислексией.

На уроках иногда проявляет активность, но  быстро утомляется. Быстро усваивает объяснения учителя, но и быстро забывает материал. При работе с учебником не может выделить главную  мысль. Отсутствует положительная мотивация к учебе. К занятиям относится не всегда добросовестно. Замкнут, обидчив.

Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие умений работать с программным обеспечением, вычислительных навыков учащегося, логического мышления при составлении программ.

При реализации программы используются принципы инклюзивного обучения, личностно-ориентированного подхода, коррекционные принципы.

Задачи программы:

- преодоление и компенсация трудностей в обучении;

- развитие и совершенствование способностей  учащегося;

-развитие внимание, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки;

Принцип построения программы: концентрический.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится  закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие внимание, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, вычислительных навыков.

При реализации  учебной деятельности с обучающимся Слободяник Антоном используются следующие коррекционные подходы: поощрения, создание ситуации успеха, опора на вспомогательный материал, повторение, опора на ранее изученный материал, рассадка с сильный учащимся на  1 парте.

Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение основных понятий информатики, в связи с этим в рабочую программу по  математике в   9 классе  были внесены изменения в объем теоретических сведений. Некоторый материал программы дается ознакомительно для обзорного изучения.

Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информации у детей с ЗПР, пришлось следующие темы (смотрите примечание к планированию) изучать ознакомительно с опорой на наглядность. Снизив объем запоминаемой информации, для учащихся с ЗПР  широко введено  употребление опорных схем, памяток, алгоритмов.

Учащимся с ЗПР присущи  недостатки зрительно-пространственного восприятия, нарушения конструктивно-пространственного мышления. Трудно воспринимаемый материал дается  ознакомительно.

Действующая программа откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Примечание к планированию

В IX классе повторяются и систематизируются ранее полученные учащимися сведения и практические навыки. Рассматриваются  компьютерные сети, базы данных, информационные модели, табличные вычисления, алгоритмы и программы. Обучение ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления.

Содержание дисциплины

9 класс (35 часов)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 6 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных Данная тема дается обзорно.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование – 3 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  •  что такое модель;
  •  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 6 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые логические выражения. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; сортировка таблицы по одному ключу; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных, система управления базами данных (СУБД;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД,
  •  сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1.  Табличные вычисления на компьютере – 7 час.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная.(дается обзорно) Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Решение простейших задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические), используемые при записи формул в электронную таблицу.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  1.  Управление и алгоритмы – 5 час.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.(дается обзорно)

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов с простой структурой.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем с простой  структурой

Учащиеся должны знать:

  • что такое алгоритм;
  •  основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;

Учащиеся должны уметь:

  •   пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  1.  Программное управление работой компьютера – 5 час.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Бейсик. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов данная тема дается обзорно.

Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.

Учащиеся должны знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Бейсик;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • Учащиеся должны уметь:
  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •   отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  1. Информационные технологии и общество 2 час.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

9 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Передача информации в компьютерных сетях

6

3

3

1

2

Информационное моделирование

3

2

1

-

3

Хранение и обработка информации в базах данных

6

3

3

1

4

Табличные вычисления на компьютере

7

3

3

1

-

5

Управление и алгоритмы

5

5

1

6

Программное управление работой компьютера

6

2

3

1

-

7

Информационные технологии и общество

2

1

1

Итого

35

19

14

2

4


Тема  урока

Кол-во

часов

Даты

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся с ЗПР

Коррекционно-развивающие цели

план

фактически

1

Передача информации в компьютерных сетях

6

1.1

Техника безопасности. Компьютерные сети

1

Знать и уметь применять технику безопасности. Что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями

Уметь применять правила техники безопасности при нахождении в компьютерном классе и работе на компьютере, в чрезвычайной ситуации. Что такое компьютерная сеть

Развитие навыков

самоконтроля

1.2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

1

Уметь осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

Может осуществлять обмен информацией с рабочими станциями  сети

Развитие навыков

самоконтроля

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

Знать аппаратное и программное обеспечение сети.  Назначение основных видов услуг глобальных сетей

