Урок-конкурс "Виртуозы за компьютером" по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Кодирование и обработка текстовой информации".
Тип урока: урок – контроля и коррекции знаний, умений.
Методы обучения: практический, проблемно-развивающий, взаимоконтроля, организации самостоятельной творческой деятельности.
Формы обучения: урок-конкурс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_virtuozy_za_kompyuterom_kodirovanie_i_obrabotka_tekstovoy_informatsii.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК: «ВИРТУОЗЫ за КОМПЬЮТЕРОМ»
Программа: Н.Д.Угринович Базовый курс «Информатика и ИКТ»
Учебник: Н.Д. Угринович Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса – М.БИНОМ. 2011.
Место урока: урок № 9 в теме «Кодирование и обработка текстовой информации» в 9 классе.
На данную тему отводится – 9 уроков.
Тип урока: урок – контроля и коррекции знаний, умений.
Методы обучения: практический, проблемно-развивающий, взаимоконтроля, организации самостоятельной творческой деятельности.
Формы обучения: урок-конкурс.
Исходный уровень знаний и умений:
Учащиеся знают:
- понятия: «текстовый редактор» и «текстовый процессор», «редактирование», «форматирование» и «стилизация»;
- приемы создания текстового документа и оформления его нетекстовыми объектами: таблицами, рисунками.
Учащиеся умеют:
- создавать и сохранять документы, вводить, редактировать и форматировать текст в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2003;
- осуществлять вставку в документ нетекстовых объектов: объектов WordArt, автофигур, формул и рисунков;
- создавать таблицы и изменять их вид;
- пользоваться тестовым комплексом STS 2.0.3 для ответов на тест.
Цели урока:
Образовательные:
- выявление уровня правильности, объема и глубины усвоенных учениками знаний;
- получение информации об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе.
Развивающие:
- формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными;
- формировать умения видеть свои достижения и ошибки;
- интерес к учению и творчеству.
Воспитательные:
о воспитание ответственности, умения ставить и достигать целей;
о коммуникативные навыки, терпимое отношение к разнообразию мнений;
о дисциплинированность и умение работать в группе.
Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, школьная доска, компьютеры учащихся.
Методическое обеспечение урока: презентация, тест (2 варианта), раздаточный материал (листы с заданиями), таблицы критериев оценки творческого конкурса, таблица для подведения итогов.
Программное обеспечение: Microsoft Windows ХР, текстовый процессор Microsoft Word, программа для создания презентаций Microsoft Power Point 2003, тестовый комплекс STS 2.0.3.
План урока:
- Организационный момент – 1-2 мин.
- Мотивационный этап – 3 мин.
- Этап актуализации знаний и умении – 5 мин.
- Этап самостоятельной работы – 12 мин
- Этап работы в парах – 15 мин.
- Этап самоконтроля и взаимоконтроля - 3 мин.
- Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Определяет отсутствующих. Объявляет форму проведения занятия. | Настраиваются на урок. Внимательно слушают. | Создание доброжелательной рабочей атмосферы. Мобилизация внимания. |
Мотивационный этап | Определяет содержательные рамки урока. Выясняет состав команд. Назначает экспертную группу (в качестве экспертов могут выступать капитаны команд) | Называют состав команд (4 - 5 человек) и имена капитанов. | Разъясняет этапы конкурса, знакомит с рейтинговой оценкой отдельных этапов. |
Актуализация знаний (разминка) | Предлагает решить анаграммы:
| Учащиеся анализируют предложенные задания, обсуждают в командах и предлагают ответы:
За каждый правильный ответ команда получает один балл. | Активизации внимания и мыслительной деятельности учащихся. Предложенные головоломки заставляет сосредоточиться и приготовиться к дальнейшей плодотворной работе. |
Этап самостоятельной работы | Объявляет конкурс «Знатоки» Организует индивидуальную деятельность учащихся. В тесте 10 вопросов разного уровня сложности: 5 вопросов - простые; 4 вопроса – среднего уровня; 1 вопрос – высокой сложности. | Учащиеся выполняют тесты за компьютерами (без капитанов, т.к. рабочих мест в классе недостаточно). В это время капитаны отгадывают кроссворд, который раздается на листочках. В кроссворде 10 слов, за каждое разгаданное слово капитан получает 1 балл. | Учащиеся с помощью тестов могут оценить свои успехи по объективным критериям. |
