Использование Современных Образовательных Технологий в педагогической практике.
статья по информатике и икт на тему
Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы (или модуля) я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудитории, что делает процесс обучения динамичным и способствует росту познавательной активности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Современных Образовательных Технологий
в педагогической практике
учителем МБУ лицея №67 Разиной А.А.
Обоснование использования современных образовательных технологий.
Имея почти двадцатилетний опыт работы учителем информатики и информационно-коммуникационных технологий, я являюсь непосредственным участником процесса информатизации общества в целом и области образования в частности, и хорошо понимаю, что сегодня конечным результатом обучения должна стать способность моих учеников использовать компьютер в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации и организации деятельности. При этом существует также большое количество факторов, которые мне необходимо учитывать:
- изменения, которые происходят в обществе,
- задачи модернизации образования в России,
- необходимость выполнения основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования,
- вызовы, которые ставит перед нашими детьми Время.
Всё это является теми стимулами, которые постоянно заставляют искать новые подходы к обучению, выбирать современные образовательные технологии из накопленного педагогами арсенала инструментов обучения.
Часть современных образовательных технологий (СОТ), активно используемых мною с целью реализации новых задач образования, представлены ниже:
И хотя в реальности я интегрирую в учебный процесс гораздо больше инструментов, чем показано на данной схеме, это наиболее значимые технологии, которые позволяют мне строить образовательный процесс разнообразно и максимально эффективно.
Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы (или модуля) я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудитории, что делает процесс обучения динамичным и способствует росту познавательной активности учеников.
Личностно-ориентированная технология (метод проектов)
Актуальность личностно-ориентированной технологии в современном образовании объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования индивидуальной и независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Данная технология включает в себя различные подходы и методы, одним из которых является метод проектов.
Я использую метод проектов в своей профессиональной практике уже много лет. Впервые он был применен мной в 2002 году, во время работы учителем информатики в Военно- техническом кадетском корпусе г. Тольятти. В этом учебном заведении много внимания уделялось проектной методике обучения, проводились открытые уроки, мастер классы, которые я посещала. Занимаясь самообразованием, я читала книги по данной тематике. И в настоящее время этот метод находится в фокусе моего внимания. Так, в апреле 2013 года, на базе МАОУДПОС ЦИТ, я прошла обучение по программе - «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», в рамках которого были получены дополнительные знания по структуризации проектной деятельности и созданию портфолио проекта.
Использование проектной методики в своей деятельности учителя информатики и ИКТ позволяет мне формировать у учащихся такие ключевые компетентности как: технологическую, коммуникативную, информационную, познавательную и др. В рамках классно-урочного обучения я наиболее часто применяю небольшие, индивидуальные проекты, проблематика которых не выходит за рамки моего предмета. Цель таких проектов заключается, прежде всего, в закреплении пройденного учебного материала и в формировании, например, таких компетентностей, как технологическая и познавательная.
Проекты открывают перед учащимся более широкий круг проблем, которые требуют от них умения искать необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, работать с различными информационными системами, например в сети Интернет. Тем самым происходит формирование информационной компетентности ученика и навыков самостоятельного подхода к решению проблемы. Взаимодействие, в рамках проектной работы, с учителем и с другими учащимися формирует коммуникативную компетентность. Результаты работы учащиеся демонстрируют в день защиты проектных работ. Как правило, готовится презентация в среде MS PowerPoint или с использованием интернет - технологий, что закрепляет технологическую компетенцию ученика.
Результат работы по проектной методике ощущается, прежде всего, в желании учащихся узнавать что-то новое для себя, в их повышенной мотивации к изучению предмета. Опросы учащихся показывают, что им нравится создавать свои проекты и демонстрировать их окружающим. Положительную стабильность качества знаний учащихся по информатике и ИКТ за последние два года также можно привести в качестве доказательства эффективного влияния использования мною проектной методики на уроках информатики.
