Урок "Основы Паскаль. Зачёт"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Мы изучили основы языка программирования Паскаль с 9-ми классами (изучение информатики начали с 8 класса). Для того чтобы закрепить основные области знаний мной были проведены тест как промежуточная аттестация знаний и проведен вот такой урок в качестве итоговой аттестации. Так совпало, что урок был проведен в рамках семинара по работе с детьми-инофонами. Комиссией был выделен блок заданий с использованием русского алфавита и упражнение на установку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание в текстовом формате | 80 КБ |
3-хминутный тест | 56 КБ |
задания к зачету и упражнение на установку | 74.5 КБ |
Презентация с основными моментами урока | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Мостовая Галина Жоржевна
Учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №129 города Екатеринбурга
Класс: 9
Время: 2 часа по 40-45 минут
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Обобщающий урок по теме «Основы Паскаль»
Цель урока: способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся
ПРЕДМЕТНЫЕ: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
ЛИЧНОСТНЫЕ: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
познавательные:
- смысловое чтение;
коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Перечень необходимого дополнительного оборудования и программного обеспечения:
Компьютерный класс: ПК с установленным ПО «PascalABC», экран или интерактивная доска, проектор;
Материал по теме урока в электронном виде и на бумажном носителе: два листа ватмана, фломастеры, маршрутные листы по количеству учащихся, «3-хминутный тест» по количеству учащихся, Презентация Power Point c «Правилами» и ключом к маршрутному листу.
Ход урока.
1 урок
Учитель: - Здравствуйте. Давайте уточним, какие темы мы прошли по теме «Основы языка Паскаль».
Учащиеся называют темы, возможно, ориентируясь по тетради (учитель помогает)
- Структура языка программирования Паскаль
- Типы данных
- Операции, функции, выражения в языке Паскаль
- Оператор присваивания в языке Паскаль
- Ввод-вывод данных
- Программирование линейных алгоритмов на Паскале.
Учитель: - Как вы считаете, что нам предстоит сделать на этом уроке, чтобы увидеть свои «проблемные зоны» в пройденных темах. А потом разработать стратегию работы с ними.
Учащиеся называют свои версии:
- Написать тест
- Устроить контрольную работу
- Написать программу на PascalABC
- Выполнить задания и прочее.
Учитель: - Действительно, для того, чтобы понять достигли мы цели или нет, нужно оценить полученный результат, чем мы сегодня и займемся. Для начала предлагаю совместно выработать правила, по которым будем работать на этом уроке. Разобьемся на две группы, в каждой группе необходимо выбрать одного представителя – парламентера, который будет представлять интересы группы, и огласит принятые вами правила. Обратите внимание на интерактивную доску
На интерактивной доске (экране) слайд 1 (приложение №3)
Учитель: - Внимательно прочитайте, и либо принимаете, либо отвергаете. Можно применить интерпретацию, возможно также добавление своего какого-то правила. Работаем на листе ватмана. У Вас есть 5 минут.
Учащиеся работают на листах ватмана
Учитель (по окончании времени): - Предлагаю представить свои формулировки правил и расшифровать их.
Совместно с учащимися согласовываем, учитель записывает полный набор правил работы на уроке на интерактивной доске.
Правила:
- Честность
- Переспрашивать, но не перебивать
- Будь активным
- Слушать и слышать
- Право сказать «нет» и нести за это ответственность
- Анализировать, но не оценивать
- Здесь и сейчас
- Высказывать мнение, даже если не уверен
- Временные рамки соблюдать
Учитель: - Соотнесите эти правила со своей жизнью в школе, дома. Какие из правил важно использовать при общении с друзьями, одноклассниками, родителями?
Учащиеся высказываются: не всегда нужно быть честным, иногда приходится скрывать какую-либо информацию от родителей, учителей, друзей для их же блага, высказать свое мнение – даже если ты не уверен – возможно получить плохую отметку, сложно сделать все вовремя, вокруг столько интересного. Но правила, действительно, нужны, они помогут организовать свой день, время и пр.
Учитель: - Проверим, насколько вы готовы к работе? Выполним упражнение «3-хминутный тест» (приложение №1). Время пошло (3 минуты на выполнение). Обсуждение результатов теста: Что произошло? Насколько важно уметь читать и понимать прочитанное? Где в жизни нам приходится встречаться с подобными упражнениями? Под какой вид алгоритма подходит данный тест?
