Рабочие программы по математике и информатике.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Рабочие программы по Информатике и ИКТ предназначены для обучающихся 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_2014-2015g.rar | 345.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Макарычев Ю.Н. .Алгебра.7-9 классы. Сборник программ по алгебре 7-9 классы. М.Просвещение,2009 составитель Т.А. Бурмистрова. Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б., под редакцией Теляковского С.А. «Алгебра 7 класс» (издательство «Просвещение» 2009 год).
Программа рассчитана на 102 часа, 3 ч в неделю
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- примеры статистических закономерностей и выводов;
Алгебра.
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
уметь:
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
Содержание обучения
1. Выражения, тождества, уравнения (23 часа)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Контрольная работа № 1 «Выражения. Преобразование выражений»
Контрольная работа № 2 « Уравнения и его корни»
2. Функции (14часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Контрольная работа № 3 «Функции»
3. Степень с натуральным показателем (14 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»
4. Многочлены (23 часа)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание многочленов»
Контрольная работа № 6 «Произведение многочленов»
5. Формулы сокращенного умножения (19 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Контрольная работа № 7 «Формулы сокращенного умножения»
Контрольная работа № 8 «Преобразование целых выражений»
6. Системы линейных уравнений (13часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений»
Календарно-тематическое планирование
уроков алгебры в 7 классе
( 3 часа в неделю, 102 часа)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во уроков | Дата проведения | Корректировка |
§1. Выражения, тождества, уравнения. | 18 | |||
1-3 | п.1. Числовые выражения. | 3 | ||
4-5 | п.2. Выражения с переменными. | 2 | ||
6-7 | п.3. Сравнения значений выражений. | 2 | ||
8-9 | п.4. Свойства действий над числами. | 2 | ||
10-11 | п.5, 6. Тождества. Тождественные преобразования выражений. | 2 | ||
12 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
13 | п.7. Уравнение и его корни. | 1 | ||
14-15 | п.8. Линейное уравнение с одной переменной. | 2 | ||
16-17 | п.9. Решение задач с помощью уравнений. | 2 | ||
18 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
§2. Функции. | 12 | |||
19-20 | п.10, 11. Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле. | 2 | ||
21-22 | п.12. График функции. | 2 | ||
23-24 | п.13. Линейная функция и ее график. | 2 | ||
25-26 | п.14. Прямая пропорциональность. | 2 | ||
27-29 | п.15. Взаимное расположение графиков линейных функций. | 3 | ||
30 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
§3. Степень с натуральным показателем. | 14 | |||
31-32 | п.16. Определение степени с натуральным показателем. | 2 | ||
33-34 | п.17. Умножение и деление степеней. | 2 | ||
35-36 | п.18. Возведение в степень произведения и степени. | 2 | ||
37 | п.19. Одночлен и его стандартный вид. | 1 | ||
38-39 | п.20. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 2 | ||
40-41 | п.21. Функции y=x2, y=x3 и их графики. | 2 | ||
42 | Контрольная работа №4 | 1 | ||
43-44 | п.22, 23. Абсолютная и относительная погрешности. | 2 | ||
§4. Многочлены. | 19 | |||
45-46 | п.24. Многочлен и его стандартный вид. | 2 | ||
47-48 | п.25. Сложение и вычитание многочленов. | 2 | ||
49-51 | п.26. Умножение одночлена на многочлен. | 3 | ||
52-54 | п.27. Вынесение общего множителя за скобки. | 3 | ||
55 | Контрольная работа №5. | 1 | ||
56-58 | п.28. Умножение многочлена на многочлен. | 3 | ||
59-60 | п.29. Разложение многочлена на множители способом группировки. | 2 | ||
61-62 | п.30. Доказательство тождеств. | 2 | ||
63 | Контрольная работа №6. | 1 | ||
§5. Формулы сокращенного умножения. | 18 | |||
64-65 | п.31. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. | 2 | ||
66-67 | п.32. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 2 | ||
68-69 | п.33. Умножение разности двух выражений на их сумму. | 2 | ||
70-72 | п.34. Разложение разности квадратов на множители. | 3 | ||
73 | Контрольная работа №7 | 1 | ||
74-75 | п.35. Разложение на множители суммы и разности кубов. | 2 | ||
76 | п.36. Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | ||
77-78 | п.37. Применение различных способов для разложения на множители. | 2 | ||
79-80 | п.38. Применение преобразований целых выражений. | 2 | ||
81 | Контрольная работа №8 | 1 | ||
§6. Системы линейных уравнений. | 12 | |||
82 | п.39. Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | ||
83-84 | п.40. График линейного уравнения с двумя переменными. | 2 | ||
85 | п.41. Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | ||
86-87 | п.42. Способ подстановки. | 2 | ||
88-92 | п.43, 44. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. | 5 | ||
93 | Контрольная работа №9. | 1 | ||
94-96 | Элементы статистики. | 3 | ||
97-100 | Обобщающее итоговое повторение курса. | 4 | ||
101 | Контрольная работа №10 (итоговая). | 1 | ||
102 | Подведение итогов | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 - 9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Алгебра 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова, под ред. С. А. Теляковского – М.: Просвещение, 2009 г.
- Алгебра: элементы статистики и терии вероятностей : учеб. Пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс/ Сост.Л. П. Попова. 2011.
- Уроки алгебры в 7 классе: книга для учителя/ В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева – М.: Просвещение, 2007
- Поурочное планирование по алгебре. 7 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева/ Т. М. Ерина – М.: Издательство «Экзамен», 2008
- Контрольные и зачетные работы по алгебре: 7 класс к учебнику Ю. Н. Макарычева/ П. И. Алтынов – М.: Издательство «Экзамен», 2007
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009
- Поурочные разработки по алгебре: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009
- Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5-9 классы/Хлевнюк Н. Н., Иванова М. В. – М.: Илекса, 2010
11. Диктанты по алгебре. 7 – 11 классы. Дидактические материалы – М.: Илекса, 2008
12. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект-центр, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
Рабочие программы по математике и информатике
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре, геометрии и информатике 7-11 класс...