Конспект урока по информатике и ИКТ по теме: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Материал к уроку на тему: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм», учебная тема: «Алгоритмы и исполнители. Свойства и виды алгоритмов, формы представления и записи алгоритма». В архиве содержится конспект урока и рабочий лист ученика. Авторская разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lineynyy_algoritm.rar | 25.53 КБ |
prilozhenie_rabochiy_list_uchenika.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Предмет: Информатика и информационные
коммуникационные технологии
Урок разработал и провёл:
учитель ИИКТ
МОУ СОШ №17
Коваленко
Елена Германовна
I квал.категория
стаж работы: 14 лет
г. Белая Калитва
2011-2012 уч.г.
Пояснительная записка к уроку
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей не только в учебе, но и жизнедеятельности учащихся. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов.
Ученики приобретают не только навыки работы с компьютером, которые используются для решения учебных задач, но и теоретические основы информационной культуры человека в современном обществе, без знания, а главное, понимания которых, формирование у ученика осознанности практических навыков невозможно.
Как правило, уроки информатики строятся по определенной схеме: часть урока посвящена практике на компьютере, часть - изучению нового материала и контролю. Но в курсе ИИКТ есть темы, при изучении которых компьютер выступает в основном как средство контроля или обобщения пройденного материала. Эти темы относятся к таким направлениям науки информатики, как «Теория информации», «Социальная информатика», «Теория алгоритмов», «Кибернетика». Основы знаний этих направлений информатики входят в изучение школьного курса ИИКТ. Ядро знаний здесь составляет теоретическая база, прочное освоение которой, особенно при введении в раздел учебного курса, требует воспитание и развитие у учащихся умений рассуждать, доказывать, дискутировать. И только после прочного формирования теоретической базы, использовать компьютер как инструмент компьютерного эксперимента.
Предлагаемый урок – план урока по информатике для 8 класса, в разделе «Алгоритмизация и программирование» (тематическое планирование составлено на основе программы по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой). Тема «Алгоритмы» является вводной в тему «Программирование».
Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи:
- повышение интереса к предмету, развитие логического и алгоритмического мышления, умения анализировать и делать выводы, умения связывать полученные знания с жизнедеятельностью самого учащегося, жизнедеятельностью человека в окружающем мире, умения определять области применения этих знаний в реальной жизни.
На уроке применяются возможности интерактивной доски, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся, обеспечивает организовать смену деятельности учащихся в течение урока, компенсирует безмашинный способ овладения знаниями и воздействует более чем на один орган чувств. При этом возможно использование спецэффектов: звуковое сопровождение, анимация.
Компьютер используется на всех этапах урока:
- как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала;
- как источник информации, при объяснении нового материала;
- как средство психологического комфорта (физкультминутки).
Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся. На данном уроке развиваются навыки работы в группах, где особое внимание уделяется взаимопомощи.
Дидактический материал, представленный в данном уроке, доводит ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы.
Наглядно представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
Литература:
- Учебник по информатике 8-9 класс под редакцией Н.В.Макаровой.
Цели урока:
- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
- Развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером и интерактивными средствами, самоконтроля.
- Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения
Задачи урока:
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление, умение анализировать делать выводы;
- Закрепить понятие алгоритма, исполнителя, основных свойств алгоритма;
- Отработать навык по созданию алгоритмов, поиску ошибок и исправлению.
- Ввести в изучение основных блоков графического представления алгоритмов в языке блок-схем;
- Научить строить блок-схемы для алгоритмов линейной структуры.
- Дать понятие линейного (последовательного) алгоритма как одной из основных алгоритмических конструкций.
Тема урока: «Запись алгоритмов в блок-схеме. Линейный алгоритм»
Учебная тема: «Алгоритмы и исполнители. Свойства и виды алгоритмов, формы представления и записи алгоритма»
Место темы в курсе ИИКТ: тема входит в раздел «Алгоритмизация и программирование»
Место урока в теме: 2-й урок, всего по плану 7 часов
Класс: 8-й, 2-й год обучения ИИКТ (2 часа в неделю)
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска (использовалось ПО Smatr Board)
- Принтер
Программное обеспечение:
- Операционная система семейства Windows
- Пакет офисных программ (Mc.Word, ПО Smatr Board)
Тип урока: комбинированный (закрепление ЗУН прошлого урока), освоение нового материала.
