Создание цифрового ресурса по физике с помощью программы FrontPage
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Создание цифровых ресурсов по различным дисциплинам на уроках информатики приводит к развитию познавательной активности и творческого потенциала учащихся; созданию на уроке ситуации успешности; личностному подходу и подготовке учащихся к жизни в современном мире. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».

Работа учащихся по созданию цифрового ресурса выполняется в несколько этапов. Сначала создается шаблон в виде фреймовой структуры, состоящий из трех фреймов: верхнего для названия ресурса, левого для содержания и центрального для наполнения ресурса различной мультимедийной информацией. Затем на страницах шаблона размещается подготовленный заранее материал, при необходимости создаются новые страницы. Для свободного перемещения по страницам цифрового ресурса создаются гиперссылки с каждого пункта содержания на соответствующую страницу ресурса и обратно. Заключительным этапом работы является просмотр готового цифрового ресурса, проверка работы гиперссылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc499.61 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство образования Ставропольского края

ГБОУ СПО

«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

Преподаватель: М.В. Спивак

Прасковея, 2012 г.Методическая цель: показать применение интерактивных методов и средств обучения на практическом занятии.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

По дисциплине: Информатика

Курс: 1 Группа: АБ

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Тема: Изучение эффективных приемов работы с программой MS Front Page

Цели занятия:

Образовательная:

- научить студентов создавать Web-узлы фреймовой структуры;

Дидактические задачи:

- ознакомление с методикой создания web-узлов фреймовой структуры;

- выработка умений размещения информации на web-узле;

- выработка умений создания гиперссылок, как системы навигации по всему документу;

- выработка умения просмотра готового документа

Воспитательная:

- способствовать формированию профессиональной компетентности;

- прививать студентам творческое отношение к учебной деятельности;

- прививать бережное отношение к оборудованию лаборатории;

Развивающая:

- стимулировать положительную мотивацию учебной деятельности;

- на основе мотивации учебной деятельности развивать устойчивый интерес к изучаемому материалу;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, представления, память, мышление, воображение;

- развивать эстетический вкус.

Вид занятия: практическое занятие

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: информатика.

Обеспечиваемые: физика.

Карточка обеспечения занятия

Оборудование: компьютеры IBM PC, локальная сеть, мультимедиапроектор, интерактивная доска IntewriteBoard, сетевой принтер.

Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word, MS Front Page, Radmin.

Раздаточный материал: инструкционные карты, памятка «Упражнения для глаз».

Учебные места для практических занятий: лаборатория информатики.

Литература: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник / Н.Д. Угринович. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Цифровые образовательные ресурсы:

- http://www.alledu.ru: Все образование в Интернет;

- http://window.edu.ru/window/library: Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Содержание занятия

№ элемента урока

Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения

Планируемое время (мин.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Организационная часть (Приветствие, проверка отсутствующих, про верка готовности к занятию, техника безопасности).

Мотивация учебной деятельности (вступительное слово преподавателя посредством метода словесно-образной наглядности и применением  интерактивной доски).

Сообщение темы, целей и задач занятия (словесно-образная наглядность с применением  интерактивной доски).

Актуализация имеющихся знаний (компьютерное тестирование, работа в локальной сети с сетевым принтером).

Осмысление содержания, последовательности выполнения практических действий и их выполнение согласно инструкционной карте (самостоятельная работа под руководством преподавателя, репродуктивный метод, интерактив при  работе с программой Front Page, при использовании локальной сети.)

Физминутка (упражнения для глаз, осуществляются индивидуально каждым студентом в зависимости от усталости глаз)

Обобщение и систематизация студентами результатов работы и формулировка выводов (демонстрация полученного электронного учебника с рабочего места студента посредством локальной сети и программы администрирования Radmin).

Подведение итогов занятия и выставление оценок.

Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (к следующему занятию разработайте структуру вашего персонального web-сайта).

2

2

1

5

73

1

3

2

1


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Информатика.

Тема: Изучение эффективных приемов работы с программой MS Front Page.

