Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11-х классов (база)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11-х классов (база)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
- Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
За счет школьного компонента на изучение курса «Информатика и ИКТ» отводится 70 часов в 10 и 11 классах (по 1 часу в неделю).
Тематическое планирование включает в себя тематику теоретических и практических занятий с отведенным на их изучение количеством часов. Так же в планировании отведено время для проведения контрольных работ.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
7. Основные законы логики и правила преобразования логических выражений.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Содержание учебного курса
Информационные технологии (17 часов)
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Практические работы |
Подготовка и ввод текстового документа |
Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика |
Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа |
Растровая графика |
Векторная графика |
Разработка презентации «История развития ВТ» |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах |
Построение диаграмм различных типов |
Коммуникационные технологии (77 часов)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Практические работы Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети |
Создание подключения к Интернету |
Настройка браузера |
Работа с электронной почтой |
Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях |
Работа с файловыми архивами |
Поиск в Интернете |
Поиск информации в Интернете |
Разработка сайта с использованием web-редактора |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы:
Сведения об архитектуре компьютера
Сведения о логических разделах дисков. Значки и ярлыки на Рабочем столе
Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
Защита от компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
Моделирование и формализация (8 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Информационные системы (10 часов)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практические работы:
Создание табличной базы данных
Создание формы в табличной базе данных
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
Сортировка записей в табличной базе данных
Создание отчёта в табличной базе данных
Информационная деятельность человека (5 часов)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Учебные пособия
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика. Задачник – практикум в 2 т.» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
- «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
- «Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА – 2012»/ под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич – Ростов - на - Дону: Легион-М, 2011
Календарно-тематическое планирование 10 класс
(1 час в неделю, 35 часов)
№ урока | Тема урока | Д.З. | Дата | Примеч. |
Информационные технологии (17 часов) | ||||
Техника безопасности в компьютерном классе | I-е полугодие | |||
Кодирование текстовой информации. | ||||
Создание документов в текстовых редакторах | ||||
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. | ||||
Системы оптического распознавания документов. | ||||
Кодирование графической информации. | ||||
Растровая графика. | ||||
Векторная графика. | ||||
Кодирование звуковой информации. | ||||
Компьютерные презентации. | ||||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. | ||||
Перевод чисел в позиционных системах счисления. | ||||
Двоичная арифметика. | ||||
Электронные таблицы. | ||||
Способы представления математических зависимостей между данными. | ||||
Построение диаграмм в среде электронных таблиц. | ||||
Построение графиков функций в среде электронных таблиц. | ||||
Коммуникационные технологии (17 часов) | ||||
Каналы связи и их основные характеристики. | II-е полугодие | |||
Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. | ||||
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. | ||||
Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. | ||||
Всемирная паутина. | ||||
Электронная почта. | ||||
Общение в Интернете в реальном времени. | ||||
Файловые архивы. | ||||
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы | ||||
Поиск информации в Интернете. | ||||
Электронная коммерция в Интернете | ||||
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | ||||
Wеb - сайты и Wеb – страницы. | ||||
Основы языка разметки гипертекста. | ||||
Разработка Wеb-сайта на заданную тему. | ||||
Повторение. | ||||
Обобщающий урок | ||||
Обобщающий урок |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю, 34 часа)
№ урока | Тема урока | Д.З. | Дата | Примеч. |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов) | ||||
1 | Инструктаж по ОТ. История развития вычислительной техники. | I-е полугодие | ||
2 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура. | |||
3-5 | Основные характеристики операционных систем Windows и Linex. | |||
Защита от несанкционированного доступа к информации. | ||||
7 | Физическая защита данных на дисках. | |||
8 | Защита от вредоносных программ. | |||
9 | Контрольная работа по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». | |||
Моделирование и формализация – 8 часов. | ||||
10 | Моделирование как метод познания. | I-е полугодие | ||
11 | Системный подход в моделировании. | |||
12 | Формы представления моделей. | |||
13 | Формализация. | |||
14 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | |||
15 | Исследование интерактивных компьютерных моделей. | |||
16 | Оптимизационное моделирование в экономике. | |||
17 | Создание моделей с помощью линейных программ | |||
Информационные системы (СУБД) – 10 часов. | ||||
18 | Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | II-е полугодие | ||
19-20 | Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты. | |||
21-22 | Использование формы для просмотра и редактирование записей в табличной базе данных. | |||
23 | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | |||
24 | Сортировка записей в табличной базе данных. | |||
25 | Печать данных с помощью отчётов. | |||
26 | Иерархическая модель данных. | |||
27 | Сетевая модель данных. | |||
Информационная деятельность человека – 5 часов | ||||
28 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | II-е полугодие | ||
29 | Этика и право при создании и использовании информации. | |||
30 | Информационная безопасность. | |||
31 | Правовая охрана информационных ресурсов. | |||
32 | Основные этапы развития средств информационных технологий. | |||
33 | Повторение. | |||
34 | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7- 9 класса по ученику Угриновича Н.Д.
содержит нормативные документы, цели и задачи, пояснительную записку, контроль за реализацией программы, методическое и материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" к учебнику Семакина, 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных школ базовый уровень. Содержит календарно-тематический план с планируемым домашним заданием. Представлены темы практических работ в соответствии с Примерной...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8-9 классов 16-17 уч.г.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную моб...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для Студентов 1 курса на базе 9 классов ККБМК
Программа ориентирована на достижение следующих целей:– освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для учащихся 5-9 классов Предметная область «Информатика и ИКТ»
Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 4Содержание учебного предмета...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для учащихся 10-11 классов (базовый уровень) Предметная область «Информатика и ИКТ»
Оглавление 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 42. Содержание учебного пре...

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)
Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...