Подготовительная работа:
- Создание и печать дидактического материала (Рабочий лист учащегося)
- Подготовить приложение к уроку к интерактивной доске.
План урока (рассчитан на 30 минут):
- Организационный момент (1 мин.)
- Постановка темы и целей урока (1 мин.)
- Упражнения на развитие мыслительных процессов (память, внимание, быстрота реакции) (3 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Новый материал (5 мин.)
- Физкультминутка и Закрепление (3 мин.)
- Закрепление ЗУН (7 мин.)
- Итог урока (оценка деятельности учащихся) (3 мин.)
- Постановка домашнего задания. (1 мин.)
- Окончание урока (1 мин.)
Содержание урока:
Этап 1: Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. На нём присутствуют гости, для которых тема нашего урока имеет важное значение (пусть даже наши гости об этом и не подозревают, пока).
Этап 2. Постановка темы и целей урока
Учитель: Скажите, а чему был посвящен предыдущий наш урок?
(учащиеся отвечают: понятию алгоритм, его свойствам).
Этап 3. Упражнения на развитие мыслительных процессов
Вопросов много, а значит нам нужно «разбудить» наши мыслительные способности. Давайте выполним ряд упражнений.
Упражнение 1 (на развитие внимания и памяти, логического мышления) – время выполнения учащимися – 10 секунд.
Посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить объекты и ситуации, которые представлены изображениями./Приложение 1, слайд 2
Учитель скрывает слайд через 10-15 секунд, и задаёт учащимся вопросы:
Сколько изображений вы запомнили? (5)
Сколько было книг? (3)
Какой рисунок рисовали на доске мелом? (кота)
Назовите порядок, в котором рисовали этот рисунок?
Как назвать порядок рисования данного изображения иначе?
Кто может быть исполнителем данного алгоритма? (человек)
Как связаны все эти объекты с темой алгоритмы? (изображены объекты, с которыми можно выполнять алгоритмы, или объекты, которые являются исполнителями алгоритмов)
/за каждый верный ответ учащиеся ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Упражнение 2 (на развитие алгоритмического мышления). /Приложение 1, слайд 3
Какое действие пропущено? (вычитание)
Как связано с темой алгоритмы? (алгоритм представлен в виде формулы)
/за каждый верный ответ учащиеся ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Этап 4. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Молодцы! Подобные упражнения тренируют ваши память, внимание, логическое и алгоритмическое мышление. Посмотрите, даже мышление может быть алгоритмическим. А как вы считаете, как алгоритмическое мышление помогает человеку в его жизнедеятельности? (учащиеся высказывают свои предположения).
Здесь учитель предусматривает два варианта (предусматривает два варианта перехода к следующему этапу урока):
1 – учащиеся усвоили и поняли определение понятия алгоритм и исполнитель, могут соотнести со своей жизнедеятельностью, с окружающим миром. В этом случае к ответу учащиеся могут подойти самостоятельно (возможно направление учителя в формирования формулировки).
2 – учащиеся недостаточно осознали значение определения понятия алгоритма, не могут связать его со своей жизнедеятельностью, с окружающим миром. В этом случае учитель формулирует вопрос в проблему и предлагает решить её в ходе урока.
(1) Если учащиеся смогут это определить на этом этапе, высказав, что алгоритмическое мышление позволяет человеку, зная результат, определить шаги, которые приведут исполнителя к этому результату. А также, по полученным на каждом шаге (этапе) результатам (промежуточным) контролировать правильность направления. То учитель говорит: «Молодцы! Это говорит о том, что вы поняли, что такое алгоритм и исполнитель. Тогда следующее задание не вызовет у вас затруднений ».
