Программное обеспечение компьютера
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему

Рыбакова Наталья Алексеевна

Изучению программного обеспечения компьютера в базовом курсе уделяется все возрастающее внимание, что связано с важностью освоения учащимися приемов работы с операционной системой и необходимостью овладения прикладными программными средствами информационно-коммуникационными технологиями. На этом уроке изучаются следующие вопросы:

• назначение  программного  обеспечения  компьютера и его виды; 

• операционная система;

·  взаимосвязь аппаратного  и программного обеспечения.

Представленный урок содержит следующие материалы:

·         презентацию;

·         разработку урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучению программного обеспечения компьютера в базовом курсе уделяется все возрастающее внимание, что связано с важностью освоения учащимися приемов работы с операционной системой и необходимостью овладения прикладными программными средствами информационно-коммуникационными технологиями. На этом уроке изучаются следующие вопросы:

• назначение  программного  обеспечения  компьютера и его виды; 

• операционная система;

  • взаимосвязь аппаратного  и программного обеспечения.

Тема урока: Программное обеспечение компьютера.

Цель  урока: 

Сформировать у учащихся понятие программного обеспечения компьютера, основных его видов и выполняемых  им задач.

 Задачи:

- обучающие:

  • формирование представления о понятиях «программное обеспечение», знакомство с классификацией ПО, формирование представления о взаимодействии аппаратных и программных средств компьютера;

- развивающие: 

  • развитие речи, мышления, памяти, выделение главного, формирование логического мышления (вывод, анализ, обобщение);
  • развивать стремление учащихся к активной познавательной деятельности;

-воспитательные: 

  • воспитания информационной культуры, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе

Основные понятия и термины урока:

 операционная система, системное программное обеспечение, прикладные программы..

Вид урока: комбинированный

  Тип урока: урок формирования новых знаний.

  Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, групповая с презентацией,

Используемые формы педагогической деятельности: активизация знаний и внимания, беседа, индивидуальная деятельность, создание учебных познавательных и коммуникативных ситуаций.

  Необходимое техническое оборудование:  мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Компетенции учащихся на уроке:

Основные понятия

Основные знания

Основные умения

Элементы порядка вклю-чения ПК.Фильтр, Блок бесперебойного питания

Правила поведения и безопасности   в компьютерном классе.

Порядок включения, выключения  ПК.

Состав ПК.

Системный блок, монитор, клавиатура, мышь

Работа с элементами ПК.

Понятие о программе. Рабочий стол. Меню. Файл

Начальные знания об  операционной системе.  

Запуск  программы, управление окном программы.

Основные этапы урока:

Этап

Кол-во мин

1.Организационный момент. Постановка целей урока

2 мин.

2.Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)

5 мин

3.Объяснение новой темы. Беседа с использованием проектора, фронтальная работа

20 минут

4.Физкультурная пауза

2 мин.

5.Закрепление материала. Групповая работа:

  1. Формулировка задания
  2. Закрепление нового материала, работа в парах.

10мин.

6.Заключительный контроль, проверка работ. Итог

5 мин

7. Рефлексия.

2 мин

8. Домашнее задание

1мин

Технологическая карта:

Этап 1. Организационный момент. Приветствие.(1 мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Приветствие, проверка присутствующих

Сообщения темы, цели.

«Программное обеспечение компьютера.»

Запись темы в тетради.

Этап 2 Актуализация знаний(3 мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Учитель проводит фронтальный опрос:

  1.  Звуки музыки вовлекают нас в новую тему. Что это за тема,  вы сформулируете сами немного позже. А сейчас скажем, благодаря какой программе мы можем слушать музыку на компьютере? 
  2. Мы рассмотрим Слайд1:
  1. Звучит музыка;
  2. Рисуем в графическом редакторе;
  3. Играем ;
  4. Смотрим мультфильмы
  1. Какие программы вы еще знаете? 
  2. Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? 

Отвечают на вопросы. 

Ответ: мы слушаем музыку на компьютере с помощью музыкального проигрывателя

Ответ: с помощью графического редактора  мы создаем рисунок на компьютере

Ответ: перечисляют программы

Ответ: сегодня на уроке мы будем говорить о программах

Изучать новую тему мы будем по следующему плану

1.Понятия программа, программное обеспечение(ПО)

2.Классификация ПО

3.Взоимосвязь аппаратного и программного обеспечения.

4.Резедентные программы.

Смотрят презентацию.

Запись плана урока в тетради

На уроке мы с вами познакомимся с новыми определениями, новыми программами. А в конце урока мы выполним самостоятельную работу, которая покажет, как вы усвоили новую тему.

 

Этап 3. Изложение  нового материала(16  мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Изложение нового материала в форме диалога, опираясь на презентацию.

