Урок "Безопасный Интернет"
план-конспект урока по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Авторы разработки: учитель математики и информатики Матвиенко С.А., учитель математики Перькова Е.И.
Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними.
Задачи:
Образовательная: изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет.
Развивающая: развитие информационной культуры; развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы; развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества.
Здоровьесберегающая: оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.
Тип урока: интегрированный урок с решением проблемных вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_internet-bezopasnosti.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Безопасный интернет.
Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними.
Задачи:
Образовательная: изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет.
Развивающая: развитие информационной культуры; развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы; развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества.
Здоровьесберегающая: оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.
Тип урока: интегрированный урок с решением проблемных вопросов.
Оборудование: проектор, доска.
Раздаточный материал: бумага формата А4, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры, список «Опасности Интернета», тест.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель приветствует учеников и сообщает, что сегодня на занятии им необходимо затронуть очень важную тему, которая касается любого современного школьника.
- Постановка проблемы.
Учащимся задаётся вопрос о любимом времяпрепровождении. Выслушиваются ответы. Акцент делается на том, что многие из них не мыслят жизнь без компьютера. И если раньше компьютер использовали ограниченно, то теперь он не представляется без Интернета.
Учащиеся предполагают, что речь пойдёт об использовании Интернета в жизни человека.
Обсуждается вопрос: с какого возраста дети могут бороздить просторы Интернета. Дети задумываются над тем, что современные малыши не умнее их, а просто идут в ногу со временем.
Перед учащимися лежат карточки 3+, 4+, 5+, 6+. Учитель просит выбрать ту карточку, которая, по их мнению, показывает возраст, когда можно работать в Интернете. Учащиеся объясняют, почему сделали тот или иной выбор. Далее учитель просит назвать возраст, когда присутствующие школьники сели за компьютер, когда начали работать в Интернете.
Учитель предлагает на листе бумаги изобразить свои действия в Интернете, вырезая из журналов подходящие картинки, рисуя, раскрашивая свои действия и общение в сети.
(перед учащимися лежат бумага формата А4, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры).
После проделанной работы, ребята комментируют получившийся коллаж. Учащиеся делают вывод о том, насколько яркий, многообразный мир Интернета, так как он является прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Учитель предлагает учащимся совместно создать брошюру «Безопасный Интернет». Выбирают главного редактора и помощника, которым необходимо во время занятия готовить и распечатывать необходимые материалы.
Учащиеся придумывают название первой главы, отталкиваясь от созданного коллажа (например, «Разнообразный Интернет», «Интернет в современной жизни», «Интернет друг и помощник» и т.д.). Лучшие работы отдаются редактору для оформления брошюры.
Учитель говорит, что возможности Всемирной паутины безграничны. Но надо задуматься о том, какие существуют опасности при работе в сети. Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей, родителей (ответы учеников). Редактор оформляет первую главу «ОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТА».
Учитель просит учеников подчеркнуть пункты из списка «Опасности Интернета», лежащего на столе, которые им знакомы. Делается вывод о том, что опасностей много. Но если осведомлён, значит вооружён. Ученикам предлагается рассмотреть несколько ситуаций.
Ситуация 1. Неизвестный адресат.
Перед учащимися лежат несколько конвертов: без адреса, от незнакомого человека и от известного ученика школы. Ученики комментируют свой выбор.
Проблемный вопрос – какие письма вы будете читать? Приходят ли вам на электронный почтовый ящик письма от незнакомых адресатов. Делают вывод.
После обсуждения записывают в главу первую опасность и правило: нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя. (Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!)
Ситуация 2. Свидание.
Раздаётся звонок сотового телефона. Учитель отвечает и приглашает к телефону одного из учеников, включив предварительно громкую связь. Незнакомец по телефону приятным голосом приглашает встретиться после уроков в определённом месте. Ученик отвечает так, как он думает поступить. Далее следует обсуждение возникшей ситуации.
Проблемный вопрос - может ли такая ситуация возникнуть при виртуальном общении. Делают вывод.
Редактор записывает вторую опасность: встреча с Интернет-«знакомыми» в реальной жизни бывает опасной. И правило: Не встречайся с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Ситуация 3.Нужная вещь
Учитель предлагает купить нужную вещь, лежащую в чёрном ящике, убеждая учеников, что она очень нужная. Начинаются торги. После достают из ящика пустышку. Может ли подобная ситуация произойти при работе в Интернете?
С учащимися обсуждается различные виды Интернет-мошенничества (покупка несуществующих услуг, получение призов и т.д.).
Редактор записывает следующую опасность в главу: никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей. И правило: часто встречается ситуация, когда просят отправить СМС при скачивании картинки или мелодии, Не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него смс, не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте.
Работа в малых группах.
Каждой группе необходимо смоделировать ситуацию из списка «Опасности интернета», которые не были рассмотрены и сформулировать правила безопасного пользования Интернетом.
ОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТА
1. Столкновение с недостоверной, опасной, противоправной информацией (сайты, на которых пропагандируют расовую нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям или животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее).
2. Доступ к неподходящей по возрасту информации.
3. Притеснения со стороны других пользователей сети, которые грубо ведут себя в Интернете, пишут оскорбления и угрожают.