Главная проблема, возникающая при использовании в образовательном процессе проектной методики, на мой взгляд, заключается в ее органичном сочетании с традиционной системой предметного классно-урочного обучения. В умении найти разумный компромисс между двумя этими подходами, наверное, и заключается искусство преподавания с использованием метода проектов. Решая данную проблему, я пытаюсь определить, как построить проектную деятельность так, чтобы она дополняла классно-урочную систему и способствовала, в частности закреплению практических навыков, отработке межпредметных связей и т.п. Большое внимание я уделяю и тщательному, предварительному планированию проектной работы при помощи соответствующих программных продуктов, например программы GanttProject
Вывод: я применяю и буду продолжать применять проектную методику в своей практической деятельности учителя информатики и ИКТ, как метод, позволяющий разнообразить подчас рутинный школьный образовательный процесс и раздвигающий рамки восприятия окружающего мира.
Информационно-коммуникационная технология
Одной из основных технологий, которая применяется мною в образовательном процессе, является информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Выбор этой технологии оправдан не только тем, что я являюсь учителем информатики и должен применять ее, что называется, по определению, но и теми огромными преимуществами, которые можно получить, используя компьютер, и связанные с ним возможности работы в локальной сети образовательного учреждения и в глобальной сети Интернет, на своих уроках. Вот перечень лишь некоторых из них:
- Разработка дидактических и раздаточных материалов.
Для их создания можно, например, использовать текстовый процессор MS Word, в который заложена возможность подготовки документов практически любого уровня сложности с использованием таблиц, графических объектов, организационных диаграмм и т.п. Наглядность уроку можно придать, используя программу создания презентаций MS PowerPoint. Большое количество рисунков в презентации, наличие анимированных объектов, со вкусом подобранная цветовая гамма добавляют зрелищности уроку, вызывают неизменный интерес у учащихся, и, в конечном счете, способствуют лучшему запоминанию учебного материала.
- Доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).
В сети Интернет за последние годы накоплено огромное количество качественного учебного материала в самой разнообразной форме. Это презентации, видео-уроки, учебники и т.п. В своей учебной деятельности я нередко использую понравившиеся мне ЦОР, так как это позволяет значительно сократить время на подготовку такого материала. Кроме того, к этому материалу могут напрямую получить доступ и сами ученики, так как компьютерный класс, в котором я работаю, подключен к сети Интернет.
- Быстрая диагностика результатов обучения.
В последние годы, с переходом российского образования на систему проверки знаний при помощи ГИА и ЕГЭ, стали популяры тесты, в которых учащиеся выбирают один из предлагаемых вариантов ответа. Использование компьютерных тестов в таком формате, вместо бумажных, позволяет учителю за сравнительно короткое время получить объективный срез знаний у всех учащихся. При этом сама компьютерная программа может выдать развернутую статистику ответов на вопросы с указанием допущенных ошибок и выставить итоговую оценку. Здесь важным является то, что результат тестирования становится известен сразу и у учащегося не возникает сомнений в его объективности, так как оценку выставила программа. Подобные компьютерные тесты можно найти в сети Интернет или разработать самой, что для учителя информатики не представляет особой сложности.
- Интенсификация процесса обучения.
Используя компьютер, подключенный к проекционному оборудованию можно вывести на экран наиболее важные части учебного материала, которые предназначены, например, для записи учащимися в тетради. При этом, у учителя отпадает необходимость в частом повторении текста этого материла, так как его можно держать на экране до тех пор, пока он не будет записан всеми учениками и появляется возможность более плавного перехода к следующей части урока. Здесь следует также отметить работу принципа «лучше один раз увидеть». Не только вербальное, но и визуальное восприятие информации, безусловно, способствует быстрому и качественному запоминанию учебного материала.
- Рост мотивации и познавательной активности.
Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы и методы учебной деятельности, например, включить в канву урока игровой компонент. Играя, разгадывая ребусы, отвечая на вопросы викторины, учащиеся испытывают удовольствие от процесса обучения, при этом задействуется их эмоциональная память и стимулируется творческая и познавательная активность, а также интерес к предмету, что не может не сказаться на результатах обучения.
- Организация и анализ информации.
Моя личная практика доказывает, что использование ИКТ для организации и анализа информации намного более эффективно, чем известные традиционные способы. Для централизованного хранения данных и их обработки я использую электронные таблицы или базы данных, созданные в MS Excel и MS Access. Например, в этих программах можно хранить результаты тестирования учащихся, а заложенная в данные программы функциональность позволяет быстро проводить анализ этих результатов за любой диапазон времени.
Мною, как учителем информатики и ИКТ, использование данной технологии на уроках является вполне естественным. Я не только применяю ее, но и обучаю других пользоваться возможностями этой технологии. Одним из примеров ее применения может служить разработанная мной презентация по теме «Электронные таблицы в нашей жизни», которую я использую на уроках в 7-х классах и кроссворд по этой теме опубликованный на сайте ТолВики. Также в качестве примера можно привести создание учащимися 11-х классе Web-сайтов в рамках открытого урока, в которых они должны были продемонстрировать свое умение.
Результатом применения данной технологии можно считать уверенное использование учащимися компьютера в повседневной жизни, например, для поиска информации в сети Интернет, а также качественное усвоение учебного материала, о чем свидетельствуют результаты ГИА и ЕГЭ.
Главная проблема, возникающая при использовании ИКТ, заключается в том, что учащиеся часто отвлекаются на игры, не санкционированные выходы в сеть Интернет и т.п. Решением данной проблемы является постоянная загруженность учащихся во время урока и использование различных форм и методов работы с целью удержания их мотивации на должном уровне.
Вывод: как учителю информатики и ИКТ, мне сложно представить себе свои уроки без использования информационно-коммуникационной технологии. Эта технология, с оснащением школ компьютерами, проекторами и другим необходимым оборудованием настолько прочно вошла в жизнь каждого учителя, что ее, безусловно, можно отнести к разряду основных. Мне следует лишь повышать свое мастерство в ее применении, изучая новые программные продукты и новые возможности предоставляемые компьютерной техникой.
Здоровье-психосберегающая технология
С моей точки зрения, необходимостью для любого учителя является использование здоровье-психосберегающих технологий, поскольку сохранение здоровья ученика - принципиально важная задача школы. А учитывая все более ухудшающееся состояние экологии, негативные нравственные изменения, происходящие в обществе (как в нашей стране, так и в других странах), всё это заметно сказывается на уровне здоровья людей, как физического, так и психического. И особенно детей. Поэтому я уделяю большое внимание вопросам сохранения здоровья и психического состояния учеников.
Использование учениками информационных технологий привносит дополнительные особенности учебному процессу, которые обязательно необходимо учитывать, чтобы учебный процесс был экологичным.
Чтобы реализовывать здоровьесберегающие технологии, я руководствуюсь нормами СанПин, в которых очень подробно расписаны требования к состоянию физической среды и эргономические требования. Я постоянно читаю актуальную информацию из интернет-источников по тематике информационной безопасности учащихся.
