Урок-игра для 9-го класса по теме "Программирование на языке Паскаль".
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Данный урок разработан для обобщения и повторения темы "Программирование на языке Паскаль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока информатики в 9 классе по теме:
«Программирование на языке Паскаль»
Урок – игра «Гимнастика ума»
УМК Н.Д.Угринович
Предмет: информатика и ИКТ.
Учитель: Волобуева Оксана Викторовна.
Класс: 9
Тема урока: Программирование на языке Паскаль.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель: повторение и закрепление материала по теме «Программирование на языке Паскаль»
Задачи урока:
Образовательная: повторить и закрепить ранее изученный материал, уметь составлять программы на языке программирования Паскаль;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
Понятия:
- Программа (алгоритм)
- Алгоритмическая структура (виды программ)
- Язык программирования
- Команды (операторы) языка Паскаль
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Презентация «Гимнастика ума»;
- Карточки к самостоятельной работе;
- язык программирования Паскаль.
Этапы урока:
- Организационный момент.(2 мин)
- Мотивация.(2 мин)
- Обобщение и систематизация знаний и умений (20 мин)
- Физкультминутка(2мин)
- Практическая работа на ПК.(15 мин)
- Рефлексия и подведение итогов (2 мин)
- Постановка домашнего задания (2мин)
1.Организационный момент (2 мин): представление команд, выбор капитана, правила игры
- игра состоит и 6 туров;
- каждый тур оценивается в баллах, соответствующих стоимости задания;
- для оценивания команды баллы суммируются, и выигрывает команда, которая наберет большее количество баллов;
- каждый игрок во время игры будет заполнять лист самооценки, в конце игры получает оценку: «5» если наберет 50 баллов и выше, «4» если наберет от 40-49 баллов, «3» если наберет от 30-39 баллов.
2. Мотивация (2 мин)
Учитель. Урок – игра называется «Гимнастика ума» А девизом к нашему уроку послужат слова французского математика Рене Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применить!”
О чем говорят эти слова?
О том, что мало быть умным человеком, нужно развивать свои интеллектуальные способности в практической деятельности. К нашим урокам как соотнести слова Декарта?
3.Обобщение и систематизация знаний и умений (36 мин)
Ход игры:
1тур: «Разминка» – выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b:
d:=-3,5 a:=5*d b:=c a:=d-b |
c:=18 d:=a*с/9 b:=a-d a:=c |
b:=9 a:=b-a b:=7*b a:=0,1*a |
c:=a*5 d:=c-a b:=4*d a:=c |
d:=12 a:=5*d b:=c*0,3 a:=d-b | Ответы: 1) а= -8,5 и b=5; 2) а= 18 и b=-1; 3) а= 0,2 и b=63; 4) а= -40 и b=-192; 5) а= 10,5 и b=1,5; |
Взаимопроверка – Обмен карточками, за правильный ответ 1 балл (итого 5 баллов), команда получает 1 балл за скорость.(И-5,К-1 )
2тур: «Тематический забег» - Вопросы поочерёдно задаются каждой команде, за каждый правильный ответ – 1балл, если команда не ответила, вопрос переходит следующей команде, каждый игрок оценивается также как команда.( И-5,К-5)
- Что такое программа?
- Как обозначается конец программы в Паскале?
- Какие программы называют линейными? Приведите примеры.
- Дайте определение операции присваивания.
- Перечислить арифметические операции.
- Какие программы называются циклическими? Приведите примеры.
- Почему язык программирования Паскаль называют алгоритмическим?
- Какие программы называют разветвляющими? Приведите примеры.
- Что обозначает ; в программе?
- Создатель и год создания языка программирования Паскаль?
3тур: «На ошибках учатся» - индивидуально каждый игрок может получить по 5 очков, команда получает 1 балл за скорость.( И-5,К-1) найдено 5 ошибок – «5»; найдено 4 ошибки – «4»; найдено 3 ошибки – «3»
Найдите ошибки в программе: (Найдите периметр пятиугольника) program ком1; | Найдите ошибки в программе:(Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х ) |
Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске, выставляют оценки.
