Рабочая программа по информатике в 9 классе по учебнику Н.Д. Угриновича
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему
Рабочая программа по информатике для 9 класса, с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_9_klass.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дворецкая основная общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ «_____» _____________ 20__ | Утверждаю Директор школы _______________ «_____» _____________ 20__ |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
9 класс
на 2014 – 2015 учебный год
составитель:
учитель информатики:
Артамонова Светлана Павловна
Пояснительная записка
Тематическое планирование курса рассчитано на преподавание информатики и информационных технологий для обучающихся 9 класса на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и информационные коммуникационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.
Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
В программно-методическим комплекс по информатике и информационным коммуникационным технологиям входят:
- Угринович Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.: Бином, 2007. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИиИКТ.)
- Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)
Задачи курса:
- ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
- дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
- продолжить изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
- вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
- вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
- способы представления информации (условно «линия представления информации»),
- методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
- вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
- возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
- вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
- этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
- получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
- познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
- иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- понять функции языка как способа представления информации;
- познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
- получить представление о типах величин;
- познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
- знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
- уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
- получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
- получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
- понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
- записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.
.
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- получить представление о моделировании как методе научного познания;
- понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
- уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
- пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
- пользоваться простым графическим редактором;
- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
- осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
- иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
- иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
- набирать на компьютере и корректировать простой текст;
- строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
- уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
- уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
- иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН(ов);
- беседа;
- фронтальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
- Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||||||||||||||||||||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||||||||||||||||||||
9 класс | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 4 | 5 | 10 | |||||||||||||||||||||||
2 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 10 | 11 | 20 | |||||||||||||||||||||||
3 | Моделирование и формализация | 5 | 5 | 10 | |||||||||||||||||||||||
4 | Хранение, поиск и сортировка информации | 3 | 3 | 6 | |||||||||||||||||||||||
5 | Коммуникационные технологии | 6 | 5 | 13 | |||||||||||||||||||||||
6 | Информатизация общества | 2 | - | 2 | |||||||||||||||||||||||
Резерв, итоговый контроль | 9 | ||||||||||||||||||||||||||
Итого | 70 | ||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Наименование урока | Тип урока | Краткое содержание | Требование стандарта Знать/понимать Уметь/применять | Компьютерный практикум | ||||||||||||||||||||||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | Т | Формы представления информации. Пиксель, растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Кодировка цвета, видеопамять.
| Способы представления графической информации. Формирование растрового изображения.В каких единицах выражается разрешающая способность изображений Связь количества цветов в палитре с глубиной цвета. | Рассчитывать емкость графических объектов Устанавливать цвета в соответствующей программной среде | Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации» | |||||||||||||||||||||
2 | Растровые изображения на экране монитора . Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. | Графические режимы экрана монитора. Интерфейс растровых графических редакторов | Параметры для формирования графического режима экрана монитора. | Устанавливать модели цветопередачи RGB, CMYK и HSB в программе, работать с цветами. | |||||||||||||||||||||||
3 | Растровая и векторная графика. | Растровые изображения. Растровые графические редакторы. Форматы растровых графических файлов. Векторные рисунки. Векторные графические редакторы. Форматы векторных графических изображений. | От чего зависит качество изображения и различие между форматами растровых и графических файлов. | Приводить примеры растровых и векторных изображений. Создавать и редактировать графические примитивы в растровом графическом редакторе. Задавать цвет линии и заливки. | Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом | ||||||||||||||||||||||
4 | Инструменты рисования растровых графических редакторов. | Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Линия. Кривая. Прямоугольник. Многоугольник. Овал. Окружность. Палитра цветов. Пипетка. | Основные параметры области рисования. Графические примитивы. Инструменты рисования растровых графических объектов. | Создавать и редактировать рисунки в растровом графическом редакторе, используя основные инструменты рисования растровых графических объектов. | Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом | ||||||||||||||||||||||
5 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. | Слои объектов. Градиентная заливка объектов. Прозрачность объектов. Группировка объектов. Выравнивание объектов. Выноски в векторных редакторах. Выделение областей изображения и объектов в рисунках. Операции редактирования графических объектов. | Что в векторных графических редакторах позволяет изменять видимость объектов, в каких случаях пользуются операцией группировки. Чем различаются операции редактирования в растровом и вектором графическом редакторе. | Создавать и редактировать рисунки в векторном графическом редакторе. | Практическая работа №3 «Создание рисунка в векторном графическом | ||||||||||||||||||||||
6 | Растровая и векторная анимация. | Виды анимации. | Как можно ускорить или замедлить GIF-анимацию | Создавать простые gif- объекты с помощью растрового графического редактора GIMP | Практическая работа №4 «Анимация. Создание GIF –анимации с помощью растрового графического редактора GIMP» | ||||||||||||||||||||||
7 | Кодирование и обработка звуковой информации . | Звуковая информация. Глубина кодирования, частота дискретизации. | Характеристики звуковых файлов | Вычислять информационную емкость звуковых файлов. Выбирать настройки для записи звуковых файлов. | Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации» | ||||||||||||||||||||||
8-9 | Цифровое фото, видео. | Цифровая фотография. Цифровое видео. | Процесс получения цифровых фотографий | Захватывать фото с цифровой фотокамеры и создавать слайд-шоу. Захватывать и редактировать цифровые видеозаписи. | Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | ||||||||||||||||||||||
10 | Контрольная работа №1 | ||||||||||||||||||||||||||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||
11 | Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители. | Т | Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | Понятие алгоритма и его свойства. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия исполнителя. | Приводить примеры из жизни. Описывать режим работы и систему команд исполнителя. | ||||||||||||||||||||||
12 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | Системы программирования и проектирования. Графический интерфейс проекта. Элементы управления. Объекты и их свойства, методы обработки. | Как изменить выбранный объект. Какие объекты могут использоваться при конструировании графического интерфейса. | ||||||||||||||||||||||||
13 | Объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта и событийные процедуры. | ||||||||||||||||||||||||||
14-15 | Объекты Visual Basic. | Практическая работа №7. Разработка проекта «Выбор цвета» на языке программирования Visual Basic 2005. | |||||||||||||||||||||||||
16-17 | Переменные: тип, имя, значение. | Переменные: типы, имя, значение. Объявление переменным значений. Присваивание переменным значений. Значение переменных в оперативной памяти. | В чем разница между типом, именем и значением переменной. Какие основные типы переменных используются в языках программирования. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе. | Определять количество ячеек в оперативной памяти. | Практическая работа №8«Проект «Переменные»» | ||||||||||||||||||||||
18-19 | Арифметические, строковые и логические выражения. | Арифметические, строковые и логические выражения. Операция конкатенации. | Какие элементы входят в состав арифметических, логических и строковых выражений. | Составлять программу для линейного алгоритма в среде программирования. Записывать операторы согласно правилам записи. | Практическая работа №9«Проект «Калькулятор»» | ||||||||||||||||||||||
20-21 | Функции в языке программирования Visual Basic. Математические функции. Строковые функции. | Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. | Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями. | Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Практическая работа №10 «Проект «Строковый калькулятор»» | ||||||||||||||||||||||
22 | Функции даты и времени. | Функции даты и времени. | Функции даты и времени. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями | Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций. | Практическая работа №11«Проект «Даты и время»» | ||||||||||||||||||||||
23 | Линейный алгоритм. | Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма. | Как выполняются команды в линейном алгоритме. | Начертить блок-схему линейного алгоритма. | |||||||||||||||||||||||
24-25 | Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор». | Алгоритмы ветвления. Способ реализации разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическая структура «выбор»и способ ее реализации на языке программирования. | понятие разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическую структуру «выбор». | Использовать сокращенную форму алгоритмического ветвления и сокращенную форму алгоритмической структуры «выбор». Начертить блок-схему ветвления и блок-схему алгоритмической структуры «выбор». | |||||||||||||||||||||||
26 | Алгоритмическая структура «цикл». | Алгоритмическая структура «цикл»и способ ее реализации на языке программирования. Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием». | Алгоритмическую структуру «цикл». Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием». | Начертить блок-схемы алгоритмической структуры «цикл»: «цикл со счетчиком», «цикл с условием». | |||||||||||||||||||||||
27 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic. | Область рисования. Перо. Кисть.Графические методы. Цвет. Рисование текста. | Методы рисования графических фигур и их аргументы. | Составить программу «Графический редактор». | Практическая работа №12 «Проект «Графический редактор»» | ||||||||||||||||||||||
28-29 | Анимация | Этапы создания анимации движения объекта. | Основные этапы создания анимации движения объекта. | Составить программу анимации объекта. | Практическая работа №13 «Проект «Анимация»» | ||||||||||||||||||||||
30 | Контрольная работа №2 | ||||||||||||||||||||||||||
Моделирование и формализация ( 10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
31 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. | Т | Микро-, макро-,мегамир. Вещество и энергия. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование. Модель. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. | Понятие системы, объекта, процесса, модели, моделирования | Приводить примеры систем в окружающем мире, моделей для реальных объектов и процессов. | ||||||||||||||||||||||
32 | Материальные и информационные модели. | К | Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей | Виды моделей. Применение и их назначение. | Приводить примеры материальных и информационных моделей. Строить фрагменты моделей. | ||||||||||||||||||||||
33 | Формализация и визуализация информационных моделей. | Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей. | Формализацию и визуализацию информационных моделей | Находить в интернете и описывать интерактивные модели. | |||||||||||||||||||||||
34 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка моделей | Основные этапы разработки и исследования моделей. | Проводить разработку предложенной модели. | |||||||||||||||||||||||
35-36 | Приближенное решение уравнений. | Примеры решения уравнения путем построения компьютерных моделей. | В каких случаях используют приближенные(графические) методы решения уравнений. | Создавать компьютерные модели решения графического уравнения на языке программирования, разработать проект приближенного (графического) решения уравнения. | Практическая работа №14 «Проект «Графическое решение уравнения»». | ||||||||||||||||||||||
37-38 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы. | Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы. Распознавания удобрений. | Создавать компьютерные модели экспертных систем на языке программирования, разработать проект экспертной системы распознавания удобрений. | Практическая работа №15 «Проект «Распознавание удобрений»». | ||||||||||||||||||||||
39 | Информационные модели управления объектами | Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью. | Приводить примеры систем управления без обратной связи и систем управления с обратной связью. | Создавать компьютерные модели систем управления на языке программирования, разработать проект управляющего и управляемого объекта. | |||||||||||||||||||||||
40 | Контрольная работа №3 | ||||||||||||||||||||||||||
Хранение, поиск и сортировка информации (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||
41 | Базы данных | Т | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. | Понятие БД, СУБД - элементы | создавать записи в базе данных; | Практическая работа № 16. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка». | |||||||||||||||||||||
42 | Поиск информации | К | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск и удаление данных. | Способы поиска. Логические значения | искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных | ||||||||||||||||||||||
43 | Сортировка данных | К | Сортировка данных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Типы сортировки данных | Сортировать данные в готовой БД | ||||||||||||||||||||||
44-45 | Практикум | П | Работа с учебной базой данных | Осуществлять поиск необходимой информации. Вводить данные и обрабатывать запросы. | |||||||||||||||||||||||
46 | Контрольная работа №4 | ||||||||||||||||||||||||||
Коммуникационные технологии (13 ч) | |||||||||||||||||||||||||||
47 | Передача информации | Т | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. | назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий | Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации. | ||||||||||||||||||||||