Цель: освоить методику создания Web-узлов фреймовой структуры.

Норма времени:  2 часа

Место проведения: лаборатория информатики

Форма организации: индивидуальная.

Обеспечение рабочего места:

Компьютеры IBM PC, локальная сеть, сетевой принтер, инструкционные карты.

Содержание работы

  1. Создание шаблона будущего цифрового ресурса
  2. Размещение оглавления
  3. Создание страниц и размещение изучаемого материала
  4. Создание системы навигации с помощью гиперссылок
  5. Просмотр готового цифрового ресурса

Задание 1. Создание шаблона будущего цифрового ресурса

- Откройте папку Мои документы, затем папку Мои Web-узлы, создайте в ней папку Цифровой ресурс по физике и поместите в нее папку с рабочим материалом.

- Откройте программу MS Front Page, выберите режим Конструктор.

- Создайте титульную страницу (Файл→Создать или кликните одноименный значок на панели инструментов Стандартная).

- Задайте фон страницы (контекстное менюсвойства страницыФорматирование).

- Введите название: Цифровой ресурс по дисциплине «Физика».

- Сохраните страницу под именем Title.

- Обратите внимание на то, что ярлык несохраненной страницы содержит звездочку*;

- Создайте следующую страницу аналогичным образом и введите в нее Оглавление.

- Сохраните страницу для оглавления под именем Menu.

- Создайте главную страницу, введите в нее текст:

Тема

Звук, его характеристики

- Оформите эту страницу.

-  Сохраните ее под именем R1.

- Создайте фреймовую структуру будущего цифрового ресурса (Выберите Файл Создать, затем Другие шаблоны страниц→Страница рамокОбъявления и оглавления).

- В появившихся фреймах расположите созданные вами страницы: вверху - название, слева – оглавление, в центре – страницу с названием темы.

- сохраните полученный документ в папке Цифровой ресурс по физике под именем index. Обычно под этим именем файл сохраняется по умолчанию. Впоследствии этот файл будет являться запускающим файлом.

Задание 2. Размещение оглавления

- Откройте файл Звук, его характеристики в папке Рабочий материал, выделите все названия пунктов данной главы (при выделении удерживайте нажатой клавишуCtrl) и скопируйте их на страницу оглавления.

- Сохраните файл. При этом звездочка на ярлычке листа должна исчезнуть.

Задание 3. Создание страниц и размещение учебного материала

- Создайте  страницы: по одной для каждого пункта оглавления и сохраните их под именами R2, R3 и т.д.

- Разместите учебный материал на страницах учебника простым копированием, не забывайте сохранять страницы.

Задание 4. Создание системы навигации с помощью гиперссылок

- Выделите первый пункт оглавления и установите гиперссылку на соответствующую ему страницу (на страницу R2).

- Установите обратную связь этой страницы с оглавлением, не забывайте сохранять полученные изменения на страницах.

Задание 5. Просмотр готового цифрового ресурса

- Закройте программу MS Front Page;

- Откройте папку Мои документы, затем папку Мои Web-узлы, затем Электронный учебник, файл index

- Просмотрите готовый учебник с помощью гиперссылок.


Сценарий занятия

Здравствуйте. Сегодня присутствуют все. Прежде, чем начать наше практическое занятие, мне хотелось бы напомнить вам технику безопасности при работе в данной лаборатории. (Слайды на интерактивной доске)

Необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение!

- Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

- Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

- Не стучите по клавиатуре и мышке.

- Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Чтобы работать за компьютером быстро и без усталости, необходимо соблюдать следующие правила:

- Позвоночник должен быть вертикальным, спина опирается на спинку стула.

- Ступни удобно стоят на полу или специальной подставке.

- Расстояние до экрана не менее вытянутой руки.

- Верхний край экрана располагается примерно на уровне ваших глаз.

 - По мере усталости, выполняйте упражнения для глаз. Они приведены в памятке, которая находится на каждом рабочем месте.

