Таблицы. 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Беляева Зоя Викторовна

Разработка урока информатики в 9 классе по теме "Таблицы". Урок в виде проектной деятельности, рассмотрены создание, форматирование и виды таблиц. В конце урока учащиеся получают продукт - календарь, созданный в текстовом процессоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63.5 КБ
Файл na_urok.pptx1.39 МБ
Файл proverochnyy_test.docx13.51 КБ
Файл kriterii_otsenivaniya.docx16.52 КБ
Файл dopolnitelnoe_zadanie.docx19.34 КБ
Файл listsamootsenki_uchenika.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Зоя Викторовна                

Тема урока: Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Класс: 9

Урок: 23 (Глава 3 «Кодирование и обработка текстовой информации», в теме урок №7)

Учебник: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Цели урока:

  1. Познакомить с возможностями текстового редактора при оформлении документа.
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, информационной компетентности
  3. Проконтролировать уровень усвоения учениками программного материала.
  4. Завершение проекта «Календарь», оценивание

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.

Образовательная – познакомить учащихся с различными возможностями оформления текстового документа в текстовом редакторе, умению редактировать и форматировать таблицы, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму

Развивающая – развитие умения и навыков работы с текстовым редактором  MSWord.

Оборудование: 

  • Компьютерный класс, оснащенный лицензированной техникой и лицензированным оборудованием.
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация к уроку
  • Проверочные тесты
  • Шаблоны ответов
  • Критерии оценивания
  • Листы самооценки работы в группе

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Актуализация знаний – 5 мин
  3. Мотивация и целеполагание – 5 мин
  4. Изучение нового материала – 10 мин
  5. Практическая работа – 10 мин
  6. Подведение итогов, оценивание проекта – 6 мин
  7. Рефлексия – 2 мин
  8. Домашнее задание – 1 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Приветствие

Актуализация знаний

Какую тему изучаем на последних уроках?

Что мы умеем делать в текстовом редакторе?

Давайте выполним проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов.

Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы.

Текстовую информацию, текстовый процессор

Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять

Учащиеся выполняют тест.

Учащиеся меняются ответами и проводят проверку и подсчет баллов.

Мотивация и целеполагание

Слайд 2. Рассмотрите следующий набор фактов.

Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:

  1. Кто передвигается на двух ногах?
  2. У кого глаза не горят?
  3. Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни?

 Поиск ответов займет достаточно много времени

Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация. Скажите, что в ней обозначают знаки «+» и «-»?

Найдите ответы, используя таблицу на следующие вопросы:

  1. Кто ловит мышей?
  2. Кто ведет ночной образ жизни?
  3. Кто длинное и имеет горящие глаза?

Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом?

Сделайте вывод.

А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы?

Какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

Слайд 4. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Какую цель можно поставить при изучении данной темы?

Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают.

Знак «+» свойство присутствует, знак «-» - отсутствует.

Учащиеся отвечают.

Намного меньше

Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации.

Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д.

В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц.

Таблицы.

Записывают число и тему урока

Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д.

Изучение нового материала

Над чем мы работаем на уроках информатики при изучении данной темы?

Что вы уже сделали в проекте?

Что нам осталось сделать?

Как лучше и удобнее это реализовать?

Давайте познакомимся, как работать с таблицами в текстовом редакторе.

Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:

  • С помощью шаблона
  • Команда «Вставка таблицы»
  • Команда «Нарисовать таблицу»

Чем редактирование отличается от форматирования?

Что можно редактировать в таблице?

Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение.

Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как  стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет)

Слайд 8. Существуют два вида таблиц: простые и сложные. Посмотрите внимательно и скажите в чем отличие?

Рассказать о видах простых таблиц: объекты – свойства и объекты – объекты; сложных: объекты – объекты – много, объекты – свойства – объекты.

Как вы думаете, какую таблицу удобнее использовать в календаре?

Создаем проект «Календарь»

Создали страницы, подобрали фон, рамку, вставили изображение и стихотворение. Разработали критерии оценивания.

Вставить числа и дни недели в каждом месяце

С помощью таблицы.

Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради

Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида

Число строк, столбцов, ячеек

В сложных таблицах объединены или строки или столбцы

Простую, нам описывать дни недели и числа.

Практическая работа

Сегодня вы доделаете свой календарь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером.

Вы поделились на группы и распределили, кто из вас какой месяц делает. Пока один работает за компьютером, другой выполняет дополнительное задание. В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами. Баллы мы добавим к общей сумме за календарь и за тест. Пройдите за свои рабочие места.

Учащиеся отвечают

Одна группа учащихся проходят за рабочие места и начинает выполнять задание

Вторая группа работает за партами.

Потом группы меняются местами

Подведение итогов урока, оценивание проекта

Время вышло, садимся все за парты, берем лист с критериями оценивания и выставляем баллы.

