Формирование ключевых компетентностей на уроках информатики
опыты и эксперименты по информатике и икт (5, 6 класс) на тему
Актуальность темы обусловлена современными требованиями к процессу обучения
Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.
В работе предпринята попытка осмысления роли и методов формирования ключевых компетентностей на уроках информатики. Это становится возможным через изучение и анализ методической литературы по истории развития понятия «Компетенция»; выявление ключевые компетенций; представление путей формирования ключевые компетенции на уроках информатики; описание и представление результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности формирования ключевых компетентностей в повышении интереса, активизации познавательной деятельности на уроках информатики , развитии коммуникативных навыков и более осознанному усвоению программного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся Приложение 7
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ КОММУНИКАЦИЯ
1 балл | 2 балла | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить. | |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
| 1 балл | 2 балла |
Поиск информации | Ученик указал на отсутствие информации во время выполнения того действия, для которого эта информация была необходима, задавая вопросы. | Ученик указал на отсутствие конкретной информации во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта, задавая вопросы. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Из указанного учителем источника ученик зафиксировал информацию, исчерпывающую вопрос. | |
Обработка информации | Ученик изложил полученную информацию. | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик воспроизвел аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. | Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
1 балл | 2 балла | |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. |
Приложение 8
Оценочный бланк
Учащийся: _______________________ Руководитель: _________________________________________
Решение проблем | Количество баллов: _____ | ||||||||||||||||||||||||||
Проблема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | 3 | Описал ситуацию и свои намерения | 4 | Обосновал идеальную ситуацию | |||||||||||||||||||
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | 3 | Задачи адекватны цели | 4 | Формулирует цель | |||||||||||||||||||
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | 3 | Определил последовательность действий | 4 | Спланировал время | ||||||||||||||||||||
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | 3 | Указал характеристики продукта | 4 | Рассказал, как будет использовать продукт | ||||||||||||||||||||
Оценка результата | 1 | Отнесся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | 3 | Сравнил полученный продукт с ожидаемым | 4 | Вывод о соответствии продукта замыслу | |||||||||||||||||||
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | 3 | Назвал сильные стороны работы | 4 | Назвал слабые стороны работы | ||||||||||||||||||||
Работа с информацией | Количество баллов: ______ | ||||||||||||||||||||||||||
Поиск информации | 1 | Задает вопросы по ходу работы | 2 | Задает вопросы при планировании | 3 | Называет пробелы в информации по вопросу | 4 | Формулирует запрос на информацию | |||||||||||||||||||
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объем информации (1 источник) | 3 | Зафиксировал полный объем информации (несколько источников) | 4 | Нашел источники по каталогу | ||||||||||||||||||||
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | Изложил новую информацию | 3 | Назвал несовпадения в сведениях | 4 | Интерпретировал информацию в контексте проекта | ||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
Задал вопросы на понимание | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привел пример, подтверждающий вывод | 3 | Предложил свою идею | 4 | Сделал вывод и привел аргумент | ||||||||||||||||||||
Коммуникация | Количество баллов: _____ | ||||||||||||||||||||||||||
Письменная коммуникация | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | 3 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема вкл. несколько вопросов) | 4 | Использует вспомогательную графику (тема вкл. несколько вопросов) | |||||||||||||||||||
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | 3 | Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент | 4 | Использовал различные вербальные средства | |||||||||||||||||||
Уточняющий вопрос | Вопрос на понимание | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привел дополнительную информацию | 3 | Раскрыл термин или причинно-следственные связи | 4 | Привел объяснения или дополнительную информацию | ||||||||||||||||||||
