Моделирование ситуаций в электронных таблицах
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Цель урока:
Закрепить у учащихся навыки решения задач с помощью электронных таблиц (OpenOffice.org Calc ): составления алгоритма решения, визуализация полученного результата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_v_elektronnykh_tablitsakh.docx | 572.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование ситуаций в электронных таблицах
Бирюкова Наталья Александровна,
учитель физики, информатики МБОУ лицея №8 города Ставрополя
Цель урока:
Закрепить у учащихся навыки решения задач с помощью электронных таблиц (OpenOffice.org Calc ): составления алгоритма решения, визуализация полученного результата
Задачи урока:
Образовательные:
- Практическое применение изученного материала.
- Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
- Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих практическую направленность.
- Развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить.
- Оформление результатов задач в виде графиков, диаграмм, удачно сочетая их тип, вид, форматирование и параметры.
- Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
Развивающие:
- Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.
- Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
- Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
- Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Оборудование
Материальное обеспечениеКомпьютерный класс с ОС Linux – ЭТ OpenOffice.org CalcОфисное приложение OpenOffice.org CalcМультимедийный проекторРаздаточный материалПрезентация урока
Ход урока
- Актуализация опорных знаний.
- Разминка.
- Решение задач практического характера.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Актуализация знаний: Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора и его возможностей. Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от государственного до домашнего.
Разминка: Давайте вспомним основные этапы построение моделей на ПК
Задача:
Электрик Петров приставил к стене лестницу и , поднявшись вверх, остановился на одной из ее ступеней. В это время концы лестницы стали скользить вдоль стены и пола. Проведите исследование кривой падения электрика Петрова.
Начнем решение данной задачи с первого этапа: формализации задачи.
Целью моделирования является исследование движения лестницы.
Вопрос учителя | Ответ (предполагаемый) |
Рассмотрим подробнее объект моделирования: | Лестница-объект моделирования, состоит из ступенек |
Перечислите существенные признаки объекта моделирования | Длина, количество ступеней, угол, |
Как расположены ступени? | На одинаковом расстоянии друг от друга |
Параметры ступени | Номер ступени, для определенности нумерацию начинаем снизу вверх. |
Как движется объект моделирования | При скольжении концов лестницы угол между лестницей и стеной изменяется от некоторого значения φ0 до 90° |
Каков результат моделирования | Построение кривой движения электрика Петрова |
Как построить кривую? | Составить ее уравнение и построить график функции |
Разработка модели. Построение информационной модели.
Объект | Параметры объекта | Действия объекта | |
Название, обозначение | Значение | ||
Лестница | Длина L, Количество ступеней N, Расстояние между ступенями d, Угол наклона лестницы φ, Шаг изменения угла Δφ | Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Расчетные данные Исходные данные | Скольжение концов лестницы вдоль стены и пола |
Ступенька лестницы | Номер ступеньки, на которой стоит электрик k Расстояние до нижнего конца лестницы Расстояние до верхнего конца лестницы Координата x Координата y | Исходные данные Расчетные данные Расчетные данные Результат Результат | Изменение положения |
Построение математической модели
Используя рисунок, построим математическую модель. Очевидно, что для точки А меняется только ее координата по оси Y от L до 0, для точки В меняется координата по оси X от 0 до L. Вычислим координаты точки С, где находится электрик Петров.
BC= d*k
AC=L-BC=L-d*k
X=AC*sin(φ)
Y=BC*cos(φ)
φ=φ0+Δφ
Построение компьютерной модели
Для построения компьютерной модели используем табличный редактор OpenOffice.org Calc
Внесем в таблицу исходные данные:
Длина лестницы 1,8м
Количество ступеней 10
Номер ступеньки, на которой стоит электрик 9
Начальное значение угла 0
Шаг изменения угла 5°
Выполним расчёты
Рассчитываемая величина | Формула | Формула в ячейке |
Расстояние между соседними ступеньками | Длина лестницы/ количество ступеней | =$B$2/$B$3 |
BC | d*k | =$B$6*B4 |
AC | L-d*k | =$B$2-B7 |
Угол в градусах | φ=φ0+Δφ | =D3+$B$5 |
Угол в радианах | Φ* π/180 | =RADIANS(D3) |
Координата x | AC*sin(φ) | =$B$8*SIN(E3) |
Координата y | BC*cos(φ) | =$B$7*COS(E3) |
Компьютерный эксперимент
Исследовать вид кривой падения электрика Петрова от номера ступеньки, на которой он стоит
Построим график функции:
- Выделим диапазон ячеек (столбцы с координатами x,y)
- Для построения диаграммы воспользуемся мастером диаграмм (Вставка→Диаграмма)
- Выберем тип диаграммы – Диаграмма XY
- Следуя указаниям мастера построения диаграмм, построим диаграмму на том же листе таблицы
Проведение эксперимента
Изменяя номер ступеньки, отследить изменения графика движения электрика Петрова.
Скопировать полученные диаграммы (сделать скриншот экрана) в текстовый документ.
Провести анализ результатов исследования, убедившись, что кривая падения электрика похожа на часть эллипса.
Исследовать вид кривой в зависимости от номера ступени
Сохранить результат работы в папке «Учащиеся» под своей фамилией.
Домашнее задание
Построить модель расчёта продуктов для туристов, используя таблицу «Продукты для похода»
Литература
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология создания тестов и моделирования биологических и физических явлений в среде электронных таблиц»
Открытый урок. Класс 11Тип урока Защита проекта с коллективным обсуждением оценки в соответствии с критериямиЦели урока Обобщить знания, полученные при изучение темы «Техноло...
Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»
Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»...
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...
Моделирование в электронной таблице MS Excel
Конспект урока на тему: "Моделирование в электронной таблице MS Excel. Графические информационные модели". Материал конспекта ориентирован на учащихся 9 класса. Конспект содержит теоретический материа...
Разработка урока "Моделирование в среде электронных таблиц"
Учащимся предлагается вычислить с помощью формул в среде электронных таблиц индивидуальную норму калорий в сутки. Разработка содержит раздаточный материал для учеников, презентацию, видеоро...
Математическое моделирование с помощью электронной таблицы
Урок №31Тема: «Математическое моделирование с помощью электронной таблицы». Практическая работа №148 классТип урока: Урок рефлексии, комбинированный....
Практическая работа по теме: "Компьютерное моделирование с использованием электронных таблиц".
Данная разработка направлена на закрепление у обучающихся навыков работы в электронных таблицах (заполнение таблиц данными, работа с формулами, построение диаграмм).Работа предполагает проведение комп...