Информационная безопасность пользователей интернета. Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними
презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему
Раскрыть сущность и понятие информационной безопасности, современную концепцию информационной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вместо предисловия… Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Вопросы Кто и для чего создает вредоностные программы? Какие виды угроз существуют? Как оградить ребенка от интернет-угроз? Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой?
Кто и для чего создает вредоносные программы? Компьютерные хулиганы – вандалы, встречающиеся в киберпространстве, создают программы лишь для того, чтобы нанести вред компьютеру ребенка, как правило, это тщеславные студенты, неопытные юнцы, прибегающие к помощи интернета, то также встречаются и профессиональные разработчики. Мелкое воровство – молодые вирусописатели, целью которых является получение выгоды использования определенных сервисов или услуг (кража логинов и паролей, например, от социальных сетей, в которых так часто сидят наши дети). Киберпреступники – наиболее опасная категория вирусописателей, хакеры-одиночки или группа хакеров, которые создают вредоносные программы, чтобы использовать их в криминальных целях (кража кодов доступа к банковским счетам, шантаж, нелегальное использование ресурсов компьютера «жертвы» для дальнейших сетевых атак). Серый бизнес – самая опасная категория вирусописателей, поскольку действует на грани закона, а зачастую, вне его. Целью является заманить ребенка на платные веб-ресурсы или предложить фальшивую программу, которая, якобы должна помочь оптимизировать работу компьютера. Для достижения своей цели, используют хакерские технологии получения доступа к компьютеру без ведома ребенка и что опаснее, без противодействия антивирусного ПО.
Классификация угроз Условно все угрозы можно разделить на следующие типы: Компьютерный вирус (червь) Троянская программа Adware, P ornware , Riskware C пам и фишинг Интернет угрозы Мобильные угрозы
Компьютерный вирус (червь) Компьютерный вирус и компьютерный червь — это вредоносные программы, которые способны воспроизводить себя на компьютерах или через компьютерные сети. При этом ребенок не подозревает о заражении своего компьютера. Так как каждая последующая копия вируса или компьютерного червя также способна к самовоспроизведению, заражение распространяется очень быстро. Существует очень много различных типов компьютерных вирусов и компьютерных червей, большинство которых обладают высокой способностью к разрушению.
Троянская программа Троянские программы — это вредоносные программы, выполняющие несанкционированные пользователем действия. Такие действия могут включать : удаление данных ; блокирование данных ; изменение данных ; копирование данных ; замедление работы компьютеров и компьютерных сетей В отличие от компьютерных вирусов и червей троянские программы не способны к самовоспроизведению
Adware, Pornware , Riskware Категория Adware , Pornware и Riskware включает легально разработанные программы, которые в определенных случаях могут представлять особую опасность для детей (действуя так же, как шпионское программное обеспечение ). Хотя многие из таких программ, вероятно, разработаны и распространяются легальными компаниями, они могут иметь функции, которые используются некоторыми создателями вредоносных программ во вредоносных или незаконных целях.
C пам и фишинг Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга . Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками цель которых : выудить деньги у некоторого количества получателей, ответивших на сообщение ; провести фишинговую атаку, чтобы обманным путем получить пароли , в том числе и от социальных сетей, где так часто сидит ребенок; распространить вредоносный код на компьютерах получателей.
Интернет угрозы Под интернет-угрозами понимаются вредоносные программы, которые могут представлять опасность во время работы детей в интернете. Существует ряд интернет-угроз, которые проникают на компьютер пользователя через браузер . Основным инструментом заражений через браузер являются эксплойты . Они открывают киберпреступникам дорогу для заражения компьютера : если на компьютере не установлен продукт, обеспечивающий защиту от интернет-угроз (комплексное антивирусное решение класса Internet Security ); если компьютер использует популярную операционную систему или приложение, которое является уязвимым, потому что пользователь не загрузил последние обновления или новое исправление еще не выпущено вендором программного обеспечения .