Продуктивная коммуникация | 1 | Следует теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следует теме и процедуре | 3 | Договариваются о правилах и вопросах | 4 | Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах | |||||||||||||||||||
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию | 3 | Разъясняют и аргументируют высказывания | 4 | Задают друг другу вопросы | ||||||||||||||||||||
Всего баллов: ______________ |
Приложение 9
Анализ уровня сформированности ключевых компетентностей у обучающихся 6 класса
МОУ-СОШ № 32 в 2009-2010 учебном году
№ п/п | Список класса | Дата проведения диагностики | Участвовали в диагностике | Средний балл | Всего: | ||||||||||
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | |||||||||||||
Постановка проблемы | Целеполагание, планирование | Оценка результата | Итого: | Поиск информации | Обработка информации | Итого: | Письменная коммуникация | Устная коммуникация | Продуктивная коммуникация | Итого: | |||||
А.К. | вход. | + | 3 | 3 | 4 | 3,3 | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 2,8 | |
итог. | + | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | 4 | 3 | 3 | 3,3 | 3,6 | ||
А.А. | вход. | + | 4 | 3 | 3 | 3,3 | 1 | 2 | 1,5 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,4 | |
итог. | + | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3,3 | 3,4 | ||
В.М. | вход. | + | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1,3 | 1,3 | |
итог. | + | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,6 | ||
Г.А. | вход. | + | 3 | 2 | 2 | 2,3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,2 | |
итог. | + | 3 | 2 | 2 | 2,3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,2 | ||
Д.Ю. | вход. | + | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9 | |
итог. | + | 4 | 3 | 4 | 3,7 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2,7 | 3,5 | ||
И.И. | вход. | + | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 2,6 | |
итог. | + | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 2,6 | ||
И.Ю. | вход. | + | 4 | 3 | 4 | 3,7 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3,3 | 3,3 | |
итог. | + | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||
К.В. | вход. | + | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 2,5 | |
итог. | + | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Л.Т. | вход. | + | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 3 | 2 | 2,5 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,5 | |
итог. | + | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 4 | 3 | 3,3 | 2,9 | ||
П.Н. | вход. | + | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | |
итог. | + | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 | ||
П.А. | вход. | + | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 4 | 3 | 3,5 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 3 | |
итог. | + | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
Р.Е. | вход. | + | 3 | 2 | 3 | 2,7 | 3 | 2 | 2,5 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | 2,6 | |
итог. | + | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,5 | 3 | 4 | 4 | 3,7 | 4,1 | ||
С.Д. | вход. | + | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 3 | 2 | 2,5 | 2 | 2 | 1 | 1,7 | 2 | |
итог. | + | 3 | 2 | 2 | 2,3 | 3 | 2 | 2,5 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,4 | ||
С.С. | вход. | + | 0 | 0 | 1 | 0,3 | 1 | 0 | 0,5 | 1 | 2 | 1 | 1,3 | 0,7 | |
итог. | + | 0 | 0 | 1 | 0,3 | 1 | 0 | 0,5 | 1 | 2 | 1 | 1,3 | 0,7 | ||
Х.А. | вход. | + | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 2 | 1 | 1,5 | 2 | 2 | 1 | 1,7 | 1,6 | |
итог. | + | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,3 | 2,1 | ||
Итого: | вход. | 15ч | 2,6 | 1,9 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,6 | 1,8 | 2,2 | 2,2 | |
итог. | 15ч | 3,1 | 2,9 | 3,1 | 3 | 3,1 | 2,7 | 2,9 | 2,7 | 3,2 | 2,7 | 2,9 | 2,9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»
Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка
Данное пособие представляет собой теоретический и практический материал по освоению компетентностного подхода к обучению школьников 5-8 классов. Теоретический материал содержит информацию о ключ...

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...
Формирование ключевых компетентностей на уроках математики
В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.
Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Совершенствование социального опыта через формирование ключевых компетентностей на уроках физики
Представлена система преподавания физики в старших классах, нацеленная на формирование у выпускника ключевых компетентностей....
Создание условий для формирования и развития ключевых компетентностей на уроках информатики и ИКТ.
Уроки информатики и ИКТ – как эффективное средство формирования и развития ключевых компетентностей....