«Современные требования к применению мультимедийных презентаций на уроках студентами музыкального отделения».
статья по информатике и икт на тему

Биктагирова Зиля Ядкаровна

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделена необходимость повышения качества и доступности образования. Модернизация системы СПО должна создать условия для подготовки конкурентоспособных учителей к профессиональной деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования.

Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали эффективность работы учащегося и педагога.

Преподаватель является ключевой фигурой информационно-образовательной среды, он должен соответствовать современным требованиям, обеспечивая высокий научно-методический уровень проведения учебных занятий. Поэтому подготовка учителя к работе с информационными технологиями - важная задача реформы современного отечественного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biktagirova_statya.dok_.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Биктагирова З.Я.

ГАОУ СПО «АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.ТУКАЯ»

b.zilya@list.ru

Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделена необходимость повышения качества и доступности образования. Модернизация системы СПО должна создать условия для подготовки конкурентоспособных учителей к профессиональной деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования.

Сегодня нужны такие методы обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали эффективность работы учащегося и педагога.

Преподаватель является ключевой фигурой информационно-образовательной среды, он должен соответствовать современным требованиям, обеспечивая высокий научно-методический уровень проведения учебных занятий. Поэтому подготовка учителя к работе с информационными технологиями - важная задача реформы современного отечественного образования.

В современной философии появилось новое понятие, названное ими инфосредой. Она виртуальна. Но существование ее неоспоримо. Эта среда должна быть заполнена под руководством опытных преподавателей и взрослых, которые могли бы научить детей находить ориентиры в бесконечном потоке информации. Необходимо оберегать детей от игромании и других негативных последствий хаотично заполняющейся инфосреды. Позитив же этой среды в том, если она образовывается собственными проектами учеников в виде презентаций, рефератов и выступлений, печатными и электронными учебными пособиями, компьютерными программами и базами данных, а также полезными информативными ресурсами сети Internet. Учителя возможно неготовы вести подобную работу по руководству информационно-коммуникативной деятельностью учеников по работе с информацией и ПК. Перед ССУЗами становится глобальная проблема по ликвидации безграмотности в использовании современных информационных технологий.

В ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая» в последние годы процессы информатизации достаточно высоко активизированы. В общей системе профессионально-ориентированной подготовки будущих учителей особое место занимают студенты музыкального отделения. Принято считать, что использование компьютера возможно лишь на “технических” предметах, например: на физике, математике, химии и т.д. Практика же служит доказательством обратного. Использование компьютера возможно на любом уроке, в частности и на уроках музыки. Активизация учебного процесса на уроках музыки через применение современных технических средств обучения (компьютер, видеопроектор, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата. А именно, выполнять одно из условий успешного обучения на уроках музыки – это использование качественных аудио- и видеоматериалов. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

По учебному плану на музыкальном отделении предусмотрено изучение курса "Компьютерные технологии в музыкальном образовании". Этот курс способствует расширению и углублению уже имеющихся компетенций из области информатики. Дисциплина также способствует овладению музыкальными программами, необходимыми для интенсивности урока музыки, его насыщенности и , как следствие – его эффективности. Основная задача предмета "Компьютерные технологии в музыкальном образовании" состоит в подготовке студентов к использованию современных информационных мультимедийных технологий в их самостоятельной музыкально-педагогической деятельности.

Студенты, изучая предмет «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» и реализуя полученные компетенции на практике, добиваются нового, более высокого качества своих уроков. Во время прохождения курса будущий педагог получает навыки работы с компьютером, с современными мультимедийными технологиями, развивает свои творческие способности.

Принимая во внимание традиционные методы и средства обучения, классическую структуру учебного процесса, сохраняющуюся в работе опытных преподавателей музыки Арских школ, а также используя знания получаемые на курсе «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», наши студенты - практиканты стараются создать свою мультимедийную мини-лабораторию. Это открывает перед ними немало возможностей сделать урок более эффективным и интересным для учеников. Демонстрация презентаций со вставкой мультимедийных объектов, разработанных самими студентами к изучаемым темам, позволяют им проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими музыкантами, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению качества обучения. Эта лаборатория позволяет разглядеть каждого ученика, активизировав его деятельность, делает его сотворцом урока. Как следствие, появляются новые формы взаимодействия учителя и ученика. Изменение содержания их деятельности приводит к субъект - субъектным связям в процессе обучения. У ученика появляется мотивация - одно из важнейших составляющих успешного обучения.

В рамках самостоятельной деятельности учащиеся осуществляют работу по созданию презентационных документов.

