Программирование циклических алгоритмов
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Сорокина Елена Викторовна
Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры. Задачи урока: 1) повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах 2) закрепить навыки составления программ с циклами 3) развитие навыков творчески подходить к решению разнообразных задач, умения выделять главное, анализировать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmirovanie_tsiklicheskikh_algoritmov.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Елена Викторовна,

учитель информатики МОУ СОШ № 32 г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект урока по теме: «Программирование циклических алгоритмов».

Тип урока: закрепление ранее изученных знаний.

Цель урока: обобщение знаний операторов цикла и обучение построению циклического алгоритма сложной структуры.

Задачи урока:

  1. повторить циклический алгоритм и дать понятие о вложенных циклах
  2. закрепить навыки составления программ с циклами
  3. развитие навыков творчески подходить к решению разнообразных задач, умения выделять главное, анализировать

 Ход урока:

То, что мы знаем – ограничено,

А, то, что мы не знаем – бесконечно.

                                П. Лаплас

  1. Актуализация. (на экране блок – схема).

       - Перед вами алгоритм, выраженный

          блок – схемой.

       - Определите результат вычислений

         для следующих чисел:

       

    Дано число:

    _________________________________    

       

    Результат:

    - Какую закономерность мы

      видим при вычислении?

      (повторение «+10»)

    - Какой это алгоритм?

    (циклический)

    - Какая тема ?

 

-А эта тема новая для вас? (предполагаемый ответ- нет)

-А какие цели вы можете поставить?

Таким образом, цель нашего урока:

-отработать умение учащихся использовать циклический алгоритм в сложных структурах на примере вложенных циклах.

-а для этого в цифровом диктанте вспомним операторы и их назначения для написания программы.

Цифровой диктант

1. FOR – NEXT - Оператор цикла.

2. Оператор СLS - является заголовком программы.

3. Do while Loop - это цикл с предусловием.

4. Нумерация строк в программе обязательна.

5. Do Loop while - это цикл с постусловием.

Проверьте себя сами, поставьте оценку в «Листок отметок».

2. Проверка д.з.(самопроверка)

          -А как помогли вам эти знания мы узнаем, проверив домашнее задание.

Получить таблицу перевода расстояния из дюймов в сантиметры для значений длин от 1 до 20 дюймов. (1дюйм=2,54см)

             

-Какие выводы можете сделать? (что одну и ту же задачу мы  решили при помощи трёх различных операторов. )

-Какой тип цикла оптимален для решения данной задачи? (Ответ: цикл с параметром)

- Оцените себя сами, поставьте отметку.

 3.Физминутка для глаз.

-Следите глазами внимательно за объектами на экране.

4.Решение задачи.

-Что вы видите на экране?(узоры, мозаики)

-На рисунках представлены разнообразные мозаики. Их объединяют математические закономерности, к поиску которых можно привлечь компьютер. До появления компьютера они были обнаружены Пифагором в виде чисел(слайд таблица Пифагора).

- Давайте составим программу, которая выводит на экран эту таблицу.

- Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности, соблюдая единственное условие: каждое число таблицы есть произведение номера строки и номера столбца, в которых оно стоит.

       Решение.

 

    - Итак, А –цифра строки, которая изменяется от 1 до 10.

                 В –цифра столбца, которая изменяется от 1 до 10.

    - Сколько переменных мы видим?            / две переменные А и В /.

    - Так как каждый цикл имеет свою переменную,

       значит сколько у нас будет циклов?                / два цикла /.

-  Если в программе содержится две структуры цикла, то это сложная циклическая программа.

- Для написания  таких программ используют вложенные циклы:

-Во вложенных циклах выделяются внешний и внутренний цикл.

Рассмотрим рисунок                                                        А

А – внешний цикл.                                                            В

Он открывается первым,

а закрывается последним.

В – внутренний цикл.                                                       В

Он открывается последним,                                             А

а закрывается первым.                              

Вложенный цикл – это цикл в цикле.

- Составим схему, по которой нам легко будет составить программу.

- Какой из циклов будет внешний, а какой внутренний?