(2) Если же учащиеся затрудняются с ответом на поставленный вопрос, то учитель говорит: «Ну что ж, мы только начали знакомиться с этой темой. Вопрос не из лёгких, целая проблема! Но ведь мы не привыкли сдаваться перед проблемами. Мы вернёмся к нему в конце урока»
Этап 5. Актуализация знаний
Ребята, на ваших партах находятся индивидуальные листы /Приложение 1. Рассмотрите их. Ваша задача, работая в группах по четыре человека, ответить на вопросы Блока 1.
/В данном задании представлен один и тот же алгоритм, но в различной форме (у двух команд – графически, у двух – в словесной). Через 3 минуты заслушать ответы представителей команд./
Каждый ответ фиксируется учителем в бланке ответов на интерактивной доске (учитывая очерёдность ответов) /Приложение 1, слайд 4 . Затем вывести на экран исходные задания групп.
Задать вопросы: «Почему ответы одинаковые?» (учащиеся: был задан один и тот же алгоритм). «В какой форме были представлены алгоритмы команд, справившихся раньше других?» (учащиеся: в графической). «Почему эти команды справились раньше других?» (учащиеся: потому, что запись в графической форме легче и быстрее воспринимается. Она понятна всем (говорящим на разных языках, имеющим разные уровни знания русского языка и литературы и т.п.»). «Что отличает эти две формы представления и записи действий алгоритма?» (учащиеся: способы кодирования информации)
/за каждый верный и полный ответ учащиеся группы ставят себе 1 балл в Рабочий лист Приложение 2/
Сегодня вы познакомитесь с ещё одним способом графического представления алгоритма – это в БЛОК-СХЕМЕ.
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (учащиеся предлагают). Учитель: «Запишите в своём рабочем листе тему «Запись линейных алгоритмов в блок-схеме».
Этап 6. Объяснение нового материала
Мы уже выяснили, что графический способ записи действий алгоритма имеет свои преимущества перед записью в словесной форме. Но ведь и здесь каждый из авторов алгоритма может по-разному представлять (изображать) объекты (данные) или действия алгоритма. К чему это может привести? (выслушиваются варианты учащихся). Поэтому разработали язык графического представления алгоритмов. А правила работы с этим языком мы сейчас будет осваивать. Вам для этого понадобятся внимание, память, карандаш, линейка и ваш рабочий лист.
На доске вы видите основные блоки, которые кодируют шаги (действия) алгоритма. /Приложение 1, слайд 5.
А как мы называем иначе шаг алгоритма? (учащиеся: команда). Их можно сравнить с алфавитом разговорного языка. Эту информацию вы найдёте и в вашем рабочем листе в БЛОКЕ /Приложение 2.
Направление шагов мы покажем стрелкой.
Давайте попробуем «прочесть», а точнее «выполнить» те действия, которые я закодировала в данной блок-схеме.
6. Физкультминутка. На экран выводится блок-схема, в которой в блоках указываются те действия, которые выполняет весь класс (упражнения для опорно-двигательного аппарата, для глаз) /Приложение 1, слайд 6. Учитель помогает учащимся в начале, выполняя вместе с ними. В этой деятельности реализуются не только здоровьесберегающие технологии, но и выявляется индивидуальный уровень усвоения данного материала (следя за учащимися). По окончании учитель даёт комментарий.
Учитель: Ребята, в каком порядке вы выполняли команды в этом алгоритме? (учащиеся: друг за другом, последовательно)
Сколько раз вы выполняли каждое действие? (учащиеся: один раз)
Алгоритмы, в которых шаги выполняются последовательно друг за другом и выполняются только один раз называются ЛИНЕЙНЫМИ или ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ. Найдите в вашем рабочем листе данное определение и впишите название данного вида алгоритма вместо многоточия /Приложение 2.
Этап 7: Закрепление ЗУН (7 мин.)
Ребята, давайте вернёмся к заданию Блока 1. Постройте блок-схему для алгоритма, который вы записали в словесной форме. Если вы будете испытывать затруднения, вы можете выполнять эту работу с соседом за партой, в этом случае отметьте рядом - с кем вы работали. Оформите ваш ответ в БЛОКЕ 3 Рабочего листа учащихся /Приложение 2.
