Рабочие программы по математике и информатике
рабочая программа по алгебре по теме
Данный материал содержит рабочие программы по алгебре, геометрии и информатике 7-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_matematike_i_informatike.zip | 783.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа
«Принята» на МО учителей математики « » 2013 г. Руководитель:___________ Грачёва В.В. | «Утверждена» Приказом директора школы №_____________ От .2013 г. Директор школы:___________Мудрецов Ю.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
(преподавание по учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского.)
КРУГЛОВОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ
2013-2014 уч.год.
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Алгебра» для 9 класса II ступени образования МБОУ «Уршельская средняя общеобразовательная школа Гусь - Хрустального района Владимирской области» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборник программ «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы», составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7-9 классы».- М. Просвещение, 2008. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам об-разовательного процесса получить представление о целях, содержании, об-щей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами дан-ного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение эта-пов обучения, структурирование учебного материала, определение его коли-чественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 9 классе отводится 3 ч в неделю. Планирование учебного материала по алгебре рассчитано на 102 учебных часа, количество контрольных работ: 10. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
Добавлены две контрольные работы: входная контрольная работа (за курс алгебры 8 класса) и административная контрольная работа, также запланировано на 4 часа пробный экзамен, за курс основной школы. В связи с этим, изменено соотношение часов на раздел «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 21-го часа, в рабочей программе 15 часов.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
- совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни;
- формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений;
- развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
- важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равно-ускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры;
- формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, пони-мать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-методический комплект
- Алгебра: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под. ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.
- Программы общеобразовательных учреждений: «Алгебра, 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна - М. Просвещение, 2008.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
- примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
- приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем.
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки.
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений.
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; при-менять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; распознавания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
1. | Глава I. Квадратичная функция. | 22+1 |
1. | Функции и их свойства. Функция. Область определения и область значений функции. | 1 |
2. | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 |
3. | Свойства функций. | 1 |
4. | Свойства функций. | 1 |
5. | Свойства функций. Самостоятельная работа №1. | 1 |
6. | Квадратный трехчлен. Квадратный трехчлен и его корни. | 1 |
7. | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 |
8 | Входная контрольная работа № 1 за курс 8 класса. | 1 |
9. | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 |
10. | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 |
11. | Контрольная работа №2 «Квадратный трехчлен». | 1 |
12. | Квадратичная функция и ее график. Функция ее график и свойства. | 1 |
13. | Функция ее график и свойства. | 1 |
14. | Графики функций у | 1 |
15. | Графики функций у | 1 |
16. | Построение графика квадратичной функции. | 1 |
17. | Построение графика квадратичной функции. | 1 |
18. | Построение графика квадратичной функции. | 1 |
19. | Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа №2. | 1 |
20. | Степенная функция. корень n-ой степени. Функция у= хп. Корень n-ой степени. | 1 |
21. | Дробно-линейная функция и ее график. | 1 |
22. | Степень с рациональным показателем. | 1 |
23. | Контрольная работа №3 «Квадратичная функция и ее график». | 1 |
2. | Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14+4 |
24. | Уравнения с одной переменной. Целое уравнение и его корни. | 1 |
25. | Целое уравнение и его корни. | 1 |
26. | Целое уравнение и его корни. | 1 |
27. | Целое уравнение и его корни. | 1 |
28-31 | Пробный экзамен за курс основной школы | 4 |
32. | Дробные рациональные уравнения. | 1 |
33. | Дробные рациональные уравнения. Самостоятельная работа №3. | 1 |
34. | Дробные рациональные уравнения. | 1 |
35. | Дробные рациональные уравнения. | 1 |
36. | Неравенства с одной переменной. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 |
37. | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 |
38. | Решение неравенств методом интервалов. | 1 |
39. | Решение неравенств методом интервалов. | 1 |
40. | Решение неравенств методом интервалов. | 1 |
41. | Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с одной переменной». | 1 |
3. | Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17+1 |
42. | Уравнения с двумя переменными и их системы. Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 |
43. | Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 |
44. | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
45. | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
46. | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