Создание и применение электронных презентаций на уроках музыки на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Мультимедийное оборудование помогает разнообразить уроки музыки, активизировать мышление учащихся, показать возможности мультимедийных средств, повысить интерес учащихся к использованию компьютерных технологий в целом. Используя презентации на уроке, практиканты имеют возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный, и, не маловажно, объективный подход к учащимся

Мультимедийную презентацию можно использовать практически на каждом этапе урока музыки :

  • экспресс-опрос во время актуализациии знаний;
  • вступительная беседа, сопровождаемая образными иллюстрациями;
  • рассказ о композиторе может содержать его фотопортреты, фото мест, где жил и творил композитор;
  • слушание (особенно в начальных классах) сопровождается видеорядом, раскрывающим характер произведения;
  • физкультминутка может быть организована «виртуальным тренером - мультяшкой», показывающим движения под динамичную музыку;
  • музыкальная грамота и распевание пройдут с помощью слайдов, где отображаются ноты, набранные в программе одного из нотных редакторов, н-р «Sibelius»;
  • на этапе разучивания перед учениками появляется текст песни с удобочитаемым видом и размером шрифта;
  • исполнение знакомой песни ученики любят выполнять с помощью Galaxy – плейера (где можно транспонировать тональность и варьировать темп);
  • заключительная часть урока является любимой, проходящей в увлекательной форме для учеников и наиболее сложной, требующей объемной и кропотливой подготовительной работы для учителя – это угадывание кроссворда.

Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, когда одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения (~80%), и органами слуха (~15%). Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами

В пакет офисных программ MS Office фирмы Microsoft, наиболее популярный среди пользователей, входит программа создания презентаций MS PowerPoint, позволяющая достойно подготовиться к выступлению. С ее помощью можно создавать презентации различных типов: на экране, на слайдах и на бумаге. С момента своего появления в 1987 году программы Power Point положила начало новому подходу к работе с компьютерными презентациями. Была предложена концепция, в которой презентация рассматривается как единое целое, а не просто как набор отдельных слайдов. Каждая следующая версия программы вносила свой вклад в развитие этой идеи, а также в совершенствовании средств работы с презентациями.

Электронная презентация - это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Это не место для справочных данных и детального анализа. Каждый слайд должен быть понятным, кратким и содержать ёмкие, короткие фразы.

Ничто так не оживляет презентацию, как добавление в слайд объектов мультимедиа, которое осуществляется очень просто и производит поистине потрясающий эффект. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области.

Мультимедиа технологии позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию, видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны человека. Следовательно, мультимедиа технологии позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.

В отличие от видео, мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны. Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации.

Таким образом, опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  1. -последовательность изложения. При помощи сменяющихся слайдов легко удержать внимание аудитории;
  2. -возможность воспользоваться финальными шпаргалками. Презентация это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего - как расставить акценты, о чем не забыть,
  3. -мультимедийные эффекты. Слайд презентации - это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио, видеофрагменты;
  4. транспортабельность. Дискета с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете;
  5. одновременно является источником информации и средством привлечения внимания слушателей;

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Однако, для того, чтобы презентация достигала учебных целей, кроме традиционных методических требований, при создании и использовании презентации в учебном процессе необходимо соблюдать ряд специфических (относящихся именно к электронному продукту) правил ее построения и оформления. Опыт достаточно широкого использования электронных презентаций в современном образовательном процессе показывает, что далеко не всегда выполняются даже самые важные из них. Это:

  1. единство дизайна всей презентации и обоснованность его выбора;
  2. выбор цвета макета должен быть оптимальным, на его фоне текст должен быть легкочитаемым;
  3. важно в программе подготовки презентации - это не число необычных возможностей, а простота выполнения и степень автоматизации тех операций, которые приходится выполнять чаще всего;
  4. единство стиля включаемых в презентацию рисунков
  5. грамотность изложения;
  6. презентация должна быть, по возможности, короткой;
  7. обоснованное использование эффектов мультимедиа: графики, анимации, видео, звука.

Несколько советов по созданию и использованию презентаций в учебных целях:

1. Ваши слайды должны быть просты, а произносимая речь понятна, как в документальном кино. Ученики должны понимать Ваш рассказ и делать какие-то заметки, если что-то оказалось для них особенно важным.

2. Обратите внимение на титульный лист, заголовок презентации. Ученики должны сразу понять о чем пойдет речь.

3. Если Вам понадобиться, можно создать содержание для презентации, как у книги, и всякий раз возвращаться к нему, тем самым давая понять ученикам, на какой стадии Вы сейчас находитесь.

4. Используйте простой фон для слайдов. Обычный градиент - самое лучший выбор.

5. Упрощайте слайды. Остерегайтесь таблиц и многоуровневых списков.

6. Если Вы хотите обратить внимание на себя или хотите чтобы ученики сконцентрировались на Вашей речи, создайте слайд с одной надписью, ключевой и большим шрифтом. Фокус сразу перейдет к Вам.

7. Заканчивайте презентацию, резюмируя все то, о чем говорили ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подбора вокального репертуара для студентов музыкального отделения МОМПК

Основной задачей данной методической работы является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного пр...

проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....

Презентация"Создание и применение мультимедийных презентаций на уроках математики"

Использование ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения :при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции : учит...

Применение мультимедийных презентаций для устного счета на уроках математики

создала презентации по темам по математике для устного счета 1.раскрыти скобок. 2.вычисления десятичных дробей с разными знаками. 3.прогрессии в нашей жизни. Они позволяют на уроке увидеть учителю раб...

Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции

В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...

«Применение интерактивных мультимедийных презентаций на уроках музыки»

Методический материал об использовании интерактивных мультимедийных презентаций с примером фрагмента урока в 1 классе....