Также ответьте на вопросы, записанные в этом же блоке.
У вас на эту работу 5 минут.
Далее учитель останавливает работу, просит обменяться работами. Обращает внимание учащихся на экран (открывает слайд с выполненным заданием). Проводит самопроверку. Учитель: Поставьте оценку в проверяемой вами работе. Поставьте свою активность на уроке по «5» бальной шкале и выставите отдельно от общей оценки.
Этап 8 - 9: Итог урока, постановка домашнего задания.
Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Какие знания вам в этом помогли?
Как эти знания и умения могут помочь вам в вашей жизнедеятельности?
Если учащиеся не смогли ответить на вопрос этапа 4, то возвращаемся к нему. Так какие умения даёт человеку алгоритмическое мышление?
Ну, а сегодня на уроке алгоритмическое, а также и логическое, творческое мышление помогли всем вам получить оценку, найдите сумму всех ваших баллов. Сопоставьте со шкалой и поставьте итоговую в свой Рабочий лист /Приложение 2/.
Откройте дневник, поставьте эту оценку и запишите домашнее задание: §12.3 (стр.166-171) учебника; приведите пример линейного алгоритма и представьте в словесной форме и в блок-схеме, результаты оформите в тетради. Свой Рабочий лист вклейте в рабочую тетрадь по информатике.
Этап 10: Окончание урока
Спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания!
Предварительный просмотр:
Рабочий лист ученика /Группа 1
Фамилия Имя______________________________________
Класс____________
Блок 1 Постройте фигуру
Поставьте точку. Поднимитесь на десять клеток вверх и поставьте в десятой клетке точку. Соедините последние две точки. Пройдите 5 клеток вправо. Поставьте точку. Соедините последние две точки. Спуститесь вниз на 10 клеток. Поставьте точку. Соедините последние две точки. Повернитесь налево. Пройдите 5 клеток. Поставьте точку. Соедините последние две точки.
Ответьте на вопросы:
Является ли последовательность действий алгоритмом?_____ ваш балл___
Кто исполнитель?__________ ваш балл___
Сколько шагов выполнено?_________ ваш балл___
Что является результатом?_____________ ваш балл___
Блок 2
Тема урока:_______________________________________________
Запомни!
Блок начала алгоритма Блок вывода данных (результата)
Блок конца алгоритма Действие алгоритма
(вычисление)
Блок ввода исходных данных Обозначается направление (последовательность) выполнения блоков
Запомни!
Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом, и каждое действие выполняется только один раз называется __________________ или______________________алгоритмом.
Блок 3
Постройте блок-схему алгоритма БЛОКА 1. ваш балл___
Алгоритм – это_____________________________________________________ ваш балл__
Ученику 3 «а» класса выдали алгоритм нахождения суммы двух чисел на марсианском языке. Какое свойство алгоритма не учли?_________________ ваш балл___
«5» = 7 б., «4» = 5- 6 б. Менее 5 баллов – нет оценки. Итого баллов: Оценка:_____
Рабочий лист ученика /Группа 2
Фамилия Имя______________________________________
Класс____________
Блок 1 Постройте фигуру
2 . | . | . | . | . | 3 . | ||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
1 . | . | . | . | . | 4 . | ||
Ответьте на вопросы:
Является ли последовательность действий алгоритмом?_____ ваш балл___
Кто исполнитель?__________ ваш балл___
Сколько шагов выполнено?_________ ваш балл___
Что является результатом?_____________ ваш балл___
Блок 2
Тема урока:_______________________________________________
Запомни!
Блок начала алгоритма Блок вывода данных (результата)
Блок конца алгоритма Действие алгоритма
(вычисление)
Блок ввода исходных данных Обозначается направление (последовательность) выполнения блоков
Запомни!
Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом, и каждое действие выполняется только один раз называется __________________ или______________________алгоритмом.
