Формы представления информации (кодирование, метод координат)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разработан с тем, чтобы показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации; сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» (информации) на основе анализа примеров; познакомить с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования; научить определять, различать и описывать способы кодирования информации, прививать навыки самостоятельного планирования учебного времени в условиях ограничения времени. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_predstavleniya_informatsii.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока «Формы представления информации (кодирование, метод координат)» (5 , 8 класс, информатика)
Шикабиева Наталья Владимировна, учитель информатики
Цели (задачи) урока образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Результаты урока Предметные Уметь различать и описывать способы кодирования информации. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Тип урока, педагогическая технология изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. | Оборудование урока Доска, мультимедиа проектор, карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка, алгоритм самооценки. Учебник: Информатика5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Босова. – 4-е изд., М. Бином. Лаборатория знаний 2012 |
Опорные понятия, термины Координатная плоскость, код, кодирование | Новые понятия и связи между ними Графический, числовой, символьный способ кодирования |
Контроль, самоконтроль на уроке Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в группах. | Домашнее задание $ 1.7, $1.8 стр. 29-31 Р.Т. №№31-32 стр. 30 №34 (кол-во по желанию) |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия ученика (ов) | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Попробуйте составить ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение. | Находят картинки, для составления ребусов для названных слов. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Уметь анализировать данные. Преобразовывать слова из одной формы в другую |
3.Целеполагание и мотивация | Что такое ребус? С какой целью люди кодируют информацию? Какие знаки используют для представления информации? - Поэтому тема нашего урока не просто «Кодирование», а «Формы представления информации» - Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | Графический способ кодирования, числовой способ кодирования В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. -научиться представлять информацию различными способами. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Перед знакомством с новым материалом детей разделить на группы Даётся задание группам: 1.необходимо составить ребусы из выбранных картинок, и объяснить комбинацию фигур и знаков. 2. по координатам построить рисунок, соединяя точки отрезками последовательно | Отбираются картинки и оставляются ребусы По координатам составляется рисунок Делается вывод | Наблюдение, проблемная ситуация работа в группах (сравнение). | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. Задание выполняется в тетради, проверяя и проговаривая устно цепочкой. | Выполняют задание самостоятельно в тетради: Сверяют выполненные задания с доски | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь отстаивать свою точку зрения, уметь правильно оформлять работу |
6. Релаксация (физминутка). | - Выполним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Приложение №1) | Снять утомление. | |||
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Выполняют самостоятельная работу. Затем работа в группах Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Уметь выполнять построение рисунка по координатам |
8. Подведение итогов урока. | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели? Почему? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. | |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? − Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. |
Самостоятельная работа 1.
Используя готовые картинки на компьютере составляют ребусы для слов
информация, кодирование, хранение.
Самостоятельная работа 2.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(4,2), 3(1,2), 4(4,5), 5(2, 5),
6(4,7), 7(3,7), 8(5,9), 9(7,7), 10(6,7), 11(8,5), 12(6,5), 13(9,2), 14(6,2), 15(6,1),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-1.
Задание: Представить информацию с помощью чисел.
Известны координаты точек: 1(4, 1), 2(3,2), 3(3,3), 4(4,4), 5(5,4),
6(5,8), 7(9,8), 8(9,6), 9(11,6), 10(11,8), 11(12,8), 12(12,6), 13(13,6), 14(13,4), 15(14,4),
16(15,3), 17(15,2), 18(14,1). Соедините точки последовательно отрезками
И получите рисунок.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1.
Приложение 1. Физкультминутка для глаз
- Фокусируйте взгляд на точке, которая на расстоянии метра и точке вдали,
- Сильно зажмурьтесь, посчитайте до 10, потом сильно раскройте глаза,
- Сидя на стуле, опишите глазами окружность, не двигая головой.
- Передвигайте взгляд по максимально возможной границе. Закройте глаза и отдохните минуту
- Не двигая головой, отводите взгляд то вправо, то влево, затем вверх и вниз.
- Каждое упражнение выполнять 3-5 раз
- Закройте глаза и помассируйте виски средними пальцами в течение 15 сек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод координат (урок в рамках темы: «Формы представления информации»). С применением интерактивной доски
АВТОР:Мартынова Маргарита Анатольевна, учитель информатики МОУ Шуйская СОШ №1 (п.Шуя, Прионежский р-он)Предмет:ИнформатикаКласс:5Тема урока:Метод координат (урок в рамках темы: «Формы пред...
Тема: Формы представления информации. Метод координат.
Цели:Систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.;Познакомить учащихся с методом координат.Развить ...
Формы представления информации. Метод координат.
План - конспект открытого урока по информатике в 5 классе....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...
Презентация по теме "Метод координат как форма представления информации"
Презентация к уроку по теме "Метод координат как форма представления информации". Урок изучения нового матриала. Содержит задания для закрепления, дифференциированное домашнее задание....
Презентация к уроку информатики в 5 классе "Формы представления информации. Метод координат"
Презентация к уроку.Цель урока: Формирование представлений у учащихся о методе координат как способе представления графической информации...
Кодирование как изменение формы представления информации"
Урок по теме "Кодирование как изменение формы представления информации" разработан для учащихся 5 класса (УМК: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ФГОС )...