Слайд 9. На прошлых занятиях вы договорились, что за каждый критерий  - 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку.

Учитель демонстрирует через проектор страницы календаря (по сети)

Все ли выполнили дополнительное задание? Были ли затруднения?

Напоминаю, что общая оценка будет состоять из суммы баллов за тест, дополнительное задание и баллы за календарь

Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания.

Учащиеся смотрят страницы календаря и оценивают каждый месяц.

Учащиеся отвечают

Рефлексия

Слайд 10.

Скажите, что получилось, что не получилось, почему?

Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни?

Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта?

На столах у вас лежат листы самооценки работы в группе. Заполните их.

Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение

Учащиеся заполняют листы самооценки

Домашнее задание

Слайд 11.

Творческое задание: составить таблицу расписания своего класса на неделю:

В виде простой таблицы + оформление

ИЛИ

В виде сложной таблицы + оформление

Спасибо за сотрудничество, урок окончен,  до свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание

Прощаются с учителем, собирают вещи и сдают листы с оцениванием


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка теста Б А Б В 5. А 6. А 7. А 8. В 1

Слайд 2

2 Факты: Анаконда — длинная. Сова покрыта перьями. Мышей ужи ловят. Сова может передвигаться на двух ногах. Кот — животное не длинное. Уж не может передвигаться на двух ногах. Совы не длинные. Кошки ловят мышей. У совы глаза горят. Тело анаконды перьями не покрыто. Уж не имеет перьев. Глаза у кошек горят. Уж ведет ночной образ жизни. Кошки не умеют ходить на двух ногах. Анаконда ведет ночной образ жизни. Длинным уж не является. На двух ногах анаконда не передвигается. Кошки ведут ночной образ жизни. На мышей анаконда не охотится. Глаза у ужа не горят. Днем сова спит. У кота перьев нет. У анаконды глаза горят. Мышей сова ловит .

Слайд 3

Кто передвигается на двух ногах? У кого глаза не горят? Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни? 3 Вопросы: Свойство Кот Сова Уж Анаконда Передвигается на двух ногах - + - - Покрыто перьями - + - - Ловит мышей + + + - Глаза горят + + - + Ведет ночной образ жизни + + + - Длинное - - - +

Слайд 4

Таблицы Вставка в документ, форматирование, заполнение данными 4

Слайд 5

Способы создания таблицы 5 1 способ 2 способ 3 способ Вставка – Таблица

Слайд 6

Редактирование таблицы 6 Работа с таблицами – Макет Вставка Удаление Объединение, разбиение

Слайд 7

Форматирование таблицы 7 Работа с таблицами – Конструктор Работа с таблицами – Макет Стили Заливка Границы Стиль пера Толщина пера Выравнивание текста Направление текста

Слайд 8

Виды таблиц 8 Простые Сложные Ученик Год рождения Рост (см) Вес (кг) Иванов Иван Петров Петя … Ученик Предмет Математика Русский язык I II год I II год Иванов Петров …

Слайд 9

9 Критерии оценивания Наличие фона Наличие рамки Надпись выполнена с использованием WordArt Изображение соответствует времени года Дни недели и числа соответствуют данному месяцу Текст читается на данном фоне Размер шрифта оптимален Для оформления таблицы использован стиль Праздничные дни выделены Единый стиль оформления страницы Общее впечатление (макс – 5 баллов) Каждый критерий оценивается в 1 балл: «5» - 29-33 баллов «4» - 23-28 баллов «3» - 16-22 балла

Слайд 10

10 Рефлексия Скажите, что получилось, что не получилось, почему? Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни? Что для вас было сложным при выполнении мини-проекта? Заполните лист самооценки при работе в группе

Слайд 11

11 Домашнее задание Создать расписание уроков с помощью таблицы. Таблица простая + оформление ИЛИ 2. Таблица сложная + оформление



Предварительный просмотр:

Проверочный тест

  1. Текстовая информация – это:

А) информация, представленная в устной форме;

Б) информация, представленная в письменной форме;

В) информация, представления в виде графических символов.

  1. Текстовые редакторы позволяют:

А) создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы;

Б) хранить звуковую информацию;

В) создавать презентации.

  1. К параметрам страницы относятся:

А) списки;

Б) поля, формат листа;

В) выравнивание абзацев.

  1. Единицей измерения размера шрифта является:

А) миллиметр;

Б) сантиметр;

В) пункт.

  1. Редактирование документа – это:

А) копирование, перемещение или удаление фрагментов документа;

Б) изменение цвета шрифта;

В) изменение начертания шрифта.

  1. Абзацем в тестовом редакторе является:

А) фрагмента документа, заканчивающийся нажатием клавиши Enter;

Б) выделенный фрагмент документа;

В) фрагмент документа, начинающийся с красной строки.

  1. Какой вид списка вы используете для написания инструкции:

А) нумерованный;

Б) маркированный;

В) многоуровневый.

