Компьютерная графика на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Методические рекомендации по изучению компьтерной графики нп уроках в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_grafika_na_urokah_informatiki.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 23

Учитель информатике и ИКТ

Самсонова А.С.

 «Компьютерная графика на уроках информатики»

 Компьютерная графика. Обработка графической информации.

       Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции. Создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.  Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др. Основное внимание на уроках по теме «Компьютерная графика на уроках информатики» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам (на данный момент не будем учитывать  создание трехмерных изображений

Программы для создания и редактирования изображений можно разделить на две группы – растровые графические редакторы и векторные.

Графические виды информации:

• Рисунок – образное графическое представление объектов реального или вымышленного мира

• Фотография – полное графическое изображение объектов реального мира

• Схема – условное изображение объектов, процессов, систем и т.п.

• Чертеж – схематическое изображение с точным сохранением геометрических пропорций.

Графический редактор – это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.  Графические редакторы делятся на растровые и векторные.

Растровая графика. В растровой графике изображение представляется как мозаика, состоящая из маленьких квадратиков одного размера - пикселей (от слов picture element). Каждый пиксель имеет определённый цвет. Чем больше количество квадратиков, чем меньше их размер – тем лучше выглядит результат. В качестве примеров растровых графредакторов можно назвать программы Paint? Photoshop.

Основной недостаток: большой объем данных и невозможность увеличения рисунка с сохранением качества изображения. Растровые (точечные) графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков для более высокой точности передачи градаций цветов и полутонов (Paint, Paintbrush, Painter, Adobe Photoshop, CorelPhoto-Paint). Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению).

 Практическая часть

• Щёлкнуть в главном меню программы   Файл | Создать.

Открытие файла

1.  Щёлкнуть в главном меню программы   Файл | Открыть.

2.  В диалоговом окне Открытие файла выбрать нужный каталог.

3.  Выделить нужный файл.

4.  Щёлкнуть на кнопке Открыть.

Сохранение файла

1.  Щёлкнуть в главном меню программы Файл  | Сохранить как.

2.  В диалоговом окне Сохранение файла выбрать нужный каталог.

3.  Ввести имя файла.

4.  Щёлкнуть на кнопке Сохранить.

При повторном сохранении щёлкнуть в главном меню программы Файл | Сохранить.

То, что хотим изменить, предварительно выделяем!

Выделение

• Произвольного фрагмента:

1.  Щёлкнуть на кнопке Выделение прямоугольной области  или  Выделение произвольной области.

2.  Нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, выделить курсором фрагмент.

         • Всего изображения:

1.  Щёлкнуть в главном меню программы Правка | Выделить всё,  чтобы выделить весь рисунок.

Удаление

        • Произвольного фрагмента:

1.   Выделить фрагмент.

2.   Нажать клавишу .

• Всего изображения:

1.  Щёлкнуть в главном меню программы Правка | Выделить всё, чтобы выделить весь рисунок.

2.  Нажать клавишу .

или:

1.  Щёлкнуть в главном меню программы Рисунок | Очистить.

Использование  инструментов из Набора

1.  Щёлкнуть на кнопке нужного инструмента.

2.  Выбрать его характеристики (например, для линии – её ширину, для  геометрических фигур – с закрашиванием или без).

3.  Можно рисовать.

Вид указателя мышки подскажет, каким инструментом вы работаете!

Использование  цвета

1.  Щёлкнуть в палитре на нужном цвете.

2.  Щёлкнуть на кнопке нужного инструмента и т.д.

Стирание резинкой

1   Щёлкнуть в палитре на  цвете, который совпадает с цветом фона.

2.  Выбрать толщину резинки.

3.  Стереть ненужное.

Копирование фрагмента рисунка

1.  Щёлкнуть на кнопке Выделение прямоугольной области или Выделение произвольной области.

2.  Выделить фрагмент рисунка.

3.  Перетащить его на новое место при нажатой клавише (при нажатой клавише получим смещение (размножение) фрагмента).

Используя эти приёмы, можно легко и быстро создать орнамент.

Графические редакторы

Графический редактор – это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.