4. Опасность загрузки на компьютер вирусов или нападения хакеров.
Выступление каждой группы с комментариями.
Редактор записывает правила и распечатывает с помощником вторую главу.
Название третьей главы учащиеся пробуют назвать сами, ответив на несколько вопросов теста индивидуально.
1. Часто ли ты проводишь время за компьютером?
- ежедневно – 3 балла;
- один раз в два дня – 2 балла;
- только когда нечего делать – 1 балл.
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
- более 2-3 часов – 3 балла;
- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
- не более часа – 1 балл.
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
- конечно, на компьютер – 3 балла;
- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.
5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?
- да, было такое – 3 балла;
- пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
- нет, никогда такого не было – 1 балл.
6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:
- почти все время думаю об этом – 3 балла;
- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.
7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
- компьютер - для меня все – 3 балла;
- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.
Ученики пробуют сформулировать цель проведения данного теста.
Следующая глава будет называться «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ». Давайте послушаем сообщение по данному вопросу.
(сообщение заранее готовит ученик класса).
Пример. Казалось бы, ну, что такого в том, чтобы зайти проверить почту, пообщаться в «аське», посетить социальную сеть, поиграть в игрушку? Как столь «безобидные» действия способны привести к личностной деградации? Тем не менее, это так. Проводя в интернете большое количество времени, человек теряет чувство этого времени, реальное общение с близкими и друзьями отходит далеко на последний план, игнорируются физиологические потребности организма (такие как, посещение туалета, прием пищи, полноценный сон). С течением времени, кардинально меняется здоровый нормальный распорядок жизни, что неотвратимо ведет к ухудшению здоровья, а главное психики. Общение в интернете зависимому человеку дарит иллюзию близости с друзьями, общения, атмосферу вседозволенности и всемогущества, обманчивое чувство свободы. В это время реальная жизнь, по причине злоупотребления Интернетом, накапливает массу нерешенных проблем, конфликтов, задач. И чем большим становится этот груз реальных проблем, тем глубже и сильнее зависимость от Интернета.
Далее на слайде показываютс виды Интернет-зависимости.
- Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.
- Игровая зависимость — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.
Учитель спрашивает у учеников о наличии у них Интернет- зависимости. Подводятся итоги пройденного теста. Подсчитывается сумма баллов.
Ключ к тесту.
8-12 баллов – все отлично, ни какой компьютерной зависимости у вас нет.
13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы Вы проводили меньше времени за компьютером, имели другие увлечения, интересных друзей, гуляли на свежем воздухе.
19-24 балла – у Вас на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.
Как вы считаете, можно ли вылечиться от этого «недуга». Попробуйте предложить способы избавления от Интернет-зависимости, а редактор запишет Ваши рекомендации в нашу брошюру.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Упражнение: «Чемодан».
Учитель вывешивает на доску нарисованный чемодан и просит всех ребят написать, какие знания, полученные на занятии, они бы взяли с собой в путешествие по Интернету.
Просмотр видеоролика (дописать название)
В это время редактор распечатывает брошюру. Готовое издание содержит несколько пустых листов, так как тема безопасного Интернета очень актуальная и есть ещё вопросы для обсуждения.
Домашнее задание по группам.
Группа №1. Учащимся необходимо найти информацию о праздниках, связанных с информацией и сетью Интернет, которые отмечаются в нашей стране.
Группа №2. Учащимся необходимо найти правила общения в сети, которые называются «Сетевым этикетом».
Глава №3. Учащимся необходимо найти информацию об антивирусных программах – их виды и краткую характеристику популярных антивирусов.
Использованные Интернет-ресурсы
1. http://school8.admsurgut.ru/roditeli/sovety/detionline/ - опасности Интернета
2.http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/prakticheskaya-psikhologiya/kak-izbavitsya-ot-internet-zavisimosti-sim - интернет зависимость
3.http://nashydetky.com/razvitie-rebenka-2/test-na-kompyuternuyu-zavisimost-dlya-detey-i-roditeley - тест
4.http://www.youtube.com/watch?v=QrBu3X3wR_I&index=3&list=PLPYs_pIHGLbCbSiWno00_HAgvPfInRYSx - Видеоролик "Интернет-зависимость. Чума или мода?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)
Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В ОБРАЗОВАНИИ. Доклад на Всероссийской дистанционной научно-практической конференции - вебинар «Интернет Технологии в образовании», г. Чебоксары
Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией.Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?Cоциальные сети могут ...
Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.
В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Данная разработка ориентирована для учащихся 10 класса, в которой рассматривается структура и адресация в сети Интернет...
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
Данная презентация предназначена для изучения структуры и адресации в сети Интернет....
Обобщающий урок по теме «Компьютерные сети. Интернет» ролевая игра «Суд над Интернетом»
Раздел программы: «Современные компьютерные технологии».Тема урока: обобщение темы «Компьютерные сети. Интернет».Тип урока: обобщающий урок.Вид: урок- ролевая игра.Технология: игровая технология....
Коммуникативный анализ урока по информатике по теме «Глобальная компьютерная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете.» (по системе Н. Фландерса).
Цель: перенос имеющихся знаний на процесс реального педагогического взаимодействия с учащимися.Анализ урока по системе Н. ФландерсаУрок может быть проанализирован с разных точек зрения. В мировой лите...