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией, его необходимо научить выполнять нужные действия. Научить- значит построить работу компьютера по инструкции. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру. Она называется программой. Компьютер без программ - бесполезное украшение, груда пластика и металла. Только программы делают его нашим помощником

 

Понятия

Программа–это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.
   
   Программное обеспечение компьютера – совокупность всех, используемых в компьютере программ. Слайд 4,5

✍ Аппаратное обеспечение«hardware»

✍ Программное обеспечение«software»

Запись в тетрадь

Слайд 6,7

Слайд8 Классификация программного обеспечения

http://dpk-info.ucoz.ru/_pu/0/s58213295.jpg

Просмотр

Запись в тетрадь

Слайд 9     Системное программное обеспечение является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера, так как обеспечивает взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера.
      Этот комплекс программ руководит работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном, так и на программном уровне. Самой важной системной программой является операционная система, которая обычно хранится на жестком диске. При включении компьютера ее основная часть переписывается с жесткого диска во внутреннюю оперативную память и там находится на протяжении всего сеанса работы компьютера. Кроме операционной системы к системному программному обеспечению относятся различные комплексы программ, которые предназначены для выполнения особых функций, например различные утилиты, программы проверки диска, архиваторы, антивирусные программы и др.
      Умение работать в системной среде очень важно, так как позволяет сесть за любой компьютер и начать работать с конкретной программой.

Просмотр

Слайд10         Прикладное программное обеспечение составляют все имеющиеся на компьютере прикладные программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя.
      Наибольшей популярностью пользуются следующие группы прикладного программного обеспечения:

• текстовые процессоры — дли создания текстовых документов;
• табличные процессоры (электронные таблицы) — для вычислений и анализа
   информации, представленной в табличной форме;
• базы данных — для организации и управления данными;
• графические пакеты — для представления информации в виде рисунков и
   графиков;
• коммуникационные программы — для обмена информацией между компьютерами;
• интегрированные пакеты, включающие несколько прикладных программ разного
   назначения;
• обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, системы
   проектирования и дизайна;
• игры.

Просмотр

Слайд11.       Инструментарий программирования – это средства, предназначенные для создания системного и прикладного программного обеспечения. Его составляют разнообразные языки и среды программирования, такие, как Бейсик, Паскаль, С++, Delphy и др.

   

Просмотр

Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения. Слайд 12,13http://dpk-info.ucoz.ru/_pu/0/66448541.jpg

В центре окружности – аппаратная часть компьютера. Чем ближе окружность с программами к аппаратуре, тем важнее роль программ в организации работы устройств и тем сложнее пользователю работать такой среде.
Непосредственно обеспечивает работу устройств системная среда. Более дружественна пользователю прикладная среда, которая в меньшей степени влияет на работу аппаратной части, а в основном ориентирована на преобразование информации и выдачу
 результата

Запись в тетрадь

Слайд13

или частично из ОЗУ. Это, например, прикладные программы.  Классификацию ПО можно систематизировать по другому параметру, а именно по длительности нахождения в оперативной памяти. Это резидентные программы и нерезидентные.
     
Резидентные программы – это программы, на протяжении всей работы компьютера находящиеся в его оперативной памяти. Их постоянное присутствие в ОЗУ связано с тем, что эти программы на протяжении всего периода включения компьютера следят за его состоянием. Это операционная система, антивирусные программы.
     
Нерезидентные программы – это программы, которые по окончании своей работы выгружаются полностью

Запись в тетрадь

Этап 4. Физкультурная пауза  (1  мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Слайд14

Систему упражнений

Начнём на раз! – с вращений.

На два всем руки вверх поднять.

На три — присесть,

Потом — всем встать,

Четыре — всем носки достать и

Снова встать, уже на пять

Слушают дежурного и по его команде выполняют упражнения.

Этап 5   Самостоятельная работа

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Закрепление знаний. Работа в группах с карточкой самостоятельной работы (Приложение1)

 

Ученики работают с групповой карточкой.

Выставление оценок

Этап 6  Контроль. Подведение итогов.

Что делает учитель

Что делают учащиеся

1.Просмотр правильных ответов

Слайд 17-20

Выставление оценок

2.Фронтальная работа  со Слайдом 21

Выводы

 Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Ответы учеников.

Этап 7  Рефлексия

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Фронтальный опрос

– Что на уроке запомнилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…

Ответы на вопросы

Этап 8  Домашнее задание

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Учитель задаёт домашнее задание объясняя как его выполнить.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Литература:

1. Информатика  ФГОС. Учебник для 7 класса. Л.Л.Босова - М.:Бином. Лаборатория   знаний ,2014г.

2.Информатика  и ИКТ. Базовый Курс: Учебник для  8 класса/ Н.Д. Угринович.

М.:БИНОМ. Лаборатория знаний , 2005.

3. http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/kompiuter-kak-universalnoe-ustroistvo-dlia-raboty-s-informatciei-13602/programmnoe-obespechenie-kompiutera-12642

4.Сайт- Учебник по информатики. Образование онлайн. http://dpk-info.ucoz.ru/publ/klassifikacija_programmnogo_obespechenija/32-1-0-58

                   Групповая практически работа                    Приложение1

Ф.И.__________________________________    

Ф.И.__________________________________

Проверка знаний

Задание 1. Найди лишнее -       Впиши название программного обеспечения-                

1.    1. Текстовый редактор, 2.MS Access, 3.Графический редактор, 4.Windows XP, 5.Переводчи        2. 1. Операционная система.2. Архиваторы, 3.Табличный процессор. 5.Антивирусная программа.   

Лишнее ПО

№ ответов

 1

2

Задание 2 Найди понятие более широкое по значению и подчеркни его:   

а) Графические редакторы  или прикладные программы?  

б) Антивирусные программы или системные программы?    

Задание 3      Впиши пропущенные слова в предложениях:

  1. Компьютер без ………………. – это бесполезная техника...

2. Программирование – деятельность человека по …………………. программы.

3 …………………… ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.

4. Наиболее дружественно пользователю ………………….. ПО.                                             2 балл                                                                                                                                                 

Задание 4.Классификация ПО.

Найди  соответствие.   Является основным ПО, неотъемлемой частью ПК. Руководит сложной работой  всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном

Прикладное ПО

Предназначено для выполнения кон-кретных задач пользователя, не прибегая к программированию (текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица и др.)

Системное ПО

        

Это средство, предназначенное для создания  ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО.    Его составляют разнообразные языки и среды программирования (Паскаль, С, С++)

Инструментальное программирование

Выбери смайлик!  Понравился урок?     :-)       :-?       :-(



Предварительный просмотр:

Методически рекомендации к  использованию презентации.

  1. Количество слайдов-23.
  2. Презентация выполнена в программе Microsoft Power Point.
  3. Цель применения презентации:
  1.  слайд 1,2 –актуализация изучаемого материала;
  2. слайд 3-13, иллюстрация изучаемого материала, расстановка акцентов на важных понятиях предназначенных для записи в тетрадь;
  3. слайд 12-фикультминутка;
  4. слайд 14-16 проверка усвоенного материала;
  5. главное из урока- «Выводы»  

Пояснение к просмотру презентации.

  1. Просмотр Слайда1. Работа по щелчку мыши. Мелодия заканчивается после 2 слайда.
  2. Просмотр Слайдов 2 -15 по щелчку мыши.
  3. Слайд 15. Физкультминутка. Мелодия запускается по щелчку мыши.
  4. Проверка знаний после проведения работы в группе.

Слайд17  Активный блок  

Слай18     Активный блок  

Слай19     Активный блок

Прикладное ПО  Системное ПО   Инструментальное ПО

  1. Слайд 20. Проверка выполненного задания   при щелчке мыши  появляются ответы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Благодаря какой программе мы можем слушать музыку на компьютере? Благодаря какой программе мы можем создать клипы в компьютере, обрабатывать фото , рисовать? Какие программы вы еще знаете? Ребята, а как вы думаете, в каких сферах деятельности человеку нужен компьютер? Как вы думаете, могли бы вы работать на компьютере без программ?

Слайд 4

 Программа – это последовательность команд, которую выполняет ПК в процессе обработки информации. Деятельность человека по созданию программ называется – программированием, а люди называются – программистами .  Программное обеспечение ( ПО ) – все многообразие программ, используемых в современном ПК.

Слайд 5

 Аппаратное обеспечение « hardware »  Программное обеспечение « software »

Слайд 6

Аппаратное обеспечение компьютера « hardware » - система взаимосвязанных технических устройств, выполняющих ввод, хранение, обработку и вывод информации.

Слайд 7

Программное обеспечение компьютера « software » - совокупность всех, используемых в компьютере программ, включает в себя: системное; прикладное; инструментарий программирования.

Слайд 8

 Классификация программного обеспечения Операционная система Общего назначения Паскаль. Delfi Архиваторы Специального назначения Антивирусы Игры

Слайд 9

Системное программное обеспечение является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера, так как обеспечивает взаимодействие человека, всех устройств и программ компьютера. . Самая важная системная программа - операционная система компьютера.

Слайд 10

Прикладное программное обеспечение составляют все имеющиеся на компьютере прикладные программы, предназначенные для выполнения конкретных задач пользователя текстовые процессоры ( электронные таблицы базы данных графические пакеты обучающие программы игры

Слайд 11

Инструментарий программирования предназначен для создания системного и прикладного программного обеспечения.

Слайд 12

 Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения Системное программное обеспечение Аппаратное обеспечение программирования Инструментарий обеспечение программное Прикладное

Слайд 13

В центре диаграммы – аппаратная часть компьютера. Чем ближе окружность с программами к аппаратуре, тем важнее роль программ в организации работы устройств и тем сложнее пользователю работать такой среде. Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения

Слайд 14

Программы резидентные -это программы, на протяжении всей работы компьютера находящиеся в его оперативной памяти. Их постоянное присутствие в памяти связано с тем, что эти программы на протяжении всего периода включения компьютера следят за его состоянием. Это операционная система, антивирусные программы. нерезидентные – это программы, которые по окончании своей работы выгружаются полностью или частично из памяти. Это, например, прикладные программы . 

Слайд 15

http://chelreglib.ru/ru/news/11/

Слайд 17

 Выполни задание .№1 Найди лишнее назовите №: 1. Текстовый редактор, 2. MS Access , 3.Графический редактор, 4. Windows XP , 5.Переводчик 1. Операционная система.2. Архиваторы, 3.Табличный процессор. 5.Антивирусная программа. Найди лишнее 4 3 Прикладное программное обеспечение Операционная система найди лишнее

Слайд 18

 Выполни задание №2 Найди понятие более широкое по значению а) Графические редакторы или прикладные программы? б) Антивирусные программы или системные программы? ответ Прикладное системные Ответ

Слайд 19

Системное ПО Прикладное ПО Инструментальное программирование Является основным ПО, неотъемлемой частью ПК. Руководит сложной работой всех элементов компьютерной системы, как на аппаратном уровне, так и на программном Предназначено для выполнения конкретных задач пользователя, не прибегая к программированию (текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица и др.) Это средство, предназначенное для создания ПО, т.е. того же системного и прикладного ПО. Его составляют разнообразные языки и среды программирования (Паскаль, С, С++ и др.) Выполни задание №3 Программная составляющая компьютера Классификация программного обеспечения 1 2 3

Слайд 20

Вставьте пропущенные слова в предложениях: 1. Компьютер без ………………. – это бесполезная техника... 2. Программирование – деятельность человека по …………………. программы . 3 …………………… ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. 4. Наиболее дружественно пользователю ………………….. ПО. программ созданию Прикладное системное

Слайд 21

ПК работает с информацией по алгоритму, который задается программой, а программа в свою очередь написана на языке понятном компьютеру. 2. Для того, чтобы ПК мог работать с информацией необходимо не только аппаратное обеспечение – устройства компьютерной системы, но и программное обеспечение которое наделяет ПК мыслями и интеллектом. 3. ПО делится на: системное, прикладное и инструментальное программирование. 4. ПО систематизируется по длительности нахождения в оперативной памяти компьютера на резидентные программы и нерезидентные программы

Слайд 22

1. Выучить основные определения и понятия. Что на уроке запомнилось больше всего? – Какое задание вызвало затруднение? – Сегодня я узнал… – Сегодня я понял…

Слайд 23

http://like.sumy.ua/stati/vysokie-tekhnologii/4041-sobiraem-kompyuter-sam - 6.Дети - http://chelreglib.ru/ru/news/11/ 7.Музыка http://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/ulybka/ Используемый материал https://www.youtube.com/watch?v=416EQN9sqts 1.Большой театр 10 октября 2014. Световое шоу Фестиваль света 2. Бесконечнай карина-рисование онлайн http://www.tuteta.ru/#______X=1657______Y=-2338______Zoom=1 3.Почемучка-система охлаждения уа https://www.youtube.com/ я watch?v =0RciZvSv3JA 4 Крошка енот. http://znayka.net/images/fm/5359.jpg 5. Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Программное обеспечение компьютера"

Презентация "Программное обеспечение компьютера"....

Программное обеспечение компьютера. Операционная система.

В материалах представлен ЦОР(презентация) к уроку изучения нового материала по теме " ПО компьютера. Операционная система". С целью систематизации и актуализации знаний учащихся в начале урока проводи...

Метапредметный урок информатики в 7 классе по теме: "Системное программное обеспечение компьютера"

Метапредметная тема: «Причина и следствие» Предметная тема урока:  «Системное программное обеспечение» Урок №1 в разделе «Программное обеспечение компьютера»   Учебно-методическое обеспе...

Кроссворд по теме "Системное программное обеспечение компьютера". 7 класс

Кроссворд по информатике для актуализации знаний предыдущего урока на втором уроке раздела "Программное обеспечение"....

Программное обеспечение компьютера

Урок рассчитан на учащихся 7–8-х классов. В основные задачи урока входят введение понятия базового, системного, прикладного программного обеспечения, рассмотрение примерной классификации прикладных пр...

Раздаточный материал по информатике для 7 класса. Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»

Тема: «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение», «Системы программирования и прикладное программное обеспечение»...