Разработка урока" Компьютер – универсальная машина для работы с информацией"
план-конспект занятия по информатике и икт (5 класс) на тему

Решаемые учебные задачи:

1) расширение представления школьников о сферах применения

компьютеров;

2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся

изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки

информации с помощью компьютеров;

3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах

компьютера и их функциях;Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Компьютер – универсальная машина для работы с

информацией

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание основных устройств компьютера и их функций;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности;

личностные – представление о роли компьютеров в жизни современного

человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа

жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и

технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

1) расширение представления школьников о сферах применения

компьютеров;

2) формирование представления об информатике как науке, занимающейся

изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки

информации с помощью компьютеров;

3) актуализация и систематизация представлений об основных устройствах

компьютера и их функциях;Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс

4) закрепление знания правил техники безопасности и организации рабочего

места при работе в компьютерном классе и дома;

5) закрепление навыков работы с электронным приложением к учебнику.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

универсальный объект;

компьютер;

аппаратное обеспечение:

процессор;

 память;

 оперативная память;

 жесткий диск;

 монитор;

 клавиатура

техника безопасности.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Особенности изложения содержания темы урока

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения

изученного материала:

1) экспресс-опрос по вопросам 1–2 к §1 с одновременной визуальной проверкой

выполнения заданий №1, №4 и №7 в РТ (ученики раскрывают рабочие тетради на соответствующей странице, а учитель их бегло просматривает);

2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать свои варианты выполнения заданий №4 и №7 в рабочей тетради;

3) экспресс-опрос по вопросам 4–6 к §1;

4) учитель предлагает совместно разгадать кроссворд (№10 в РТ).

5) небольшая дискуссия по вопросу 7 к §1;

6) при наличии времени – обсуждение №11 в РТ. Обязательно подчеркнуть, что выполнение этого задания не было обязательным, оно выполнялось по желанию учеников.

Важно, чтобы каждый выполнивший дополнительное задание ученик был отмечен;

7) завершение проверки домашнего задания – заслушивание ответов к №1 в РТ.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс

На этапе изложения нового материала необходимо в процессе беседы с учениками рассмотреть сферы применения компьютера – можно предложить школьникам поочерѐдно комментировать «профессии» компьютера по презентации «Компьютер на службе у человека»; можно организовать просмотр и обсуждение анимации «Компьютер. Его роль в жизни человека». Главное – подвести ребят к пониманию того, что компьютер является универсальной машиной для работы с информацией, дать понятие о науке

информатике.

При рассмотрении основных устройств компьютера также необходимо учитывать имеющиеся знания школьников в этой области. Беседу с учениками следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений (анимация «Основные устройства (системный блок, монитор, мышь, клавиатура) и их назначение»).

Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении заданий №15, №16, №17(выполняется по группам), №19. №21 в РТ. После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека и функциями устройств компьютера (№22 в РТ).

После этого повторяются правила техники безопасности и организации рабочего места за компьютером.

Домашнее задание

§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр. 16 учебника.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№9. Это задание помечено значком «Домашний проект или исследование». Хорошо, если у школьников уже есть опыт работы, например, с текстовым процессором Word.

Возможно, в этом случае им будут знакомы пиктограммы команд «Сохранить» и «Сохранить как».

Задания в рабочей тетради №12. Слова-ответы:

х) компьютер;

ц) данные;

ч) информатика.

№13. Архитектор – Проектирование новых зданий и сооружений, создание чертежей  конструкций. Библиотекарь – Формирование каталогов; хранение книг, газет и журналов в электронной форме; быстрый поиск и доступ к нужному материалу. Бухгалтер –Быстрый расчѐт заработной платы, учѐт доходов и налогов, подготовка документации.

Врач – Обследование, диагностика, назначение лечения. Дизайнер – Создание интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов, расположение предметов.

Композитор – Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций. Конструктор– Проектирование и расчѐт характеристик новых механизмов и конструкций.

Модельер –Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек. Мультипликатор –Создание движущихся изображений, спецэффектов. Переводчик – Выполнение перевода отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой.

Почтальон – Доставка сообщений адресату в любую точку планеты за считанные секунды.

Учитель –Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проведение экспериментов, проверка знаний.

 Художник – Создание новых изображений, изменение имеющихся рисунков и фотографий.

№14. Предполагается работа с иллюстрацией на стр. 12 учебника.Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс

№15. Информация – Сведения об интересующем вас предмете. Компьютер –

Универсальное программно управляемое устройство для обработки информации.

Процессор – Устройство, предназначенное для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера. Оперативная память – Информация в ней находится только во время работы компьютера. Жѐсткий диск – Используется для длительного хранения информации. Клавиатура – Устройство для ввода информации путѐм нажатия клавиш. Монитор – Устройство визуального отображения информации. Мышь –Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора нужной информации. Принтер

– Устройство для печати информации на бумаге. Данные – Информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером. Аппаратное обеспечение – Совокупность всех устройств компьютера.

№16. В устройствах ввода лишним является монитор; в устройствах вывода –

сканер.

№17. «Лишние» устройства:

ш) акустические колонки;

щ) сканер;

ы) джойстик;

э) монитор.

№18. Стрелки «к компьютеру» обозначают устройства ввода информации; стрелки «от компьютера» – устройства вывода информации; двунаправленные стрелки обозначают устройства хранения информации – информация с них может считываться;

информация на них может записываться. Возможный вариант заполнения схемы:

№19. Соответствие (отношение) «устройство – вид информации»: клавиатура – числовая информация, текстовая информация; монитор – числовая информация, текстовая информация, графическая, видеоинформация; принтер – числовая информация, текстовая информация; графическая информация; микрофон – звуковая информация; акустические колонки – звуковая информация; сканер – числовая информация, текстовая информация; графическая информация; веб-камера – видеоинформация.

№20. Слова для вставки: «клавиатуре», «фотоаппарата», «принтер», «колонок», «мышью», «клавиатуры», «принтере».

№21. Телевизор – монитор; печатная машинка – клавиатура; магнитофон и патефон – магнитные и оптические диски; телефон – подключение к каналам связи.

Компьютер

мышка

джойстик

сканер

микрофон

веб-камера

внешний диск

карта памяти

клавиатура

монитор

принтер

акустические колонки

№22. Органы чувств – приѐм (ввод) информации – устройства ввода информации (клавиатура, сканер, микрофон и пр.). Мозг – хранение информации – устройства памяти (оперативной, долговременной). Мозг – обработка информации – процессор. Органы речи и опорно-двигательной системы – передача (вывод) информации – устройства вывода информации (монитор, принтер, колонки и пр.).

№23. Ответы на кроссворд «Устройства компьютера»:

1К Л А В И А Т У Р А

2П Р О Ц Е С С О Р

3М О Н И Т О Р

4П А М Я Т Ь

5М Ы Ш Ь

6Д Ж О Й С Т И К

7В И Н Ч Е С Т Е Р

8П Р И Н Т Е Р  №24. Всего 4 компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

Презентация к уроку: «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»...

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Здравствуйте ребята. Вам нужно будет познакомиться с прикрепленным текстом. На следующем уроке информатике я буду спрашивать о инструментах для счета и поколениях ЭВМ....

ЦОР "Компьютер - универсальная машина для работы с информацией"

Состав материала:- методические рекомендации- файлы заданий в форматах программы Hot Potatoes- задания в формате html...

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Презентация к первому уроку в 6 классе по УМК Босовой Л.Л. 1. Повторяем правила техники безопасности 2. Повторяем материал 5-го класса по разделам: "Информация", "Как устроен компьютер", "Компьютер на...

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Презентация для SMART. Материал можно использовать как повторительно-обобщающий в 5 классе или вводное занятие в 6 классе.Повторение основных устройств ПК.  Повторение единиц измерения.  Пов...