Объявляет конкурс капитанов (КК) Одновременно проводится конкурс капитанов, которые должны отгадать кроссворд. Максимальное количество баллов за тест – 10 баллов. Команда получает среднее арифметическое баллов, заработанных членами команды (таким образом, может учитываться неравный количественный состав команд). К баллам, заработанным командой, прибавляются баллы, полученные капитаном. | Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. | Учителю тесты дают возможность получить информацию об овладении каждым учеником теоретическими знаниями по разделу программы и скорректировать свою работу. Кроссворд позволяет выявить знания терминологии по разделу программы. | |
Этап работы в парах и групповой работы | Предлагает выполнить творческие практические задания. В каждой команде определяются пары и им даются разные творческие задания. Если остаются свободные участники команд, то им предлагается выполнить задание №3. Задание 1. Создать грамоту «Виртуозу за компьютером». Задание 2. Создать кроссворд средствами текстового редактора. Задание 3. Средствами текстового редактора создать рисунок из одних только букв, слов или символов. Оформить его согласно требованиям. | Учащиеся выполняют практические задания на компьютере. Каждое задание оценивается в 10 баллов согласно таблице критериев оценки. | Выявляются умения учащихся работать в среде текстового редактора: ввод, редактирование и форматирование текста, работа с таблицами, вставка объектов WordArt и рисунков различными способами. |
Этап самоконтроля и взаимоконтроля | Организует самопроверку, дает возможность выявить причины ошибок и их исправить. | Учащиеся сопоставляют свою работу с критериями по таблице, выявляют свои достижения и затруднения. | Создает ситуацию успеха. Предоставляет возможность выявить и исправить допущенные ошибки или неточности. |
Подведение итогов конкурса | Учитель делает анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении теста. Предлагает учащимся самим назвать правильный вариант ответа и объяснить его. Учитель показывает на экране работы, выполненные командами. Предлагает капитанам-экспертам заполнить таблицу для каждой команды. Объявляет команду победительницу и отметки: каждый учащийся получает оценку за теорию и за практику. Награждает команду-победителя. | Учащиеся знакомятся с работами команд-соперников, уточняют баллы, заработанные за практическое задания. Капитаны подсчитывают общее количество баллов для каждой команды, сообщают результаты учителю. | Рефлексия, получение обратной связи. Развитие чувства удовлетворения от проделанной работы. |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
- Тест (2 варианта)
- Кроссворд (10 вопросов)
- Задания для конкурса «Виртуозы за компьютером»
- Оценочная таблица для творческого конкурса
- Результаты тестирования
- Примеры работ учащихся.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА
для конкурса «Виртуозы за компьютером»
Команда ________________
Критерий | Комментарий | Баллы | Оценка |
1. Обязательные элементы | Есть все обязательные элементы: свиток, лента, объекты WordArt, рисунок. | 2 | |
2. Технические навыки | Применялись технические навыки: печать текста, форматирование, вставка объектов, картинок. | 2 | |
3. Выразительность | Выбор цветов, размера шрифтов и др. элементов | 2 | |
4. Сотрудничество | Совместное планирование и выполнение работы | 2 | |
5. Оригинальность | В работе использован оригинальный дизайн, использованы дополнительные элементы, оригинальные рисунки. | 2 |
Задание для конкурса «Виртуозы за компьютером»
Вам нужно подготовить грамоту по образцу. Обратите внимание на требования внизу.
Требования к оформлению грамоты:
- У свитка должна быть текстурная заливка.
- Текст на ленте должен быть добавлен через контекстное меню этой ленты.
- У слова «Грамота» должна быть заливка из градиентной заготовки.
- У слова «Грамота» должна быть тень любого цвета, кроме серого.
- Для ввода фамилии и имени добавлена таблица, у которой частично удалены границы.
- Добавлен рисунок (картинка или из файла - папка «Картинки ПК»).
Задание для Конкурса Капитанов
Вам предстоит отгадать кроссворд:
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 |
- В сокращенном варианте – это часть слова, обозначающего группу веселых друзей, полное слово – универсальное устройство для обработки информации
- В сокращенном варианте – это женское имя, полное слово – устройство для ввода текстовой информации.
- Манипулятор, вещь, очень нужная всем геймерам.
- Устройство, без которого невозможен выход в Интернет.
- Сердце компьютера, чем мощнее, тем лучше.
- Ее боятся девчонки, обожают коты и юзеры.
- Единица для определения размера экрана монитора (2,54 см).
- То, что так нужно каждому школьнику, чтобы выучить стихотворение, и без чего не обходится ни один компьютер.
- Из него можно стрелять, а можно хранить на нем огромное количество информации.
- Устройство для печати докладов, фотографий и рисунков.