                                                                                       FOR А=1 TO 9 STEP 1                                 

    / А – внешний цикл, /                                            FOR В=1TO 9 STEP 1

 / В – внутренний цикл /

                                                                                  < PRINT А*В >

                                                                                     NEXT В

                                                                                     NEXT А

- Составим программу:  (один ученик у доски, другие работают в тетрадях)

                 CLS

FOR А = 1 TO 9 STEP 1

FOR В = 1TO 9 STEP 1

PRINT А*В

NEXT В

PRINT

NEXT А

END

/ Коллективная проверка записи на доске, исправление ошибок. /

5. Практика. Пропедевтика.

- Если вы внимательно и терпеливо займетесь изучением свойств таблицы Пифагора, то, несомненно, отыщете новые, не менее красивые узоры.

-Что у нас получилось? (таблица)

- А как называется такая форма организации данных вы узнаете разгадав ребус (массив).

- А Маша покажет значение этого слова.(Проверка индивидуального д.з. Найти в словаре Ожегова значение слова массив и подобрать к нему изображение).

- Как обрабатывать массив мы познакомимся на следующих уроках.

6.Домашнее задание.

- Пришло время для нового д.з. У всех задание на карточке:

     Составить программу.

     Используя вложенные циклы, вывести на экран все двузначные числа.  

     Помощь

     Двухзначное число записывается так: АВ =А*10+В 

     Например,  47 = 4 * 10 + 7 

                            АВ= А * 10 + В

      Двузначные числа: 10, 11, 12, …, 97, 98, 99.

 

    - Итак, А – первая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.

                 В – вторая цифра двузначного числа, которая изменяется от ? до ?.

    - Сколько переменных мы видим?            / две переменные А и В /.)

- Я предлагаю вам по желанию дополнительное задание:

Задача. Посчитать количество занятых мест в зрительном зале, если занято,  то значение 1, свободно значение 0. Поставь дополнительные вопросы к этой задаче.

7. Итог урока.

- «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»

Запомните ребята эту народную мудрость. Ведь в  жизни страшно не то, что вы боитесь узнавать новое,  а страшно то, что не стремитесь к  новым знаниям.

- Завершите фразу:

•       Сегодня я узнал…(вложенные циклы)

•       Я научился…(составлять программы, использовать при решении задач)

•       У меня получилось …(таблица Пифагора на Qbasic)

•       На уроке мне было…(интересно, познавательно)

- Давайте посмотрим, какого результата добился каждый из вас.

- Поставьте себе итоговую отметку.

Листок отметок

Ф.И.

Цифровой диктант

Дом. работа

Работа за ПК

Работа в классе

Итог

оценка

Поднимите круг с вашей отметкой.

Зеленый (отметка «5») – моё эмоциональное состояние благоприятно и я удовлетворен полностью проделанной работой.

Желтый (отметка «4») – я чувствую сомнение  в успешности своих действий, пока для меня не всё понятно.

Красный (отметка «3»)  – я обеспокоен тем, как исправить допущенные ошибки.

- Я довольна вашими результатами и ставлю нам с вами за совместную работу зеленый круг (отметку «5»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и проверочный тест по теме "Программирование циклических алгоритмов в ABC Pascal" 9 класс

Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal»,  9 классУчитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» Ютазинского муниципального ра...

Урок "Программирование циклических алгоритмов"

Урок ознакомления с новым материалом в 9 классе общеобразовательного профиля "Программирование циклических алгоритмов". Задачи:познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постуслов...

Разработка урока "Программирование циклических алгоритмов (цикл с заданным числом повторений)"

В разработке урока представлена технологическая карта урока, презентация, файл для работы с интерактивной доской, файлы для проведение этапа рефлексии....

Урок Программирование циклических алгоритмов

Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование циклических алгоритмов по программе Босовой Л.Л....

Урок Программирование циклических алгоритмов

Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование циклических алгоритмов по программе Босовой Л.Л....

Тест Программирование циклических алгоритмов 15 вариантов

Тест Программирование циклических алгоритмов 15 вариантов по 3 задания...

Программирование циклических алгоритмов. Задание для 10 класса

Задание для 10 класса на период дистанционного обучения...