Учащиеся высказываются: Не дочитали до конца, как того требовала инструкция, поторопились, невнимательно прочитали и др. Инструкции к сборке чего-либо похожую структуру имеют, правила игры и др. Линейный алгоритм – последовательность шагов.
2 урок
Учитель: - Мы с вами подошли к логическому завершению изучаемой темы «Основы Паскаль». Дома вы повторяли пройденный материал. А сегодня нам предстоит проверить себя – насколько усвоены основные разделы. Сейчас каждый из вас получит индивидуальный маршрутный лист (образец - приложение №2), по результатам которого вы сможете оценить уровень своих знаний по данной теме – обозначить проблемные места и поставить задачи для их устранения.
В маршрутном листе два блока заданий. Поработаем сейчас с первым. Время для работы– 25-30 минут.
Учащиеся читают задание и выполняют их.
По истечение отведенного времени выводит на интерактивной доске ключ (слайд 2).
Учащиеся самостоятельно (или совместно с учителем) сравнивают и выставляют себе баллы, а потом и отметки.
Количество баллов: 47 – отметка «5»
32-46 – отметка «4»
20-31 – отметка «3»
менее 20 – зачет не сдан
Учитель: - На ваших маршрутных листах есть 2 блок заданий. Выполним упражнение. Необходимо заполнить таблицу. Поставить несколько «+». Время для выполнения упражнения – 3 минуты.
Учащиеся читают задание и выполняют их.
Учитель: - Кто хочет поделиться тем, что получилось?
Учащиеся высказываются.
Учитель: - Вы сейчас делали упражнение на установку. Что же такое установка?
Учащиеся высказываются: это отношение к чему-либо.
Учитель: - Я нашла определение. (слад 3) Установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
Существует круг «Установка – Поведение – Установка». Любая установка предполагает поведение, которое проявляется даже на невербальном уровне (невербальный уровень – использование мимики, жестов, позы, интонации – всё, кроме речевых и языковых средств – иначе «язык тела», например, танец, музыкальное произведение – которое пробуждает в нас образы, будит чувства или позы «скрещенные руки на груди» – интерпретируется чаще как закрытость, нежелание что – либо слышать, повышенный тон общения – недовольство чем-либо, нежелание слушать).
(слайд 4) Даем молодому человеку установку: «Все девушки милые, добрые, нежные»
На уровне поведения молодой человек начинает дарить цветы, ухаживать. Показывает себя только с хорошей стороны.
Девушка, видя такое поведение, получает установку1: «Все мужчины галантные кавалеры, таких нужно любить, готовить всяческие вкусности.
На уровне поведения1, девушка начинает заботиться о молодом человеке, часто улыбается, идет навстречу.
Молодой человек, видя такое поведение со стороны девушки, начинает убеждаться в правильности своей установки насчет девушки: «Все девушки милые, добрые, нежные»
Или
Ребенок получает установку: «Родители –много знают и умеют, они самые верные наши друзья»
На уровне поведения ребенок демонстрирует заботу, прислушивается к мнению родителей, старается соответствовать ожиданиям родителей
Родители, видя такое поведение, получают установку1: «Ребенок – это счастье, опора и надежда. Он стал самостоятельным, умным»
На уровне поведения стараются меньше поучать, дают больше свободы и готовы общаться как с ровней себе, прислушиваются к вашим желаниям
Ребенок, видя такое поведение, убеждается в правильности своей установки: «Родители – много знают и умеют, они самые верные наши друзья»
А теперь давайте рассмотрим обратную ситуацию:
Дадим себе установку: «Я скучный»
На уровне поведения я буду бояться общаться с одноклассниками, проявлять инициативу в классе, я ведь скучный, со мной не интересно. Постараюсь выражать полную незаинтересованность в общении
Видя такое поведение, мои одноклассники получают установку1: «Он скучный, с ним не интересно»
На уровне поведения1 постараются избегать моего общества, перестанут приглашать в свою компанию
Я, видя такое поведение, буду еще больше убеждаться в том, что я – скучный, ведь со мной никто не хочет общаться.
