Урок информатики в 5 классе "Обработка информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок информатики в 5 классе "Обработка информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_moe.doc | 400 КБ |
раздаточный материал к уроку | 385.5 КБ |
na_dosku.docx | 9.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по информатике в 5 классе
(1 урок - 40 минут):
Тема занятия: Обработка информации.
Тип занятия: комбинированный урок с элементами игровой технологии
Цели занятия
- образовательная:
- сформировать у учащихся понятия: обработка, исходная информация, новая информация.
- рассмотреть типы обработки.
- раскрыть схему процесса обработки информации.
- научить обрабатывать информацию.
- развивающая:
- развивать у учащихся умение работать в среде Microsoft Word 2003 и Калькулятора.
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.
- развивать у учащихся умения анализировать, проводить аналогии.
- воспитательная:
- формировать у учащихся бережное отношение к имуществу.
- развивать максимальную работоспособность на уроке.
Класс: 5 класс.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить или осваивать на данном занятии:
- понимать смысл следующих понятий: обработка информации, исходная информация, новая информация.
- приводить примеры обработки информации.
- уметь выделять исходную информацию и новую информацию в процессе обработки.
- уметь работать в программах Microsoft Word 2003 и Калькулятора.
.
Краткий план открытого урока с указанием времени на каждый пункт плана:
Организационный момент – 1 минута.
Актуализация знаний учащихся – 4 минуты.
Формирование новых знаний – 10 минут.
Закрепление нового материала – 20 минут.
Подведение результата урока – 2 минуты.
Подведение итогов урока – 2 минуты.
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 мин
2. Активизация знаний учащихся – 4 мин
Я хочу начать наш урок следующим стихотворением:
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Ребята давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении всех уроков, но сделаем это рассмотрев схему, где зашифрованы основные понятия.
Перед вами на столах и на доске, схема с ребусами. Ваша задача разгадать их и правильно записать схему.
Учащиеся разгадывают ребусы и вместе с учителем заполняют схему:
разгадываем до последнего
Игра «Вопрос – ответ»
Я буду вам задавать вопросы, а вы должны мне дать правильный ответ:
1. Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, смотрите фильм, посещаете музей, вы что делаете? Получаем информацию
- Перечислите известные вам носители информации. Дискета, диски, флешки, переносной жесткий диск.
3. Какой из информационных процессов является односторонним или двухсторонним? Передача информации
Давайте еще поиграем в одну игру. Называется она «Найти пару»
В таблице есть две группы понятий, во-первых, нужно определить: что в столбцах и установить соответствие, ответы вы записываете на листе.
Ответы: Левый столбец: Источник информации
Правый столбец: Приемник информации
1 В, 2 А, 3 Б.
Постановка цели урока
Какой из информационных процессов вы еще не знаете?
Обработка информации
Сегодня мы с вами и будем разбираться, что же такое Обработка информации.
Как вы думаете, что такое Обработка информации? Приводят примеры
Все, что вы сказали, правильно. Давайте дадим определение этому понятию.
Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.
А где вы решаете задачи? На уроках математики.
Как можно предсказать погоду на завтра летом? Отвечают
Если громко квакает лягушка, небо на закате чистое, нет ветра, прохладно, в воздухе чувствуются запахи, то погода обещает быть хорошей.
Если на закате тучи, больно кусаются комары, дует порывистый ветер, низко летают ласточки, то погода будет плохой.
Собирая информацию, которую даёт природа и применяя перечисленные правила, мы получаем информацию о погоде на завтра.
Информация, которую обрабатывают, называется исходной. После обработки получается новая информация.
Получаем, что процесс обработки информации, можно представить в виде схемы:
Учитель выстраивает ему на доске
Информация обрабатывается людьми, животными, техническими устройствами
Пример 1. Ученик решает задачу
Учащиеся вместе с учителем разбирают примеры.
Исходная информация | – | условие задачи. |
Обработка | – | думает, выполняет действия |
Новая информация | – | ответ к задаче |
Пример 2. Повар пробует суп
Исходная информация | – | вкус супа |
Обработка | – | думает |
Новая информация | – | чего в супе не хватает |
Пример 3. Служебная собака по запаху ищет человека
Исходная информация | – | запах |
Обработка | – | рефлексивно ищет знакомый запах |
Новая информация | – | направление поиска |
Пример 4. Калькулятор производит сложные вычисления
Исходная информация | – | введённый пример |
Новая информация | – | результат вычислений |
Обработка информации обязательно осуществляется по какому-нибудь правилу.
Задача:
Петя и Катя придумали игру в информацию. Петя изображает компьютер. Он придумывает способ обработки информации, но не говорит о нём. Катя сообщает Пете исходные данные, Петя обработав их, говорит результат. Катя должна отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию:
(Показываю игру на презентации)
Отгадать по какому правилу Петя обрабатывает информацию
А) Замена буквы следующий за ней в алфавите
Б) Количество букв в слове
В) Запись слов наоборот
Г) Количество букв А в слове
В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных.
Но также при решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. То есть обработка информации бывает двух видов:
а) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
Какие примеры, мы с вами уже рассмотрели на данный тип обработки? Примеры 1 – 4
б) обработка, связанна с изменением формы информации, но не изменяющая ее содержания.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Теория всегда подтверждается практикой! Поэтому мы с вами пересаживаемся за компьютеры и начинаем работать.
У вас у каждого на столах лежат карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.
Пересаживаются на рабочие места и выполняют практическую работу – 20 мин.
Действия учителя: Консультации по ходу выполнения практической работы учащихся.
Обсуждение выполненных работ. Разбор ошибок.
Подведение результата урока - 2 мин
Подведение итогов урока. – 2 мин. Комментирование результатов работы учащихся. Рефлексия (анкета-опросник)
Предварительный просмотр:
Исходная информация
Новая информация
Обработка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».
В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...
Презентация к уроку информатики "Понятие об информации" 8 класс
Презентация по теме «Понятие об информации» к учебнику Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» 8-9 класс. Тема 1. В презентации предусмотрена проверка знаний по теме в виде тестов....
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс
Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...
Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...
Урок информатики по теме: "Информация — Компьютер — Информатика."
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА....