Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №2
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №2 -3
Тема урока: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления полученных знаний)
Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 90 минут
Цель урока:
Знание алгоритма выполнения арифметических операций в различных позиционных системах счисления.
Задачи урока.
Обучающие:
- научить выполнять арифметические операции в двоичной позиционной системе счисления.
Развивающие:
создать условия для понимания связей при выполнение действий в разных системах счисления;
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
Воспитательные:
- помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать умению работать в группе;
- создать условия для воспитания ответственности за коллектив, самостоятельности.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
№3.1 3,1410 = 3*100 + 1*10-1 + 4*10-2
10,12 = 1*21 + 0*20 + 1*2-1
№3.4 Для числа 11 – основание 2, для числа 99 - основание10.
- Повторение
-Что такое система счисления?
- Какие бывают системы счисления?
- Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
- Сколько цифр в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системе счисления?
- Задания на слайдах 2 - 3.
- Объяснение нового материала.
(сопровождается презентацией «К уроку 2»)
Рассмотрим арифметические операции в двоичной системе счисления. Все операции выполняются по одним и тем же известным правилам.(слайды 5 – 11)
Сложение | Вычитание | Умножение | Деление |
0+0=1 0+1=1 1+0=1 1+1=10 +1102 10012 | 0-0=0 1-0=1 1-1=0 0-1=11 -1102 | 0×0=0 1×0=0 0×1=0 1×1=1 ×1102 100102 | 1102 112 11 102 0 |
- Закрепление.
Выполнить указанные действия (первый пример – фронтально, 2 и 3 самостоятельно с самопроверкой)
Задание 1.
Выполнить сложение:
- 11001112 + 101112 = (11111102)
- 101112 + 111002 = (1100112)
- 1001112 + 10012 = (11000002) (проверка на слайде 12)
Задание 2.
Выполнить вычитание:
- 10110112 - 1012 = (10101102)
- 11011012 - 1002 = (11010012)
- 101112 - 1102 = (100012) (проверка на слайде 13)
Задание 3.
Выполнить умножение:
- 10112 × 1012 = (1101112)
- 11012 × 112 = (1001112)
- 101112 × 1102 = (100010102) (проверка на слайде 14)
Задание 4.
Выполнить деление:
- 111102 : 1012 = (1102 )
- 10011012 : 1112 = (10112)
- 111102 : 1102 = (1012) ( проверка на слайде 15)
- Индивидуально - групповая работа.
1 группа: Выполнить сложение, вычитание в восьмеричной системе счисления
Разобрать выполненные действия: | Вычислить самостоятельно: |
2348+658 = 3218 4174 8– 2368 =37368 | 56128+ 4578= (62718) 5618- 678= (4728) |
Результат проверить с помощью программы Калькулятор.
2 группа: Выполнить сложение, вычитание в шестнадцатеричной системе счисления.
Разобрать выполненные действия: | Вычислить самостоятельно: |
76А5616+ В26D16=81СС316 D23A16- 45E16=CDDC16 | 98EF16 +A45E16 = (13D4D 16) F45A16- 29816= (F1C216) |
Результат проверить с помощью программы Калькулятор.
3 группа:
Выполнить сложение, вычитание, умножение и деление чисел 23410 и 7810 в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления с помощью программы Калькулятор. Результат записать в тетрадь.
Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная |
23410+ 7810=1001110002 23410 - 7810= 100111002 23410 × 7810= 1000111010011002 23410 : 7810= 112 | 23410+ 7810= 4708 23410 - 7810= 2348 23410 × 7810= 435148 23410 : 7810= 38 | 23410+ 7810= 13816 23410 - 7810= 9С16 23410 × 7810= 474С16 23410 : 7810= 316 |
- Самостоятельная работа.
1 вариант Выполнить действия:
| 2 вариант Выполнить действия:
|
3 вариант Выполнить действия:
| 4 вариант Выполнить действия: 1. 101010112 + 10111012=1000010002
|
- Домашнее задание.
§ 3.1.2, №3.6;
дополнительно: Выполнить действия:
- 528 + 258 =
- 5418 – 738 =
- А4Е716 + В5А916 =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кодирование и обработка числовой информации"
Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....
«Кодирование и обработка числовой информации»
Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...
8 класс. Кодирование и обработка числовой информации
В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...
Дифференцированные задания_Кодирование и обработка числовой информации
В данном материале имеются разноуровневые задания различной степени сложности....
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
Урок №1 по теме "Кодирование и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
План урока №1...
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
Приложения к уроку №1...