Лабораторные и практические работы по Excel
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный материал предназначен для знакомства с электронными таблицами и освоения приемов работы в программе Excel (очень давно был напечатан в газете 1 сентября).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ввод и редактирование данных в программе Excel | 74.5 КБ |
Ввод формул | 127.5 КБ |
Абсолютные и смешанные ссылки | 74.5 КБ |
Работа с диаграммами | 118 КБ |
Сортировка и фильтрация данных | 127.5 КБ |
Анализ и обобщение данных в электронных таблицах | 115.5 КБ |
Составление консолидированных отчетов | 86.5 КБ |
Практическая работа №1 | 41 КБ |
Практическая работа №2 | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №2
Тема. Освоение приемов работы с электронными таблицами.
Ввод и редактирование данных.
Цель: 1) получить практические навыки ввода и редактирования данных в ячейки электронной таблицы;
2) освоить операции заполнения и автозаполнения ячеек электронной таблицы.
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) умение отвечать на контрольные вопросы;
4) сохраненный файл.
Теоретический материал.
1. Ввод данных в таблицу можно начинать, если в строке состояния высвечивается индикатор Готово. Во время ввода данных в строке состояния появляется индикатор ВВОД.
2. Типы данных, которые можно вводить в ячейки таблицы:
- Текст – последовательность букв, иногда цифр (автоматически выравнивается по левому краю ячейки);
- Числа – цифры и различные символы (знак $, %, р.). В качестве десятичного разделителя используется запятая (12,3);
- Дата и время вводятся в ячейки как числа и выравниваются по правому краю (12.02.2006, 12/02/2006, 12 февраля 2006);
- Формула – арифметическое и логическое выражение, которое начинается со знака =;
- Функция – программа с уникальным именем, для которой задаются конкретные значения аргументов.
3. При вводе данных в ячейки электронной таблица их необходимо зафиксировать, т.е. сообщить программе об окончании ввода.
Зафиксировать данные можно одним из способов:
- нажать клавишу ENTER;
- щелкнуть мышью в другой ячейке;
- перейти к другой ячейке с помощью клавиш управления курсором;
- щелкнуть по кнопке в Строке формул;
- щелкнуть мышью в квадратике в нижнем правом углу ячейки.
Практика.
Запустите программу EXCEL любым известным вам способом.
I. Ввод и редактирование данных в ячейки таблицы.
1) На листе 1 выделите ячейку С4 и введите с клавиатуры текст «Проба»
Обратите внимание, что в процессе набора текста в ячейке мигает текстовый курсор. Для выхода из текстового режима зафиксируйте данные одним из известных способов.
2) Вновь выделите ячейку С4.
Найдите на панели Форматирование кнопки выравнивания абзацев и выберите кнопку (по центру). Прокомментируйте результат.
Аналогично выполните выравнивание по левому краю, а затем по правому краю.
Сделайте вывод. Если в текстовом редакторе выравнивание абзацев происходит относительно полосы набора (с учетом отступов), то выравнивание данных ячейки происходит относительно ….(?).
3) удалите содержимое ячейки С4.
Для этого выделите ячейку С4 и нажмите клавишу DELETE.
4) В ячейку D5 введите текст «Золотая осень».
! Обратите ВНИМАНИЕ, что в тех случаях, когда соседняя ячейка пуста, длинный текст распространяется на нее.
Выделите ячейку Е5 и введите в нее название первого осеннего месяца.
Видно, что как только соседняя ячейка заполнилась, длинный текст перестал быть виден целиком. Можно ли просмотреть его, не изменяя размера столбца?
Вновь выделите ячейку D5. В Строке формул дублируется содержимое выделенной ячейки.
Вывод. Одно из назначений Строки формул состоит в том, что в ней можно просмотреть текст, не помещающийся целиком в ячейке таблицы.
5) В ячейку В8 введите текст «Унылая пора!» и зафиксируйте данные, выбрав кнопку Строки формул. Чем отличается этот способ фикзации от других?
Попробуйте продолжить стихотворную фразу «Унылая пора!..»
Выделите ячейку, содержащую начало фразы (В8) и введите с клавиатуры окончание фразы.
результат – новый текст заменил первоначальный.
Вывод. Если в ячейку, содержащую данные, ввести новую информацию, то первоначальные данные будут заменены новыми.
Для редактирования данных нужно:
1 способ
- Активизировать ячейку;
- Щелкнуть в строке формул;
- Внести в данные необходимые изменения;
- Завершить ввод.
2 способ
- Выполнить двойной щелчок по ячейке;
- Внести в данные необходимые изменения;
- Завершить ввод.
6) Отредактируйте ячейку В8, изменив текст в Строке формул
Вывод. Строка формул имеет еще одно назначение: с ее помощью можно редактировать данные.
II. Автозаполнение.
Автозаполнение – процедура автоматического заполнения строки или столбца постоянными значениями или изменяющейся последовательностью (рядами) с помощью протаскивания мышью маркера заполнения.
