Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
учебно-методический материал по информатике и икт (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №1
Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
- организация совместной учебной деятельности по изучению различных системах счисления;
- обобщение умения записывать числа в свернутой и развернутой формах в различных системах счисления.
Задачи.
Обучающие:
- сформировать понятие системы счисления, основания системы счисления;
- знать какие бывают системы счисления;
- уметь записывать числа в свернутой и развернутой формах и переводить числа из позиционной системы счисления в непозиционную и наоборот;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, творческий подход к решению задачи, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать информационную культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Ход урока
- Актуализация опорных знаний.
- В каком виде информация представлена в компьютере?
-Какие цифры используются для представления информации в компьютере?
- Как называется система счисления, которой мы пользуемся?
- Какие ёще известны системы счисления?
- Объяснение нового материала.
(сопровождается презентацией «Системы счисления»)
В современном мире известно множество способов представления чисел. Число можно представить группой символов некоторого алфавита.
Система счисления – совокупность правил для обозначения и наименования чисел.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. (слайды 1 – 5)
Обсуждение и просмотр презентации, подготовленной учащимися по теме «Системы счисления» (Первая группа – «Позиционные системы счисления», вторая – «Непозиционные системы счисления»)
Непозиционная - система счисления, в которой величина обозначаемая цифрой в записи числа не зависит от ее позиции (римская).
Позиционная - система счисления, в которой величина обозначаемая цифрой, в записи числа зависит от ее позиции (десятичная и др.)
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Двоичная | 2 | 0.1 |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6.7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F |
Любое число в позиционной системе можно представить в свернутой и развернутой форме.
551,08 – запись десятичного числа в свернутой форме
551,0810 = 5*102 + 5*101 + 1*100 + 0*10-1 + 8*10-2 – запись числа в развернутой форме
101,01 – запись двоичного числа в свернутой форме
101,012 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2– запись числа в развернутой форме
(слайд 6)
- Закрепление.
Задание 1. Укажите, какие числа записаны с ошибками. Ответ обоснуйте.
1567; 3005,234; 185,7948; 11022; 1345,526; 112, 0113; 16,5455; В105,А11; 13АЕ,1К16 (слайд ?)
Задание 2. Запишите в развернутой форме числа:
N8 = 7764,1 (7*83 + 7*82 +6*81 +4*80 + 1*8-1)
N5 = 2430,43 (2*53 + 4*52 +3*51 +0*50 + 4*5-1+ 3*5-2)
N16 = 3AF,15 (3*162 + A*161 +F*160 +1*16-1 + 5*16-2)
(Самопроверка после выполнения работы на слайде 8)
Задание 3.Переведите число из римской системы счисления в десятичную:
XLIX (49)
CCCXLVII (347)
(Самопроверка после выполнения работы на слайде 9)
Задание 4*. В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь, 42 груши. В какой системе счисления подсчитаны деревья?(Ответ: в шестеричной системе счисления, т.к 146 + 426 =1006)
- Практическая работа
Перевод чисел в позиционных системах счисления.
-Перевести с помощью программы Калькулятор номер наступающего года в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
Порядок работы:
- Запустить программу Калькулятор
- Перевести в режим расширенных возможностей (Вид – Инженерный)
- Ввести число, переключатель перевести в положение Bin (двоичная), Oct (восьмеричная), Hex (шестнадцатеричная)
- Записать ответы в тетрадь.
- Самостоятельная работа.
- Переведите числа из римской системы счисления в десятичную:
Вариант 1 | Вариант 2 |
LXXXVI (Ответ:86) | CMXCIX (Ответ:999) |
- Запишите десятичные числа в римской системе счисления:
Вариант 1 | Вариант 2 |
464 (Ответ: CDLXIV) | 397 (Ответ:CCCXCVII) |
- Записать числа в развернутой форме:
Вариант 1 | Вариант 2 |
15,2310 = 275,038 = 56АС516 = | 582,0910 = 1011,012 = 9А7В3216 = |
- Домашнее задание.
§ 3.1.1, № 3.1, 3.4, 3.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс. Кодирование и обработка числовой информации
В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
Урок №1 по теме "Кодирование и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс
Приложения к уроку №1...
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №2
Арифметические операции в позиционных системах...
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №2
Приложения к уроку №2...
Кодирование и обработка числовой информации 9 класс урок №4-5
Электронные таблицы...