4тур: «Английский кроссворд»- отгадайте, составлен из команд на языке Паскаль. Игроки получают 12 баллов, команда - 12 баллов. Выполняют вместе. .( И-12,К-12)
8. | ||||||||||
2. | S | 10. | ||||||||
1. | I | F | 6. | 4. | Q | V | ||||
O | B | R | 7. | R | E | A | L | |||
3. | R | E | P | E | A | T | R | |||
G | A | 12. | ||||||||
I | 5. | D | O | W | ||||||
9. | I | N | T | E | G | E | R | |||
I | ||||||||||
T | ||||||||||
11. | E | N | D |
По горизонтали: По вертикали:
1)Если… 2) Для…
3)Цикл с постусловием 4) Ввод…
5)Повторять 6)Начало
7)Действительные 8)Функция «Квадратный корень»
9)Целые 10)Переменные
11)Конец 12)Вывод
Физкультминутка: я называю команды - вы выполняете.
- Зажмурить глаза – открыть (5 раз)
- Посмотрели на пол, потолок, влево, вправо, перед собой(5 раз)
- Посмотрите на соседа по парте – подмигните ему правым глазом, подмигните левым(5 раз)
- Посмотрите прямо перед собой - глазами напечатайте слово «программа»
- Закройте глаза мысленно представьте – «голубое небо, на небе радуга, идет теплый и мелкий дождик, вы стоите на зеленой лужайке, вам тепло и капельки дождя освежают ваше лицо.
- Открыли глаза.
5тур: «Состязание капитанов» - Капитан составляет задачу для соперника, которая решается с составлением разветвляющейся программы, задача озвучивается, игроки команд тоже решают.( И-5,К-5)
6тур: «Практический» Составить программу на компьютере для решения задач (стоимость каждой задачи указана). Игроки получают за каждую задачу, в зависимости от стоимости, команда за скорость выполнения (И-20, К-1)
10 баллов:
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
15 баллов:
Задача № 2: Решите квадратное уравнение х2+6х+5=0
20 баллов:
Задача № 3: Посчитать S=12+32+52+……+232 и вывести на экран.
Рефлексия и подведение итогов:
- Итак, мы провели игру , капитаны, по вашему мнению, назовите активных игроков ваших команд!
- Самые активные добавьте по10 баллов
Посчитайте общее количество баллов для команды и игроки индивидуально по листу самооценки.
Выигрышная команда приносит 1 балл к пятибалльной итоговой оценке своему игроку.
Листы с работами и листы-самооценки прошу сдать. Всем спасибо за игру!
Ход урока.
ВРЕМЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ |
2 мин | I. Организационный момент. представление команд, выбор капитана, правила игры –
| Внимательно слушают, выбор капитана, рассматривают лист самооценки, задают вопросы по правилам игры |
2 мин | II. Мотивация. А девизом к нашему уроку послужат слова французского математика Рене Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применить!” | Внимательно слушают и отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение |
20 мин | III. Обобщение и систематизация знаний и умений Форма: в парах, командная, индивидуальная. Работа в парах: 1тур «Разминка» – выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b: Работа в командах: 2тур «Тематический забег» Вопросы поочерёдно задаются каждой команде, за каждый правильный ответ – 1балл, если команда не ответила, вопрос переходит следующей команде, каждый игрок оценивается как команда. Индивидуальная работа: 3тур «На ошибках учатся» - Даны программы, в которых допущены ошибки, исправьте ошибки, в каждой программе допущено пять ошибок, каждый игрок может получить по 5 очков, команда получает 1 балл за скорость.( И-5,К-1) Работа в командах: 4тур «Английский кроссворд»- отгадайте, составлен из команд на языке Паскаль. | Выполняют задание, считают значения переменных, обмениваются работами, выставляют оценки, дают друг другу советы, заполняют лист самооценки Отвечают на вопросы, заполняют лист самооценки Исправляют ошибки в программах по вариантам, сверяют с правильным вариантом выставляют оценки. Отгадывают кроссворд на скорость, по одному называют слова из кроссворда, отвечают на вопрос. |
2 мин | Физкультминутка: я называю команды - вы выполняете:
| Слушают команды – выполняют действия. |
5 мин | Индивидуальная работа: 5тур «Состязание капитанов» - Капитаны команд составляет задачу для соперника, которая решается с составлением разветвляющейся программы, задача озвучивается, игроки команд тоже решают, но только задачу своего капитана. Учитель проверяет выполнение задания капитанами. | Игроки в том числе и капитаны решают задачи, затем капитаны проверяют задачи у соперников. |