48 | Информационные ресурсы | К | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина | Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине. | Осуществлять путешествие по Всемирной паутине | Практическая работа №17. «Путешествие» по Всемирной паутине. | |||||||||||||||||||||
49 | Интерактивное общение | К | Интерактивное общение. | Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате. | Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | ||||||||||||||||||||||
50 | Электронная почта | К | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. | Правила переписки, приложения к письмам | Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения | Практическая работа №18. Работа с электронной почтой. | |||||||||||||||||||||
51 | Поиск информации | К | Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. | Правила поиска информации в различных источниках. | искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях | Практическая работа № 19 «Поиск информации в Интернете». | |||||||||||||||||||||
52 | Файловые архивы | К | Файловые архивы, архивирование и разархивирование. ПР № 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. ПР № 49. Загрузка файла из файлового архива. | Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами | Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива | Практическая работа №20 Загрузка файлов с серверов файловых архивов. | |||||||||||||||||||||
53-54 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста. | В чем заключается преимущество Web-страниц перед обычными документами. Что такое Web-сайт. Какие теги должны присутствовать в HTML-документе обязательно. Логическую структуру Web –страниц. | Создать Web-страницу, обязательно содержащую отформатированный заголовок. | Практическая работа № 21 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | ||||||||||||||||||||||
55-56 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста. Теги гиперссылок. | Теги вставки изображений в Web-страницу. Теги вставки гиперссылок в Web-страницу. | Теги вставки изображений и гиперссылок в web –страницу | Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | ||||||||||||||||||||||
57 | Списки на Web-страницах. | Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов. | Какие теги для реализации списков используют на web-страницах | Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов. | Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | ||||||||||||||||||||||
58 | Интерактивные формы на Web-страницах. | Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы | Какие теги используют для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы. | Теги для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы. | Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | ||||||||||||||||||||||
59 | Контрольная работа №5 | ||||||||||||||||||||||||||
Информатизация общества (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||
60 | Информационное общество. | К | Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Население, занятое в информационной сфере. Информационное общество. | Приводить примеры о степени развития общества. | Находить информацию в Интернете по заданной теме. | ||||||||||||||||||||||
61 | Информационная культура. Перспективы развития ИКТ. | К | Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | Приводить примеры об информационной культуре и безопасности. Правовая охрана информационных ресурсов. Перспективы развития ИКТ. | Находить информацию в Интернете по заданной теме. | ||||||||||||||||||||||
62-63 | Обобщение изученного материала за базовый курс. Подготовка к итоговой контрольной работе. | ||||||||||||||||||||||||||
64 | Итоговая контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||
Итоговое повторение базового курса (6 ч.): | |||||||||||||||||||||||||||
65 | Кодирование информации | Решение практико-ориентированных задач | |||||||||||||||||||||||||
66 | Информационные технологии | Решение практико-ориентированных задач | |||||||||||||||||||||||||
67 | Моделирование и формализация | Решение практико-ориентированных задач | |||||||||||||||||||||||||
68 | Основы алгоритмизации | Решение практико-ориентированных задач | |||||||||||||||||||||||||
69 | Хранение и поиск информации в базах данных | Решение практико-ориентированных задач | |||||||||||||||||||||||||
70 | Итоговый урок | Решение практико-ориентированных задач |
Литература для учителя
- .Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Литература для ученика
- Угринович Н.Д. Информатика 7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2006;
- Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2006;
- Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2006.
Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ:
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | http://www.ed.gov.ru |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный центр тестирования | http://www.rustest.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru |
Естественнонаучный образовательный портал | http://www.en.edu.ru |
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» | http://portal.ntf.ru |
Газета «Информатика» | http://inf.1september.ru |
В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике 7 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Данный материал будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе по учебнику Угриновича Н. Д....
Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для 9 класса составлена на основе требования Федерального компонента государственного образовательног...