47. | Графический способ решения систем уравнений. Самостоятельная работа №4. | 1 |
48. | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
49. | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
50. | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
51. | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
52. | Решение задач с помощью уравнений второй степени. | 1 |
53. | Решение задач с помощью уравнений второй степени. | 1 |
54. | Административная контрольная работа №5. | 1 |
55. | Неравенства с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными. | 1 |
56. | Неравенства с двумя переменными. | 1 |
57. | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 |
58. | Системы неравенств с двумя переменными. | 1 |
59. | Контрольная работа №6 «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 |
4. | Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 15 |
60. | Арифметическая прогрессия. Последовательности. | 1 |
61. | Последовательности. | 1 |
62. | Определение арифметической прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 |
63. | Определение арифметической прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 |
64. | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | 1 |
65. | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | 1 |
66. | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | 1 |
67. | Контрольная работа №7 «Арифметическая прогрессия». | 1 |
68. | Геометрическая прогрессия. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 |
69. | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 |
70. | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
71. | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
72. | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
73. | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
74. | Контрольная работа №8 «Геометрическая прогрессия». | 1 |
5. | ГлаваV. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 |
75. | Элементы комбинаторики. Примеры комбинаторных задач. | 1 |
76. | Примеры комбинаторных задач. | 1 |
77. | Перестановки. | 1 |
78. | Перестановки. | 1 |
79. | Размещения. | 1 |
80. | Размещения. | 1 |
81. | Сочетания. | 1 |
82. | Сочетания. | 1 |
83. | Сочетания. | 1 |
84. | Начальные сведенья из теории вероятностей. Относительная частота случайного события. | 1 |
85. | Вероятность равновозможных событий. | 1 |
86. | Вероятность равновозможных событий. | 1 |
87. | Контрольная работа №9 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | 1 |
5. | Повторение. | 11 |
88. | Квадратичная функция. | 1 |
89. | Квадратичная функция. | 1 |
90. | Уравнения и неравенства с одной переменной. | 1 |
91. | Уравнения и неравенства с одной переменной. | 1 |
92. | Уравнения с двумя переменными и их системы. | 1 |
93. | Уравнения с двумя переменными и их системы. | 1 |
94. | Арифметическая прогрессия. | 1 |
95. | Геометрическая прогрессия. | 1 |
96. | Геометрическая прогрессия. | 1 |
97. | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 |
98. | Системы уравнений. | 1 |
99. | Итоговая контрольная работа№10. | 1 |
100. | Функции. Решение задач. | 1 |
101. | Прогрессии. Решение упражнений. | 1 |
102. | Обобщающий урок за курс 9-го класса. | 1 |
Итого | 102 ч |
Содержание программы учебного курса
Свойства функций. Квадратичная функция
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция , её свойства и график. Степенная функция.
Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции , её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции . Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции может быть получен из графика функции с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции
отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Уравнения и неравенства с одной переменной
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства,, ,
где а0.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умение решать неравенства,, , где а0, осуществляется с опорой на сведенья о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель — выработать умение решать простейшие системы содержащие уравнение второй степени с двумя переменными , и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно пока учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенств с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменив, используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Степенная функция. Корень n -й степени
Четная и нечетная функция. Функция . Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
Основная цель – ввести понятие корня n -й степени.
В данной теме продолжается изучение свойств функций: вводятся понятия четной и нечетной функции, рассматриваются свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполнением несложных заданий на вычисление корней n-й степени, в частности кубических корней.
Свойства корней n-й степени, понятие степени с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот материал будет рассмотрен в старшей школе.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель – ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и. подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
Повторение
Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы.
Формы и средства контроля.
Контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы по изучаемым темам взяты из дидактических материалов: Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009
Можно использовать и следующие контрольные, самостоятельные, проверочные работы.
Входная контрольная работа№1
В а р и а н т 1
1. Решите систему неравенств:
2. Упростите выражение: .
3. Упростите выражение: .
4. Два автомобиля выезжают одновременно из одного города в другой, находящийся на расстоянии 560 км. Скорость первого на 10 км/ч больше скорости второго, и поэтому первый приезжает на место на 1 ч раньше второго. Определите скорость каждого автомобиля.
5. При каких значениях х функция y = + 1 принимает положительные значения?
В а р и а н т 2
1. Решите систему неравенств:
2. Упростите выражение: .
3. Упростите выражение: .
