Метод координат (урок в рамках темы: «Формы представления информации»). С применением интерактивной доски
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
АВТОР: | Мартынова Маргарита Анатольевна, учитель информатики МОУ Шуйская СОШ №1 (п.Шуя, Прионежский р-он) |
Предмет: | Информатика |
Класс: | 5 |
Тема урока: | Метод координат (урок в рамках темы: «Формы представления информации»). |
Тип урока: | Комбинированный урок включает в себя теорию и практику |
Цели и задачи урока: |
|
Оборудование: |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_predstavleniya_informacii.rar | 1.09 МБ |
plan_-konspekt_uroka.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
111
111
121
121
131
131
141
141
151
151
161
111
111
121
121
131
131
141
141
151
151
161
Предварительный просмотр:
АВТОР: | Мартынова Маргарита Анатольевна, учитель информатики МОУ Шуйская СОШ №1 (п.Шуя, Прионежский р-он), МОУ СОШ №35, г. Петрозаводск |
Предмет: | Информатика |
Класс: | 5 |
Тема урока: | Метод координат (урок в рамках темы: «Формы представления информации»). |
Тип урока: | Комбинированный урок включает в себя теорию и практику |
Цели и задачи урока: |
|
Планируемые учебные результаты: | предметные – представление о кодировании как изменении формы представления информации; метапредметные – умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире. |
Оборудование: |
|
Межпредметная связь: | Русский язык, математика, история. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задачи этапа | УУД |
1. Организационный момент (инициация) | Приветствие Здравствуйте ребята! Итак, на прошлом уроке у нас была очень интересная тема урока. Кто мне скажет какая? (ответ Кодирование) А что такое код? А кодирование? А какую информацию и с помощью чего мы кодировали? Я предлагаю повторить тему прошлого урока. И сделать это необычным способом, но сначала давайте вспомним… Итак, если мне надо закодировать имя АНЯ, что мы будем делать? (смотрим на экран). (Слайд №2).А теперь разгадайте, что я здесь закодировала? Да, Рита. Молодцы! Это моё краткое имя. А моё полное имя…. (Маргарита Анатольевна) Перед вами лист бумаги, на которой – код с числами и буквами. Напишите свое краткое имя с помощью кода. Поменяйтесь листочками в паре и проверьте, не сделал ли ваш сосед ошибки.
Мы только что участвовали в двух важных процессах, которые часто встречаются в информатике - КОДИРОВАНИЕ и ДЕКОДИРОВАНИЕ Кодирование – это? Представление информации с помощью кода, а декодирование – это обратный процесс. Правильно. Приставка ДЕ - обозначает процесс наоборот. Кто, знает похожие пары слов, где второе слово при помощи приставки ДЕ обозначает процесс наоборот ? | - отвечают на вопросы (ответ Кодирование) Код – это система условных знаков для представления информации Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода Текст с помощью цифр Дети подсказывают Ученики выполняют задание. Самопроверка КОДИРОВАНИЕ и ДЕКОДИРОВАНИЕ Инсталляция ДЕинсталляция Градация (лат. Gradatio, ступеньчатое повышение) Деградация - падение | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Личностные: - развитие грамотной речи, памяти Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: - развитие логического мышления, познавательной активности |
2. вхождение или погружение в тему Целеполагание и мотивация | Вхождение в тему Мы узнали, что при помощи чисел можно кодировать слова. А вы знаете, что при помощи чисел можно кодировать и рисунки. А поможет нам сегодня в этом Метод координат. Внимание на экран! И это тема нашего урока Давайте попробуем поставить цель нашего урока? (наводящие вопросы, подсказки) цель урока: Познакомиться с методом координат - универсальным способом кодирования графической информации с помощью чисел. (Слайд №3). | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | |
3. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Объяснение материала Мы будем создавать рисунок по точкам. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Ее также называют прямоугольной декартовой системой координат – в честь французского математика Рене Декарта (Слайд №4). (Слайд 5). Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная – осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («ноль»). (Слайд №6). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе – по оси OY. Эти числа называются координатами точки. (Слайд №7). Чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены многоэтажные дома. Куда сначала надо пройти? Правильно! Сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY) (Слайд №8). Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. С ними Вы познакомитесь в старших классах. (Слайд №9). Сейчас мы будем работать только в первой координатной четверти Демонстрация примера: Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5),6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7),11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Давайте попробуем отметить эти точки на координатной плоскости, на доске по очереди будем отмечать и у себя на листочке с координатами. (Общение с детьми у доски). А теперь попробуем соединить их отрезками в определенной последовательности (1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 1), то получим рисунок… Все получили рисунок? Что получилось? В каком процессе мы сейчас участвовали? (обращение к табличкам) Правильно. Мы