«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»
статья по информатике и икт на тему

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

31.03.2014г.                                                                                        Давлетова Р.Р., учитель физики и информатики

МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова

с.Растопуловка»

Выступление на РМО  по теме

«Использование современных образовательных технологий 
для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне   ФГОС»

                Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Технологии

  • -развивающее обучение;
  • -проблемное обучение;
  • -разноуровневое обучение;
  • -коллективная система обучения (КСО);
  • -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
  • -исследовательские методы обучения;
  • -проектные методы обучения;
  • -технология « дебаты»;
  • -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
  • -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
  • -технология развития «критического мышления»;
  • -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
  • -информационно – коммуникационные технологии;
  • -здоровьесберегающие технологии;
  • - систему инновационной оценки « портфолио»;
  • - технологию дистанционного обучения
  • технология мастерских
  • групповое обучение

Большое  распространение получили следующие образовательные технологии:

  • технологию проблемного (эвристического) обучения; 
  • технологии уровневой дифференциации;
  • коммуникативные технологии
  • игровые технологии
  • исследовательские технологии

   (метод проектов, эксперимент, моделирование)

       В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Следует приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

Исследование и проект?

    Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

    Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

      Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

      Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

     В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

  • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;
  • Подготовка и защита презентации;
  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

     В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета информатики формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться.

ФГОС каждой ступени образования представляет собой совокупность  требований:

  • к структуре основной образовательной программы;
  • к условиям реализации основной образовательной программы;
  • к результатам освоения основной образовательной программы.

       Системообразующей составляющей стандартов стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные  цели образования. Новые стандарты ориентируются не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные образовательные результаты. Остановимся подробнее на образовательных результатах, т.е. целях обучения информатике, которые формулирует государство в ФГОС.

Основное образование

Метапредметные цели: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Среднее (полное) образование

Метапредметные цели: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Литература

 1. Примерные программы по учебным дисциплинам. Информатика, 7-9 классы. [http://standart.edu.ru]

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. [http://standart.edu.ru

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. [http://standart.edu.ru]

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [http://standart.edu.ru]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы до...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

В статье рассматривается сущность проектной деятельности в образовательном учреждении как одно из средств достижения личностных метапредметных результатов. Обозначены задачи обучения проектной деятель...

Проектная деятельность учащихся как средство достижения личностных метапредметных результатов

Проектная деятельность, автор повествует об организации и проведении экологического проекта «Путешествие по зеленой ветке». Рекреационная нагрузка на территорию. Степень уплотненности почв...

Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....