Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК — физкультминутки для глаз.
материал по информатике и икт на тему
Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК — физкультминутки для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glaza.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Здоровьесберегающие технологии при работе на ПК — физкультминутки для глаз.
Цели и Задачи:
- Профилактика глазных заболеваний, тренировка зрения, снятие напряжения с глаз.
- Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников.
- Повышение мотивации к обучению.
- Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
- Развитие у детей навыков самоконтроля психофизического состояния.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительнодвигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительнодвигательный стереотип. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Как уменьшить нагрузку на глаза при работе за компьютером?
Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70 см.
Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз, уровень верхней кромки экрана должен быть на высоте лба.
В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.
Новые семнадцатидюймовые мониторы дают крупное и отчетливое изображение. При постоянной работе на таком мониторе глаза устают значительно меньше.
Шрифт на экране должен быть темным, а фон светлым. Зеленые и оранжевые цвета «плывут» и редко дают отчетливое изображение.
Мелкий шрифт вреден для глаз. Задайте масштаб изображения 120 - 150%.
Через каждые 15 - 20 минут работы за компьютером следует делать перерыв. Во время этих перерывов не стоит читать или смотреть телевизор.
Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, - необходимо работать в очках;
Ограничение времени игры в игры и работы в Интернете;
Поощрение мультимедиа со звуком.
- Продолжительность работы за компьютером:
5-6 лет -10 минут
1-4 класс -15 минут
5-7 класс -20 минут
8-9 класс -25 минут
10-11 класс - 50 минут (с перерывом 15 мин.)
Взрослые - не более 2 часов
После занятий за ПК со своими учениками всегда провожу для своих глаз профилактические упражнения. Они просты в применении и не требуют много времени и места.
Несложные упражнения для мышц глаз:
- Исходное положение - сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте их на 3-5 секунд. Повторите 5-10 раз.
- Исходное положение - сидя. Быстро моргайте глазами в течение 1-2 минут.
- Исходное положение - стоя. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затем поставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз. (Можно делать, не снимая очков.)
- Исходное положение - сидя. Закройте веки и слегка массируйте их круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
- Исходное положение - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века. Повторите 3-4 раза.
Все эти упражнения способствуют улучшению кровообращения глаз, облегчают зрительную работу на близком расстоянии, снимают утомление глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, коньки, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащённой кислородом.
Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.
Витамин А (ретинол) оказывает влияние на состояние слизистых оболочек глаза, участвует в образовании светочувствительного вещества сетчатки. Дефицит витамина А вызывает сужение поля зрения и нарушение способности различать цвета. Витамин А содержится:
- В продуктах животного происхождения: в печени, яйцах, молоке, сливочном масле, сырах, печени морских рыб;
- В овощах, фруктах и ягодах оранжевого и зеленого цвета: моркови, абрикосах, облепихе, салате, капусте, зеленом горошке.
Суточная потребность 1,5 мг.
Витамин В2 (рибофлавин) также оказывает значительное влияние на органы зрения: участвует в поддержании нормальной функции глаза и синтезе гемоглобина очень важного в кроветворении, повышает остроту зрения, способность различать цвета.
Витамина В2 особенно много в дрожжах, орехах, отрубях, различных крупах, овсяных хлопьях, бобах, мясе. Суточная потребность 2,5мг.
Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, углеводном обмене, восстановлении тканей и образовании гормонов, обменных процессах организма, положительно влияет на стенки сосудов, их проницаемость, в том числе сосудов глаза.
Особенно много витамина С находится в черной смородине, шиповнике, петрушке. В профилактических целях применяются для восстановления организма при тяжелом умственном напряжении и длительном труде. Суточная потребность 70-100мг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя»
Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Т...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, являет...
Здоровьесберегающие технологии в работе социального педагога
В представленной статье говорится о создании позитивного настроения, повышение мотивации к учебной деятельности, повышение стрессоустойчивости учащихся, что является главными задачами в работе с...
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развити...
«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы музыкального руководителя)
Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в детском саду....