декодировали графическое изображение, т. е. наш рисунок. Вам все понятно? Молодцы! (Слайд №10). Давайте представим, что в центре квадрата сидит муха, которая может ползать вверх, вниз, влево, вправо. Я отдаю мухе команды, и как только она выйдет за пределы большого квадрата вы должны крикнуть «Стоп!». Давайте поиграем. (игра продолжается 1 минуту) | Выполняют задание на листах по инструкции физкультминутка | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Познавательные УУД: - формирование представлений о кодировании как способе изменения формы представления информации Личностные: -развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, умения представлять информацию различными способами , умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: - развитие диалогической речи Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
4. | Проверка усвоения материала Я предлагаю вам выполнить практические задания за компьютером. Данная программа «Координатная плоскость» предназначена для отработки навыков работы c координатной плоскостью. Итак, ребята перед вами открыта программа координатная плоскость. Что вы видите в окне программы? (ОСИ ) Правильно! А как они называются (ось ОX и ось OY) Правильно! А что не хватает на осях! (Цифр) Правильно! Напротив слова «Шкала» поставьте галочку. Теперь по заданию попробуйте раскодировать рисунок. Только учтите, что для соединения точек необходимо включить режим «Линия есть». Кто справиться быстрей может раскрасить рисунок, включив режим Заливка». | Учащиеся подходят к компьютерам, знакомятся с приемами работы в практикуме «Координатная плоскость». Каждому ученику выдать для выполнения индивидуальное задание. (учитель выдает конверты заданий или карточки с номерами, какое задание выполнить) | ||
5. | Презентация работ учащихся | Ребята показывают свои работы | ||
6. | Подведение итогов урока Я попрошу вас вернуться на свои места. (Слайд №11). Я хочу вам что-то сказать. В этой таблице спрятана записка для каждого из вас. Попробуйте разгадать (Ты - молодец. Ура!). Вы действительно молодцы, хорошо справились с практическим заданием. (Слайд №12-17). Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1) С какими двумя процессами мы сегодня работали? (Кодирование и декодирование). 2) Зачем нам надо уметь кодировать и декодировать информацию? (Нас окружает много информации, а её надо понимать и уметь с ней работать) 3) С помощью какого метода мы декодировали рисунки? (Метод координат) 4) Где в нашей жизни мы можем встретить примеры использования метода координат… Учитель просит учащихся привести собственные примеры. Чаще всего звучат варианты: ряд и место в зрительном зале кинотеатра, игра «Морской бой», отметка в школьном журнале на пересечении Ф.И. ученика и даты проведения урока, отметка в школьном дневнике на пересечении названия урока и столбца «Оценка», график дежурств, школьное расписание и пр. Если у детей возникают затруднения в приведении примеров, учитель помогает им наводящими вопросами. 5) Кто предложил всему миру метод координат? (Рене Декард) 6) Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются? (два числа, координаты) | Учащиеся отвечают на вопросы. Кодирование и декодирование Нас окружает Метод координат Рене Декард два числа, координаты | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8. | Самое главное (Слайд 18) | |||
9. | Домашнее задание (Слайд 19) | |||
10. | Рефлексия (Слайд 20). Поставьте свою точку на плоскости, насколько вам было понятно и интересно на уроке. (максимум 5 баллов) Учитель дает свою оценку. (Если остается время предложить дать название рисунку). | Ученики выставляют свои точки на системе координат, можно их соединить и получить рисунок, назвать его.))) | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Спасибо всем за работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Формы представления информации. Метод координат.
Цели:Систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;Объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.;Познакомить учащихся с методом координат.Развить ...
Интерактивный плакат на тему: Формы представления информации
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Данный плакат показывает все формы предтавления информации....
Формы представления информации. Метод координат.
План - конспект открытого урока по информатике в 5 классе....
Презентация по теме "Метод координат как форма представления информации"
Презентация к уроку по теме "Метод координат как форма представления информации". Урок изучения нового матриала. Содержит задания для закрепления, дифференциированное домашнее задание....
Формы представления информации (кодирование, метод координат)
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разработан с тем, чтобы показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование ...
Презентация к уроку информатики в 5 классе "Формы представления информации. Метод координат"
Презентация к уроку.Цель урока: Формирование представлений у учащихся о методе координат как способе представления графической информации...
Мастер-класс "Интерактивная доска. Формы и способы применения интерактивной доски на уроках"
Цели:Познакомить с основными возможностями использования интерактивной доски на уроках;Дать представление о преимуществах, которые дает использование интерактивной доски на уроках...