Практические работы по Excel
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему

Шептунов Алексей Сергеевич

Представлены 4 практические работы по MS Excel для закрепления знаний и навыков при изучении темы "Электронные таблицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 Практические работы по MS Excel55.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 (1)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ТАБУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИИ

Цели работы:

• закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы;

• познакомиться со способами адресации;

• освоить некоторые приемы оформления таблиц.

Дальнейшее знакомство с Ехсеl осуществим на примере задачи табулирования функции.

Постановка задачи:

Вычислить значения функции у=k*(х^2-1)/(х^2+1) для всех х на интервале [-2,2] с шагом 0,2 при к=10.

Решение должно быть получено в виде таблицы:


х

k

у1=х^2-1

у2=х^2+1

у=k*(у1/у2)







ЗАДАНИЕ 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Ехсеl.

Абсолютная, относительная и смешанная адресация ячеек и блоков

При обращении к ячейке можно использовать способы, описанные ранее, например ВЗ,

А1: G9 и т.д. Такая адресация называется относительной. При использовании подобной адресации в формулах Ехсеl запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так, например, когда вы вводите формулу =В1+В2 в ячейку В4, то Ехсеl интерпретирует формулу как "прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше".

Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4, Ехсе! также интерпретирует формулу как "прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше". Таким образом, формула в ячейке С4 изменит свой вид на =С1+С2.

Абсолютная адресация. Иногда при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на КОНКРЕТНУЮ ячейку или область. Тогда вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задания необходимо перед буквой колонки и перед номером ряда напечатать символ $. Например: $В$4 или $С$2:$F$48 и т.д.

Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим, например В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой нет.

ЗАДАНИЕ 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы.

2.1. Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки А1:

Шапка - это верхняя строка таблицы с названием столбцов (см.постановку задачи):

в ячейку А1 занесите № (название первого столбца таблицы);

• в ячейку В1 занесите Х (название второго столбца таблицы);

• в ячейку С1 занесите К (название третьего столбца таблицы); И Т. Д.

установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.

2.2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными, начиная с ячейки H1:

х0

step

k

-2


0,2

10




где х0

- начальное значение X;


step

k

-шаг изменения X;

- коэффициент (const).



Данный пункт при решении задачи табулирования функции является необязательным и введен искусственно для демонстрации способов адресации.

2.3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22 аналогично тому, как заполняли блок ячеек годами в работе №1.

2.4. Заполните столбец В значениями X:

• в ячейку В2 занесите =$H$2

Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение X), знак $ указывает на абсолютную адресацию.

в ячейку ВЗ занесите =B2+$I$2

Это означает, что начальное значение Х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2.

заполните этой формулой ячейки В4: В22

Столбец заполнится значениями Х от -2 до 2 с шагом 0,2.

2.5. Заполните столбец С значениями коэффициента К:

• в ячейку С2 занесите =$J$2

• в ячейку СЗ занесите =С2

Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?

заполните этой формулой ячейки С4:С22.

Весь столбец заполнился значением 10.

2.6. Заполните столбец D значениями функции у 1=x^2-1:

• в ячейку D2 занесите =В2*В2-1,

• заполните этой формулой ячейки D3:D22.

 Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное значение 3 и конечное значение 3.

2.7. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции y2=x^2+1.

Проверьте! Все значения положительные: начальное 5, конечное 5.

2.8. Заполните столбец F значениями функции у=k*(х^2-1)/(x^2+1).

• в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2),

• заполните этой формулой ячейки F2: F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные. Начальное значение 6. Конечное значение 6.

ЗАДАНИЕ 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

3.1. Смените во вспомогательной таблице начальное значение х, в ячейку Н2 занесите -5.

3.2. Смените значение шага, в ячейку I2 занесите 2.

3.3. Смените значение коэффициента, в ячейку J2 занесите 1.

Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

3.4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице:

х0=-2        step=0,2        k=10

ЗАДАНИЕ 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы.

4.1. Вставьте 2 пустые строки сверху для оформлений заголовков:

установите курсор на 1 строку;

• выполните команды меню Главная, вставить ( 2 раза).

4.2. Занесите заголовки:

• в ячейку А1 Таблицы,

• в ячейку А2 основная,

в ячейку Н2 вспомогательная.

4.3. Объедините ячейки A1:J1 и центрируйте заголовок "Таблицы":

• выделите блок А1:J1,

• используйте меню Главная, Выравнивание, кнопку с изображением   а 

4.4. Аналогичным образом центрируйте заголовки: "основная " и "вспомогательная ".

4.5. Оформите заголовки определенными шрифтами:

Символы (шрифты)

Символы любой ячейки или блока можно оформить различными шрифтами, начертанием, высотой и т.д. Для выполнения этих действий необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из меню Главная: шрифт, размер и начертание.

Можно воспользоваться командой меню Шрифт, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно. В нем необходимо раскрыть вкладку шрифт.

заголовку "Таблицы" установите шрифт Ariаl, высота шрифта 14, полужирный.