Маркер заполнения – небольшой черный квадратик в правом нижнем углу выделенной ячейки или диапазона ячеек.
Все задания выполнять на листе 2
Задание 1. Заполните диапазон ячеек А1: А10 текстом «Утро»
Методические указания.
- Введите текст в ячейку А1. Зафиксируйте данные. Вновь выделите ячейку А1;
- Подведите указатель мыши к маркеру заполнения;
- Добейтесь, чтобы указатель мыши принял вид тонкого черного креста;
- Удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите указатель на нужное количество ячеек вниз.
Вывод. При помощи маркера заполнения можно скопировать содержимое в соседние ячейки. Причем заполнение можно производить не только вниз, но и вверх, вправо, влево.
ВАЖНО! В процессе заполнения блока ячеек указатель мыши принимает форму +
Задание 2. В ячейки В1-В6 введите расписание уроков на сегодня.
Выделите блок ячеек (В1-В6), рамка выделения имеет общий маркер заполнения.
Протащите маркер заполнения на две ячейки вправо.
Отрегулируйте ширину столбцов.
Задание 3. В ячейку С15 введите название вашего любимого месяца. Протащите маркер заполнения на несколько ячеек вниз.
! Вместо ожидаемого копирования произошло заполнение ячеек в соответствии с последовательным списком месяцев года? В Excel есть несколько подобных списков
Удалите все месяцы, кроме одного.
Выделите ячейку, в которой записано название месяца и протащите маркер заполнения вверх. Как построился список?
Задание 4. Заполните диапазон ячеек F1-F10 числовым рядом по образцу.
Методические указания.
- В ячейку F1 введите число 1;
- В ячейку F2 введите число 2;
- Выделите обе ячейки
- Протащите маркер заполнения на нужное количество ячеек (обратите внимание на всплывающую подсказку)
Задание 5. Заполните диапазон ячеек G1- К1 по образцу
Методические указания .
Воспользуйтесь указаниями к заданию №4, изменив самостоятельно содержание пунктов
Задание №6. Заполните диапазон ячеек G3- К3 по образцу
Методические указания.
Воспользуйтесь методическими указаниями к Заданию №3.
P. S. Если в ячейке вместо числа отображаются символы, значит, число не помещается в ячейке и нужно увеличить ширину столбца.
Задание 7. Сохраните файл в своей папке под именем Лабораторная работа №2.
Контрольные вопросы.
- Какие типы данных можно вводить в электронную таблицу?
- Какие способы завершения ввода данных вы знаете?
- Как можно отредактировать данные в ячейках?
- Что такое Автозаполнение и как его выполнить?
- Как заполнить ряд числовых данных, данных с определенным шагом?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №3
Тема. Освоение приемов работы с электронными таблицами.
Ввод формул.
Цель: получить практические навыки по выполнению вычислений в электронной таблице;
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) умение отвечать на контрольные вопросы;
4) сохраненный файл.
Теоретический материал.
1. Формулой в электронной таблице называют арифметические и логические выражения.
Формулы всегда начинаются со знака = и вводятся английскими буквами.
Формулы могут содержать: константы – числа или текст ( в двойных кавычках), ссылки на ячейки, знаки арифметических, логических и других операций, встроенные функции, скобки и др.
При вычислениях с помощью формул соблюдается принятый в математике порядок выполнения арифметических операций.
Ввод формулы отличается тем, что в ячейке отображается не сама формула (набор введенных символов), а результат вычислений по этой формуле. Формула же отображается в Строке формул.
ПРАКТИКА.
Задание 1. Создайте заготовку для пункта обмена валюты таким образом, чтобы оператор мог ввести число – сумму обмениваемых долларов и получить ответ в виде суммы в рублях в соответствии с текущим курсом.
Методические указания.
- В ячейки В2, В3, В4 введите соответствующий текст. Измените ширину столбца В таким образом, чтобы текст в ячейках помещался полностью.
- В ячейку С2 введите значение текущего курса $;
- В ячейку С3 введите значение обмениваемой суммы в $;
- В ячейку С4 введите формулу = С2*С3 следующим образом:
- Выделите ячейку С4 и введите с клавиатуры знак равенства =;
- Щелкните мышью по ячейке С2 (в формуле появится ссылка на эту ячейку);
- Введите с клавиатуры знак умножения *
- Щелкните по ячейке С3 (второй множитель), в формуле появится ссылка на эту ячейку. В этот момент в ячейке С4 набрана вся формула =С2*С3
- Зафиксируйте формулу нажатием клавиши Enter. В ячейке С4 появится число- результат.
Задание 2. Измените в таблице сумму обмениваемых долларов.
Проверьте, изменилась ли автоматически сумма в рублях.
Вывод. Для того, чтобы ввести формулу нужно:
- Выделить ячейку, в которой будет размещен результат вычислений.
- Ввести знак равенства =
- Набрать формулу. Для того, чтобы ввести адрес ячейки, достаточно щелкнуть по этой ячейке;
- Зафиксировать формулу нажатием на клавишу Enter.
