Определение количества информации
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Конспект урока по теме "Определение количества информации". 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
operedelenie_kolichestva_informatsii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Определение количества информации»
Предмет: информатика
Форма урока: урок
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Возрастная категория: 8 класс
Цели урока:
- Научиться решать задачи на определение количества информации.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.
- Мотивация и целеполагание
Опрос учащихся.
- На прошлой неделе мы познакомились с понятием количества информации. Что же это такое?
- В каких единицах измеряется количество информации?
- Назовите в порядке возрастания единицы измерения информации.
Далее учащиеся пишут маленькую проверочную, которая определит их умения переводить числа из одной единицы измерения информация в другую.
Содержимое проверочной работы:
I вариант
3,5 Кб = … байт
1024 бит = байт
1,5 Мб+ 202 Кб = …Кб
II вариант
4,8 Кб = … байт
256 бит = байт
1,6 Гб+ 202 Мб = …Мб
На прошлом уроке мы с вами также познакомились с формулой N=2I. Теперь научимся решать задачи, пользуясь этой формулой.
- Первичное усвоение нового материала
Учитель объясняет на двух примерах, как решаются задачи.
Учитель: Для решения задач нужно использовать вышеуказанную формулу.
N – количество букв в алфавите. (Например, если для составления какого-либо сообщения использовался русский алфавит, то N=33). Часто в задачах употребляется понятие мощность алфавита, которое обозначает как раз количество символов в нём.
I – вес одного символа (т.е. сколько битов нужно для кодирования этого символа).
Пример1
Маше пришло сообщение, вес одного символа составляет 2 бита. Нужно найти мощность алфавита (сколько в нем букв)?
Решение
- Из условия видно, что I=2.
- Подставляем известное значение в формулу, указанную выше
N=2^2
N=4
В алфавите 4 символа.
Пример 2
Для составления сообщения использовался алфавит из 64 символов. Найти вес одного символа.
- N = 64. Нужно найти I.
- Подставляем в формулу известно нам значение N
64 = 2I
- Представляем 64, как 2 в степени 8
28 = 2I
- Вспоминаем правило математики: если основания равны, то и показатели степеней равны.
В нашем случае основания равны «2». Следовательно, степени будут равны:
I = 8 бит.
При использовании 64-символьного алфавита символ кодируется 8 битами.
Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
Далее учащиеся самостоятельно решают задачи из учебника. На решение трех задачи отводится 15 минуты. После этого осуществляется разбор задач на доске.
- Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о ее падении на одну из граней?
Решение:
- N =4 =>
- 4=2i =>
- 22=4i =>
- i=2бит
- Из мешочка вынимают шарики с номерами, и известно, что информационное сообщение о номере шарика несет 5 битов информации. Определите количество шариков в мешочке.
Решение:
- N=2i => N=25 => N=32 шарика
- Какое количество информации при игре в крестики-нолики на поле размером 4х4 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока.
Решение:
- 4х4=16 (количество возможных сообщений)
- N = 16 =>
- 16=2i =>
- 24=2i =>
- I=4бит
- Итог урока
Учитель: Итак, сегодня мы научились решать задачи на определение количества информации с помощью формулы N=2I.
Вопрос учащимся: «Еще раз напомните, что обозначает N в формуле определения количества информации»
Вопрос учащимся: «Что обозначает I в формуле?»
- Домашнее задание
1)Прочитать п. 1.3.2.
2) Решить задачу: Какое количество информации при игре в крестики-нолики на поле размером 8х8 клетки получит второй игрок после первого хода первого игрока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вероятностный подход к определению количества информации
"Урок на тему: Вероятностный подход к определению количества информации"...
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Тема урока “Определение количества информации”
В настоящее время на экзаменах по информатике, есть много заданий по теме “Определение количества информации”. Цель данного урока – закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного и содержател...
Вероятностный подход к определению количества информации 10класс
Материал разработан на два урока, с использованием электронных таблиц Excel...
Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
Урок с использованием ЭОР....
Алфавитный подход к определению количества информации. (8 класс)
Технологическая карта урока....
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.
Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...