•заголовкам "Основная" и "Вспомогательная" установите шрифт Arial, высота шрифта 12, полужирный.

Используйте те  же команды;

для шапок таблиц установите шрифт Arial, высота шрифта 12, курсив.

Используйте контекстное меню.

4.6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью.

4.7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

Выравнивание

Содержимое любой ячейки можно выровнять внутри по одному из краев или по центру, как по горизонтали, так и по вертикали, а также можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т.д.).

Для задания необходимой ориентации используются кнопки Меню Главная Выравнивание:

(Выровнять влево, Выровнять по центру. Выровнять вправо).

Можно воспользоваться командой меню Формат Ячеек, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно. В нем необходимо раскрыть вкладку выравнивание.

4.8. Обрамите основную и вспомогательную таблицы.

Обрамление

Для задания обрамления используется кнопка в меню Главная, Шрифт с изображением границ.

4.9. Задайте фон заполнения внутри таблиц — желтый, фон заполнения шапок таблиц - малиновый.

Фон

Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона).

Для задания фона используется кнопка с изображением банки с краской из меню Главная, Шрифт

Можно использовать команду меню формат ячейки,  заливка из  контекстного меню.

ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты своей работы на дискете, в личном каталоге. Имя файла work2_1

ЗАДАНИЕ 6. Завершите работу с EXCEL

ЗАДАНИЕ 7. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое:

 относительная адресация;        абсолютная адресация; смешанная адресация.

умеете ли вы: использовать различные способы адресации, оформлять символы, производить выравнивание и обрамление и изменять фон.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 (2)    Продолжение

Цели работы:

• познакомиться с использованием функций в Excel;

• познакомиться с форматами чисел;

• научиться осуществлять защиту информации в таблице;

• научиться распечатывать таблицу.

ЗАДАНИЕ 1. Откройте файл work 2_1, созданный на прошлом уроке.

ЗАДАНИЕ 2. Защитите в таблице информацию, которая не изменяется (заголовки, полностью основная таблица, шапка вспомогательной таблицы).

Защита ячеек

В Excel можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным изменение информации, пока она не отключена. Обычно защищают данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, заголовки, шапки таблиц).

Установка (снятие) защиты выполняется за два действия:

• отключают защиту с ячеек, подлежащих последующей корректировке;

• включают защиту листа или книги.

После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы.

Защита или снятие защиты с ячеек.

Выделите необходимый блок. Выполните правой кнопкой мыши из контекстного меню команду формат, Ячейки, защита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр ЗАЩИЩАЕМАЯ ЯЧЕЙКА.

Включение (снятие) защиты с листа или книги.

Выполните команду Рецензирование,  защитить лист (книгу) (для отключения - команду Рецензирование, Снять защиту листа (книги)).

2.1. Выделите блок Н4: J4 и  снимите блокировку.

Контекстное меню: формат, ячейки, защита, убрать знак [ V ] в окне защищаемая ячейка.

2.2. Защитите лист.

Меню: Рецензирование, защитить лист, ОК.

В результате действий заблокируется вся основная таблица и шапка вспомогательной.

2.3. Попробуйте изменить значения в ячейках:

в ячейке А4 с 1 на 10.  Это невозможно.

значение шага во вспомогательной таблице с 0,2 на 0,5.

Это возможно. В основной таблице произошел пересчет.

измените текст "step " в ячейке 13 на текст "шаг". Каков результат? Почему?

• верните начальное значение шага 0,2.

ЗАДАНИЕ 3. Сохраните файл под старым именем.

Воспользуйтесь кнопкой Сохранить на панели быстрого доступа.

ЗАДАНИЕ 4. Снимите защиту с листа.

Меню: Рецензирование, Снять защиту листа.

 ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с функциями пакета Excel.

Все функции находятся в меню Формулы в группе Библиотека функций. Ознакомьтесь с полным набором функций, которые находятся в программе EXCEL.

Функции

Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: Y=f(X), где у - результат вычисления функции, х - аргумент, f- функция.

Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7),

где  А5    - адрес ячейки;  sin ( ) - имя функции, в круглых скобках указывается аргумент;

Скобки - обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов.

Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мастером функций, вызываемым командой меню Главная, кнопкой           или использовать меню Формулы в группе Библиотека функций.

Появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку ОК.

5.1. Нажмите кнопку   •         Выберите категорию полный алфавитный перечень.

Посмотрите с помощью линейки просмотра, каким огромным арсеналом функций располагает Excel.

5.2. Подсчитайте сумму вычисленных значений у и запишите ее в ячейку F25.

• сделайте текущей ячейку F25;

•                    щелкните по кнопке  

Вычисление суммы - часто используемая операция.

в ячейку Е25 запишите поясняющий текст Сумма у =

5.3. Оформите нахождение среднего-арифметического вычисленных значений у.