Задание 3. ( на листе 2) Измените оформление своих данных в соответствии с приведенным образцом.
Методические указания.
- Выделите ячейки В2, В3 и В4.
- С помощью Панели Форматирование измените размер шрифта (14) и начертание (К). Для ячейки В4 начертание – полужирный курсив (сочетание Ж и К);
- С помощью пункта Формат/ Ячейки/ Граница
- Выберите тип линии;
- границы внешние и внутренние;
- нажмите кнопку ОК.
4. Выделите ячейки С2, С3, С4. Измените размер шрифта (16), для ячейки С4 задайте начертание шрифта полужирный курсив
5. С помощью пункта горизонтального меню Формат/ Ячейки/ Граница установите тип линии для внешних границ и для внутренних;
Задание 4. Подготовьте бланк заказа для мебельной фабрики по образцу.
Методические указания:
- В ячейки А3 – С3 введите заголовки таблицы. Выделите эти ячейки и примените к ним полужирный стиль начертания и выравнивание по центру;
- В ячейки А4 –А8 введите перечень мебели, в ячейки В4 –В8 – цены;
- Задайте рамку, выделив блок ячеек от А3 до С8 (Формат/Ячейки/Граница);
- В ячейку В10 введите текст Сумма заказа и примените полужирный стиль начертания;
- Для ячейки С10 задайте рамку и примените денежный формат числа (Формат/Ячейки/Число/Денежный число десятичных знаков-0, обозначение- р.);
- В ячейку А1 введите заголовок Набор мебели, с помощью кнопки объедините ячейки А1-С1 и разместите заголовок по центру таблицы;
- В столбец Количество проставьте количество для каждого типа мебели;
- В ячейку С10 введите формулу для вычисления суммы заказа.
Распространение формулы
Задание 5. (на листе 3) Составьте таблицу положительных значений функции Y=
Методические указания:
- В ячейки А2, А3 введите соответственно текст Х и У, примените к этим ячейкам полужирный стиль начертания и выравнивание по центру;
- С помощью маркера заполнения в ячейки В2 – I12 введите последовательность чисел от 1 до 8;
- Выделите столбцы от А до I и с помощью команды Формат/Столбец/Ширина установите ширину столбца равную 5;
- В ячейку В3 введите формулу =1/В2, зафиксируйте ее и с помощью маркера заполнения распространите на остальные ячейки С3 – I3.
Вывод: для того, чтобы заполнить столбец (строку) однородными формулами, нет необходимости вводить формулу в каждую ячейку столбца, достаточно ввести ее в крайнюю ячейку, а затем распространить при помощи маркера заполнения. В этом случае все ссылки смещаются одновременно со смещением самой формулы.
Вставка формул с помощью Мастера функций
Задание 6. Подготовьте таблицу значений функции Y= X4 для значений аргумента от -3 до 3.
Методические указания.
- В ячейки А4, А5 введите соответственно текст «Х» и «У»;
- Знакомым вам способом введите значения Х от -3 до 3 в ячейки В4 – Н4;
- Выделите ячейку В5 и запустите Мастер функций, выбрав кнопку в Строке формул (или на панели Стандартной);
- В открывшемся окне выберите категорию Математические, функцию Степень и ОК;
- В следующем окне диалога курсор установлен в поле ввода Число. Нужно выделить ячейки, содержащие значения аргумента (В4 – Н4). Если окно диалога загораживает вашу таблицу, отодвиньте его в сторону. Затем установите курсор в поле ввода Степень и введите показатель степени (4). Нажмите кнопку Ок;
- Зафиксируйте формулу и распространите ее вправо;
- сравните ваши результаты с приведенными ниже.
Задание 7. Самостоятельно подготовьте таблицу значений функции У= для значений аргумента от 1 до 10. Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций. В категории Математические выберите функцию Корень.
Автосуммирование
Задание 8. Вставьте лист. Подготовьте таблицу по предлагаемому образцу с учетом всех элементов форматирования.
Методические указания.
- Выполните команду Вставка/Лист;
- Введите данные в соответствующие ячейки таблицы;
- Выделите шапку таблицы (ячейки А1 –С1), примените полужирный стиль начертания. Выполните команду: Формат/Ячейки/Выравнивание. В открывшемся окне установите переключатель Переносить по словам и Ок;
- В ячейку А12 введите текст «Общая территория г. Москвы», а в ячейку А13 текст «Численность населения г. Москвы);
- В ячейке В12 с помощью кнопки (Автосумма) вычислите суммарное значение ячеек В2-В11;
- Аналогичные расчеты выполните в ячейке С13 (сумма значений ячеек С2- С11);
- Сохраните работу в своей папке под именем Лабораторная работа №3.
Проверьте себя и убедитесь, что теперь вы знаете:
- Как ввести формулу;
- Как отредактировать формулу;
- Как распространить формулу;
- Как вставить формулу с помощью Мастера функций;
- Как задать рамку для таблицы;
- Как выровнять заголовок по центру выделения4
- Как расположить текст в ячейке в несколько строк;
- Как пользоваться кнопкой Автосумма.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №4
Тема. Освоение приемов работы с электронными таблицами.