4. Пассажирский поезд был задержан в пути на 16 мин и нагнал опоздание на перегоне в 80 км, идя со скоростью, на 10 км/ч большей, чем полагалось по расписанию. Какова была скорость поезда по расписанию?
5. При каких значениях х функция y = – 2 принимает отрицательные значения?
В а р и а н т 3
1. Решите неравенство: 4(2х – 1) – 3(3х + 2) > 1.
2. Упростите выражение: .
3. Упростите выражение: .
4. «Ракета» на подводных крыльях имеет скорость на 50 км/ч большую, чем скорость теплохода, и поэтому путь в 210 км она прошла на 7 ч 30 мин скорее, чем теплоход. Найдите скорость «Ракеты».
5. При каких значениях х функция y = + 4 принимает отрицательные значения?
В а р и а н т 4
1. Решите неравенство: 9(х – 2) – 3(2х + 1) > 5х.
2. Упростите выражение: .
3. Упростите выражение: .
4. Из пункта А отправили по течению реки плот. Через 5 ч 20 мин вслед за ним вышла из пункта А моторная лодка, которая догнала плот на расстоянии 20 км от А. С какой скоростью двигался плот, если известно, что моторная лодка шла быстрее его на 12 км/ч?
5. При каких значениях х функция y = + 1 принимает положительные значения?
Контрольная работа № 2«Квадратный трехчлен».
Контрольная работа № 3
«Квадратичная функция и ее график».
В а р и а н т 1
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 14х + 45; б) 3у2 + 7у – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 2х – 8. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = –1,5;
б) значения х, при которых у = 3;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
а) и ; в) (–4,1)11 и (–3,9)11;
б) (–1,3)6 и (–2,1)6; г) и 0,0114.
4. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
5. Сократите дробь .
6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 6х + 11.
В а р и а н т 2
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 10х + 21; б) 5у2 + 9у – 2.
2. Постройте график функции у = х2 – 4х – 5. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 0,5;
б) значения х, при которых у = 3;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция убывает.
3. Сравните:
а) (–1,7)5 и (–2,1)5; в) 4,79 и ;
б) и ; г) 5,712 и (–6,3)12.
4. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
5. Сократите дробь .
6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 4х + 3.
В а р и а н т 3
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 12х + 35; б) 7у2 + 19у – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 6х + 5. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 0,5;
б) значения х, при которых у = –1;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
а) и ; в) (–2,3)6 и (–4,1)6;
б) (–1,7)3 и (0,4)3; г) и (–1,4)10.
4. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
5. Сократите дробь .
6. Найдите наименьшее значение квадратного трехчлена х2 – 8х + 7.
В а р и а н т 4
1. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) х2 – 18х + 45; б) 9х2 + 25х – 6.
2. Постройте график функции у = х2 – 8х + 13. Найдите с помощью графика:
а) значение у при х = 1,5;
б) значения х, при которых у = 2;
в) нули функции;
г) промежутки, в которых у > 0 и в которых у < 0;
д) промежуток, в котором функция возрастает.
3. Сравните:
а) 3,411 и 4,211; в) и (–0,7)9;
б) и (–1,2)8; г) (–2,4)4 и 1,24.
4. Вычислите:
а) ; б) ; в) .
5. Сократите дробь .
6. Найдите наибольшее значение квадратного трехчлена –х2 + 6х – 4.
Контрольная работа № 4
«Уравнения и неравенства с одной переменной».
1. Решите уравнение:
а) х3 – 81х = 0; б) = 2.
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 19х2 + 48 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 – 13х + 6 < 0; б) х2 – 9 > 0; в) 3х2 – 6х + 32 > 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
а) (х + 8) (х – 4) > 0; б) < 0.
5. При каких значениях t уравнение 3х2 + tх + 3 = 0 имеет два корня?
6.* Решите уравнение:
+ 4 = 0.
В а р и а н т 2
1. Решите уравнение:
а) х3 – 25х = 0; б) = 1.
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 4х2 – 45 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 – х – 15 > 0; б) х2 – 16 < 0; в) х2 + 12х + 80 < 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
а) (х + 11) (х –9) < 0; б) > 0.
5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 8 = 0 не имеет корней?
6.* Решите уравнение:
= 3.