Все факторы, которые я учитываю при реализации здоровье и психосберегающих технологий, я свела в таблице ниже. Там же систематизированы возможные трудности и пути их преодоления:
Факторы, влияющие на здоровье ученика | Элементы педагогической технологии (профлактические и минимизирующие негативные факторы) | Возможные сложности при реализации технологии | Возможные пути преодоления сложностей |
Состояние физической среды (Состояние воздуха, освещенность, объем помещения, высота мебели, | Выполнение требований норм СанПин при организации пространства и учебного процесса. | Старые здания не всегда соответствуют современным нормам СанПин. Устаревшая техника более вредно воздействует на среду. Не всегда известно, как влияет на среду новая техника. | Частое проветривание помещений, Максимальный учёт требований при организации пространства,замена устаревающей техники на более экологичные устройства. Постоянный мониторинг информации о возможно вредном влиянии новых устройств на состояние среды. |
На физическом уровне (неправильное и статичное положение тела, глаз в течение длительного периода) | Учет требований эргономики при подборе и расстановке мебели в классе. Смена деятельности во время урока каждые 7-10 минут, Рассадка детей с учетом группы здоровья, роста, состояния зрения Физкультминутки, Гимнастка для глаз, Смена форм активности на уроке, позволяющих смену положения тела (например, чередование индивидуальных и групповых форм работы) | Учащиеся быстро растут, меняется соотношение их роста размера мебели На физ упражнения может не хватать времени. Учащиеся могут не желать выполнять упражнения. | Необходимо регулярно мониторить, соотвествует ли высота стула и стола росту ученика, пересматривать и оптимизировать планировать урок с учетом встраивания разминок и чередования различных форм активности. Продумать и чередовать упражнения, которые учащиеся будут выполнять с удовольствием. Систематически проводить разминки, тогда система будет поддеривать сама себя. |
На уровне духа, способностей (приоритеты, ценность знаний, стремление быть успешным, способности к усвоению информации) | Использование различных способов повышения познавательной активности. Подбор тематики проектов, упражнений с учетом ценностей знаний Стимулирование участия учащихся в различных мероприятиях, способствующих успешной реализации способностей учеников Стимулирование познавательной активности учащихся | Влияние СМИ на падение общего уровня культуры и ценности знаний | Целеустремленность и личный пример учителя. Реализация личностно-ориентированных образовательных технологий |
Состояние души | Создание комфортной обстановки обучения Учет психологической совместимости учеников при рассадке и распределении по группам Проявление уважения, сострадания, интереса к ученикам | Возможен закрытый психологический климат в классе, сформировавшийся ранее. Пропаганда антиценностей в СМИ | Целеустремленность, ценностная целостность и личный пример учителя. Формирование у учащихся понимания происходящего и формирование у них выработки личного отношения к происходящим негативным процессам |
Информационная среда | Профилактика медиазависимости учеников Обеспечение безопасного контента при использовании Интернета Развитие критического отношения к распространяемой через Интернет информации Обучение безопасному поведению в социальных сетях Развитие информационной культуры. Контроль информационных перегрузок учащихся и обучение их профилактике | Негативные факторы, способные разрушить информационную безопасность учащихся, часто не распознаются учащимися в силу их незрелости. Постоянное увеличение информационных угроз создает сложности для их отсечения | Обеспечение информационной безопасности учащихся всеми возможными средствами Регулярный мониторинг состояния информационной среды, на которую возможно повлиять учителю. Выработка у учащихся принципиального понимания происходящих процессов и способствование формирование у них иммунитета к негативным информационным влияниям. |
Выводы: систематическая реализация здоровье-сберегающих принципов и технологий дает хорошие «плоды». По данным опросов, которые я провожу в начале и в конце учебного года учащиеся не чувствуют себя перегруженными как физически, так и эмоционально и информационно (89%), начинают понимать негативное воздействие медиазависимости (прирост 20%), умеют использовать средства фильтрации информации (прирост 26%), чувствуют себя психологически комфортно на уроках (100%).
В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что использование СОТ на уроках информатики и ИКТ позволяет мне достигать запланированных результатов по повышению качества обучения, максимально сохраняя при этом здоровье своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/25/picture-5088-1732515586.jpg)
«Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ»
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реал...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/25/picture-118307-1503669341.jpg)
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ
Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1179068-1572262094.jpg)
Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."
Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-889971-1486369127.jpg)
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/03/picture-1156690-1651599968.jpg)
Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/07/picture-1404569-1707292932.jpg)
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...