Абсолютные и смешанные ссылки
Цель: познакомиться с абсолютными и смешанными ссылками;
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) умение отвечать на контрольные вопросы;
4) сохраненный файл.
Теоретический материал.
- Во всех предыдущих упражнениях, составляя формулы, мы использовали так называемые относительные ссылки на ячейки. Свойство относительных ссылок проявляется при распространении и копировании формул в другие ячейки. При изменении положения формулы автоматически меняются ссылки на ячейке относительно исходной.
Относительная ссылка используется в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в относительной системе координат с началом в текущей ячейке. Относительные ссылки имеют следующий вид: А1, В1 и т.д.
ПРАКТИКА.
Задание 1. Подготовьте таблицу по образцу
Методические указания.
- Разместите таблицу в ячейках В3 – F5;
- Введите наименование товара и цену за единицу;
- Примените к ячейкам нужные способы выравнивания, установите рамки;
- К ячейкам, содержащим цены, примените денежный формат числа с разделение на разряды и двумя десятичными знаками (Формат/Ячейки/Число/Денежный);
- Ячейку В3 объедините с ячейкой В4 и выполните команду Формат/Ячейки/Выравнивание/ Переносить по словам;
- Рассчитайте стоимость товара за две единицы. В ячейку D5 введите формулу =C5*D4 (цену за единицу товара умножить на количество);
- Распространите формулу вправо (используя маркер заполнения), чтобы получить стоимость товара за 3 и 4 единицы;
- Сравните свой результат с приведенным ниже:
- Можно заметить, что вычисленная по формуле стоимость товара за три единицы и за четыре неверна. Если выделить ячейку Е5, то в Строке формул появится формула , должна быть формула =С5*Е4 (аналогично для ячейки F5);
Внимание! В результате распространения формулы вправо изменились и ссылки, а нам необходимо каждый раз количество товара умножать на цену за единицу, то есть на содержимое ячейки С5. В таких случаях, составляя формулу, применяют абсолютные ссылки. При перемещении или копировании абсолютные ссылки не изменяются (ячейка фиксируется). Абсолютные ссылки имеют вид: $F$9, $A$3 и т.д. Для фиксации координаты применяют знак $.
10. Измените формулу в ячейке D5. Вместо формулы =С5*D4 должна быть формула
Распространите ее вправо. Сравните результат.
Вывод. Абсолютная ссылка используется в формуле для указания адреса ячейки, вычисляемого в абсолютной системе координат и не зависящего от текущей ячейки.
!!! Для того, чтобы относительную ссылку преобразовать в абсолютную, достаточно после ввода ссылки (щелчка по соответствующей ячейке) нажать клавишу – и знаки доллара появятся автоматически. Таким образом, нет необходимости вводить знак $ с клавиатуры.
Смешанные ссылки
Теоретический материал.
Довольно часто применяют не чисто относительные или абсолютные ссылки, а смешанные ссылки, например, С$1 или $С1. Часть ссылки, не содержащая знак $, будет обновляться при копировании, а другая часть, со знаком $, останется без изменения.
Задание 2. ( на листе 2) Составьте таблицу степеней для чисел первого десятка. Для этого заготовьте таблицу по образцу.
По вертикали расположены числа, а по горизонтали – показатели степеней.
Методические указания.
- Заполните таблицу по образцу;
- В ячейку В3 с помощью Мастера функций введите первую формулу для вычисления степени. В поле Число введите А3, в поле Степень – В2. В результате в ячейку В3 будет введена формула =СТЕПЕНЬ (А3;В2).
- Попробуйте распространить эту формулу вниз. В результате получится следующая картина:
По каким то причинам результат вычисляется неверно.
Если выделить ячейку В4, то можно увидеть, что в ней размещена формула вместо формулы =СТЕПЕНЬ (А4;В2)
Следовательно, для распространения формулы необходимо зафиксировать положение строки 2 (чтобы показатели степени вставлялись в формулу только из одной строки). То есть формулу в ячейке В3 нужно заменить на =СТЕПЕНЬ (А4;В$2)
- Измените формулу в ячейке В3 и распространите ее вниз. Для первого столбца получили правильный результат.
- Выделите ячейку В6 и распространите формулу вправо.
Вновь видим неверный результат. По аналогии с предыдущими действиями можно заметить, что числа необходимо брать только из столбца А. То есть в исходной формуле необходимо зафиксировать столбец А.
- В ячейке В3 измените формулу на окончательный вариант ;
- Распространите эту формулу вниз и вправо на все ячейки диапазона.
Внимание! Для ввода смешанных ссылок нет необходимости вводить знак $ с клавиатуры, достаточно воспользоваться клавишей . Многократное нажатие клавиши срабатывает как переключатель и дает возможность выбрать нужную ссылку, например: А8, $A$8, $A8, A$8.
Задание 3. (лист 3) Самостоятельно составьте таблицу умножения чисел.
