Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Разумова Наталья Васильевна

План урока №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1

Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

- организация совместной учебной деятельности по изучению различных системах счисления;

- обобщение умения  записывать числа в свернутой и развернутой формах в различных системах счисления.

Задачи.

Обучающие:

- сформировать понятие системы счисления, основания системы счисления;

- знать какие бывают системы счисления;

- уметь записывать числа в свернутой и развернутой формах и переводить числа из позиционной системы счисления в непозиционную и наоборот;

Развивающие:

- развивать  познавательный  интерес, логическое  мышление, память, творческий подход к решению задачи, самоконтроль.

Воспитательные:

  - воспитывать информационную культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

- В каком виде информация представлена в компьютере?

 -Какие цифры используются для представления информации в компьютере?

- Как называется система счисления, которой мы пользуемся?

- Какие ёще известны системы счисления?

  1. Объяснение нового материала.

(сопровождается презентацией «Системы счисления»)

В современном мире известно множество способов представления чисел. Число можно представить группой символов некоторого алфавита.

Система счисления – совокупность правил для обозначения и наименования чисел.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. (слайды 1 – 5)

Обсуждение и просмотр презентации, подготовленной учащимися по теме «Системы счисления» (Первая группа – «Позиционные системы счисления», вторая – «Непозиционные системы счисления»)

Непозиционная - система счисления, в которой величина обозначаемая цифрой в записи числа не зависит от ее позиции (римская).

Позиционная - система счисления, в которой величина обозначаемая   цифрой, в записи числа зависит от ее позиции (десятичная и др.)

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Двоичная

2

0.1

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6.7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

Любое число в позиционной системе можно представить в свернутой и развернутой форме.

551,08 –  запись десятичного числа в свернутой форме

551,0810 = 5*102 + 5*101 + 1*100 + 0*10-1 + 8*10-2 – запись числа в развернутой форме

101,01 –      запись двоичного числа в свернутой форме

101,012 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2запись числа в развернутой форме

 (слайд 6)

  1. Закрепление.

Задание 1. Укажите, какие числа записаны с ошибками. Ответ обоснуйте.

1567;  3005,234;  185,7948;  11022;  1345,526;  112, 0113;  16,5455;  В105,А11;  13АЕ,1К16 (слайд ?)

Задание 2. Запишите в развернутой форме числа:

N8 = 7764,1      (7*83 + 7*82 +6*81 +4*80 + 1*8-1)

N5 = 2430,43     (2*53 + 4*52 +3*51 +0*50 + 4*5-1+ 3*5-2)

N16 = 3AF,15     (3*162 + A*161 +F*160 +1*16-1 + 5*16-2)

(Самопроверка после выполнения работы на слайде 8)

Задание 3.Переведите число из римской системы счисления в десятичную:

XLIX (49)

CCCXLVII (347)

(Самопроверка после выполнения работы на слайде 9)

Задание 4*. В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь, 42 груши. В какой системе счисления подсчитаны деревья?(Ответ: в шестеричной системе счисления, т.к 146 + 426 =1006)

  1. Практическая работа

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

-Перевести с помощью программы Калькулятор номер наступающего года в двоичную,      восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.

Порядок работы:

  1. Запустить программу Калькулятор
  2. Перевести в режим расширенных возможностей (Вид – Инженерный)
  3. Ввести число, переключатель перевести  в положение Bin (двоичная),  Oct (восьмеричная), Hex (шестнадцатеричная)
  4. Записать ответы в тетрадь.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Переведите числа из римской системы счисления в десятичную:

Вариант 1

Вариант 2

LXXXVI (Ответ:86)

CMXCIX   (Ответ:999)

  1. Запишите десятичные числа в римской системе счисления:

Вариант 1

Вариант 2

464 (Ответ: CDLXIV)

397 (Ответ:CCCXCVII)

  1. Записать числа в развернутой форме:

Вариант 1

Вариант 2

15,2310 =             275,038 =   56АС516 =

582,0910 =                 1011,012 =   9А7В3216 =

  1. Домашнее задание.

§ 3.1.1, № 3.1, 3.4, 3.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс. Кодирование и обработка числовой информации

В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...

Кодирование и обработка числовой информации 9 класс

Урок №1 по теме "Кодирование  и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....

Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №2

Арифметические операции в позиционных системах...