Графические редакторы позволяют:

• Выбирать цвета, толщину линий и текстуру рисунка;

• Изменять масштаб изображения (увеличивать изображение части рисунка для проработки его мелких деталей);

• С помощью специальных «инструментов» вычерчивать окружности, прямоугольники и другие фигуры;

• Закрашивать нужную область (заполнять нужным цветом все изображения или его часть);

• Добавлять текстовую информацию (наносить текст на выполняемый рисунок);

• Растягивать или повторять очертания изображения, увеличивать или уменьшать размеры отдельных частей рисунка;

• Создавать причудливые окантовки и даже «оживлять» несложные изображения.

Мы познакомимся с растровым графическим редактором Paint. Файлы, создаваемые в этом редакторе, автоматически получают расширение bmp.

Знакомство с инструментами рисования

Задание 1

1. Запустите графический редактор Paint, находящийся в группе программ Стандартные, разверните его окно.

2. Рассмотрите окно редактора, найдите в нем строку меню, панель инструментов и палитру.

3. В меню Рисунок выберите пункт Атрибуты. В открывшемся диалоговом окне в группе Единицы установите переключатель на сантиметры и задайте в соответствующих полях ввода размеры области для рисования: ширина – 20 см, высота – 15 см. Щелкните по кнопке ОК.

4. Щелчком левой кнопкой мыши на палитре выберите основной цвет (цвет, которым будет выполняться рисунок). Обратите внимание на то, в какой части палитры произошли изменения. Сделайте основной цвет синим.

5. Щелчком правой копки мыши на палитре выберите фоновый цвет (он используется для заливки замкнутых контуров, появляется при использовании инструмента Ластик).  Обратите внимание на то, в какой части палитры произошли изменения. Сделайте фоновый цвет красным.

6. С помощью инструмента Карандаш нарисуйте несколько произвольных линий. Для этого установите указатель в нужном месте рабочей области и перетаскивайте его так, как считаете нужным. Перетаскивайте указатель, поочередно нажимая то левую, то правую кнопку мыши. Обратите внимание на цвет линии.

Задание 2.

1.Примените поочередно инструменты Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Многоугольник и Эллипс в режиме 2 – без заполнения. Для этого выберите нужный инструмент, установите указатель там, где должна появиться фигура, и перетащите его по диагонали. Все фигуры нарисуйте дважды: сначала при нажатой левой кнопке мыши, а затем правой. Проследите за изменениями на рисунке.

3. Нарисуйте квадрат. Для этого используйте инструмент Прямоугольник при нажатой клавише Shift.

4. Нарисуйте окружность. Для этого используйте инструмент Эллипс при нажатой клавише Shift.

5. Создать свою папку и сохранить в ней работу под именем Фигуры.

Задание 3.

1. Запустите программу Paint.

2. С помощью инструментов Кисть и Распылитель нарисуйте дерево. Оно может быть таким, как на рисунке. Сохраните рисунок под именем Рисунок1 в своей папке.

 3. С помощью инструмента Выделение заключите рисунок в прямоугольную рамку. Тем самым вы выделили фрагмент. Теперь его можно перемещать с помощью мыши в любое место рабочей области. Попробуйте это сделать.

4. Если при перетаскивании выделенного фрагмента удерживать в нажатом положении клавишу Ctrl, можно сделать его копию. Оригинал останется на месте, а копию можно перемещать. Удерживая клавишу Ctrl, переместите фрагмент, отпустите кнопку мыши и еще раз переместите фрагмент – на экране должно получиться три дерева.

5. Для того, чтобы выделить фрагмент более точно используют инструмент Выделение произвольной области. Удерживая кнопку мыши, обведите выделяемую область (одно из трех деревьев) сплошной линией. При отпускании кнопки появится пунктирный прямоугольник, однако выделенной останется только очерченная вами область. С выделенным фрагментом выполните операцию Копировать меню Правка.

6. Очистить рабочую область экрана с помощью команды Очистить меню Рисунок (или команд Выделить все, Очистить выделение меню Правка). Выполнить команду Вставить меню Правка. Сделайте несколько копий выделенного фрагмента способом, описанным              в п. 5. Обратите внимание на различия при выполнении этого и предыдущего заданий.

Дополнительное задание

Используя готовые алгоритмы, создайте рисунки Грузовик, Радуга, Виноград, Кукуруза, Орнамент, Кубик, Пирамида, Бабочка. Сохраните каждый рисунок в отдельном файле под названием, соответствующим названию рисунка.