Старайтесь соблюдать эти простые правила и работа за компьютером будет более комфортной, тем более, что в современном обществе без компьютера никуда. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Умение пользоваться информационными технологиями в своей работе на сегодняшний день является критерием не столько компьютерной грамотности, сколько критерием просто грамотности и профессиональной пригодности в обществе.

В современном мире, называемом постиндустриальным или информационным, людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Наступило время, когда профессионал уже с трудом справляется с потоками информации. Специалисту, чтобы на должном уровне выполнять свои обязанности, необходимы инструментарий и методология его прменения для обработки информации. Это сравнимо с использованием средств передвижения: теоретически человек может пешком преодолеть любое расстояние, но современный темп жизни просто немыслим без применения автомобиля, поезда, самолета. То же самое происходит и в области, связанной с обработкой информации: теоретически человек сам может переработать без компьютера любую информацию, но сделает это эффективнее, если овладеет знаниями и умениями, которыми располагают информационные технологии. Чтобы в этих условиях донести до людей какую-либо информацию, необходимо сделать это ярко и эффективно. Созданная вами персональная web-страница, web-узел или электронное издание помогут продемонстрировать всем заинтересованным лицам ваши идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.

Итак, тема нашего практического занятия: Изучение эффективных приемов работы с программой MS Front Page. Программа Front Page принадлежит к пакету прикладных программ. MS Office, имеет очень простой и доступный интерфейс,  и служит для создания Web-страниц и Web-узлов.  Вы сегодня научитесь создавать web – узел фреймовой структуры, который может быть опубликован в интернете в виде сайта, а может выполнять функцию цифрового ресурса. Мы используем вторую функцию web – узла, то есть создадим цифровой ресурс по дисциплине «Физика», тема «Звук, его характеристики».

Работу будем выполнять в несколько этапов:

- сначала выполним шаблон будущего цифрового ресурса;

- разместим теоретический и проверочный материал на страницах шаблона;

- установим систему навигации с помощью гиперссылок;

- просмотрим готовый цифровой ресурс, проверим работу гиперссылок.

Поскольку при создании учебника вы будете работать с текстом, выполнять операции его редактирования и форматирования, то вам необходимо понимать насколько хорошо вы владеете основными операциями по работе с текстом. Поэтому сейчас проведем небольшое тестирование по теме: «Текстовый процессор MS Word». Тест свернут на панели задач. Разверните его, внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из предложенных ответов. По окончании теста нажмите Проверить правильность выполнения теста. Результаты тестирования импортируйте в Word, добавьте свою фамилию и отправьте на печать по локальной сети. 

С тестом все справились. Очень хорошо. Значит, справимся и с текстом на страницах нашего будущего цифрового ресурса. Одним из главных условий для создания цифрового ресурса является расположение всех исходных файлов в одной папке. И поскольку это гипертекстовый документ, то по умолчанию он будет располагаться в папке Мои web-узлы.

У вас на каждом рабочем месте в этой папке размещена папка «Цифровой ресурс по физике» которая содержит:

- материал по теме «Физика»;

- папку с набором фоновых рисунков;

- папку с набором картинок для оформления.

На столе лежит инструкционная карта, которая содержит четкую последовательность всех практических действий.

Теперь внимательно смотрим на экран и вдумываемся в то, что будем выполнять.

- Открытие программы MS Front Page, выбор режима Конструктор;

- Создание страницы для названия нашего цифрового ресурса;

- Задание фона страницы;

- Сохранение страницы под именем Title.

Здесь необходимо обратить внимание студентов, что названия файлов будущих web-страниц должны быть только на английском языке.  После каждого внесения изменения на страницу, ее следует сохранять, ярлык несохраненной страницы содержит звездочку*;

- Создание страницы Оглавление.

- Сохранение страницы для оглавления под именем Menu.

- Создание первой страницы учебника:

Звук, его характеристики

- Оформление первой страницы рисунком из папки Рабочий материал.

-  Сохранение ее под именем R1.

- Создание фреймовой структуры ресурса  (Выберите Файл→ Создать, затем Другие шаблоны страниц→Страница рамок→Объявления и оглавления).