Блок 3
Постройте блок-схему алгоритма в БЛОКE 1. ваш балл___
Исполнитель – это_________________________________________________ ваш балл__
В алгоритме приготовления чая, в одном из шагов указывается: «Положить сахар по вкусу». Какое свойство не выполняется? ваш балл___
«5» = 7 б., «4» = 5- 6 б. Менее 5 баллов – нет оценки. Итого баллов: Оценка:_____
Рабочий лист ученика /Группа 3
Фамилия Имя______________________________________
Класс____________
Блок 1 Постройте фигуру
Поставьте точку. Поднимитесь на десять клеток вверх и поставьте в десятой клетке точку. Соедините последние две точки. Пройдите 5 клеток вправо. Поставьте точку. Соедините последние две точки. Спуститесь вниз на 10 клеток. Поставьте точку. Соедините последние две точки. Повернитесь налево. Пройдите 5 клеток. Поставьте точку. Соедините последние две точки.
Ответьте на вопросы:
Является ли последовательность действий алгоритмом?_____ ваш балл___
Кто исполнитель?__________ ваш балл___
Сколько шагов выполнено?_________ ваш балл___
Что является результатом?_____________ ваш балл___
Блок 2
Тема урока:_______________________________________________
Запомни!
Блок начала алгоритма Блок вывода данных (результата)
Блок конца алгоритма Действие алгоритма
(вычисление)
Блок ввода исходных данных Обозначается направление (последовательность) выполнения блоков
Запомни!
Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом, и каждое действие выполняется только один раз называется __________________ или______________________алгоритмом.
Блок 3
Постройте блок-схему алгоритма БЛОКА 1. ваш балл___
Алгоритм – это_____________________________________________________ ваш балл__
Ученику 3 «а» класса выдали алгоритм нахождения суммы двух чисел на марсианском языке. Какое свойство алгоритма не учли?_________________ ваш балл___
«5» = 7 б., «4» = 5- 6 б. Менее 5 баллов – нет оценки. Итого баллов: Оценка:_____
Рабочий лист ученика /Группа 4
Фамилия Имя______________________________________
Класс____________
Блок 1 Постройте фигуру
2 . | . | . | . | . | 3 . | ||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
. | . | ||||||
1 . | . | . | . | . | 4 . | ||
Ответьте на вопросы:
Является ли последовательность действий алгоритмом?_____ ваш балл___
Кто исполнитель?__________ ваш балл___
Сколько шагов выполнено?_________ ваш балл___
Что является результатом?_____________ ваш балл___
Блок 2
Тема урока:_______________________________________________
Запомни!
Блок начала алгоритма Блок вывода данных (результата)
Блок конца алгоритма Действие алгоритма
(вычисление)
Блок ввода исходных данных Обозначается направление (последовательность) выполнения блоков
Запомни!
Алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом, и каждое действие выполняется только один раз называется __________________ или______________________алгоритмом.
Блок 3
Постройте блок-схему алгоритма в БЛОКE 1. ваш балл___
Исполнитель – это_________________________________________________ ваш балл__
В алгоритме приготовления чая, в одном из шагов указывается: «Положить сахар по вкусу». Какое свойство не выполняется? ваш балл___
«5» = 7 б., «4» = 5- 6 б. Менее 5 баллов – нет оценки. Итого баллов: Оценка:_____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»
Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...
План-конспект урока по информатике и икт на тему: «Построение графиков математических функций»
Данный материал содержит разработку урока по теме: «Построение графиков математических функций»...
План-конспект урока по информатике и икт по теме: "Единицы измерения информации"
Данный материал содержит разработку урока по теме: "Единицы измерения информации"...
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".
Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО. Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...
Конспект урока по информатике и ИКТ по теме "Определение и свойства алгоритмов"
Конспект урока по информатике и ИКТ по теме "Определение и свойства алгоритмов". УМК Семакин И.Г, 9 класс, 2 урок в теме "Управление и алгоритмы "...
Конспект урока по информатике в 8 классе Тема: «Алгоритмы и исполнители»
Решаемые учебные задачи:обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;рассмотрение свойств алгоритма;формирование навыков записи алгорит...