Задание 3. Творческое
Создать с помощью выравнивания орнамент или рисунок из слов. Образец:
Придумайте свой рисунок!!!
Текстовый редактор 9 класс вариант 1.xts
Вопрос № 1 (1) |
1. Текстовый редактор - это: 1) техническое устройство для печати текстов |
Вопрос № 2 (2) |
2. Устройством для ввода текстовой информации является: |
Вопрос № 3 (3) |
3. Редактирование текста представляет собой: 1) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети |
Вопрос № 4 (4) |
4. При редактировании текста для удаления неверно набранного символа используется клавиша: 1) Insert |
Вопрос № 5 (5) |
5. В маркированном списке для обозначения элементов списка используются... |
Вопрос № 6 (6) |
6. Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: Длина окружности равна 2πR |
Вопрос № 7 (7) |
7. Дан текст: Любишь кататься, dsnzytimer люби и саночки возить. Курсор находится в начале строки. Чтобы удалить лишние латинские буквы, необходимо |
Вопрос № 8 (8) |
8. Если в качестве образца задать слово "ель", в процессе автоматического поиска в текст "Далеко за отмелью, в ельнике, раздалась птичья трель" будет найдено (выделено) следующее количество слов:
|
Вопрос № 9 (9) |
9. Буква "s" в кодовой таблице ASCII имеет код 115. Не пользуясь таблицей, расшифруйте следующую последовательность кодов: 115, 111, 102, 116 |
Вопрос № 10 (10) |
10. Для хранения текста требуется 10 Кбайт памяти. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 40 строк по 64 символа в строке? (используется кодовая таблица Windows) В ответе укажите только число. |
Текстовый редактор 9 класс вариант 2.xts
Вопрос № 1 (1) |
1. Текстовый редактор может быть использован для 1) сочинения музыкального произведения |
Вопрос № 2 (2) |
2. Устройством вывода текстовой информации является 1) клавиатура |
Вопрос № 3 (3) |
3. В процессе форматирования текста меняются: 1) параметры страницы |
Вопрос № 4 (4) |
4. Клавиша 1) символа, стоящего слева от курсора |
Вопрос № 5 (5) |
5. Абзацем в текстовом редакторе является: 1) выделенный фрагмент документа |
Вопрос № 6 (6) |
6. Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: "Word" - по-русски "слово" 1) 26 бит |
Вопрос № 7 (7) |
7. Дан текст: Без меры и gsxuytfghj лаптя не сплетешь. Курсор находится в начале строки. Чтобы удалить лишние латинские буквы, необходимо 1) 13 раз нажать на стрелку вправо и 11 раз нажать на клавишу Delete |
Вопрос № 8 (8) |
8. Если в качестве образца задать слово "дол", то в процессе автоматического поиска в тексте "Долго дятел дуб долбил, как долотом" будет найдено (выделено) следующее количество слов:
|
Вопрос № 9 (9) |
9. Буква "r" в кодовой таблице ASCII имеет код 114. Не пользуясь таблицей, расшифруйте следующую последовательность кодов 104,97,114,100 |
Вопрос № 10 (10) |
10. Для хранения текста требуется 104000 бит памяти. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 40 строк по 65 символов в строке? (Для кодирования символов используется кодовая таблица Windows). ввести только число |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации"
Тест для учащихся 9 класса по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" УМК Угринович...
Кроссворд по теме: "Обработка текстовой информации"
кроссворд по теме: "Обработка текстовой инфорации"...
Практические работы по теме "Обработка текстовой информации", 5 класс
Цикл практических работ разработан для закрепления навыков работы в текстовом редакторе при изучении главы "Обработка текстовой информации" по учебнику Л.Босовой, 5 класс....
Тема: Урок по теме: Обработка текстовой информации. Редактирование информации.
Урок информатики 5 класс по программе Л.Босова...
Обработка текстовой информации. Ввод текста в текстовом процессоре WordPad.
План-конспект открытого урока по изучению текстового процессора WordPad.Предлагается в помощь учителям информатики и ИКТ при изучении в пятом классе темы "Обработка текстовой информации". П...
Текстовый процессор Microsoft Word 2003. Технология обработки текстовой информации
Данный файл содержит презентацию к уроку «Текстовый процессор Microsoft Word» (вводный урок). Можно использовать для 8 классов, материал подойдет для тех учителей, которые до сих пор используют Micro...
Тематический контроль (тест) по информатике и ИКТ по теме "Обработка текстовой информации в текстовом процессоре Word" (7-8 класс)
Предложены два варианта и ключ к тесту....