Мобильные угрозы Поскольку все больше детей используют смартфоны и планшеты для просмотра веб-страниц, общения в социальных сетях, совершения покупок и банковских операций в интернете, киберпреступники все чаще атакуют мобильные устройства, используя при этом новые угрозы для смартфонов и мобильных устройств . Наиболее распространенные вредоносные объекты, обнаруженные на смартфонах, можно разделить на три основные группы : SMS- троянцы ; рекламные модули ; эксплойты для получения доступа уровня root к смартфонам.
Как оградить ребенка от интернет-угроз? Одним из важных моментов защиты ребенка от интернет угроз, является контентная фильтрация интернет ресурсов. Школа должна позаботится о безопасном пребывании детей в информационном пространстве. В МБОУ СОШ № 100 существует контентная фильтрация на базе Kaspersky Security Center . Главная идея такой фильтрации заключается в том, что «подозрительные» сайты система не пропустит, т.е. ребенок будет огражден от нежелательного контента. Важным преимуществом такой системы является не только запрет, но и мониторинг, на основании которого можно посмотреть с какого компьютера и на какой ресурс пытался зайти учащийся. Пользуйтесь на компьютере только подлинным ПО, убедитесь, что на компьютере установлены последние обновления (пакеты) безопасности для ОС, а также антивирусные базы. Используйте на компьютере не просто антивирус, а систему класса ( Total Security или Internet Security ), в которой помимо традиционного сканера на вирусы, существует защита от других видов атак + родительский контроль, позволяющий родителям самим ограничивать ребенка от нежелательного контента.
Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители, учителя, да и в принципе взрослые люди. Одной из важнейших координат развития учащихся становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать пребывание детей в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача как для родителей, так и для нас – учителей информатики.
Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой? Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.
Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой? Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей. Соберите наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.
Памятка умный пользователь интернета Ведет себя вежливо и не обижает других Покидают нехорошие веб-сайты Хранят свой пароль в тайне Рассказывают родителям о своих проблемах и пользуются их поддержкой Знают , что могут быть легко обмануты и не сообщают свои реальные имена, адреса и номера телефонов
Подводим итоги… Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Школа должна играть одну из ключевых ролей в обучении детей безопасному использованию интернет-технологий. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета . Давайте вместе сделаем пребывание наших детей в сети безопасным, увлекательным и интересным!
Используемые источники Б есплатная всероссийская служба « Дети Онлайн » http://detionline.com Статья кандидата психологических наук Крылова Т.А . «Информационная безопасность детей в использовании Интернет-ресурсов» Аналитический центр Ati-Malware.ru http://anti-malware.ru Kaspersky Security Bulletin – Все об интернет безопасности http://securelist.ru Dr.Web – Комплексная защита от интернет угроз http://drweb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность в Интернете: риски, проблемы, возможности координации деятельно-сти
Статья посвящена влиянию Интернета на подростка, проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в Сети, в статье даны рекомендации родителям для обеспечения безопасности посещения сети подростками....
Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними
Классный час «Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними» Цель: ознакомление учащихся с основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.Задачи: познакомить учащихся...
Презентация к родительскому собранию "Информационная безопасность пользователей Интернета"
Данный материал включает в себя разработку родительского собрания и презентации "Информационная безопасность пользователей Интернета"...
Родительское собрание "Информационная безопасность пользователей Интернета"
Данный материал включает в себя разработку родительского собрания и презентации "Информационная безопасность пользователей Интернета"...
Информационная безопасность в интернете
Данная презентация будет полезна классным руководителям и учителям-предметникам для проведения классного часа на тему "Безопасность в интернете"...
"Информационная безопасность в интернете. В помощь педагогическому работнику".
В данной работе даны рекомендации по проблеме безопасности использования Интернета как при его использовании учащихся, так и сотрудниками образовательных учреждений...
Родительское собрание: «Информационная безопасность и ее профилактика»
обсудить с родителями проблему информационной безопасности пользователей Интернета, познакомить родителей с угрозами, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, совместно найти пути решения ...