Определение количества информации
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Ерегина Оксана Вячеславовна

Конспект урока по теме "Определение количества информации". 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon operedelenie_kolichestva_informatsii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Определение количества информации»

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Возрастная категория: 8 класс

Цели урока:

  • Научиться решать задачи на определение количества информации.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.

  1. Мотивация и целеполагание

Опрос учащихся.

  1. На прошлой неделе мы познакомились с понятием количества информации. Что же это такое?
  2. В каких единицах измеряется количество информации?
  3. Назовите в порядке возрастания единицы измерения информации.

Далее учащиеся пишут маленькую проверочную, которая определит их умения переводить числа из одной единицы измерения информация в другую.

Содержимое проверочной работы:

I вариант

3,5 Кб = … байт

1024 бит =  байт

1,5 Мб+ 202 Кб = …Кб

II вариант

4,8 Кб = … байт

256 бит =  байт

1,6 Гб+ 202 Мб = …Мб

На прошлом уроке мы с вами также познакомились с формулой N=2I. Теперь научимся решать задачи, пользуясь этой формулой.

  1. Первичное усвоение нового материала

Учитель объясняет на двух примерах, как решаются задачи.

Учитель: Для решения задач нужно использовать вышеуказанную формулу.

N – количество букв в алфавите. (Например, если для составления какого-либо сообщения использовался русский алфавит, то N=33). Часто в задачах употребляется понятие мощность алфавита, которое обозначает как раз количество символов в нём.

I – вес одного символа (т.е. сколько битов нужно для кодирования этого символа).

Пример1

Маше пришло сообщение, вес одного символа составляет 2 бита. Нужно найти мощность алфавита (сколько в нем букв)?

Решение

  1. Из условия видно, что I=2.
  2. Подставляем известное значение в формулу, указанную выше

N=2^2

N=4

В алфавите 4 символа.

Пример 2

Для составления сообщения использовался алфавит из 64 символов. Найти вес одного символа.

  1. N = 64. Нужно найти I.
  2. Подставляем в формулу известно нам значение N

64 = 2I

  1. Представляем 64, как 2 в степени 8

28 = 2I

  1. Вспоминаем правило математики: если основания равны, то и показатели степеней равны.

В нашем случае основания равны «2». Следовательно, степени будут равны:

        I = 8 бит.

При использовании 64-символьного алфавита символ кодируется 8 битами.

Учащиеся  делают соответствующие записи в тетради.

Далее учащиеся самостоятельно решают  задачи из учебника. На решение трех задачи отводится 15 минуты. После этого осуществляется разбор задач на доске.

  1. Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о ее падении на одну из граней?

Решение:

  1. N =4  =>  
  2.  4=2i    =>    
  3. 22=4i    =>  
  4.  i=2бит
  1. Из мешочка вынимают шарики с номерами, и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 5 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.

Решение:

  1. N=2i   =>    N=25    =>   N=32 шарика
  1. Какое количество информации при игре в крестики-нолики на поле размером 4х4 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока.

Решение:

  1. 4х4=16 (количество возможных сообщений)
  2. N = 16 =>
  3. 16=2i   =>
  4. 24=2i  =>
  5. I=4бит

  1. Итог урока

Учитель: Итак, сегодня мы научились решать задачи на определение количества информации с помощью формулы N=2I.

Вопрос учащимся: «Еще раз напомните, что обозначает N в формуле определения количества информации»

Вопрос учащимся: «Что обозначает I в формуле?»

  1. Домашнее задание

1)Прочитать п. 1.3.2.

2) Решить задачу: Какое количество информации при игре в крестики-нолики на поле размером 8х8 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вероятностный подход к определению количества информации

"Урок на тему: Вероятностный подход к определению количества информации"...

Тема урока “Определение количества информации”

В настоящее время на экзаменах по информатике, есть много заданий по теме “Определение количества информации”. Цель данного урока – закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержател...

Вероятностный подход к определению количества информации 10класс

Материал разработан на два урока, с использованием электронных таблиц Excel...

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...