Рабочая программа по информатике в 8 классе по учебнику Н.Д. Угриновича
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки и нормы оценивания знаний обучающихся 8 класса, а также календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Цели обучения:
- формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
- освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
- формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
- освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
- ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
- понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.
Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.
Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.
Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004
- Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.
- Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
8 класс
Общее число часов – 35 ч.
1. Информация и информационные процессы (9 ч.)
Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.
Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
3. Кодирование и обработка текстовой информации (11 ч.)
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Оптическое распознавание отсканированного текста.
4. Кодирование и обработка числовой информации (5 ч.)
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.
Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.
5. Коммуникационные технологии ( 2 ч.)Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
- требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- понятие информации и её основные свойства;
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», связь между информацией и знаниями человека;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт;
- историю развития вычислительной техники;
- алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- способы представления символьной, графической и звуковой информации в компьютере;
- устройство компьютера (процессор, системная плата, устройства ввода и вывода, виды памяти);
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- понятие файла;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- основные правила набора, редактирования и форматирования текста;
- основные объекты текстовых документов и их параметры;
- назначение электронных таблиц, команды и режимы;
- объекты электронной таблицы и их характеристики;
- типы данных электронной таблицы;
- правила построения диаграмм и графиков в среде электронных таблиц.
Учащиеся должны уметь:
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- кодировать и декодировать информацию;
- систематизировать информацию;
- представлять информацию в табличной форме;
- преобразовывать информацию путём рассуждений;
- обрабатывать информацию, составляя план действий;
- уметь выбирать тип диаграммы и графиков в зависимости от цели её создания;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объём текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб, Тб);
- переводить числа из одной системы счисления в другую производить арифметические операции в различных системах счисления;
- представлять символьную, числовую и звуковую информацию в разных форматах, используемых в компьютере;
- различать типы форматов, используемые для графической и звуковой информации.
- просматривать информацию о параметрах файла и папки;
- создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
- создавать списки, колонтитулы, многоколончатый текст;
- создавать текст в форме таблицы;
- подготавливать текст к печати;
- создавать гипертекст;
- создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;
- редактировать и форматировать любой фрагмент электронной таблицы;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Планируемые результаты обучения | КИМ | ||
Т | П | К/Р | ОУУН | |||
1. Информация. Кодирование информации (9 часов) | ||||||
1 | Техника безопасности. Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике. | 1 | Иметь представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы. Уметь приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами, основные правила ввода текста. | |||
2 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код. | 1 | Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации, различные виды знаков | |||
3 | Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов. | 0,5 | 0,5 | Знать основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации | ||
4 | Определение количества информации. Решение задач. | 1 | учащиеся должны знать: основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации | |||
5-6 | Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. | 1 | ||||
7 | Практическая работа № 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов. | 1 | ||||
8 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3. Кодирование текстовой информации. | 0,5 | 0,5 | знать: представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера. | ||
9. | Контрольная работа №1 | 1 | ||||
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) | ||||||
10-11 | Устройство компьютера. Проект «Мой компьютер» | 1 | 1 | Иметь представление о функциональном назначении устройств компьютера, функции процессора и его основные характеристики. Состав компьютера, функции устройств ввода, вывода информации, уметь оценивать качество изображения на мониторе в зависимости от его максимальной разрешающей способности. | ||
12 | Файлы и файловая система. | 1 | Представление о файловой системе Windows, знать имена дисков и логических разделов дисков в операционной системе Windows, операции над файлами | |||
13. | Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. | 1 | Знать что называется: программным обеспечением, операционной системой, прикладной программой, системой программирования | |||
14. | Графический интерфейс ОС. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. | 1 | Учащиеся должны знать: основные элементы управления. Уметь: выполнять операции управления в ОС Windows. | |||
15. | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 4. Защита от вирусов: работа с антивирусной программой. | 0,5 | 0,5 | Учащиеся должны знать: что называется-компьютерными вирусами, файловыми вирусами, макровирусами, сетевыми вирусами, антивирусной программой. | ||
16. | Контрольная работа №2 | 1 | ||||
3. Технология обработки текстовой информации (11 часов) | ||||||
17. | Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов). | 1 | учащиеся должны знать основные понятия: что называется текстовым редактором, способы создания документов, выбор параметров страницы, ориентация, колонтитулы и номера страниц. | |||
18. | Практическая работа № 5. Создание и редактирование документа. | 1 | учащиеся должны знать: как выполняется ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ, копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, проверка правописания, автозамена частых опечаток, сохранение исправлений. | |||
19. | Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Оглавление документа. | 1 | учащиеся должны знать: как выполняется выравнивание абзацев, отступ первой строки, отступы и интервалы | |||
20. | Практическая работа № 6. Форматирование документа по заданному образцу. | 1 | учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ. | |||
21. | Практическая работа № 7 . Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки. | 1 | учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставку оглавления в документ. | |||
22. | Нумерованные и ненумерованные списки. Практическая работа № 8. Вставка в документ многоуровневого списка. | 0,5 | 0,5 | учащиеся должны знать: как выполняются нумерованные, маркированные, многоуровневые списки
| ||
23. | Вставка и форматирование таблиц. Практическая работа № 9. Вставка в документ таблицы. | 0.5 | 0,5 | учащиеся должны знать: как выполняется создание строки, столбцов, ячейки, создание и изменение таблицы, границы и заливка, вычисления в таблице. | ||
24. | Гипертекст. Практическая работа № 10. Создание гипертекстового документа. | 0,5 | 0,5 | учащиеся должны знать: что такое гипертекст, как выполняется создание гипертекстового документа | ||
25. | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 11. Работа с компьютерным словарем. | 0,5 | 0,5 | учащиеся должны знать: системы компьютерного перевода, компьютерные словари, системы оптического распознавания символов, системы оптического распознавания форм. | ||
26-27 | Проект «Буклет на тему…» | 1 | 1 | |||
4. Технология обработки числовых данных ( 5 часов) | ||||||
28. | Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст. | 1 | ||||
29. | Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа № 12. Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок. | 0,5 | 0,5 | |||
30. | Практическая работа № 13. Вычисления с использованием встроенных функций. | 1 | ||||
31. | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 14. Построение линейчатой и круговой диаграмм. Практическая работа № 15. Построение графика функции. | 0,5 | 0,5 | |||
32. | Контрольная работа №3 | 1 | ||||
5. Коммуникационные технологии (2 часа) | ||||||
33. | Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, | 0,5 | 0,5 | |||
34. | Файловые архивы, интерактивное общение. | 0,5 | 0,5 | |||
35. | Итоговая контрольная работа | 1 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
• оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя .
• оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности поданной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированностъ основных умений и навыков.
• оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя .
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ:
- - оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- - оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- - оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- - оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается:
- - оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- - оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- - оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- - оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике 7 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Данный материал будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе по учебнику Угриновича Н. Д....
Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для 9 класса составлена на основе требования Федерального компонента государственного образовательног...