Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Ерегина Оксана Вячеславовна

Конспект урока информатики для 8 класса по теме "Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolichestvo_informatsii.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания»

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная

Возрастная категория: 8 класс

Цели урока:

  • познакомить с понятием количества информации и единицами измерения информации(бит, байт, килобайт, мегабайт, килобайт);
  • научить переводить числа, представленные в одной единице измерения информации, в другую единицу измерения;
  • научиться рассчитывать количество информации, которое несет некоторое сообщение по формуле N=2I.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.

  1. Мотивация и целеполагание

Вспомним математику. В чем измеряется расстояние? (Ответ: километры, метры, сантиметры и т.п.)

А в чем измеряется масса? (ответ: килограммы, граммы и т.п.)

Вопрос: А информацию мы можем измерить? (Ответ: да)

Учитель: в течение этого урока мы познакомимся с основными единицами измерения информации и научимся рассчитывать количество информации, которое несет некоторое сообщение.

  1. Первичное усвоение нового материала

Учитель: Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний. Получение новой информации приводит к уменьшению неопределенности знания. Если информационное сообщение приводит к уменьшению неопределенности знания, значит, оно содержит информацию.

За контрольную работу вы можете получить четыре оценки : «2», «3», «4», «5». Когда вы узнаете оценку, неопределенность вашего знания уменьшается в четыре раза, так как получено одно из четырех возможных информационных сообщений.

То есть, чем изначально больше возможных вариантов исхода события, тем больше информации мы получим в конце.

Обращение к учащимся: Найдите в учебнике, что же такое количество информации, запишите определение в тетрадь. Один ученик зачитывает определение вслух.

На доске показываю формулу

N=2I

Обращение к учащимся: Найдите в учебнике, что обозначает буква N и I.

Один из учеников отвечает.(N –количество информационных сообщений, I – количество информации, которое несет одно такое сообщение).

Учащиеся записывают формулу с пояснениями в тетрадь.

Учитель:  в начале урока мы говорили о расстоянии, которое измеряется в метрах. А какая же единица измерения информации используется для измерения информации? Учащиеся ищут ответ в учебнике (бит).

В тетради чертят следующую таблицу:

1 байт

8 бит

1 килобайт(КБ)

1024 байтов

1 мегабайт (Мб)

1024 Кбайт

1 гигабайт (Гб)

1024 мегабайт

Чтобы запомнить единицы измерения учащиеся по цепочке называют единицы измерения, начиная с самой меньшей.

Практическая часть

Учащиеся по цепочке выходят к доске и решают примеры по переводу чисел из одной единицы измерения в другую.

Перед этим учащимся  выдается схема, которая вклеивается в тетрадь. Учитель объясняет, как пользоваться этой схемой.

Примеры:

1) 1байт -> бит

2) 1,7 Мб -> Кб

3) 3 Гб -> Мб

4) 1,7 Кб -> байт

5) 256 бит -> байт

6) 45 байт -> бит

7) 1,5 Мб -> Кб

8) 1,9 Кб -> байт

9)  1,7Мб + 100,75КБ + 16000байт= ... Кб

10)2 байт + 12,75бит + 0,25Кб= ... бит

Последний пример учащиеся решают самостоятельно, затем обмениваются тетрадями в парах и проверяют друг друга.

Затем учащиеся садятся за компьютеры для знакомства с калькулятором.

Учитель  рассказывают, какие виды калькулятора существуют («обычный», «инженерный», «программист», «статистика») на компьютере и для чего они могут применяться.

Учащиеся проверяют результаты вычислений на компьютерном калькуляторе.

  1. Итог урока

В конце урока учащиеся на листочках располагают в порядке возрастания единицы измерения, при этом ничем пользоваться нельзя. Учитель собирает листочки и проверяет, насколько хорошо учащиеся запомнили единицы измерения информации.

  1. Домашнее задание
  1. П 1.3 читать
  2. Выучить единицы измерения информации
  3. 1.3,1.4 письменно в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания

Ресурс рассказывает о получении информации, неопределённости знания, единицах измерения информации, приведены примеры определения количества информации по формуле (можно легко определить количество во...

Презентация на тему: "Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания".

презентация разработана для узучения темы: "Кодирование информации"...

Контрольная работа "Единицы измерения количества информации. Определение количества информации"

Контрольная работа представлена в 4-х вариантах. Обращаю ваше внимание на то, что на оценку "удовлетворительно" (3) необходимо правильно решить 5-6 заданий из 10; на оценку "хорошо" (4) - 7-8 зад...

10_2_Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний...

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

В данной презентации дается основная формула информатики. Основная и наименьшая единица измерения информации. Затем представлен алфавитный и содержательный подход к измерению информации. Также дано по...