Сохраните работу в своей папке под именем Лабораторная работа №4
!!! Проверьте себя и убедитесь, что теперь вы знаете:
- В каких случаях применяют абсолютные и смешанные ссылки;
- Каким образом вводят абсолютные и смешанные ссылки.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №5
Тема. Диаграммы в EXCEL
Работа с диаграммами
Цель: научиться строить , редактировать и форматировать диаграммы в программе EXCEL
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) умение отвечать на контрольные вопросы;
4) сохраненный файл.
Теоретический материал.
- Диаграмма – это условное изображение числовых величин или их соотношений графическим способом.
Типы диаграмм:
А) график функции У= F(X)
Б) линейные диаграммы
В) гистограмма (столбчатая диаграмма)
Г) круговая диаграмма
Д) кольцевая диаграмма
Для построения диаграмм используется Мастер диаграмм. Его можно запустить, активизировав кнопку на панели Стандартной. Диаграмма строится за 4 шага:
Шаг 1. Запускаем Мастера диаграмм. Выбираем тип и вид будущей диаграммы (Далее);
Шаг 2. На вкладке Ряд необходимо задать исходные данные для диаграммы.
А) Для этого приведем открывшееся окно к следующему виду ;
Б) затем с помощью кнопки Добавить начнем формировать диаграмму. В этом окне имеется три текстовых поля для ввода данных:
Первое – имя ряда (для ввода названия ряда необходимо щелкнуть мышью на верхней красной стрелочке, выделить название в таблице и снова щелкнуть на стрелочке);
Второе – значения (числовые значения, по которым будет строиться диаграмма). Щелчком мыши открыть среднюю красную стрелку, в таблице выделить данные и закрыть строку данных, щелкнув по стрелке;
Третье – подписи оси ОХ ( открыть нижнюю строку ввода данных щелчком мыши по стрелке, выделить в таблице нужный диапазон и закрыть строку).
P. S. Если рядов несколько, то после ввода исходных данных для первого ряда необходимо щелкнуть мышью на кнопке Добавить и заполнить данные для следующего ряда.
Шаг 3. Задать название диаграммы (вкладка Заголовки), подписи данных, легенду ;
Шаг 4. Размещение диаграммы. Диаграмму можно разместить на имеющемся листе (на одном листе с таблицей) и на отдельном листе. Выбрать нужный вариант и нажать кнопку Готово.
ПРАКТИКА.
Откройте папку Мои документы/Практика. Найдите в ней и откройте файл Работа с диаграммами, Лист 1.
Задание 1. Постройте круговую диаграмму для данной таблицы
Методические указания.
- Запустите Мастера диаграмм;
- Выберите тип диаграммы Круговая, вид – объемная (кнопка Далее);
- На вкладке Ряд задайте значения для диаграммы (откройте среднюю строку вода данных и в таблице выделите столбец с числовыми значениями) и подписи оси ОХ – категории (откройте нижнюю строку ввода данных и в таблице выделите столбец с названиями округов). Кнопка Далее;
- На следующем шаге введите название диаграммы, легенду разместите внизу и задайте подписи данных – значения.
- Разместите диаграмму на отдельном листе. Готово.
Редактирование диаграммы.
После построения диаграммы в нее можно внести изменения.
Для этого необходимо вызвать контекстное меню области построения диаграммы (ЩП на области диаграммы) и с помощью команд:
Тип диаграммы;
Исходные данные;
Параметры диаграммы;
Размещение
внести необходимые изменения в диаграмму.
Форматирование диаграмм.
Для того, чтобы украсить диаграмму, придать ей необходимый вид, нужно выполнить форматирование диаграммы. Форматировать можно любой элемент диаграммы. Для этого необходимо выполнить ЩП кнопкой мыши по нужному элементу и выбрать ключевое слово ФОРМАТ (формат подписей данных, формат легенды, формат заголовка диаграммы и т. д.). Затем на соответствующих вкладках диалоговых окон выполнить установку необходимых параметров ( размер шрифта, цвет заливки и т. д. ).
Задание 2. Лист 2 . Вам дана таблица «Результаты промежуточной аттестации учащихся 5-х классов». Необходимо построить гистограмму (сравнительную столбчатую диаграмму) по итогам промежуточной аттестации и по итогам года. В качестве значений использовать данные качества обученности, подписи оси ОХ – фамилии учителей. Легенда – справа, подписи данных – значения
Задание 3. Скопируйте таблицу «Результаты промежуточной аттестации» на Лист 3. Используя данные, приведенные в таблице, построить следующие диаграммы:
А) круговую диаграмму, отражающую численность аттестуемых в 5-х классах;
Б) столбчатую диаграмму, отражающую Успеваемость по итогам пром. аттестации и итогам года;
В) график, отражающий средний балл по итогам промежуточной аттестации и итогам года.
Задание 4.
Сохраните работу в своей папке под именем Лабораторная работа №5
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №6
Тема. Освоение приемов работы с электронными таблицами.
Сортировка и фильтрация данных
Цель: ознакомиться с методами сортировки и фильтрации данных в электронных таблицах.