Наша установка по отношению к себе и другим – это наша жизненная позиция. Существует всего 4 вида таких позиций, 3 из которых проигрышных и только одну можно считать выигрышной – это позиция «Я-ОК, ТЫ – ОК». Кому интересно узнать об этом побольше, предлагаю поискать информацию по этой теме и обсудим ваши находки на следующем уроке. До, свидания. Всем позитивного настроения!
Используемая литература:
- http://opengia.ru/ (http://www.fipi.ru/) - Открытый банк заданий по различным предметам для 9 класса и 11 класса
- http://letova.com/moi-stati/zhiznennaya-poziciya-kak-neudachnik-mozhet-stat-pobeditelem/ Психологический кабинет И.Летовой
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Упражнение «Трёхминутный тест»
Сможете ли Вы в точности выполнить всего за три минуты, ниже перечисленные инструкции?
- Прочтите все пункты, прежде чем, что бы то ни было делать.
- Напишите литеру своего класса, свою фамилию и имя в правом верхнем углу листа.
- Обведите кружочком слово «лист» во втором пункте.
- Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
- Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
- Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
- На листе инструкции в правом верхнем углу напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
- Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
- Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
- Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
- Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
- Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472
- Если вы уже дошли до этого пункта отчетливо произнесите свое полное ИМЯ.
- Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
- Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в пункте 12 на 12
- Обведите кружочком результат вычисления в пункте 15 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
- С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
- Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ в этих точках (старайтесь не повредить результаты Ваших вычислений): 0 0 0
- Если Вы выполнили упражнение раньше остальных громко произнесите вслух: «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то «Я ВТОРОЙ!» и т. д.
- Теперь, когда Вы согласно п. 1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пункте 2.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
1 БЛОК.
Инструкция: Внимательно прочитайте задание. Уточните для себя в каком виде требуется результат и в чем вопрос задания. Выполните задание. По окончании работ получите ключ с ответами и сверьте правильность выполнения заданий. Если в результате нет ошибок – выставляется максимальный балл. В случае если допущена одна или несколько ошибок задание оцениваем в 1 балл.
Маршрутный лист №1 ученика (-цы) 9 ______ класса ______________________________________________________ | |||
№ задания | Описание задания / ответ | max кол-во баллов | мой балл |
1 | Определите, почему не работает программа с заголовком: programma Juk. Исправьте ошибку – запишите как правильно | 3 | |
2 | Определите, какие из приведённых ниже имён и почему нельзя использовать в качестве имён переменных:
Подчеркните ошибку | 6 | |
3 | Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма: a := 4 b := 9 b := 6 * b – a a := b / 5 * 3 – a В ответе укажите одно целое число – значение переменной а. | 9 | |
4 | Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она чётна, то удаляется правый символ цепочки, а если нечётна, то в начало цепочки добавляется буква Б. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б; Б – на В и т.д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма. Например, если исходной была цепочка АВС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВБГТ, а если исходной была цепочка КРОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСП. Дана цепочка символов СТОП. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ Запишите ответ: | 12 | |
5 | Напишите программу вычисления сумм цифр заданного трехзначного числа. Запустите программу – проверьте правильность её выполнения для чисел 222, 921. Сохраните файл с программой под именем «Зачет_ФИО_класс» по пути 9 класс/diskD/Рабочая. Пригласите учителя, чтобы показать результат. | 15 | |
Итого: | 47 |
2 БЛОК.
Инструкция: отметьте те высказывания, которые как вы считаете наиболее полно отражают ваше отношение к себе, уроку, знаниям, одноклассникам и др. Поставьте знак «+» в соответствующей графе.
Интересный | Легкий | Тяжелый | Хороший | Скучный | Ценный | Нужный/важный | Классный | Полезный | Приличный | Ненужный | |
Я | |||||||||||
Задания урока | |||||||||||
Сам урок | |||||||||||
Моя отметка | |||||||||||
Мои знания по ИКТ | |||||||||||
Мои одноклассники |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключи к маршрутным листам № маршрутного листа/ № задания 1 2 3 4 5 Лист №1 program Juk c) Dog - Cat d) Petr Ivanov 10d 26 ВУФР Файл сохранен по заданному пути, проверен учителем и полученный результат оценен в баллах Лист №2 Лист №3 Лист №4 Лист №5 Лист №6 Лист №7
Установка - устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.
У П П1 У1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"
Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....
Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль
Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...
Паскаль.Основы языка Паскаль.
Основы языка Паскаль....