В а р и а н т 3
1. Решите уравнение:
а) х3 – 36х = 0; б) = 1.
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 13х2 + 36 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 2х2 + 5х – 7 < 0; б) х2 – 25 > 0; в) 5х2 – 4х + 21 > 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
а) (х + 9) (х – 5) > 0; б) < 0.
5. При каких значениях t уравнение 2х2 + tх + 2 = 0 имеет два корня?
6.* Решите уравнение:
= 2.
В а р и а н т 4
1. Решите уравнение:
а) х3 – 49х = 0; б) = 2.
2. Решите биквадратное уравнение: х4 – 17х2 + 16 = 0.
3. Решите неравенство:
а) 5х2 + 3х – 8 > 0; б) х2 – 49 < 0; в) 4х2 – 2х + 13 < 0.
4. Решите неравенство, используя метод интервалов:
а) (х + 12) (х –7) < 0; б) > 0.
5. При каких значениях t уравнение 25х2 + tх + 1 = 0 не имеет корней?
6.* Решите уравнение:
= –1.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Контрольная работа № 6
«Уравнения и неравенства с двумя переменными».
В а р и а н т 1
1. Решите систему уравнений:
2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м2. Найдите стороны прямоугольника.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 + 4 и прямой х + у = 6.
4. Решите систему уравнений:
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
В а р и а н т 2
1. Решите систему уравнений:
2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120 см2.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 10 и прямой х + 2у = 5.
4. Решите систему уравнений:
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
В а р и а н т 3
1. Решите систему уравнений:
2. Периметр прямоугольника равен 26 см, а его площадь равна 42 см2. Найдите стороны прямоугольника.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы у = х2 – 8 и прямой х + у = 4.
4. Решите систему уравнений:
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
В а р и а н т 4
1. Решите систему уравнений:
2. Одна из сторон прямоугольника на 4 м больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45 м2.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности х2 + у2 = 17 и прямой 5х – 3у = 17.
4. Решите систему уравнений:
5. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств:
Контрольная работа №7
«Арифметическая прогрессия».
В а р и а н т 1
1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии (ап), если а1 = –15 и d = 3.
2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; …
3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 1.
4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 25,5 и а9 = 5,5?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.
В а р и а н т 2
1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 70 и d = –3.
2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии: –21; –18; –15; …
3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 4п – 2.
4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = 11,6 и а15 = 17,2?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.
В а р и а н т 3
1. Найдите тридцать второй член арифметической прогрессии (ап), если а1 = 65 и d = –2.
2. Найдите сумму двадцати четырех первых членов арифметической прогрессии: 42; 34; 26; …
3. Найдите сумму восьмидесяти первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 2п – 5.
4. Является ли число 6,5 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –2,25 и а11 = 10,25?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 9 и не превосходящих 80.
В а р и а н т 4
1. Найдите сорок третий член арифметической прогрессии (ап), если а1 = –9 и d = 4.
2. Найдите сумму четырнадцати первых членов арифметической прогрессии: –63; –58; –53; …
3. Найдите сумму ста двадцати первых членов последовательности (bп), заданной формулой bп = 3п – 2.
4. Является ли число 35,8 членом арифметической прогрессии (ап), в которой а1 = –23,6 и а22 = 11?
5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 6 и не превосходящих 150.
В контрольной работе задания 1 и 2 обязательного уровня
Контрольная работа № 8
«Геометрическая прогрессия».
В а р и а н т 1
1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –32 и q = .
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.
3. Между числами и 3 вставьте три числа, которые вместе с данными числами образуют геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 0,04 и b4 = 0,16.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = 3, S4 = 560.
В а р и а н т 2
1. Найдите шестой член геометрической прогрессии (bп), если b1 = 0,81 и q = .
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.
3. Между числами и 196 вставьте три числа так, чтобы они вместе с данными числами составили геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b2 = 1,2 и b4 = 4,8.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = –2, S5 = 330.
В а р и а н т 3
1. Найдите пятый член геометрической прогрессии (bп), если b1 = –125 и q = .
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 4, а знаменатель равен 2. Найдите сумму восьми первых членов этой прогрессии.
3. Между числами 48 и вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они составили геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 0,05 и b5 = 0,45.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = –3, S4 = 400.