15 мин | IV. Практическая работа на ПК. Метод: практический, самоконтроль. Форма: практическая работа за ПК 6тур: «Практический» -Составить программу на компьютере для решения задач (стоимость каждой задачи указана). Игроки получают за каждую задачу, в зависимости от стоимости, команда за скорость выполнения (когда все игроки команды покинут место за компьютером). Встаем и проходим за компьютеры. - У кого возникнут трудности – поднимите руку. - Приступайте к работе. Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения задания, оказывает помощь. | Садятся за ПК и составляют программы на языке Паскаль, отлаживают, получают результат, осуществляют самоконтроль, показывают учителю |
2 мин | V. Рефлексия и подведение итогов: - Итак, мы провели игру, капитаны, по вашему мнению, назовите активных игроков ваших команд! - Самые активные добавьте по10 баллов Посчитайте общее количество баллов для команды и игроки индивидуально по листу самооценки. Выигрышная команда приносит 1 балл к пятибалльной итоговой оценке своему игроку. Листы с работами и листы-самооценки прошу сдать. Всем спасибо за игру! | Подсчитывают количество заработанных баллов. Отвечают на вопросы, оценивают себя |
1 мин | VI. Постановка домашнего задания: приносим учебники, п. 5.1-5.2 прочитать, вопросы устно. | Дети записывают домашнее задание |
Приложение№1
1тур: «Разминка» – выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b:
d:=-3,5 a:=5*d b:=c a:=d-b |
c:=18 d:=a*с/9 b:=a-d a:=c |
b:=9 a:=b-a b:=7*b a:=0,1*a |
c:=a*5 d:=c-a b:=4*d a:=c |
d:=12 a:=5*d b:=c*0,3 a:=d-b | Ответы: |
Взаимопроверка – Обмен карточками, за правильный ответ 1 балл (итого 5 баллов), команда получает 1 балл за скорость.(И-5,К-1 )
Приложенение№2
3тур: «На ошибках учатся» - индивидуально каждый игрок может получить по 5 очков, команда получает 1 балл за скорость.( И-5,К-1) найдено 5 ошибок – «5»; найдено 4 ошибки – «4»; найдено 3 ошибки – «3» | |
Найдите ошибки в программе: (Найдите периметр пятиугольника) program вар1; | Правильный ответ: |
3тур: «На ошибках учатся» - индивидуально каждый игрок может получить по 5 очков, команда получает 1 балл за скорость.( И-5,К-1) найдено 5 ошибок – «5»; найдено 4 ошибки – «4»; найдено 3 ошибки – «3» | |
Найдите ошибки в программе:(Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х ) | Правильный ответ: |
Приложение №3
4тур: «Английский кроссворд»- отгадайте, составлен из команд на языке Паскаль (на английском языке). Игроки получают 12 баллов, команда - 12 баллов. Выполняют вместе. .( И-12,К-12)
По горизонтали: По вертикали:
1)Если… 2) Для…
3)Цикл с постусловием 4) Ввод…
5)Повторять 6)Начало
7)Действительные 8) (функция)
9)Целые 10)Переменные
11)Конец 12)Вывод
Приложение №4
6тур: «Практический» Составить программу на компьютере для решения задач (стоимость каждой задачи указана). Игроки получают за каждую задачу, в зависимости от стоимости, команда за скорость выполнения 1 балл (И - 10-20, К-1)
10 баллов Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
15 баллов Задача № 2: Решите квадратное уравнение х2+6х+5=0
20 баллов Задача № 3: Посчитать S=12+32+52+……+232 и вывести на экран.
Лист самооценки
Конкурсы: | Кол-во баллов |
Разминка | |
Тематический забег | |
На ошибках учатся | |
Английский кроссворд | |
Состязание капитанов | |
Практический | |
Итого баллов: | |
«5» - 50 баллов и выше, «4» - от 40-49 баллов, «3» - от 30-39 баллов. Оценка: |
Лист самооценки
Конкурсы: | Кол-во баллов |
Разминка | |
Тематический забег | |
На ошибках учатся | |
Английский кроссворд | |
Состязание капитанов | |
Практический | |
Итого баллов: | |
«5» - 50 баллов и выше, «4» - от 40-49 баллов, «3» - от 30-39 баллов. Оценка: |
Лист самооценки
Конкурсы: | Кол-во баллов |
Разминка | |
Тематический забег | |
На ошибках учатся | |
Английский кроссворд | |
Состязание капитанов | |
Практический | |
Итого баллов: | |
«5» - 50 баллов и выше, «4» - от 40-49 баллов, «3» - от 30-39 баллов. Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"
Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....
Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"
Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....
Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"
Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....
Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс
Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....
Урок-игра для учащихся 7-х классов по теме "Олимпийские игры"
Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является обобщающим уроком по теме “Спорт. Олимпийские игры”. Учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и речевых образцов...