сделайте текущей ячейку F26;

щелкните по кнопке

в диалоговом окне Мастер функций — шаг 1 из 2 выберите категорию функций полный алфавитный перечень и имя функции СРЗНАЧ

• щелкните по кнопке ОК;

в появившемся диалоговом окне укажите диапазон, в котором вычисляется среднее значение (F4: F24).

Это можно сделать двумя способами:

• набрав диапазон вручную в окне число F4:F24

• выделив соответствующий диапазон таблицы (при этом если окно Мастера функций закрывает нужный блок таблицы, то его можно отодвинуть, уцепившись мышью за заголовок окна).

щелкните по кнопке ОК;

• занесите в ячейку Е26 поясняющий текст, а в F26 - среднее значение.

5.4 Оформите  нахождение минимального и максимального значения у, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 минимальное и максимальное значения.

Если имя функции известно, то ее можно вставить в формулу без использования Мастера функций, например =MAKC(F4:F24).

ЗАДАНИЕ 6. Оформите блок ячеек Е25 : F28.

6.1. Обрамите блок E25:F28.

6.2. Заполните этот блок фоном шапки таблицы.

6.3. Поясняющие подписи в ячейках Е25:Е28 оформите жирным шрифтом типа Arial  с выравниванием вправо.

ЗАДАНИЕ 7. Сохраните файл под новым именем work2_2

ЗАДАНИЕ 8.                           Форматы числа

Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например, число 100 будет выглядеть как:

100,00 р - в денежном формате;

10000% - в процентном выражении;

1,ООЕ+2 - в научной форме, что означает 1*102. Для задания формата числа необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться меню Главная, Формат ячейки (самая нижняя строка) .

Лучше щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно формат ячеек. В нем необходимо раскрыть вкладку Число и выбрать желаемый формат.

При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.

Если ячейка отображается в виде #### символов, то это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.

8.1. Установите масштаб 75%.

8.2. Скопируйте значения у из столбца F в столбцы К, L, М, N.

Столбец F заполнен формулами, а скопировать требуется значения.

выделите столбец F;

подведите курсор к границе выделенного блока (он должен принять форму белой стрелки);

нажмите правую кнопку мыши;

буксируйте блок с помощью мыши до столбца К;

отпустите мышь;

в открывшемся контекстно-зависимом меню выберите команду копировать только значения.

При этом столбец К заполнится теми же значениями, что и столбец F, но он не будет содержать формул.

заполните значениями столбца К столбцы L, М, N.

8.3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются 2 значащие цифры после запятой 0,00.

8.4. В столбце L задайте экспоненциальный  формат.

8.5. В столбце М задайте формат процент.

8.6. В столбце N установите собственный формат 4 знака после запятой:

Главная,  формат, ячейки, Число, Числовой, Число десятичных знаков 4, ОK

8.7. Оформите блок К2: N24 в стиле оформления основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт).

ЗАДАНИЕ 9. Сохраните файл под старым именем work2_2

ЗАДАНИЕ  10.Предварительный просмотр и печать таблицы на принтере

Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.

Для этого необходимо выполнить команды кнопка Офис, печать, предварительный просмотр. Функция предварительного просмотра выводит на экран таблицу, но не позволяет исправлять явные ошибки. Для этого придется вернуться в обычный экран, но в этом режиме можно выполнить очень полезные операции:

• изменить параметры страницы;

• изменить установленные поля и разбивку на страницы;

• начать печать.

Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований.

10.1 Задайте режим предварительного просмотра.

10.2. Щелкните по меню <Разметка Страницы>.

10.3. Выберите  альбомную ориентацию.

10.4. Откройте вкладку Колонтитулы из меню Вставка

По  центру   наберите свои фамилию и имя.

• Щелкните по кнопке <перейти на Нижний колонтитул>.

Из окна Элементы колонтитулов  установите текущие дату и время, используя соответствующие  кнопки в данном окне.

На вкладке Разметка страниц  измените поля таблицы таким образом, чтобы все данные в них были видны и таблица помещалась на странице полностью.

10.5 Сохраните результат работы под тем же именем.

ЗАДАНИЕ 11. Завершите работу с EXCEL.

∑xxxxxxxxxxxxxxxxxx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в Excel "Мастер построения диаграмма"

Разработка практической работы + Приложение в Excel...

Методические рекомендации по выполнению практических работ в Excel

В методических указаниях рассмотрены основы работы с таличным процессором Exel.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно...

Практическая работа в Excel. Решение квадратного уравнения и исследования квадратичной функции.

В данной работе были использованы материалы, опубликованные в журнале "Информатика" (приложение к 1 сенября), которые были дополнены и частично изменены. Данная работа предлагается учащимся старших кл...

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Практическая работа в Excel Использование встроенных функций и операций в ЭТ

Практическая работа для учеников 10 класса и готовый образец задания...

Практическая работа в Excel.

Практическая работа в электронных таблицах Excel....

Лабораторные и практические работы по Excel

Данный материал предназначен для знакомства  с электронными таблицами и освоения приемов работы в программе Excel (очень давно был напечатан в газете 1 сентября)....