В а р и а н т 4
1. Найдите девятый член геометрической прогрессии (bп), если
b1 = 100000 и q = .
2. Первый член геометрической прогрессии (bп) равен 6, а знаменатель равен 4. Найдите сумму пяти первых членов этой прогрессии.
3. Между числами 35 и вставьте три числа так, чтобы вместе с данными они образовывали геометрическую прогрессию.
4. Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии (bп) с положительными членами, зная, что b3 = 3,6 и b5 = 32,4.
5. Найдите первый член геометрической прогрессии (ап), в которой q = 2, S5 = 403.
Контрольная работа №9
«Элементы комбинаторики и теории вероятностей».
В а р и а н т 1
1. На стол бросают два игральных тетраэдра (серый и белый), на гранях каждого из которых точками обозначены числа от 1 до 4. Сколько различных пар чисел может появиться на гранях этих тетраэдров, соприкасающихся с поверхностью стола?
2. Сколько существует шестизначных чисел (без повторения цифр), у которых цифра 5 является последней?
3. В бригаде 4 женщины и 3 мужчины. Среди членов бригады разыгрываются 4 билета в театр. Какова вероятность того, что среди обладателей билетов окажется 2 женщины и 2 мужчины?
4. На каждой карточке написана одна из букв к, л, м, н, о, п. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «клоп»?
5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 11 дает в остатке 10.
В а р и а н т 2
1. Из коробки, содержащей 8 мелков различных цветов, Гена и Таня берут по одному мелку. Сколько существует различных вариантов такого выбора двух мелков?
2. Сколько существует пятизначных чисел (без повторения цифр), у которых вторая цифра в записи 4?
3. В урне 6 белых и 4 черных шара. Из этой урны наудачу извлекли 5 шаров. Какова вероятность того, что 2 из них белые, а 3 черные?
4. На каждой карточке написана одна из букв р, с, т, у, ф, х. Четыре карточки наугад выкладывают одну за другой в ряд. Какова вероятность, что при выкладывании получится слово «хруст»?
5. Найдите вероятность того, что случайным образом выбранное двузначное число при делении на 13 дает в остатке 5.
Итоговая контрольная работа №10
В а р и а н т I
1. Упростите выражение: .
2. Решите систему уравнений:
3. Решите неравенство 5х – 1,5 (2х + 3) < 4х + 1,5.
4. Найдите значение выражения при p = .
5. Постройте график функции у = х2 – 4. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.
В а р и а н т II
1. Упростите выражение: .
2. Решите систему уравнений:
3. Решите неравенство: 2х – 4,5 > 6х – 0,5 (4х – 3).
4. Найдите значение выражения при m = .
5. Постройте график функции у = –х2 + 1. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.
В а р и а н т III
1. Упростите выражение: .
2. Решите систему уравнений:
3. Решите неравенство: 5х – 3 (х – 1,5) < 4х + 1,5.
4. Найдите значение выражения при n = .
5. Постройте график функции у = х2 – 2х. Укажите, при каких значениях х функция принимает отрицательные значения.
В а р и а н т IV
1. Упростите выражение: .
2. Решите систему уравнений:
3. Решите неравенство: х – 2,5 (2х – 1) > х – 1,5.
4. Найдите значение выражения при с = .
5. Постройте график функции у = х2 + 2х. Укажите, при каких значениях х функция принимает положительные значения.
Самостоятельные работы:
Тема: Свойства функций.
Самостоятельная работа №1.
Самостоятельная работа № 2.
Тема: Квадратный трехчлен.
Самостоятельная работа № 3.
Тема: Уравнения приводимые к квадратным.
Самостоятельная работа № 4
Тема: Решение систем уравнений.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная литература
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под. ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2011.
- Программы общеобразовательных учреждений: «Алгебра, 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна - М. Просвещение, 2008.
Дополнительная литература
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктисов; – М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы . «Алгебра, 9 класс». Составитель: Л. И. Мартышова.- М.: ВАКО, 2010.
3.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / Ершова А. П., Голобородько В. В. – М.: Илекса – 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
рабочие программы учителя математики и информатики
Может кому помогут...
Рабочие программы по математике и информатике.
Рабочие программы по Информатике и ИКТ предназначены для обучающихся 8-11 классов....