- В появившихся фреймах расположите созданные вами страницы: вверху - название, слева – оглавление, в центре – страницу с названием темы.

- сохранение полученного документа в папке Цифровой ресурс по физике под именем index. Обычно под этим именем файл сохраняется по умолчанию. Впоследствии этот файл будет являться запускающим файлом.

Размещение оглавления на странице осуществляется простым копированием. Сложность состоит в выделении и копировании отдельных, не следующих друг за другом текстовых фрагментов. В этом случае необходимо указать студентам на то, что копирование лучше выполнять не через контекстное меню, а через главное (Правка – копировать), чтобы случайным образом не снять выделение.

Для наполнения шаблона содержимым студенты создают страницы для каждого пункта оглавления и сохраняют их r2, r3, r4…соответственно.

Размещение учебного материала на созданных страницах выполняется простым копированием. Следует напоминать студентам о постоянном  сохранении страниц и способствовать тому, чтобы из необходимости это превратилось в полезную привычку.

Система навигации является неотъемлемым компонентом любого гипертекстового документа.  

- Выделите первый пункт оглавления и установите гиперссылку на соответствующую ему страницу (на страницу R2).

- Установите обратную связь этой страницы с оглавлением, не забывайте сохранять полученные изменения на страницах.

Просмотр готового цифрового ресурса

- Закройте программу MS Front Page;

- Откройте папку Мои документы, затем папку Мои Web-узлы, затем Цифровой ресурс по физике,  файл index

- Просмотрите готовый цифровой ресурс с помощью гиперссылок.

Студент демонстрирует то, что у него  получилось, со своего рабочего места, говорит о том, что получилось, что не получилось, что хотелось бы изменить.

Итак, целью нашего занятия было создание цифрового ресурса. Достигли мы поставленной цели? И я полагаю, что да, достигли. Сегодня мы с вами выполнили цифровой ресурс фреймовой структуры по физике, содержащий только одну тему. В него можно добавлять страницы с новым содержимым. По этой же технологии можно выполнить персональный сайт или хотя бы одну Web-страницу  и опубликовать ее в Интернете.

Данный цифровой ресурс после рецензии преподавателя физики будет дополнен другими темами и доступен не только здесь в данной лаборатории, но и в библиотеке, на вашем домашнем компьютере.

Урок записан с помощью Web-камеры в компьютер. Полученный видеоурок будет хорошим дополнением к цифровому ресурсу и полезен не только вам, но и всем желающим в разработке электронных пособий и создании собственных сайтов.

Оценки за урок с учетом проведенного тестирования и выполнения практических заданий следующие:

№ п/п

Ф.И студента

Тест

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

итог

1

К следующему занятию, пожалуйста, разработайте свой персональный web-сайт, содержащий не менее 3 страниц и подготовьте его на бумажном носителе. Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание цифровых образовательных ресурсов. Фрагмент урока с их использованием.

Фильм (слайд-шоу) со звуковым сопровождением, презентация  и небольшой тест-опрос, составленные мною для урока по теме  «Правильные многогранники», а так же фрагмент урока с их использование...

Конкурсная работа по созданию цифровых образовательных ресурсов

Данная презентация была создана для работы по теме "Осень" в 6 классе по немецкому языку, а в дальнейшем использована в муниципальном конкурсе по созданию ЦОР. Цель: активизировать деятельность учащих...

Создание цифровых образовательных ресурсов

Учитель имеет много возможностей и инструментов для создания собственных цифровых образовательных ресурсов к урокам. Статья предлагает краткий обзор таких инструментов применительно к преподаванию ино...

"Создание и использование интерактивных тестов с помощью программы MyTest"

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления знаний.Цели:·        изучить понятие "интерактивный тест", изучить основные приемы создания интерактивн...

список цифровых образовательных ресурсов по физике

В данном документе указаны цифровые образовательные ресурсы, которые применяются при обучении физики....

Формирование навыков в проектной деятельности при создании цифровых образовательных ресурсов

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. ...