  1. В маркированном списке для обозначения элемента списка используются:

А) латинские буквы;

Б) римские цифры;

В) графические значки.

Проверочный тест

  1. Текстовая информация – это:

А) информация, представленная в устной форме;

Б) информация, представленная в письменной форме;

В) информация, представления в виде графических символов.

  1. Текстовые редакторы позволяют:

А) создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы;

Б) хранить звуковую информацию;

В) создавать презентации.

  1. К параметрам страницы относятся:

А) списки;

Б) поля, формат листа;

В) выравнивание абзацев.

  1. Единицей измерения размера шрифта является:

А) миллиметр;

Б) сантиметр;

В) пункт.

  1. Редактирование документа – это:

А) копирование, перемещение или удаление фрагментов документа;

Б) изменение цвета шрифта;

В) изменение начертания шрифта.

  1. Абзацем в тестовом редакторе является:

А) фрагмента документа, заканчивающийся нажатием клавиши Enter;

Б) выделенный фрагмент документа;

В) фрагмент документа, начинающийся с красной строки.

  1. Какой вид списка вы используете для написания инструкции:

А) нумерованный;

Б) маркированный;

В) многоуровневый.

  1. В маркированном списке для обозначения элемента списка используются:

А) латинские буквы;

Б) римские цифры;

В) графические значки.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

  1. Тест:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Количество баллов: _________________________


Критерии оценивания календаря

Каждый критерий оценивается в 1 балл:

Критерий

Январь

 

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Наличие фона

Наличие рамки

Надпись выполнена с использованием WordArt

Изображение соответствует времени года

Дни недели и числа соответствуют данному месяцу

Текст читается на данном фоне

Размер шрифта оптимален

Для оформления таблицы использован стиль

Праздничные дни выделены

Единый стиль оформления страницы

Общее впечатление

(макс – 5 баллов)

Всего

Общее количество баллов: ____________________

«5» - 23-27 баллов

«4» - 19-22 балла

«3» - 14-20 баллов



Предварительный просмотр:

Беляева Зоя Викторовна

Дополнительное задание

Базовый уровень (2 балла)

Заполните таблицу,  используя данные:

Звезда

Созвездие

Расстояние, св. лет

Яркость относительно Солнца,  раз

Акрукс

Альдебаран

Антарес

Арктур

Бетельгейзе

Денеб

Канопус

Капелла

Полярная звезда

Ригель

Спика

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгайзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгайзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура — 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгайзе ярче Солнца в 22000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.


Повышенный уровень (4 балла)

Прочитайте внимательно текст и постройте таблицу заданной структуры

Часть поверхности

Общая площадь, млн.кв.км

Площадь

Земля

Южное полушарие

Северное полушарие

Распределение суши и воды на поверхности Земного шара

Часть площади Земли в целом, занятая сушей, составляет 29,2%. Часть площади южного полушария, занятая водой, составляет 81,0%. Площадь, которую суша занимает в северном полушарии, составляет 100,5 млн. кв. км. Общая площадь Земли в целом — 510,2 млн. кв. км. Площадь, которую вода занимает в южном полушарии, — 206,6 млн кв. км. Общая площадь северного полушария — 255,1 млн. кв. км. Площадь, которую вода занимает на Земле в целом, составляет 361,2 млн. кв. км. Часть площади северного полушария, занятая водой, составляет 60,6%. Площадь, которую суша занимает в южном полушарии, составляет 48,5 млн. кв. км. Часть площади южного полушария, занятая сушей, составляет 19,0%. Общая площадь южного полушария — 255,1 млн. кв. км. Площадь, которую вода занимает в северном полушарии, составляет 154,6 млн. кв. км. Площадь, которую суша занимает на Земле в целом, составляет 149,0 млн. кв. км. Часть площади северного полушария, занятая сушей, составляет 39,4%. Часть площади земли в целом, занятая водой, составляет 70,8%.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки ученика ____________________
при работе в группе

всегда

иногда

никогда

Я прислушивался

к мнению других

членов группы

Я сотрудничал

с членами группы

Я предлагал

свои идеи

Я упорно трудился

Я сам сделал страницу календаря

Лист самооценки ученика ____________________
при работе в группе

всегда

иногда

никогда

Я прислушивался

к мнению других

членов группы

Я сотрудничал

с членами группы

Я предлагал

свои идеи

Я упорно трудился

Я сам сделал страницу календаря

Лист самооценки ученика ____________________
при работе в группе

всегда

иногда

никогда

Я прислушивался

к мнению других

членов группы

Я сотрудничал

с членами группы

Я предлагал

свои идеи

Я упорно трудился

Я сам сделал страницу календаря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает...

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал....

Обозначение натуральных чисел.Работа по таблице "Классы и разряды", 5 класс

Работа с номерами №2-3 по учебнику Виленкина Н.Я. математика-5...

Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок разработан для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости....