Рабочая программа 10-11 класс, Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс)
Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ 10 - 11 классах отводится 68 часов учебного времени (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Настоящая рабочая программа составлена на основе на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы» - Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 10-11 класс, Семакин И.Г. | 58.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 100 имени академика В.С.Пустовойта
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2019 г.
Председатель педсовета
_____________ /Т.В.Казакова_/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Информатике
Уровень образования (класс): среднее общее образование (10 - 11 класс)
Количество часов: 68 Уровень: базовый
Учитель: Мартынова Ольга Геннадьевна.
Программа разработана в соответствии с ФКГОС-2004 и на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы»- Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Содержание курса;
Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
10 класс (34 часа)
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;
- из каких частей состоит предметная область информатики.
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержательного подхода;
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (при допущенной равной вероятности появления символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитного подхода (при допущенной равной вероятности появления символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (при допущенной равной вероятности появления символов)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем: целесообразность, целостность;
- что такое системный подход в науке и практике;
- чем отличаются естественные и искусственные системы;
- какие типы связей действуют в системах;
- роль информационных процессов в системах;
- состав и структуру систем управления.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации;
- что такое алгоритмические машины в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое набор данных, ключ поиска и критерий поиска;
- что такое структура данных; какие бывают структуры;
- алгоритм последовательного поиска;
- алгоритм поиска половинным делением;
- что такое блочный поиск;
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера.
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
- какая информация требует защиты;
- виды угроз для числовой информации;
- физические способы защиты информации;
- программные средства защиты информации;
- что такое криптография;
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК;
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме).
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели;
- что такое информационная модель;
- этапы информационного моделирования на компьютере;
- что такое граф, дерево, сеть;
- структуру таблицы; основные типы табличных моделей;
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- строить табличные модели по вербальному описанию системы.
Тема 10. Алгоритм — модель деятельности
Учащиеся должны, знать:
- понятие алгоритмической модели;
- способы описания алгоритмов; блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- что такое трассировка алгоритма.
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера;
- что такое контроллер внешнего устройства ПК;
- назначение шины;
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
- основные виды памяти ПК;
- что такое системная плата, порты ввода/вывода;
- назначение дополнительных устройств: сканера, средств мультимедиа, сетевого оборудования и др.;
- что такое программное обеспечение (ПО) ПК;
- структуру ПО ПК;
- прикладные программы и их назначение;
- системное ПО; функции операционной системы;
- что такое системы программирования.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
- соединять устройства ПК;
- производить основные настройки БИОС;
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел;
- представление текста;
- представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- дискретное (цифровое) представление звука.
Учащиеся должны уметь:
- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений;
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
- назначение и топологии локальных сетей;
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
- основные функции сетевой операционной системы;
- историю возникновения и развития глобальных сетей;
- что такое Интернет;
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
- способы организации связи в Интернете;
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
11 класс
Итоги изучения тем (требования к усвоению учебного материала)
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем;
- состав информационных систем;
- разновидности информационных систем.
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка;
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа;
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организация, назначение;
- что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания Web-страниц;
- в чем состоит проектирование Web-сайта;
- что значит опубликовать Web-сайт;
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц.
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
- создать несложный Web-сайт на языке HTML (углубленный уровень).
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС;
- области приложения ГИС;
- как устроена ГИС;
- приемы навигации в ГИС.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- какие модели данных используются в БД;
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
- создавать отчеты (углубленный уровень).
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами;
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция KOPPEJI в Microsoft Excel).
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны, уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90% | хорошо |
51-75% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ 10 - 11 классах отводится 68 часов учебного времени (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Настоящая рабочая программа составлена на основе на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы» - Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Тематическое планирование ФКГОС-2004;
Тематическое планирование занятий по первой части курса (10 класс)
Темы (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика(№ работы) |
1. Введение. Структура информатики | 1 | 1 | |
2. Информация. Представление информации (§ 1-2) | 2 | 2 | |
3. Измерение информации (§ 3-4) | 3 | 2 | 1 (№ 2.1) |
4. Введение в теорию систем (§ 5-6) | 2 | 1 | 1 (задания из раздела 1) |
5. Процессы хранения и передачи информации (§ 7-8) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) |
6. Обработка информации (§ 9-10) | 3 | 2 | 1 (№ 2.2) |
7. Поиск данных (§11) | 1 | 1 | |
8. Защита информации (§ 12) | 2 | 1 | 1 (№ 2.3) |
9. Информационные модели и структуры данных (§ 13-15) | 4 | 2 | 2 (№ 2.4, 2.5) |
10. Алгоритм — модель деятельности (§ 16) | 2 | 1 | 1 (№ 2.6) |
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§ 17-18) | 4 | 2 | 2 (№ 2.7, 2.8) |
12. Дискретные модели данных в компьютере (§ 19-20) | 5 | 2 | 3 (№ 2.9, 2.10, 2.11) |
13. Многопроцессорные системы и сети (§ 21-23) | 2 | 1 | 1 (№ 2.12) |
Всего | 34 |
Тематическое планирование занятий по второй части курса (11класс)
Темы (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика(№ работы) |
1. Информационные системы (§ 24) | 1 | 1 | |
2. Гипертекст (§ 25) | 2 | 1 | 1 (№ 3.1) |
3. Интернет как информационная система (§ 26-28) | 6 | 3 | 3 (№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5) |
4. Web-сайт (§ 29) | 3 | 1 | 2 (№ 3.6, 3.7*) |
5. Геоинформационные системы (§ 30) | 2 | 1 | 1 (№ 3.8) |
6. Базы данных и СУБД (§ 31-33) | 5 | 3 | 2 (№ 3.9, 3.10) |
7. Запросы к базе данных (§ 34-35) | 5 | 2 | 3 (№ 3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) |
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§ 36-37) | 4 | 2 | 2 (№ 3.16, 3.17) |
9. Корреляционное моделирование (§ 38) | 2 | 1 | 1 (№ 3.18) |
10. Оптимальное планирование (§ 39) | 2 | 1 | 1 (№ 3.19) |
11. Социальная информатика (§ 40-43) | 2 | 1 | 1 (Реферат-презентация) |
Всего | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения Учителей математики МБОУ СОШ№100 От _______________года № ______ ____________ /Л.В.Преснякова./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________/М.О. Рейханова/ ___________2019 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.
Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов...
Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин...
Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин...
Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин...
Рабочая программа Информатика 8 класс Семакин
Рабочая программа Информатика 8 класс Семакин...