Практическое задание

1. Создать в Paint рисунок по алгоритму. Расположение цветных дуг в радуге соответствует такой фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (Первая буква каждого слова фразы соответствует названию цвета)

Алгоритм:

1. В палитре выбрать вспомогательный цвет (черный). Построить большой прямоугольник.

2. Провести диагональ прямоугольника.

3. Инструментом Кисть отметить на диагонали, начиная от верхнего угла семь вспомогательных точек Размешайте точки недалеко друг от друга.

4. Выбрать примитив Эллипс. Настроить его на третий тип закраски (сплошной) В палитре выбрать цвет первой полосы радуги.

5. Вписать в прямоугольник эллипс, двигая мышь с нажатой кнопкой из верхнего угла прямоугольника до противоположного нижнего угла.

6. В палитре выбрать следующий цвет. Из первой сверху точки диагонали построить меньший эллипс. При построении движение мыши закончить в нижней части диагонали примерно на таком же расстоянии от нижнего угла, что и верхняя точка.

7. Из следующих отмеченных точек аналогично построить эллипсы всеми цветами радуги. Последний, самый маленький, внутренний эллипс нарисовать белым цветом.

8. Для удаления нижней половины эллипсов нарисуйте белый прямоугольник, закрывающий нижнюю часть рисунка. 

 Векторная графика.

Построение и редактирование векторных изображений с помощью векторного графического редактора. Области применения векторной графики.

Векторная графика предназначена для создания иллюстраций и в меньшей степени для обработки графических изображений, в рекламных проспектах, бюро, издательствах. В векторной графике подход другой. Изображение «собирается» из элементарных объектов (эллипсов, кругов, прямоугольников, отрезков и др). В файле с векторным рисунком хранится «перечень» объектов и свойств - координат, размера, цвета и др.  Для вывода на экран используются формулы, преобразующие внутреннее объектное представление в экранную картинку.

Если инструменты растрового редактора позволяют нам разными способами перекрашивать «квадратики», из которых состоит рисунок, то все действия в векторном редакторе направлены на создание объектов, изменение их свойств, конструирование из элементарных частей более сложного целого. Идея конструирования, сборки целого из частей весьма популярна в компьютерном мире.

Основные преимущества векторной графики:

• компактность представления, малый размер файлов

• возможность менять масштаб изображения без потери качества

Создание рисунков средствами панели "Рисование"

(Векторный графический редактор) Панель "Рисование" вызывается кнопкой "Рисование" на основной панели инструментов. Принципиальная особенность рисунков, создаваемых инструментами панели "Рисование", в отличие от рисунков в графическом редакторе Paint в том, что это векторная графика. Ее отличие от растровой графики в том, что рисунки хранятся в памяти компьютера не в виде отдельных точек (пикселей), а в виде математических зависимостей. Поэтому векторные рисунки масштабируются без искажения, могут быть разделены на отдельные независимые детали и, обычно, требуют меньше памяти для хранения, чем растровые.  Общая методика создания рисунка Общая методика создания рисунка заключается в подготовке отдельных элементов рисунка и в их последующей сборке. Рисование элементов лучше выполнять на свободном участке страницы, причем мелкие элементы - в увеличенном масштабе.

Домашнее задание : составьте алгоритм создания надписей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Растровая графика" к урокам информатики в 10 классе по теме:"Кодирование графической информации"

Данная презентация знакомит учащихся с форматами растровых графических файлов. После просмотра и  обсуждения презентации можно приступить к экспериментам в Практической работе 1.5 в учебнике...

Компьютерная графика на уроках информатики

Опыт преподавания 3d графики в рамках факультативных занятий...

Компьютерные игры на уроках информатики

В статье описан опыт работы по использованию компьютерных игр на уроках информатики и результаты исследования воздействия компьютерных игр на ребенка....

Компьютерные игры на уроках информатики

В статье "Компьютерные игры на уроках информатики" описан опыт работы по использованию компьютерных игр на уроках информатики и  результаты исследования влияния компьютерных игр на здоровье школь...

журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности правилам поведения в компьютерном классе на уроках информатики

журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности правилам поведения в компьютерном классе на уроках информатики...

Некоторые аспекты применения компьютерных игр на уроках информатики

Статья об использовании компьютерных игр в учебном процессе как способе борьбы с игровой компьютерной зависимостью....

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...