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) умение отвечать на контрольные вопросы; на 1,3,5,7 письменно;
4) сохраненный файл.
Теоретический материал.
- Данные внутри таблицы можно сортировать, то есть упорядочивать ячейки по значениям. Стандартный способ упорядочивания данных одного типа позволяет сортировать по возрастанию или убыванию в алфавитном порядке, по датам или по величине чисел.
Для выполнения сортировки необходимо таблицу выделить, а затем выполнить команду Данные/Сортировка.
ПРАКТИКА.
Задание 1. В папке Мои документы/Практика найдите и откройте файл «Сортировка и Фильтрация». Заполните таблицу в соответствии с образцом. Выполните Сортировку .
Методические указания.
- Перед заполнением столбцов «Время отправления из Москвы», «Время в пути», «Время прибытия в Киев» и «Время стоянки в Киеве» установите для соответствующих ячеек формат числа Время. Для этого выполните команду Формат/Число/Время, выбрав тип времени (13:00).
- Сохраните таблицу в своей папке под именем Лабораторная работа №6;
- Выделите таблицу и скопируйте ее в Буфер обмена;
- Вставьте таблицу из Буфера обмена на Лист2 и Лист3;
- С помощью контекстного меню переименуйте Лист1 в Лист Сортировка;
- На Листе Сортировка скопируйте таблицу ниже еще два раза;
- Выделите первый экземпляр таблицы и выполните команду Данные/Сортировка;
- В раскрывающемся списке Сортировать по выберите «Время прибытия в Киев»;
- Убедитесь, что переключатель стоит в положении По возрастанию; нажмите ОК.
- Во втором экземпляре таблицы (Лист Сортировка) самостоятельно отсортируйте данные таблицы по времени нахождения поезда в пути (по убыванию);
- В третьем экземпляре таблицы выполните сортировку по двум ключам. Для этого в окне Сортировка диапазона (Данные/Сортировка) выберите первый ключ (Сортировать по) – «Время стоянки в Киеве» - по убыванию, а второй ключ (Затем по) –«Время отправления из Москвы» - по возрастанию; ОК.
Фильтрация с помощью Автофильтра
Фильтрация (выборка) данных позволяет отобразить в таблице только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию. Для выполнения фильтрации данных с помощью Автофильтра нужно:
1) установить курсор внутри таблицы;
2) выполнить команду: Данные/ Фильтр/ Автофильтр;
3) щелчком мыши по кнопке со стрелкой раскрыть список столбца, по которому будет производиться выборка;
4) выбрать строку «Условие» и задать критерии выборки.
Задание 2. (Лист 2) Из таблицы Расписание поездов выберите все поезда, имеющие конечным пунктом назначения Киев пасс.
Методические указания.
- С помощью контекстного меню переименуйте Лист 2 в Лист Автофильтр;
- Щелкните мышью внутри таблицы и выполните команду Данные/Фильтр/Автофильтр;
- Раскройте список столбца «Конечный путь следования» и выберите строку Условие;
- В открывшемся окне с помощью раскрывающихся списков задайте критерии выборки (равно Киев пасс.), Ок;
- Для восстановления исходной таблицы нужно щелкнуть мышью по кнопке синего цвета и в списке выбрать строку Все.
Самостоятельно! С помощью Автофильтра выберите все поезда, которые находятся в пути меньше 14 часов 30 минут.
Фильтрация данных с помощью расширенного фильтра
Расширенный фильтр позволяет выполнить более сложную выборку данных электронной таблицы с заданием нескольких условий.
Фильтрация данных с использованием расширенного фильтра выполняется с помощью команды Данные /Фильтр /Расширенный фильтр
Задание 3. (Лист 3) В таблице Расписание поездов отберите те поезда, которые отправляются из Москвы от девяти до десяти часов вечера.
Методические указания.
- С помощью контекстного меню переименуйте Лист 3 в Лист Расширенный;
- Скопируйте столбец по которому будете делать выборку («Время отправления из Москвы») и вставьте его рядом с исходным;
- Между значениями и «шапкой» таблицы вставьте 2 строки (Вставка/Строка);
- Под названием столбца задайте условие выборки и выполните команду Данные/Фильтр/Расширенный фильтр;
- В открывшемся окне с помощью текстовых полей задайте исходный диапазон (выделите всю таблицу) и диапазон условий (заголовки столбцов вместе с условиями) и нажмите Ок;
P.S. Для снятия фильтра необходимо выполнить команду Данные /Отобразить все
Самостоятельно! Отберите те поезда, которые прибывают в Киев от десяти до одиннадцати часов утра.
Контрольные вопросы:
- Как сортировать данные по одному ключу?
- Какой порядок применяется для сортировки данных?
- Как сортировать данные по нескольким ключам?
- Что такое фильтрация?
- Как пользоваться Автофильтром для отбора записей?
- Для чего нужен расширенный фильтр?
