Программирование циклических алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_tsiklicheskikh_algoritmov.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Елена Викторовна,
учитель информатики МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск-на-Амуре
Конспект урока по теме: «Программирование циклических алгоритмов».
Тип урока: закрепление ранее изученных знаний.
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.
Задачи урока:
- повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах
- закрепить навыки составления программ с циклами
- развитие навыков творчески подходить к решению разнообразных задач, умения выделять главное, анализировать
Ход урока:
То, что мы знаем – ограничено,
А, то, что мы не знаем – бесконечно.
П. Лаплас
- Актуализация. (на экране блок – схема).
- Перед вами алгоритм, выраженный
блок – схемой.
- Определите результат вычислений
для следующих чисел:
Дано число:
_________________________________
Результат:
- Какую закономерность мы
видим при вычислении?
(повторение «+10»)
- Какой это алгоритм?
(циклический)
- Какая тема ?
-А эта тема новая для вас? (предполагаемый ответ- нет)
-А какие цели вы можете поставить?
Таким образом, цель нашего урока:
-отработать умение учащихся использовать циклический алгоритм в сложных структурах на примере вложенных циклах.
-а для этого в цифровом диктанте вспомним операторы и их назначения для написания программы.
Цифровой диктант
1. FOR – NEXT - Оператор цикла.
2. Оператор СLS - является заголовком программы.
3. Do while Loop - это цикл с предусловием.
4. Нумерация строк в программе обязательна.
5. Do Loop while - это цикл с постусловием.
Проверьте себя сами, поставьте оценку в «Листок отметок».
2. Проверка д.з.(самопроверка)
-А как помогли вам эти знания мы узнаем, проверив домашнее задание.
Получить таблицу перевода расстояния из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. (1дюйм=2,54см)
-Какие выводы можете сделать? (что одну и ту же задачу мы решили при помощи трёх различных операторов. )
-Какой тип цикла оптимален для решения данной задачи? (Ответ: цикл с параметром)
- Оцените себя сами, поставьте отметку.
3.Физминутка для глаз.
-Следите глазами внимательно за объектами на экране.
4.Решение задачи.
-Что вы видите на экране?(узоры, мозаики)
-На рисунках представлены разнообразные мозаики. Их объединяют математические закономерности, к поиску которых можно привлечь компьютер. До появления компьютера они были обнаружены Пифагором в виде чисел(слайд таблица Пифагора).
- Давайте составим программу, которая выводит на экран эту таблицу.
- Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности, соблюдая единственное условие: каждое число таблицы есть произведение номера строки и номера столбца, в которых оно стоит.
Решение.
- Итак, А –цифра строки, которая изменяется от 1 до 10.
В –цифра столбца, которая изменяется от 1 до 10.
- Сколько переменных мы видим? / две переменные А и В /.
- Так как каждый цикл имеет свою переменную,
значит сколько у нас будет циклов? / два цикла /.
- Если в программе содержится две структуры цикла, то это сложная циклическая программа.
- Для написания таких программ используют вложенные циклы:
-Во вложенных циклах выделяются внешний и внутренний цикл.
Рассмотрим рисунок А
А – внешний цикл. В
Он открывается первым,
а закрывается последним.
В – внутренний цикл. В
Он открывается последним, А
а закрывается первым.
Вложенный цикл – это цикл в цикле.
- Составим схему, по которой нам легко будет составить программу.
- Какой из циклов будет внешний, а какой внутренний?
FOR А=1 TO 9 STEP 1
/ А – внешний цикл, / FOR В=1TO 9 STEP 1
/ В – внутренний цикл /
< PRINT А*В >
NEXT В
NEXT А
- Составим программу: (один ученик у доски, другие работают в тетрадях)
CLS
FOR А = 1 TO 9 STEP 1
FOR В = 1TO 9 STEP 1
PRINT А*В
NEXT В
NEXT А
END
/ Коллективная проверка записи на доске, исправление ошибок. /
5. Практика. Пропедевтика.
- Если вы внимательно и терпеливо займетесь изучением свойств таблицы Пифагора, то, несомненно, отыщете новые, не менее красивые узоры.
-Что у нас получилось? (таблица)
- А как называется такая форма организации данных вы узнаете разгадав ребус (массив).
- А Маша покажет значение этого слова.(Проверка индивидуального д.з. Найти в словаре Ожегова значение слова массив и подобрать к нему изображение).
- Как обрабатывать массив мы познакомимся на следующих уроках.
6.Домашнее задание.
- Пришло время для нового д.з. У всех задание на карточке:
Составить программу.
Используя вложенные циклы, вывести на экран все двузначные числа.
Помощь
Двухзначное число записывается так: АВ =А*10+В
Например, 47 = 4 * 10 + 7
АВ= А * 10 + В
Двузначные числа: 10, 11, 12, …, 97, 98, 99.
- Итак, А – первая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.
В – вторая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.
- Сколько переменных мы видим? / две переменные А и В /.)
- Я предлагаю вам по желанию дополнительное задание:
Задача. Посчитать количество занятых мест в зрительном зале, если занято, то значение 1, свободно значение 0. Поставь дополнительные вопросы к этой задаче.
7. Итог урока.
- «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»
Запомните ребята эту народную мудрость. Ведь в жизни страшно не то, что вы боитесь узнавать новое, а страшно то, что не стремитесь к новым знаниям.
- Завершите фразу:
• Сегодня я узнал…(вложенные циклы)
• Я научился…(составлять программы, использовать при решении задач)
• У меня получилось …(таблица Пифагора на Qbasic)
• На уроке мне было…(интересно, познавательно)
- Давайте посмотрим, какого результата добился каждый из вас.
- Поставьте себе итоговую отметку.
Листок отметок | |||||
Ф.И. | Цифровой диктант | Дом. работа | Работа за ПК | Работа в классе | Итог |
оценка |
Поднимите круг с вашей отметкой.
Зеленый (отметка «5») – моё эмоциональное состояние благоприятно и я удовлетворен полностью проделанной работой.
Желтый (отметка «4») – я чувствую сомнение в успешности своих действий, пока для меня не всё понятно.
Красный (отметка «3») – я обеспокоен тем, как исправить допущенные ошибки.
- Я довольна вашими результатами и ставлю нам с вами за совместную работу зеленый круг (отметку «5»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и проверочный тест по теме "Программирование циклических алгоритмов в ABC Pascal" 9 класс
Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal», 9 классУчитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» Ютазинского муниципального ра...
Урок "Программирование циклических алгоритмов"
Урок ознакомления с новым материалом в 9 классе общеобразовательного профиля "Программирование циклических алгоритмов". Задачи:познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постуслов...
Разработка урока "Программирование циклических алгоритмов (цикл с заданным числом повторений)"
В разработке урока представлена технологическая карта урока, презентация, файл для работы с интерактивной доской, файлы для проведение этапа рефлексии....
Урок Программирование циклических алгоритмов
Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование циклических алгоритмов по программе Босовой Л.Л....
Урок Программирование циклических алгоритмов
Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование циклических алгоритмов по программе Босовой Л.Л....
Тест Программирование циклических алгоритмов 15 вариантов
Тест Программирование циклических алгоритмов 15 вариантов по 3 задания...
Программирование циклических алгоритмов. Задание для 10 класса
Задание для 10 класса на период дистанционного обучения...