знает назначение основных видов услуг глобальных сетей

Развитие

мышления и

памяти

1.3

Работа с электронной почтой

1

Уметь осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы

Осуществляет прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы

Развитие

умения

планировать свою

работу

1.4

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

1

Знать, что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина. Способы поиска информации в Интернет

Имеет представление об сети Интернет, способе поиска информации через браузер

Развитие

умения

планировать свою

работу

1.5

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

Уметь осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера, осуществлять поиск с использованием поисковых систем

Уметь осуществлять поиск с использованием поисковых систем, просмотр страниц

Развитие памяти,

внимания, речи


1.6

Итоговая работа по теме «Интернет»

1

Уметь применять изученную теорию при выполнении работы

Уметь применять изученную теорию

Развитие навыков

самоконтроля

2

Информационное моделирование

3

2.1

Понятие модели. Графические информационные модели

1

Знать, что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями

Знать, что такое модель

Развитие памяти,

внимания, речи

2.2

Информационное моделирование на компьютере

1

Знать какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические)

Имеет представление об  формах  представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические)

Формирование коммуникативных функций речи

2.3

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

1

Уметь  описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев

Уметь ориентироваться в таблично организованной информации

Коррекция самооценки через умение анализировать свою деятельность

3

Хранение и обработка информации в базах данных

6

3.1

Базы данных. Назначение СУБД

1

Знать, что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система

Иметь представление,  что такое база данных, СУБД

Развитие быстрой переключаемости внимания

3.2

Работа с готовой базой данных

1

Уметь  открывать готовую БД,

 редактировать содержимое полей БД

Уметь  открывать готовую БД,

 редактировать содержимое полей БД

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

3.3

Создание и заполнение базы данных

1

Уметь  открывать готовую БД,

 редактировать содержимое полей БД

Уметь  открывать готовую БД,

 редактировать содержимое полей БД

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

3.4

Формирование простых запросов к готовой базе данных

1

организовывать поиск информации в БД

Организовывать поиск информации в БД

Развитие быстрой переключаемости внимания

3.5

Сортировка, удаление и добавление записей

1

сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

Сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

Развитие памяти,

внимания, речи

3.6

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Коррекция самооценки через умение анализировать свою деятельность

4

Табличные вычисления на компьютере

7

4.1

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

1

Повторить системы счисления. Представление чисел

Иметь представление о двоичной системе и представлении чисел в компьютере

Коррекция памяти через отработку навыков

4.2

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

1

Знать, что такое электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

Знать, что такое электронная таблица и  основные информационные единицы электронной таблицы

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

4.3

Работа с готовой электронной таблицей

1

Уметь открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

 редактировать содержимое ячеек;

Уметь открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

 редактировать содержимое ячеек;

Развитие

умения

планировать свою

работу

4.4

Понятие диапазона. Относительная адресация

1

Знать понятие диапазона. Относительную и абсолютную адресацию, чем они отличаются.

Иметь представление диапазона, относительной адресации

Развитие

умения

планировать свою

работу

4.5

Использование встроенных математических и статистических функций

1

Уметь осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; 

Уметь осуществлять несложные расчеты по готовой электронной таблице; 

Развитие навыков

самоконтроля

4.6

Построение графиков и диаграмм

1

Уметь получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора

Уметь получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора

Развитие навыков

самоконтроля

4.7

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

Уметь создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 

Уметь создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 

Развитие навыков

самоконтроля

5

Управление и алгоритмы

5

5.1

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

1

Знать, что такое алгоритм; какова их роль, основные свойства, способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; 

Знать, что такое алгоритм; какова их роль, основные свойства, способы записи алгоритмов

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

5.2

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1

Уметь составлять линейные, ветвящиеся алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Уметь составлять  простейшие линейные алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

5.3

Циклические алгоритмы

1

Уметь составлять циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Уметь составлять простейшие циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Развитие

умения

планировать свою

работу

5.4

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

1

Уметь  составлять ветвящиеся алгоритмы, выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы

Уметь  составлять простейшие ветвящиеся алгоритмы

Коррекция памяти через отработку навыков

5.5

Зачётное задание по алгоритмизации

1

Уметь составлять алгоритмы для заданного исполнителя

Уметь составлять алгоритмы для заданного исполнителя по аналогии

Развитие навыков

самоконтроля

6

Программное управление работой компьютера

6

6.1

Знакомство с языком Бейсик. Линейные вычислительные алгоритмы

1

Знать назначение языков программирования; основные виды и типы величин; правила оформления программы и представления данных

Иметь представление о  назначении языков программирования; основные виды и типы величин; правила оформления программы и представления данных

Развитие быстрой переключаемости внимания

6.2

Разработка линейных алгоритмов

1

Уметь работать с готовой программой на одном из языков программирования

Уметь работать с готовой программой на одном из языков программирования

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

6.3

Программирование ветвлений. Программирование циклов

1

Уметь составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Уметь составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Совмещение быстроты, полноты, точности воспроизведения

6.4

Разработка программ c использованием цикла, ветвлений.

1

Уметь составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Уметь составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Коррекция памяти через отработку навыков

6.5

Одномерные массивы в Бейсик Разработка программ обработки одномерных массивов

1

Уметь составлять несложные программы обработки одномерных массивов

Уметь составлять несложные программы обработки одномерных массивов

Развитие навыков

самоконтроля

6.6

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

Уметь отлаживать и исполнять программы в системе программирования. 

Уметь составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Коррекция памяти через отработку навыков

7

Информационные технологии и общество

4

7.17.2

История ЭВМ и ИКТ

2

Знать  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества,  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

Иметь представление об  основных этапах развития  компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения

Формирование коммуникативных функций речи

7.3

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества

Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества

Коррекция памяти через отработку навыков

Итого

35


Проверка знаний, умений и навыков обучающихся
инклюзивных классов по информатике и ИКТ


Знания и умения учащихся по информатике и ИКТ оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ, выполненных работ на компьютере.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

  1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
  2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
    Рекомендации по использованию педагогической оценки,
    формирующей у детей с ЗПР внутреннюю устойчивую мотивацию к учению

  • Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же предшествующими достижениями.
  • Избегать сравнения достижений учащихся.
  • Использовать развернутые описательные виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания).
  • Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
  • При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что человек способен изменить в себе сам).
  • Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей, — то, что ребенок сам изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение).
  • Выставлять итоговую отметку не по среднеарифметическому принципу, а на основе результатов усвоения знаний базового уровня образования, так называемых ОРО (обязательных результатов обучения).
  • Не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
  • Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях, на занятиях у логопеда, дефектолога).
  • Варьировать характер педагогических оценок (отметка, словесная оценка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним ребенка и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
  • Активная позиция субъекта учебной деятельности проявляется в игре «Я — учитель». Многие учителя используют этот прием при проверке подготовленности учебных принадлежностей к уроку. «Маленький учитель» проверяет у своих одноклассников всю неделю учебные принадлежности сначала к одному из уроков, затем к каждому уроку одного дня.
  • На коррекционных занятиях при работе в парах используются различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами, или один ученик проверяет обе работы.
  • Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения общего задания (например, сложить разрезанную картинку, выложить аппликацию) или дифференцированных заданий, которые при объединении составят единую поделку.
  • Сотрудничество со сверстниками повышает активность ребенка, формирует познавательную самостоятельность. Оно качественно отличается от сотрудничества со взрослыми. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает школьнику опыт контрольно-оценочных действий.
  • Чтобы успешно реализовать задачи формирования у детей с ЗПР учебно-познавательной мотивации, учителю необходимо овладевать разносторонними знаниями и умениями, систематически повышать свою профессиональную компетентность и мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

рабочая программа Семакин 9 класс

Рабочая программа по информатике к учебнику Семакина 9 класс 2010 года. к ней адаптивная программа для учащегося с ОВЗ...

Рабочая программа 11 класс (68 часов) по учебнику Семакина И.Г. и Хеннера Е.К.

Рабочая программа «Информатика» 11 класс предназначена для работы в общеобразовательной средней школе по учебнику И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, учебник для 11 класса общеобразовательных учрежде...

Рабочая программа 10 класс Семакин

Рабочая программа по курсу информатики в 10-м классе составлена для УМК И.Г. Семакина, «Информатика 10. Базовый уровень»...