Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов автора Л.Л. Босова
календарно-тематическое планирование по информатике и икт на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов автора Л.Л. Босова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_poyasnitelya_zapiska.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов на 2014-2015 основной школы (далее – Программа) которая утверждена приказом от 29.08.2014 года № 300 и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
- формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества
Задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные понятия алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблица, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ ( в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов и их роли в современном мире; принципы кодирования информации;
- моделирование как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- алгоритмы обработки информации, их свойствах, основные алгоритмические конструкции; способы разработки и программной реализации алгоритмов;
- программные принципы работы компьютера – универсального устройства обработки информации; направления развития компьютерной техники;
- принципы организации файловой системы, основные возможности графического интерфейса и правила организации индивидуального информационного пространства;
- назначения и функции программного обеспечения компьютера; основные средства и методы обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; технологии обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
- требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
- приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
- кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
- переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
- формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
- формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
- составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
- читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Учебно-тематический план
8 класс
1 час в неделю, всего - 35 ч.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Информация и информационные процессы | 8 |
3 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 |
4 | Обработка графической информации | 4 |
5 | Обработка текстовой информации | 9 |
6 | Мультимедиа | 4 |
Резерв учебного времени | 2 | |
Итого: | 35 |
9 класс
№ | Разделы и тема | Количество часов |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Входной контроль. | 1 | |
1 | Математические основы информатики | 12 |
2 | Моделирование и формализация | 8 |
3 | Основы алгоритмизации | 12 |
4 | Начала программирования | 16 |
5 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | 6 |
6 | Коммуникационные технологии | 10 |
Итоговое повторение | 2 | |
Всего | 68 |
Содержание программы учебного курса
8 класс
- Информация и информационные процессы.(9 ч.)
Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Информация и ее свойства. |
Представление информации. |
Дискретная форма представления информации. |
Единицы измерения информации. |
Информационные процессы. Обработка информации |
Информационные процессы. Хранение и передача информации. |
Всемирная паутина как информационное хранилище. |
Проверочная работа «Информация и информационные процессы» |
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации.(7 ч.)
Основные компоненты компьютера |
Персональный компьютер |
ПО компьютера. Системное ПО. |
Системы программирования и прикладное ПО. |
Файлы и файловые структуры. |
Пользовательский интерфейс. |
Проверочная работа «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
- Обработка графической информации. (4 час.)
Формирование изображение на экране компьютера |
Компьютерная графика. |
Создание графических изображений. |
Проверочная работа: «Создание графических изображений». |
IV. Обработка текстовой информации. (9 час)
Текстовые документы и технологии их создания |
Создание текстовых документов на компьютере |
Прямое форматирование. |
Стилевое форматирование. |
Визуализация информации в текстовых документах. |
Распознание текста и система компьютерного перевода. |
Оценка количественных параметров текстовых документов. |
Проверочная работа. Оформление реферата «История вычислительной техники». |
Проверочная работа «Обработка текстовой информации». |
V. Мультимедиа. (4 ч.)
Технология мультимедиа |
Компьютерные презентации |
Практическая работа «Создание презентации» |
Проверочная работа « Технологии мультимедиа» |
Повторение (2 ч.) Повторение. Создание текстовых документов |
Повторение. Создание презентации |
9 класс
- Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
- анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
- определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
- анализировать логическую структуру высказываний;
- анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения.
- Моделирование и формализация (8 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
- оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
- создавать однотабличные базы данных;
- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
- Основы алгоритмизации (12 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
- строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
- Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
- Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
- Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
- разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
- нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
- подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
- нахождение суммы всех элементов массива;
- нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
- сортировка элементов массива и пр.
- Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Аналитическая деятельность:
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
- создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
- Коммуникационные технологии (10 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Аналитическая деятельность:
- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
- анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации.
Практическая деятельность:
- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты;
- проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и интересов индивидуального развития.
Итоговое повторение (2 ч.)
Формы и средства контроля
Традиционные способы | Безмашинные способы контроля | Смешанные способы | Машинные способы контроля |
-устный опрос -устная самостоятельная работа -выступление с сообщением - устный зачет - блиц-опрос | -диктант -самостоятельная работа -контрольная работа -зачет -тест -экзамен -олимпиада | -практическая работа -лабораторная работа | |
Нетрадиционные способы |
| -исследовательская работа -творческая работа -реферат -сочинение -соревнования (конкурсы, турниры, КВН) - конференция - аукцион |
|
Перечень учебно-методических средств обучения
8 класс
№ | Название | Автор | Год издания |
Учебно-методические материалы | |||
1 | Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. Бином. Москва 2011. | Босова Л. Л. | 2011 |
2 | Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса. | Босова Л. Л. | 2011 |
9 класс
№ | Название | Автор | Год издания |
Учебно-методические материалы | |||
1 | Информатика и ИКТ. Учебник 9 класс Базовый уровень | Босова Л. Л. | 2012 |
2 | Рабочая тетрадь по Информатике и ИКТ для 9 класса. | Босова Л. Л. | 2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (по учебнику Л. Л. Босова)
Данная рабочая программа предназначена для помощи учителю, работающему по учебно-методическому комплекту по информатике и ИКТ для 5 - 7 классов (автор Л.Л.Босова, издательство "БИНОМ. Лаборато...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 5-7 классов к УМК Л. Л. Босовой
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 класов к УМК Л. Л. Босовой...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л.Босовой
Размещаю рабочую программу по информатике и ИКТ для 5-7 классов по УМК Л. Босовой. Надеюсь кому - нибудь она поможеь в работе....
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса (по Босовой Л.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-6 класса (по Босовой Л.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 5 класса (Л,Л,Босова)
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный П...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов автора Л.Л. Босова
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-7 классов автора Л.Л. Босова...
Рабочая программа по информатике для основной школы 5-7 классов. УМК Л.Л.Босова
Рабочая программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образоват...