«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»
статья по информатике и икт на тему
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
31.03.2014г. Давлетова Р.Р., учитель физики и информатики
МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова
с.Растопуловка»
Выступление на РМО по теме
«Использование современных образовательных технологий
для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.
Технологии
- -развивающее обучение;
- -проблемное обучение;
- -разноуровневое обучение;
- -коллективная система обучения (КСО);
- -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
- -технология « дебаты»;
- -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
- -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
- -технология развития «критического мышления»;
- -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
- -информационно – коммуникационные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
- - систему инновационной оценки « портфолио»;
- - технологию дистанционного обучения
- технология мастерских
- групповое обучение
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
- технологию проблемного (эвристического) обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- коммуникативные технологии
- игровые технологии
- исследовательские технологии
(метод проектов, эксперимент, моделирование)
В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Следует приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).
Исследование и проект?
Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета информатики формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.
ФГОС каждой ступени образования представляет собой совокупность требований:
- к структуре основной образовательной программы;
- к условиям реализации основной образовательной программы;
- к результатам освоения основной образовательной программы.
Системообразующей составляющей стандартов стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Новые стандарты ориентируются не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные образовательные результаты. Остановимся подробнее на образовательных результатах, т.е. целях обучения информатике, которые формулирует государство в ФГОС.
Основное образование
Метапредметные цели: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Среднее (полное) образование
Метапредметные цели: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Литература
1. Примерные программы по учебным дисциплинам. Информатика, 7-9 классы. [http://standart.edu.ru]
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. [http://standart.edu.ru
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. [http://standart.edu.ru]
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [http://standart.edu.ru]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...
Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы до...
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования в процессе обучения физики в 7 классе
из опытаработы...
Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...
Проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов
Проектная деятельность, автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке». Рекреационная нагрузка на территорию. Степень уплотненности почв...
Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....