- Как пользоваться расширенным фильтром?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №
Тема. Анализ и обобщение данных в электронных таблицах Excel
Цель: 1) освоение операции автоматического подведения итогов;
2) работа со структурой электронной таблицы
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) сохраненный файл.
Некая организация закупила для своих подразделений принтеры и сканеры. Общие результаты закупки отражены в следующей таблице:
ПРАКТИКА.
Задание 1. Создайте таблицу по образцу. Вставьте в нее еще 2 листа (ВСТАВКА/Лист) и сохраните таблицу в своей папке под именем «Итоги»;
Задание 2. Выполните вычисления в столбце «Сумма».
Методические указания.
- В ячейке F2 выполните вычисления;
- Распространите формулу на ячейки F3 – F17.
Задание 3. Выполните сортировку данных таблицы по типу товаров.
Методические указания.
- Выделите таблицу;
- Выполните команду ДАННЫЕ \ Сортировка (сортировать столбец Товар – по возрастанию, затем Тип – по возрастанию).
- Скопируйте таблицу на Лист 2, 3, 4, 5
.
Microsoft Excel позволяет автоматически вычислять промежуточные итоги.
Задание 4. (На Листе 2) найти суммы, затраченные на покупку всех принтеров и всех сканеров
Методические указания.
- Выделите таблицу на Листе 2. В меню ДАННЫЕ выберите команду Итоги (откроется диалоговое окно Промежуточные итоги);
- Для того, чтобы подвести итоги по каждому типу товара (отдельно принтеры и отдельно сканеры), в раскрывающемся списке При каждом изменении в выберите «Товар»;
- В поле Операция должна быть выбрана Сумма;
- Для того, чтобы просуммировать показатели количества товара и сумм, затраченных на покупку, в поле Добавить итоги по установите флажки напротив строк «Количество» и «Сумма»;
- Проверьте, что напротив строк Заменить текущие итоги и Итоги под данными установлены флажки, и нажмите ОК.
Задание 5. (На Листе 3) вычислите среднее значение цены принтеров и сканеров.
Методические указания.
- Выделите таблицу на Листе 3. Выполните команду ДАННЫЕ - Итоги, в диалоговом окне Промежуточные итоги установите следующие параметры:
При каждом изменении в | Товар |
Операция | Среднее |
Добавить итоги по | Цена |
- Сохраните изменения в таблице «Итоги».
Задание 6. (На Листе 4) Самостоятельно вычислите среднее значение сумм, потраченных на покупку всех принтеров и всех сканеров.
Задание 7. (На Листе 5) Самостоятельно вычислите суммы, потраченные на покупку каждого типа товара (каждой разновидности принтеров и сканеров) и суммарное количество каждого типа товара.
Сравните собственные результаты с приведенными на рисунке (к заданию 7)
Часто для составления итогового отчета требуются не все данные рабочего листа, а только результаты промежуточных вычислений. Подводя промежуточные итоги Excel автоматически структурирует лист рабочей книги. В этом случае взаимосвязанные данные объединяются в группы для подведения итогов.
На левом поле рабочего листа можно увидеть вертикальные линии, заканчивающиеся сверху кнопками уровней , которые вместе с кнопками показа деталей используются для сокрытия или отображения детальных данных.
Сейчас на рабочем столе имеется 3 структурных уровня. Первый состоит лишь из одной позиции и определяет суммарное значение стоимости всех товаров. Второй разбивает все товары на пять групп и суммирует значения стоимости по типу товара. Уровень три отображает все элементы списка.
Детальные данные можно скрыть и оставить только итоговые строки и столбцы, содержащие суммы. Для этого достаточно щелкнуть по кнопке соответствующего уровня и таблица примет вид, представленный на рисунке:
! обратите внимание, что на втором уровне кнопка сменилась кнопкой , характеризующей наличие скрытых детальных данных.
Задание 8. а) скройте данные второго уровня. Сравните результат с рисунком;
Б) отобразите все элементы списка, структуры.
Контрольные вопросы:
- Какие средства Excel позволяют осуществлять автоматическое подведение итогов в электронной таблице?
- Каково назначение структуры электронной таблицы?
- Как работать со структурой электронной таблицы?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №
Тема. Анализ и обобщение данных в электронных таблицах Excel
Составление консолидированных отчетов.
Цель: 1) освоение операции построения итоговых таблиц (консолидации данных);
2) научиться строить сводные таблицы.
Форма отчета: 1) Запись в тетради темы работы;
2) краткий конспект;
3) сохраненный файл.
Ход работы:
- Откройте в своей папке файл «Итоги», созданный на предыдущем занятии.
- На Листе 1 выделите таблицу и выполните команду Правка/ Копировать;
- Создайте новую книгу, выбрав на панели Стандартной значок или выполнив команду Файл / Создать / чистая книга;
- На Листе 1 выполните команду Правка / Вставить;
- Переименуйте Лист 1 в Принтеры;
- Выделите строки, содержащие данные о покупке сканеров и поместите их в Буфер обмена (Правка - Вырезать), перейдите на Лист 2 и разместите на нем информацию о сканерах (Правка – Вставить);
- Скопируйте и перенесите на Лист 2 заголовок таблицы с Листа Принтеры. В случае необходимости произведите форматирование таблицы;
- Сохраните новый файл в своей папке под именем «Консолидация данных».
ТЕОРИЯ.
Данные одной или нескольких исходных областей можно обработать и отобразить в общей итоговой таблице. Такая операция называется консолидацией данных. Источники данных могут находиться на том же листе, что и итоговая таблица, на других листах той же книги или в других книгах.
ПРАКТИКА.
Задание 1.
Составим консолидированный отчет по закупкам принтеров и сканеров (данным, размещенным на разных листах рабочей книги).
Методические указания.
- Выберите Лист 3 и переименуйте его в «Отчет»;
- Создайте шапку новой таблицы, как показано на рисунке.
- Выделите ячейку В7 («Товар») и в меню Данные выберите команду Консолидация. Откроется диалоговое окно Консолидация;
- Убедитесь, что в поле Функция находится функция Сумма.
- Выделите данные, подлежащие консолидации. Для этого:
- щелкните в поле ССЫЛКА, а затем на ярлычке листа «Принтеры»;
- выделите блок ячеек, содержащих информацию о приобретении принтеров (с заголовком). В случае необходимости переместите диалоговое окно Консолидация в сторону;
- щелкните по кнопке Добавить. Содержимое поля ССЫЛКА перенесется в окно Список диапазонов.
- щелкните на ярлычке листа «Сканеры»;
- выделите блок ячеек, содержащих информацию о приобретении сканеров (с заголовком);
- щелкните по кнопке Добавить. Обе таблицы занесены в Список диапазонов;
- в группе Использовать метки активизируйте опции в Верхней строке и В левом столбце;
- сравните вид своего окна Консолидация с приведенным на рисунке и щелкните по кнопке ОК.
- Выполните обрамление таблицы;
- Пустые столбцы C и D можно скрыть (выделите их и выполните команду Формат/Столбцы/Скрыть);
Окончательный вариант отчета должен иметь вид:
- Сохраните изменения в файле «Консолидация данных».
Самостоятельно.
- вставьте в файл «Консолидация данных» еще два листа Лист 4 и Лист 5;
- Лист 4 переименуйте в «Модемы» и создайте на этом листе таблицу закупок модемов по приведенному ниже образцу.
Для вычисления «Сумм» введите формулу.
- - - переименуйте Лист 5 рабочей книг в «Отчет l» и создайте на этом листе консолидированный отчет о закупке техники (принтеров, сканеров, модемов). Используйте функцию СУММА и данные листов «Сканеры», «Принтеры», «Модемы»;
- скройте лишние столбцы, выполните обрамление таблицы;
- сохраните изменения в файле «Консолидация данных»
- предъявите результаты работы преподавателю. позволяет автоматически вычислять промежуточные итоги.
Контрольные вопросы:
- Что такое консолидация данных?
- Где могут находиться источники данных для выполнения консолидации?
- Какие средства Excel позволяют осуществлять консолидацию данных?
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2
Тема. Выполнение вычислений в табличном процессоре EXCEL. Создание и редактирование диаграмм
Цель: 1. Выполнение вычислений в таблицах EXCEL .
2. Закрепление приемов работы по созданию, редактированию и форматированию диаграмм.
Форма отчета: сохраненный файл.
Задание 1.
- Откройте папку Мои документы/Практика и загрузите файл Заготовка (диаграммы);
- Выполните форматирование таблицы в соответствии с образцом;
- выполните необходимые вычисления в столбцах Цена, руб. и Выручка за июль 1998 года и сегодня;
- найдите итоговую выручку и доход в размере 20% от выручки;
- на основе произведенных расчетов создайте новую таблицу по приведенному ниже образцу и заполните ее данными из предыдущей таблицы:
Задание 2. По таблице №2 постройте объемную гистограмму в соответствии с образцом
P.S. несмежные ячейки выделяются при нажатой клавише CTRL
Задание 3. Сохраните работу в своей папке под именем Практическая работа №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в Excel "Мастер построения диаграмма"
Разработка практической работы + Приложение в Excel...
Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel
В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...
Практические работы по Excel
Представлены 4 практические работы по MS Excel для закрепления знаний и навыков при изучении темы "Электронные таблицы"....
Методический материал по теме "Лабораторные и практические работы как средство эффективной реализации аудиторной самостоятельной работы студентов"
Организация аудитрной самостоятельной деятельности студентов требует подготовки качественных методических материалов. Предлагаемый презентационный материал - результат обобщения...
Практическая работа в Excel. Решение квадратного уравнения и исследования квадратичной функции.
В данной работе были использованы материалы, опубликованные в журнале "Информатика" (приложение к 1 сенября), которые были дополнены и частично изменены. Данная работа предлагается учащимся старших кл...
Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.
Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....
Практическая работа в Excel Использование встроенных функций и операций в ЭТ
Практическая работа для учеников 10 класса и готовый образец задания...